Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Непреходящая радость Христова воскресения (Светлая седмица)

Восстани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5. 14).

Нет другого времени в нашей жизни, благочестивые слушатели, когда духовная радость так полно и безраздельно овладевала бы нами, как в ночь Христова Воскресения и в следующие за ней пасхальные дни. Пасхальная радость — это восторженный подъем нашего духа с момента пения священнослужителями первого пасхального песнопения — «Воскресение Твое, Христе Спасе». Сразу же возникает при этом пении неудержимо-радостное, неизъяснимо-волнующее общение нашего духа с воскресшим Спасителем, с окружающими людьми и со всем миром.

К этой возвышенной радости, к этому духовному ликованию призываются все люди, без различия их духовного состояния и степени подготовки к Пасхальному празднику, о чем торжественно, победно и провоглашено было в огласительном Пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста в эту дивную Божественную ночь. И все мы, верующие в воскресшего Христа, действительно радовались и ликовали в святые минуты Пасхальной ночи.

Пасхальная радость, братие и сестры, не должна быть для нас только кратковременным подарком Светлой ночи, наплывом в нашу душу прекрасных, возвышенных, но и скоро преходящих состояний и переживаний. Нет, наша радость должна быть длительной и полной. Самое существо праздника требует этого. Вникнем в тайну Пасхальной ночи, в великий смысл Христова воскресения.


 

157

Уже смерть Христа была Его победой, вызвавшей грандиозные события на земле (Мф. 27. 51) и изменения в сознании людей, предвозвещавшие дальнейшие, еще более знаменательные события. Смерть Христа потому была победой, что это была смерть того, над кем она по существу своему была бессильной. Ибо будучи, умерщвлен по плоти, (Он) ожил Духом, которым и проповедовал находящимся в аду (1 Пет. 3. 18—19). А вслед затем Он ожил, воскрес плотью, т. е. воскрес и Своим телом момент воскресения тела Христова был вместе моментом его изменения, преображения из тела плотяного и уничиженного в тело духовное, прославленное, небесное, уготованное к возвращению к Отцу Небесному (Ин. 20. 17). В этом изменении воскресшего тела Христова заключается залог изменения и нашего посмертного тела, его воскресения, как учит апостол Павел (1 Кор. 15. 42—49).

Какое великое благо для нас, какая радость, какое блаженство знать, что нося сейчас образ перстного, мы будем по смерти носить образ небесного, т. е. воскресшем в теле, предуготованы для жизни вечной, загробной. Эту духовную радость и принесло нам Воскресение Господне.

Чтобы заранее убедить нас в этом всеобщем воскресении, Христос неделю до Своих страданий воскресил четырехдневного Лазаря (см. тропарь Лазаревой субботы). Спаситель наш дарует нам двойное (т. е. полное) воскресение: воскресение нашего духа через обновление и возрождение его в этой еще земной жизни и воскресение тела — в будущей, загробной. Все это и стало возможным через страдания, смерть и воскресение Спасителя. Как же нам не радоваться, как не благодарить и не прославлять воскресшего Господа в эти светоносные Пасхальные дни.

Может быть, кто-нибудь из вас, братие и сестры, спросит, а как следует проводить дни святой Пасхи и все последующие, чтобы не утратить пасхальной радости и духовной бодрости? Обратимся к апостолу Павлу. В послании к Коринфянам он дает совет, как проводить пасхальные дни. Пасха наша, Христос заклан за нас. Посему станем праздновать не со старой закваской злобы (порока) и лукавства, но и опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5. 7—8). Давая совет о праздновании Пасхи христианской, апостол Павел пользуемся словами (терминами), касающи


 

158

мися пасхи еврейской. Все квасное запрещалось при праздновании еврейской Пасхи, а пресное — разрешалось. Христианин, по наставлению апостолов, должен беречься старой духовной закваски — злобы и лукавства. На кого злобиться христианину? Разве не за всех умер Христос, не для всех воскрес и не всем даровал прощение? Разве нам, прощенным и облагодатствованным, так уже трудно простить какого-либо обидчика и предохранить сердце свое от вражды и злобы к нему? В эти святые дни мы обязаны видеть в каждом ближнем (в его душе) только Христа воскресшего, искать в нем (ближнем) только светлое, обновленное и доброе, закрывая глаза на дурное и греховное, если даже оно направлено и против нас самих. С кем и для чего лукавить христианину? Разве не все мы братья и сыны Отца Небесного, не все возрождены Христом? Разве не всем даны одни и те же благодатные средства ко спасению? Зачем лукавить, хитрить? И тем впадать в порок невозрожденных душ, в муки и страдания тех, кого не коснулись благодать, свет и радость Христова воскресения.

Апостол Павел требует для достойного проведения праздника еще и чистоты. Нам, только вкусившим чистоты и светлости небесной, должно быть отвратно и чуждо все греховно-смрадное, все злобно-лукавое, все то, что помрачает ум, оскверняет сердце и тревожит совесть. Мы должны по-прежнему непрестанно просить Господа: Сердце чисто создай во мне, Боже (Пс. 50. 12). Ибо от чистого сердца и глаз бывает чист, и все кругом чисто.

Апостол требует от нас наконец истины. Воскресший Христос Своей жизнью, смертью и воскресением показал нам, что Он подлинно есть путь, истина и жизнь (Ин. 14. 6). Надо нарочито ослепить свои глаза, окаменеть свое сердце, проникнуться духом противления истине, чтобы отрицать или не видеть и не понимать Христовой истины. У нас, христианин, не достает не Христовой истины, а желания, ревности и решимости следовать этой истине, быть в непрерывном духовно-благодатном общении со своим Спасителем.

Братие и сестры! Победа, победившая мир, есть вера наша (1 Ин. 5. 4), вера в умершего за нас и воскресшего Спасителя. Эта вера только что получила и продолжает получать приток благодатных сил от Самого Воскресшего. Будем же укрепляться в этой вере, в этой благодати и пас


 

159

хальной радости. И тогда Спаситель наш никогда не оставит нас, как Он Сам и обещал нам (Мф. 28. 20).

«О божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе: Его же, вернии, утверждение надежды имуще, радуемся». Христос Воскресе! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.