Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (Лк. 1. 24—38)

Благовестите день от дне спасение Бога нашего.

О главизне (начале) нашего спасения

Евангельское чтение, братие и сестры, в праздник Благовещения начинается словами: После сих дней зачала Елизавета, жена его, и таилась пять месяцев (Лк. 1. 24). После каких дней зачала праведная Елизавета? После дней служения мужа ее — священника Захарии — в Иерусалимском храме, когда явился ему архангел Гавриил с благовестием о рождении женой его Иоанна, предтечи и крестителя Господня. Праведный Захарий усомнился этому благовестию и сказал Архангелу: Почему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (Лк. 1. 18). За свое сомнение праведный Захарий был наказан немотой до дня рождения сына (20 ст.).

Для чего Евангельское чтение в праздник Благовещения начинается с этого упоминания о зачатии праведной Елизаветы? Для того, чтобы подготовить верующих к восприятию благовещении от того же архангела Гавриила, но уже о зачатии и рождении Христа, Сына Божия.


 

130

Уже первое благовестие, (Захарии) несло в себе чудо: как могли они, престарелые, замоторевшие, зачать сына? Очевидно они могли зачать только с явным участием силы, благодати Божией, изменяющей «естества чин» и неплодящую, нерождающую творящей, и рождающей по воле и силе Божией. Но благодать Божия вспомоществует лишь духовно подготовленным или избранникам Божиим, какими и сказались праведный Захарий и Елизавета. Благодать Божия воздействует на избранников своих с соизволения, с согласия, с желания свободной воли их.

Такое соизволение и желание праведные Захарий и Елизавета проявила в течение всей своей, супружеской жизни и особенно в последние годы, когда они усиленно просили у Бога снять с них поношение бесчадия (25 ст.) рождением дитяти. Поэтому и была дарована им, праведным и благочестивым, благодать зачатия. Поэтому же и святой Иоанн оказался еще от чрева матери исполненным святого Духа (Лк. 1. 15), и на шестом месяце своего зачатия радощами приветствовал зачатого Сына Божия при встрече матерей их в доме Елизаветы (39—56 ст.).

Все сказанное о чудесном зачатии ей Иоанна Крестителя помогает нам благоговейно приоткрыть завесу той велия благочестия тайны (1 Тим. 3. 16), которая содержалась в благовещении Пресвятой Деве.

Святое Евангелие так благовествует об этом событии: В шестой же месяц (после зачатия святого Иоанна) послан был ангел Гавриил… к Деве… Ангел, вошед к Ней, сказал… (27 ст.).

Евангелист не говорит, что ангел явился, или предстал, а сказал вошед, т. е. постепенно приблизился к Ней. Этим самым архангел Гавриил избавил святую Деву от внезапности своего появления. Еще издали, осиевая ее благостью ей радостью небесной и тем успокаивал ее, он вещает Ей: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами (28 ст.).

Если праведные Захарий и Елизавета были избранными сосудами благодати Божией, то какой же избранницей оказалась Та, Которая от самого своего зачатия и рождения уже пребывала благодатной и благословенной между женами и, следовательно, наиболее достойной посещения вестника воли Божией с зачатия Богомладенца.

Архангел Гавриил, сказав эти слова приветствия, повременил несколько с дальнейшими речениям, давая возможность святой Деве


 

131

Марии освоить его слова и быть готовой спокойно выслушать самую суть его благовестил, В этом замедлении в речениях архангела действительно была нужда, ибо святая Дева смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие (29 ст.). Она размышляла о том, что обозначает посещение небесного вестника. И не только смущение, но и некая болезнь вошла в Ее душу. Видя это смущение, духовный вестник поспешил успокоить Ее прежде, чем свет неведомого Ей небесного благовестия излиется в Ее душу. Не бойся, Мария, — сказал он, — ибо Ты обрела благодать у Бога (30 ст.). И вслед за этим в сердце Пресвятой Девы он изливает Божественный свет, вещая Ей: И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына,… И будет велик и наречется Сыном Всевышнего… И Царству Его не будет конца (31—33 ст.).

Сохранилось, братие и сестры, предание, что Пречистая отроковица знала пророчество Исаии о Деве, которая во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7. 14). Читая это пророчество, Она всякий раз благочестиво недоумевала, вопрошая Себя: как может дева родить сына, не имея мужа. Веря в непреложность слов Священного Писания, юная отроковица выражала желание быть служанкой (рабой) Девы, имеющей родить Эммануила. И вот теперь Она слышит, что именно ей, Деве, предвозвещается зачать Сына — Эммануила. Ревнуя о чистоте и святости девства и преисполняясь кротостью и смирением сердца, она обращается, к архангелу Гавриилу с тем же вопросом: како будет это, когда я мужа не знаю? (34 ст.).

Не неверие и сомнение Захарино слышится в этом вопросе, а именно смиренное, благочестивое недоумение. «Я верю, как бы так ответствует святая Мария, что это зачатие должно быть, но не ведаю, как, какой силой оно совершится». Благочестие, смирение и кротость неведения привлекли Ей новый поток Божественного света и силы Божией, и она услышала от архангела: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (35 ст.).

Великие тайны сокрыты в этих словах архангела: тайна зачатая, тайна Боговоплощения, тайна участия в сем Пресвятой Троицы. Третье Лицо Пресвятой Троицы (Дух Святый) найдет на святую


 

132

Деву, чтобы «предочистить» (стихира на Благовещение) чистую и невинную, и преисполнить трепетного благоговения пред зачатием «свыше». Сила Всевышнего осенит ее. Всевышний — это Сам Бог, по новозаветному Бог — Отец, Первая Ипостась Пресвятой Троицы. Всемогущая, животворящая сила Его «осенит» Приснодеву и изменит «естества чин». Предвечный Сын — вторая Ипостась Святой Троицы, — зачнется по плоти, сочувствуя Божественной Ипостасью Своей в этом зачатии.

Казалось бы, на этом благовещение и должно было закончиться. Да и наш дух здесь изнемогает, слово немеет и благоговейно замирает перед величайшей тайной участия Пресвятой Троицы в Боговоплощении. Но нет, за словами благовестия должны были последовать слова согласия Девы, Пречистой и Преблагословенной на это благовестие, внутреннее, сокровенное приятие его. И это согласие, и это приятие последовало в самой смиренной, в самой законопослушной и совершенной форме: Се раба Господня. Да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее ангел (38 ст.).

И по окончании этих слов, дерзаем думать, небо и приклонилось земле, полнота Божества снизошла к человеку, открылась «главизна» нашего спасения. Это величайшее и недостижимое таинство нашего спасения мы сегодня столь торжественно и празднуем. «Днесь спасения нашего главизна (начало). Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы радостно возопиим: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

И нам следует, братие и сестры, днесь радоваться. Будем неумолчно, изо дня в день благовествовать главизну нашего спасения. Будем уподобляться Пречистой и Преблагословенной рабе Господней в Ее беззаветном и совершеннейшем служении Богу и людям. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.