Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю седьмую по Пасхе, Святых Отцев Первого Вселенского Собора (Ин. 17. 1—13; Деян. 20. 16—18; 28. 36)

Да будет едино как и Мы (Ин. 17. 11).

О единении верующих во Христа

Три дня тому назад, братие и сестры, святая Церковь праздновала Вознесение Господне, а в течение сорока дней до этого праздника она прославляла Воскресшего Господа, воспоминала явления Его апостолам и народу и призывала нас к   благодатному общению с Ним, Воскресшим, в душах и сердцах наших.

Этот призыв и общению с Господом, к единению с Ним, а также и к единению со всеми верующими в Него, получил особое подкрепление в последних словах, сказанных Господом перед вознесением на небо: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28. 20). Какое великое утешение было дано апостолам, а вместе и нам этими словами Спасителя!

Незадолго до Голгофы Христос дал апостолам обетование и ниспослании им Духа Святого (Ин. 16. 7), при Своем же вознесении Он и Сам непреложно «обещался с нами быти до окончания века» (пасхальное песнопение).

Чтобы сильнее расположить нас к единению с Господом Иисусом Христом святая Церковь сегодня предлагает нашему назиданию молитву Спасителя перед Его страданиями и смертью. В этой молитве Он указывает на Свою общность, на Свое теснейшее единение с Отцом Небесным. Обращаясь к Нему, Спаситель говорит: Все Мое — Твое, и Твое — Мое… И ученики, которых Ты дал Мне, — Твои. И вслед за этим молится об учениках: «Отче Святый! Соблюди их имя Твое, чтобы они были едино, как и Мы… и да наследуют жизнь вечную… Сия же жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа. Знать же Бога и пребывать в единении с Ним значило пребывать в вечности и неизреченной радости.


 

203

О даровании апостолам духовной радости также молится Спаситель в этой молитве: Ныне к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они (ученики) имели в Себе радость Мою совершенную (Ин. 17. 18).

После вознесения Спасителя апостолы сразу же и ощутили эту радость, ибо сказано в Евангелии, что с великой радостью (Лк. 24. 52) возвратились они в Иерусалим и пребывали в Сионской горнице в тесном единении и единодушии, молитве и молении (Деян. 1. 14) до дня святой Пятидесятницы, когда они преизобильно преисполнились даров Святого Духа. С тех пор, находясь сами в духовном единении друг с другом, они и верующих, и поставленных ими пастырей призывали к единению, к единомыслию (Рим. 15. 5), к жизни в союзе мира и любви.

Апостол Павел, как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, говорил Ефесским пастырям, прощаясь с ними: Я не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить служение мое (Деян. 20. 24) и не упускать возвещать вам всю волю Божию… Внимайте себе и всему стаду… и пасите Церковь Божию, оберегая от лютых волков, не щадящих стада, и от людей из среды нас, говорящих превратно. Свой призыв к единению апостол Павел закончил коленопреклоненной молитвой. Ефесские пастыри с великим плачем прощались с апостолом, бросаясь на шею его и никак не желали расставаться после трехлетнего непосредственного единения с ним.

Чтобы закрепить свое единение с верующими апостолы Христовы создали особую форму единения пастырей с паствой и во вопросам вероучения, и нравоучения, и по вопросам церковного благочиния и управления. Этой формой, явились церковные соборы. Первым собором апостольский собор в Иерусалиме в 51‑м году. На этом соборе было решено принимать язычников в Церковь Христову без обрезания, ибо говорилось в соборном решении, угодно святому Духу и нам не возлагать на язычников (сего) бремени (Деян. 15. 28). С тех пор соборная форма стала высшей формой и церковного управления и церковного единения всех верующих во Христа.

Братие и сестры! Сегодня святая Церковь чтит и прославляет


 

204

святых Отцев Первого Вселенского собора. Этот собор называется вселенским потому, что на нам собрались представители всех церковных общин тогдашнего христианского мира, и что постановления его обязательны для всей церкви, церкви вселенской. Это произошло в 325 г. На нем была осуждена арианская ересь, приравнивающая Иисуса Христа к простому человеку и выработано было учение о Нем как Сыне Божием по Божеству и Сыне Человеческом по человечеству. Тем самым было установлено единство веры для всех христиан и единство жизни их, как верных чад Церкви Христовой. В числе отцев первого Вселенского собора были святитель Афанасий Великий, святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Николай Мирликийский [[Святитель Николай не был в составе постоянных членов собора, а был на нем недолго (в момент острой борьбы с Арием), и потому его имени нет в числе постоянных членов.]], святитель Александр Александрийский и многие другие (всего 318 отцев). Все они завещали нам твердо и единодушно держаться веры в Господа нашего Иисуса Христа, закрепленной ими в Символе веры, который мы ежедневно поем за Божественной литургией. Поя его «едиными усты и единым сердцем», мы чувствуем свое единство и друг с другом, и со своей Матерью — вселенской Церковью.

Будем, же, братие и сестры, дорожить нашей общностью, единством в вере, молитве, любви. Будем помнить, что все мы дети одного Отца Небесного, одной матери — Православной Церкви. Будем бороться с тем, что нас разъединяет и разобщает: бороться с грехом, самолюбием, гордостью, со злобой и враждой. Будем взаимно стремиться к миру, будем прощать и носить тяготы, друг друга и тем объединяться в союз мира и любви.

Господи, помоги нам братьев своих во Христе носить в своем сердце, жить в союзе мира и любви и всегда прославлять Тебя, Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.