Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю четвертую Великого поста (Мк. 9. 17—21)

Об исцелении немого бесноватого

Сей род не может выйти иначе… как от поста и молитвы (29 ст.).

О необходимости поста и молитвы

Много чудес, братие и сестры, совершил Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни. Большинство из них касалось исцеления больных, слепых, сухих, прокаженных, бесноватых. Об исцелении одного из бесноватых и повествуется в сегодняшнем Евангельском чтении. Остановим свое внимание на этом чуде.

После Своего Преображения Господь спускался с горы Фавор с апостолами Петром, Иаковым и Иоанном, беседуя с ними. В это время остальные ученики невдалеке от горы Фавор спорили с книжниками в связи с тем, что не могли исцелить бесноватого отрока, которого привел к апостолам его отец, прося их исцелить его.

Страждущий сын был одержим «духом немым и глухим». В новолуния этот нечистый и страшный дух особенно мучил свою жертву: больной повергался на землю, испускал пену, скрежетал зубами, цепенел (18 ст.). Когда Христос подошел к спорящим и узнал о всем случившемся, то с горечью и укоризной сказал: О, род неверный (и развращенный), доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас (19 ст.). С этими словами Господь хотел подчеркнуть, что неверие рассудка и развращенность воли не допускают проникнуть в сердце человека бла


 

107

годатной вере, — вере истинной, непоколебимой, чудотворящей. Такой веры не оказалось у отца страждущего отрока, и апостолы не могли исцелить его сына. К тому же и у самих апостолов еще не было той веры, которая двигает горами. Поэтому Христос сказал: приведите его ко Мне. И когда отец привел сына, то тотчас же на глазах Христа и народа открылась жуткая картина страшной болезни; нечистый дух сотряс больного, и он упал на землю и валялся, испуская пену (20 ст.).

И тут отец, скорбя сердцем за своего сына, обращается с просьбой к Иисусу Христу: Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

В последних словах: сжалься над нами и помоги нам слышится такая же страдающая родительская любовь, какая слышится в словах жены-хананеянки: Помилуй мя, Господи, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15. 22). Страдания детей всегда отзываются болью в сердцах родителей и переживаются как собственные страдания. Однако в тяжелых случаях из жизни детей мало одной родительской любви, требуется еще и горячая вера в помощь Божию. Такой-то веры и не хватало у отца отрока. Поэтому он и говорит в своем обращении ко Христу: «если что можешь». В этих словах все еще скользит сомнение и неверие в возможность исцеления.

И вот, желая воспламенеть в отце веру, желая сначала исцелить его от болезни неверия и тем создать возможность исцеления сына, Господь говорит ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (23 ст.).

Мы знаем, братие и сестры, что чудеса Иисуса Христа сопровождались верой тех, кто нуждается в этих чудесах. Если не хватало веры у больных, ее заменяла вера родных или тех, кто приводил или приносил больных. Не раз Иисус Христос говорил, что все, что ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21. 22), Это-то теперь и понял отец больного сына. Благодать, исходящая от Христа, коснулась его страждущей души и пробудила в нем веру в Христа-Чудотворца, и из уст его вырвался слезный, жалобный вопль: верую, Господи, помоги моему неверию (24 ст.). Этими словами отец как бы говорил Спасителю: я готов веровать, но неверие воли вторгается в мою душу. Помоги мне — удали неверие из души моей, не поставь его в грех мне, и я буду веровать в Тебя всем сердцем моим.


 

108

И Господь помог ему, увидя в нем пробуждающуюся веру. Властно и повелительно Он обратился к духу нечистому: Дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (25 ст.). Вслед за этим дух воскрикнув и сильно сотрясши больного, вышел. Но как завоеватель, братие и сестры, изгоняемый из чужого города, старается оставить в нем одни развалины, так и дух оставил отрока почти «мертвым». Милосердный Владыка жизни и смерти, взяв за руку лежащего отрока, поднял его и отдал отцу живым и здоровым.

Когда апостолы остались одни со Христом и спросили Его, почему они сами не могли исцелить больного, то Он ответил: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (29 ст.). Очевидно, такого рода болезни (беснование) требуют особо сильной веры и молитвы столь настойчивой, что при ней почти и не ощущается потребности в пище. Так молился Христос в пустыне, когда диавол искушал Его, и когда в течение сорока дней Он не прикасался к пище, не испытывая потребности в ней (Мф. 4. 2). Такой молитвы и веры не было еще у апостолов. Поэтому они и не смогли исцелить бесноватого отрока. Только великое милосердие Божие избавило их (отца и сына) от страшной власти бесовской.

Господь, братие и сестры, и от нас требует поста, молитвы и веры. «Видишь ли, — говорит святитель Иоанн Златоуст, разъясняя это чудо, — и апостолам Христос говорит о посте. Пост в верой много придает крепости человеку ибо соделывает его ангелом. Но этого мало. Нужна еще молитва. Кто молится и постится, тот имеет два крыла для восхождения ко Господу». «Апостолам, — говорит митрополит Филарет Московский, — пост нужен, а нам разве не нужен? Он помогает победе над духом зла и он же помогает укрощению нашей плоти, воюющей против нашего духа».

Пост и молитва! Молитва и пост! Не к этим ли подвигам поста и молитвы зовет нас святая Церковь «в пречестные дни сии» святой четыредесятницы? Не случайно она сегодня вразумляет нас чудом исцеления одержимого бесом отрока. Как и отец этого отрока, мы должны осознать немощь своей веры, своей молитвы, своего поста и обратиться за помощью Божией: «Господи, помоги нам». «Веруем, помоги нашему неверию» и «маловерию». «Умножь в нас веру».

Жив Господь Иисус Христос наш! Он — Тот же, что творил чудеса


 

109

при Своей земной жизни. Как тогда Он внял мольбе отца, так и теперь Он также готов внять и нашей просьбе — мольбе. Принесем же Ему наше искреннее покаяние в грехах своих. Принесем же Ему телесное и духовное воздержание, нашу заботу друг о друге, нашу веру и жажду молитвенного общения с Ним, Господом Нашим Иисусом Христом.

Будем слезно просить Его исцелить и нас от обдержащих нас страстей, чтобы «течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, победителем явитися… и поклонитися и святому Воскресению». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.