Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в пятую седмицу Великого поста Стояние преподобной Марии Египетской

Краткое житие преподобной Марии Египетской и уроки этого жития

Среди многих замечательных по своей духовной высоте и святости житий одно из первых мест занимает житие преподобной Марии Египетской. Это житие — подвиг из подвигов. Оно свидетельствует о чуде победы силы Божией в человеке, о чуде превращения падшей грешницы в величайшую из святых, когда-либо живших на земле. Здесь мы видим яркий пример торжества духа над плотию, святости над грехом, света над греховной тьмой, рая — над адом, неба — над грешной землей. Все эти победы совершила одна и та же подвижница в течение второй половины своей жизни, в условиях, исключительных по своей суровости и трудности. Все это житие она сама открыла святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне.


 

126

«Двенадцати лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести жизнь порочную. Однажды с народной толпой отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я но могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала, и вдруг, подняв глаза кверху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: „Ступай за Иордан и там найдешь покой для души твоей!“. Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Предтечи, близ реки Иордана.

Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Таин и потом, перешед реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь прожила я сорок лет, питаясь кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, вспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я прежде пила без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что я падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя».

Рассказывая свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал своих учеников. Святой Зосима через год пришел в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она идет и, подошед к реке, благословила ее и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: „Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары“. Причастившись, святая подвижника еще раз просила придти к ней в пустыню. Зосима явился через год и нашел ее


 

127

уже умершею. Подле тела ее на песке были начертаны слова: „Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей первого апреля“. Это было 1 апреля 524 года, самый день ее причащения.

Память святой Марии, кроме 1 апреля, чтится в воскресенье и четверг пятой недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы прославить ее и показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния и уроки благочестивой жизни. Остановимся кратко на этих уроках.

Молодость свою Мария провела «порочно». Она с головой уходила в греховную жизнь большого города, находя здесь удовлетворение всем своим страстям и особенно страсти блуда. Она не постыдилась удовлетворять этой страсти даже и тогда, когда плыла на корабле в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Казалось бы, беззакония ее уже превзошли главу ее и следовало ждать кары Бошей еще до прибытия в Иерусалим. Но тут-то, на последней грани греха, и ждала ее милость Божия, любовь и заступление царицы Небесной. Достаточно было ей поразмыслить о своей греховной жизни и покаянно помолиться у иконы Богоматери в Иерусалимском храме, как Она (Матерь Божия) открыла двери для ее возрождения и указала путь спасения. Нам, братие и сестры, иногда кажется, что хотя и каемся в грехах, но грехи наши непростительны, что спасение для нас невозможно. Но оказывается, что в эти-то моменты сомнений и упадка духовных сил Господь и Матерь Божия особенно близки к нам: нелицеприятная оценка своего внутреннего состояния и искреннее покаяние в своих грехах быстро возвращают милосердие Божие и помощь Богоматери. Таков первый урок из жития преподобной, указывающий, что никогда, ни при каких грехах и обстоятельствах не поздно покаяться, и снискать милость Божию.

Получив от Богоматери разрешение на вход в храм для поклонения Честному Кресту Господню, укрепившему ее проснувшиеся духовные силы, она вновь обратилась с молитвой к Богоматери, испрашивая у Нее благословение на дальнейшую жизнь. Получив от Нее направление в пустыню, она, не колеблясь, отправилась туда, причастившись Святых Таин и имея с собой лишь три небольших хлебка. Какая преданность воле Богоматери! Какая решитель


 

128

ная готовность резко изменить свою жизнь! С этого обычно и начинается духовный подвиг: с решительного перелома в ходе своей жизни, с резкого поворота в противоположную сторону: от распущенности и своеволия — к полному воздержанию и послушанию воле Божией.

Мы же, братие и сестры, не переживаем резких сдвигов и переломов в своей внутренней жизни. Мы всю жизнь топчемся на одном и том же месте и не находим в себе ни желания, ни силы для серьезной борьбы с самим собой, со своей духовной расслабленностью. Без решимости же, — говорит преподобный Серафим Саровский, — нельзя даже и начать свое спасение, а тем более стяжать Духа Божия. В этом заключается второй урок из жизни преподобной, призывающий проявить решительную заботу о своем спасении.

Из сорока лет жизни в пустыне очень тяжело дались подвижнице первые семнадцать лет. Скачало особенно мучили ее телесные потребности в пище и питии. Они вызывали воспоминания (помыслы) о прежней, сытой, разгульной жизни и тем усиливали мучения пустынножительницы. Но вот тело постепенно стало мириться с пищей великого пустынника и постника — святого Иоанна Предтечи, преподобного Антония Великого и других пустынножителей и укрепляться духовном пищей (молитвой и трезвенностью), растворенной благодатью Божией. Так преподобная подтвердила нам, что действительно не хлебом одним жив будет человек (Мф. 4. 4). Да устыдит нас житие преподобной в вечной погоне нашей за благами жизни и лакомым и сытым куском пищи и да поможет уразуметь, что не следует чрезмерно заботиться о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6. 34)! В этом можно видеть третий урок из жития преподобной, зовущий нас довольствоваться малым. И в пище и во всей обстановке своей жизни и за все благодарить Господа.

Наконец, житие Марии Египетской показывает нам, как велика помощь Божия всякому, кто ищет ее, кто на нее лишь возлагает свои надежды в борьбе с самим собой, со своими страстями и дурными привычками ради стяжания Святого Духа, а тем самым и спасения. Успешная борьба святой подвижницы и вожделениями и страстями своей природы постепенно одухотворяло ее и так возвысила, что


 

129

тело ее полностью подчинилось духу, позволяя ей ходить по воде, «яко по суху», а дух ее открылся для непосредственных откровений Божиих, она в совершенстве знала Священное Писании, не имея Библии. Преподобная удостоилась того, чего удостоился святой Апостол Павел: дара непосредственных Божественных откровений и посещений (Деян. 9. 3—8. 13—9). Господь Сам и питает и укрепляет и просвещает всякого, кто отдает Ему жизнь без остатка. Таков четвертый вывод из жизни великой подвижницы.

Братие и сестры! Да использует каждый из нас, с помощью, Божией, все уроки даруемые нам преподобной Марией Египетской в борьбе с самим собой, со своим рабством плоти и греху. Будем почаще обращаться к ней с молитвой: Преподобная Мати Марие, моли Бога о нас! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.