Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в праздник Вознесения Господня (Лк. 24. 36—53)

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа…» (Тропарь).

Значение праздника Вознесения Господня

Вчера, братие сестры, святая Церковь отпраздновала отдание Пасхи. Сорокадневное празднование светлого Христова Воскресения тем самым было закончено. В эти истекшие сорок дней мы призывались пережить как бы и свое собственное воскресение, точнее, свое совоскресение со Христом. Наша душа должна была войти в новое, высшее состояние, испытать особое духовное просветление, обновление. Воскресший Христос возводил нас «от смерти к жизни и от земли к небеси». Мы «смерти праздновали умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». Любя воскресшего Христа, мы призывались любить, «обнимать друг друга», любить все окружающее. О счастливое, о блаженное время! Как много духовно приобрел тот из нас, кто в эти сорок дней, имея духовную, жажду, пил чашу «воды живой», был в непрерывном духовно-благодатном общении с воскресшим Христом и со своими ближними.

Воскресение Христово, как об этом мы уже не раз говорили раньше, явилось залогом и началом (начатком) и нашего воскресения (1 Кор. 15. 20). Христос своей смертью «смерть поправ», избавил нас от торжества смерти, от безраздельного господства ее над нами, говорили и говорим вместе с апостолом: Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа (1 Кор. 15. 55). Мы говорили и говорим вместе со святителем Иоанном Златоустом: «Воскресе Христос, и ни единого во гробе [[Ни один из умерших не останется на веки вечные во гробе, в земле. Все восстанут силой Божией при втором пришествии Христовом в телах нетленных, бессмертных, небесных.]]. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и все мы воскреснем. Воскреснем в таком же преображенном, нетленном, небесном теле, в каком воскрес и Христос. Вострубит труба, — говорит апостол, — и мертвые восстанут нетленными, бессмертными…, и смерть пожерта будет победою (1 Кор. 15. 52—54). Вот о чем между прочим говорит нам вокресение Христово, вот каково значение его для нас.


 

197

Каково же значение Вознесения Господня?

Вознесение Спасителя обозначало возвращение воскресшего Сына Божия к Отцу Небесному и к той божественной славе, которую Христос имел до Своего воплощения. Вочеловечившись, Он Себя умалил, принял зрак раба и сделался во всем подобным человеку, кроме греха (Фил. 2. 6—8). Божественную славу Свою, ее сияние Он скрыл от людей, как бы оставил на небе у Отца Своего, а вновь обрел ее лишь после Своего воскресения [[Во время земной жизни Своей Христос лишь однажды показал ученикам славу Свою на горе Фаворе, и то в меру восприятия их («якоже можаху»).]].

Уже само воскресение Господа сопровождалось сиянием славы небесной, озарившей стражу и ангелов (Мф. 28. 2—4) и могло обозначать, что за воскресением сразу же последует полное вознесение к Отцу, в царство Славы Его. Но однако этого полного и окончательного вознесения еще не произошло, не произошло потому, что Христу надлежало еще являться ученикам, чтобы довершить сообщение им тайны Царствия Божия (Деян. 1. 3) и приготовить их к сошествию на них Святого Духа после Его вознесения. Когда все это было совершено, произошло полное, окончательное вознесение Сына Божия и Отцу Небесному. Оно произошло в том же измененном, преображенном, небесном теле, в каком и воскрес Христос. А это значит, что в таком же измененном небесном теле вознесемся и мы, когда по зову ангельской трубы, силой Божией все изменимся и восхищены будем на небе дли окончательного решения нашей участи на суде правды и милости Божией. Вот обо всем этом и напоминает нам вознесение Господне.

Но не только такое значение имеет для нас этот праздник Господень. Он напоминает нам и о обетовании ниспослания Святого Духа на апостолов и Церковь Христову, которым (обетованием) не раз Христос и утешал их. Так, зная, что сердца, апостолов наполнятся скорби (Ин. 16. 6) при Его вознесении, Христос заранее, в прощальной беседе, говорил им: Лучше для вас, чтобы Я пошел (ко Отцу) ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его вам (Ин. 16. 7). А Утешитель, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обе Мне (Ин. 15. 26), наставит вас на всякую истину и грядущее возвестит (Ин. 16. 13).


 

198

Обетование о ниспослании Святого Духа Христос повторил апостолам и в самый дань Своего вознесения: через несколько дней после сего (вознесения)… вы приимете силу, когда сойдет на вас Дух Святый (Деян. 1. 5. 8). Во всех этих словах Христа мы видим не только заботу Его о Своих учениках, но и указание на то, что в нашем спасении вслед за Христом принимает участие и Третье Лицо Пресвятой Троицы — Дух Святый.

Значит, не только Христос, хотя и вознесшийся, будет пребывать с нами до скончания века, как обещал ученикам Своим (Мф. 28. 20), но и Святой Дух благодатными дарами Своими будет всегда в Церкви Христовой, «немощная врачуя и оскудевающая восполняя». Это Ему мы вновь запоем в день святой Пятидесятницы: «Прииди и вселися в ны».

Братие и сестры! В сегодняшний праздник Вознесения Господня мы духовно радуемся и торжествуем. Сердца наши вслед за вознесшимся Христом устремлены на Небо, туда, где наш Отчий дом, где подлинная родина наша. Рано или поздно, но неизбежно всем нам надлежит отправиться туда. Там встретит нас не только Отец Небесный с ангелами и святыми угодниками, но встретят и все родичи наши, «от века» умершие и переселившиеся туда, где «жизнь бесконечная». Мы всего лишь «странники и пришельцы» на земле сей, взыскующие «грядущего града». Небо — центр наших тяготений, единение с Отцом Небесным — вожделенная наша цель жизни. Но сегодня сердца наши преисполнены ощущением теснейшей связи неба и земли. Под своими ногами мы сегодня особо чувствуем землю нашу с ее заботами и скорбями, о ее делами добрыми и худыми, а над головой нашей радостно чувствуем открытое благодатное небо, где нас ждет правда и милость Божия. Для нас сегодня весьма дороги и земля и небо. Земля потому, что на ней Сын Божий совершил наше спасение, и о этой земли Он сегодня (по воспоминаниям праздника) вознесся к Отцу Своему, и на эту же землю, на Церковь Христову, через несколько дней снизойдет благодать Духа Святого (по воспоминаниям праздника святой Троицы). Открытое, благодатное небо нам дорого потому, что именно там завершится и определится все то, что творится нами на земле.

Во все великие праздники мы всегда, проникновенно чувствуем и сердцем улавливаем благодатную связь и единство во всем трудном, но вместе и благодатном деле нашего спасения,


 

199

совершаемом на земле и завершаемом на небе. И сегодня душа наша поет: «да радуются небеса; да торжествует и веселится земля». Земля отдает сегодня небу Сына Божия, небо готовился ниспослать на землю Святого Духа. И все это творилось и творится по благой воле Отца Небесного, Владыки земли и неба, Церкви земной и небесной.

Братие и сестры! Вся Пресвятая Троица принимает участие в нашем спасении. Бог Отец, любя нас, посылает возлюбленного Сына Своего, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти. Сын Божий совершает это избавление. Дух Святой вспомоществуем нашему спасению благодатными дарами Своими. Через десять дней мы будем прославлять святую Троицу и особо — Духа Святого. Будем же готовиться к этим дням, чтобы и нам удостоиться даров Святого Духа и войти в духовно-благодатное общение со всей Пресвятой Троицей.

Святого Духа мы доселе еще не получили по греховности нашей в той мере, в какой это нужно для нашего обновления и возрождения. Значит, праздники Святой Троицы и Святого Духа для нас должны быть праздниками духовно-благодатного насыщения. Это, следовательно, самые насущные дни и самые радостные для нас праздники. Апостолы десять дней пребывали в молитвенном общении с Богом и друг с другом, прежде чем получили огненные языки. И нам необходимо эти десять дней провести в воздержании, строго, молитвенно, во взаимном примирении, в трепетно-благоговейном ожидании посещения Божия.

Господи! Помоги нам войти в молитвенно-духовное единение с Тобой в грядущие дни великих праздников. Троице святая, Боже наш, слава Тебе! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.