Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю третью по Пасхе (Мк. 15. 43—16. 8)

О явлении Христа святым женам-мироносицам

Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа (Ин. 20. 18).

Чему нас научают святые жены-мироносицы

Воскресение Спасителя, как и смерть Его, сопровождалась, благочестивые слушатели, необычными явлениями в сфере земной, великим землетрясением (Мф. 28. 2) и в сфере небесной — явлением в блистающих одеждах ангелов (Лк. 24. 4). Как молния (Мф. 28. 3) осветили они предрассветную тьму и отвалили огромный камень от дверей гроба. Все это произошло так неожиданно, быстро и блистательно, что стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые (Мф. 28. 4). На этом и закончилась их роль при гробе: дальше стеречь было уже некого.

Когда произошло землетрясение и появление ангелов: до воскресения Христа, при воскресении или после него? Вопрос как будто несущественный и праздный, но в истории домостроительства нашего спасения однако примечательный: везде и во всем сначала выступает воля и сила Божия, а потом уже и все остальное: ангелы, природа, люди. Так было при сотворении мира, так при Благовещении и Воплощении Сына Божия, так было при Крестной Смерти, так сложилось и при Воскресении [[Так случается и в жизни каждого отдельного человека, сопровождается и заканчивается волей (или попущением) Божиим или воспоминанием (или наказанием). Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15. 5).]].


 

165

Указанные выше события (землетрясение, ангелы) были лишь следствием воскресения Господня, иначе говоря, — Его свидетелями, благовестниками. Земля сотрясалась, свидетельствуя, что случилось что-то необычайное, и ангелы явились, чтобы светом блистания своего омертвить (обезопасить) стражу, отвалить камень от гроба и разъяснить смысл событий пришедшим ко гробу. Этими приведшими были святые жены-мироносицы.

Для них ангелы явились первыми благовестниками воскресения Христова. Они (ангелы) должны были подготовить их, мало подготовленных к тому, чтобы не искать во гробе Мертвого, для умащения Его благовониями, а поверить в Живого, в Воскресшего и чтобы, подкрепившись в своей вере явлением им ангелов и Воскресшего, в свою очередь, они начали бы подготовлять апостолов, очень мало подготовленных к встрече с Господом, восставшим из гроба.

Так, на рассвете первого дня недели при гробе Спасителя начала развертываться золотая нить событий, полных глубокого смысла и последовательно развития. Кто же, братие и сестры, были эти жены-мироносицы? При жизни Спасителя они занимали очень скромное место среди Его окружения, все время пребывая как бы в тени и на некотором отдалении от Христа и апостолов. Поэтому очень мало сведений сохранилось о них в Евангелии.

Когда Христос проходил по градам и селам, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил… Мария Магдалина и Иоанна… и Сусанна и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8. 1—3). Среди жен-мироносиц особо выделялись те, которые были названы по имени. Сюда относится и Мария Иаковлева, и Саломия, названные в другом Евангелии (Мк. 15. 40). Все они, составляли как бы ядро среди жен-мироносиц, их организующую ведущую и более близкую ко Христу группу.

Относительно многих других жен-мироносиц в Евангелии сказано, что они служили Ему имением своим. Служение имением своим могло выражаться и во взносе денежных сумм в кассу Иуды Искариотского, и в снабжении пищевыми продуктами из этих имений, и даже в отдельных случаях, в приготовлении из них пищи, потребной для питания Христа и апостолов,


 

166

питавшихся иногда полевыми колосьями и весьма малым количеством рыб и хлеба. И в этом случае эти жены являлись до некоторой степени прообразом тех диаконисс, которые вскоре стали иметь большое значение в Церкви Христовой.

Главное, что влекло жен-мироносиц к Спасителю — это учение Его о новой, доселе неведомой, духовно-благодатной жизни, полной высокого смысла и удовлетворявшей самые насущные потребности человеческого сердца. Простота, ясность, любвеобильность и возвышенность духа, с которыми излагалось это учение, а также чарующий небесный образ Самого Учителя и Его чудеса — все это неотразимо действовало на слушателей, в том числе и на жен-мироносиц и влекло к Нему с неодолимой силой. Ходя за Спасителем, они внимали каждому слову Его, слагая их по женскому обычаю в сердце своем. Так они сложили в сердце своем слова Учителя о предстоящих страданиях, Его смерти и трехдневном воскресении (Лк. 24. 7).

Ближайшая подготовка их к вере в воскресение Учителя началась, братие сестры, с Голгофских событий. Во время этих событий небольшая группа (ядро) жен-мироносиц с Матерью Божией стояла у Креста Спасителя (Ин. 19. 25), остальные же мироносицы отдельной, более многочисленной группой стали поодаль, вдали от Креста (Лк. 23. 49). Обе группы глубоко перестрадали крестные муки Спасителя и не хотели Его оставить до погребения (Лк. 23. 55), а две Марии (из малой группы) и после погребения не могли расстаться с Ним, сидя против гроба (Мф. 27. 61) [[По пасхальному Синаксарию одной из них была Пречистая Дева.]].

Мироносицы той и другой группы ощущали непреодолимую потребность умастить тело Погребенного и оплакать Его. И каждая из них, заготовив в субботу ароматы, в ранний утренний час первого дня недели и устремились ко гробу. Ранее всех («еще темно») пришла ко гробу Мария Магдалина (Ин. 19. 1) и, убедившись, что он пуст, поспешила в город сообщить в этом апостолам Петру и Иоанну (2‑й ст.). Пока она ходила в город, подошла ко гробу группа мироносиц (Лк. 23. 55—56; 24. 1—9) во глазе со Иоанной [[Движение святых жен-мироносиц ко гробу Господню мы излагаем по схеме Феофана Затворника. Письма, 23‑е письмо, «Первые благовестницы о воскресении Господа», стр.110‑123, изд. 2.]] и увидела двух ангелов (в образе мужей).


 

167

Ангелы, упрекнув, что они ищут Живого между мертвыми, разъяснили, что Христос воскрес, и что они должны вспомнить, как Он говорил им, что Ему надлежит быть предану… распяту и в третий день воскреснуть (Лк. 24. 7). И жены, внимая ангелам, действительно вспомнили эти слова Его (8‑й ст.). Взволнованно и радостные, они поспешили в Иерусалим возвестить все это апостолам (9‑й ст.).

А между тем, по отбытии этой группы, сюда прибежали апостолы Петр и Иоанн (Ин. 20. 3—9), а после их ухода пришла вновь Мария Магдалина. Стоя у пустого гроба, она плакала. Увидев двух ангелов, высказала им причину своего плача: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (13 ст.). Горе ее было так велико, душа так преисполнена скорбью, а глаза так озабочены, затуманены желанием видеть Умершего, что она, оглянувшись и увидев Иисуса, не узнала, не сразу почувствовала Его, а приняла сначала за садовника, который мог вынести и где-то положить тело Иисуса. Так, ища Умершего, она видя не видела Живого, Воскресшего. И только когда услышала из уст Господа свое имя — Мария, встрепенулась и, мгновенно озарившись светом Воскресшего, с криком Раввуни, бросилась к ногам Его, переживая радость и своего духовного воскресения.

Так совершилось первое явление воскресшего Спасителя. По отбытии Марии Магдалины приходит ко гробу другая, малая группа: (Мария Иаковля, Саломия и другие) и видит ангелов (в образе юноши) у гроба. Получив от него напутствие, мироносицы отходят. И когда они шли возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28. 9—10). Так произошло, братие и сестры, второе явление мироносицам воскресшего Господа.

После своего отбытия от гроба святые жены, согласно данного им повеления от ангелов и Воскресшего, собрались все у апостолов, возвещая им великую истину Христова Воскресения


 

168

(Лк. 24. 10; Ин. 20. 16). Так святые жены-мироносицы превратились в жен-благовестниц и в апостолов для самих апостолов.

Сегодня, братие и сестры, день святых жен-мироносиц. В этот день, третий воскресный по Пасхе святая Церковь чтит и прославляет их прежде всего за любовь, за глубокую, беззаветную преданность и верность Спасителю. Мы видели, что мироносицы всегда следовали за Христом и не выключали себя ни за минуту и из последних событий Его жизни. Они до конца следовали за Господом, желая как бы участвовать и в самой смерти Его и не расставаться с Ним даже после погребения Его. Их любящее сердце, недавно жившее в Живом, теперь прилепилось к Умершему, скорбно ища Его и в самой гробнице Его, пока с помощью ангелов не нашло и не узнало Его воскресения. Так ни да минуту в их сердце не порывалась связь с Господом из-за любви и преданности Ему.

Святая Церковь чтит и прославляет жен за их особый дар — дар благовестия. Ко гробу Спасителя они несли алавастровые сосуды с миром, чтобы умастить благовонием тело Его. От гроба же они шли, неся в сосудах сердца своего выстраданную и оправданную любовь ко Господу своему и неудержимую потребность излить от полноты любви радость свою о Воскресшем на апостолов, т. е. благовествовать о Нем.

С тех пор той же дорогой любви и благовестия прошли сонмы святых женщин, украшая святую Церковь, вызывая бесчисленные подражания: жены-апостолы равноапостольная Мария Магдалина), жены-мученицы (София и дочери), жены-великомученицы (Екатерина, Варвара), жены-матери-воспитательницы (Анфуса, Макрина, Моника, София), жены-диакониссы (Фива), жены-первомученицы (Фекла), жены-просветительницы (Елена, Ольга, Нина), жены-семейственницы (Наталия), жены-инокини-подвижницы (Евпраксия), жены-пустынницы (Мария Египетсткая) и великое множество других святых жен. Все они произошли от одного и того же изначального христианского корня: от святых жен-мироносиц.

Все они, будучи сосудами христианской любви и благодати, осиевали этими дарами и всех, кому служили, кого воспитывали, кого просвещали, кому помогали от дел рук своих, за кого страдали и умирали. Всеми этими благодатными дарами: веры, любви, преданности, жертвенности, благоветия — они проложили святой женский путь


 

169

спасения. Всем им, — и святым женам-мироносицам и их преемницам, — мы (особенно женщины) и призваны подражать в меру сил своих. Обращаясь в день праздника жен-мироносиц к современным верующим женщинам, один из усерднейших современных благовестников говорил им: «Идите же святым женским путем ко Христу, идите за святыми женами мироносицами и дойдите туда, где радуются они радостью вечной и бесконечной» [[Архиепископ Лука Симферопольский. Сборник проповедей, т. 1, стр. 434.]].

Пойдемте и все мы, благочестивые слушатели, путем святых жен-мироносиц, путем любви и преданности Господу нашему Иисусу Христу! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.