Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю Мясопустную (Мф. 25. 31—46)

О будущем суде Божием

Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (40 ст.).

За что Господь будет судить нас?

Остается одна неделя, братие и сестры, до Великого поста. В следующее, Прощенное, Воскресение святая Церковь будет призывать нас к примирению друг с другом, к прощению


 

8

взаимных обид, указывая, что Бог нас прощает лишь тогда, когда мы сами прощаем друг друга. Готовя нас к Великому Посту и к этому примирению друг с другом, святая Церковь сегодняшним Евангельским чтением вразумляет нас картиной будущего суда при втором пришествии Сына Божия.

Два суда ожидают нас, братие и сестры, по окончании земной жизни. Один — непосредственно после смерти. Это — предварительный, первый, частный суд. Его испытывает каждый, умерший, особенно в течение ближайших сорока дней после кончины (так называемые мытарства).

После разлучения с телом душа осознает свою духовность, свою причастность духовному миру и несоответствии своего внутреннего греховного состояния этому, миру, что вызывает тяжкие мучения и обличения совести в неправильно прожитой жизни. Вражья, демонская сила усиливает эти обличения, напоминая один за другим грехи прожитой жизни. Ангел хранитель противостоит этой силе в защите умершего.

В этой борьбе за его душу и за смягчение ее тяжкого состояния много помогает молитва Церкви, милосердие, любовь и молитвенная связь с нею всех родных и близких [[«Ваша молитва да будет для меня ходатаем на суде Божием», — говорил своей братии преподобный Ефрем Сирин. Творения, ч. 4, стр. 479.]]. Все это поддерживает душу умершего и вселяет надежду на милосердие Божие на следующем суде — при втором пришествии Сына Божия. Горе тем, о ком некому помолиться после их смерти и подать милостыню, а это часто бывает с теми, кто сам при жизни не молится и не творит милостыни за умерших.

После предварительного суда умершие ждут определения своей окончательной участи при втором пришествии Сына Божия. Об этом втором суде и сообщалось в нынешнем Евангельском чтении. Христос придет во всей небесной славе Своей, и пред Ним соберутся все народы, все праведники и грешники, никто не спрячется, не останется в сторонке, не укроется за спиной других.


 

9

Все соберутся и будут определены Господом, одни направо — праведники, другие налево — грешники. Праведным Господь скажет: Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34), ибо тогда Я алкал, жаждал, был наг, болен и в темнице, то вы напоили, накормили, одели и посетили Меня (35—36 ст.).

Тогда праведники спросят: «А когда мы видели Тебя, Господи, чтобы напитать, посетить Тебя? На это Он скажет: Вы это сделали одному из малых сих, меньших братий и тем, самым сделали Мне (40 ст.). И, обращаясь настоящим по левую сторону, скажет: Вы не накормили, не напоили, не одели, не посетили болящего и заключенного в темнице кого-либо из меньших братий Моих, значит Мне ничего не сделали и поэтому заслужили муку вечную (46 ст.).

Спрашивается, за что такой строгий приговор? — За то, что не сделали самого главного в жизни — не отозвались на нужды своего ближнего во имя Христа. Что значит разделить кусок хлеба с голодным или посетить больного во имя Христа? Это значит сострадательно отозваться в своем сердце на его голод и страдания, пережить его горе, как свое собственное, соболезновать ему и как брату во Христе, и, наконец, поделиться с ним тем, что Господь послал, и что есть под рукой. Вечным образцом оказания помощи больному является для нас Евангельский милосердный самарянин, отдавший израненному все, что имел (Мк. 10. 30—37).

У нас самих может и не быть лишних материальных средств для благотворительности, но в наше время не столько это богатство нужно, сколько богатство сердца, дары нашего внутреннего милосердия, сострадания, соучастия и молитвы.

О, если бы мы хоть немного любили друг друга во Христе, сочувствовали бы друг другу, уважали бы друг друга, тогда нашлись бы у нас средства и способы помочь друг другу. И тогда рай начинался бы уже здесь, на земле, и не страшно было бы умирать, ибо и нам Господь сказал бы: Приидите, благословеннии Отца Моего… (Мф. 25. 34).

Почему же мы не любим друг друга? Потому, что не любим Бога. Не любя Бога, нельзя полюбить и ближнего.


 

10

Не любим же Бога потому, что вера наша слаба. Поэтому им же чувствуем Бога в своем сердце, не живем Им и не знаем Его, так как мало читаем Евангелие и не воспринимаем все события и дела нашей жизни в Боге, ибо «Промыслом Божиим хранится все от начала и доныне», — говорит Исаак Сирин [[Творения преп. Исаака Сирина, 40 стр.]].

Мелькают дни, недели, а мы иногда Бога и не вспоминаем, не задумаемся над своей жизнью, не смягчимся сердцем. Сердце же, не согретое любовью к Богу, будет холодным и к ближнему. И вместо любви в нем будет гнездиться вражда, вместо участия и помощи — ненавистничество, злорадство, и тогда мы сами приготовим будущий приговор себе! Суд без милости — не оказавшему милости (Иак. 2. 13).

Братие и сестры! Две основные заповеди даны нам: первая — о любви к Богу и вторая — о любви к ближнему (Мк. 12. 30—31). Кто наш ближний? — Все, с кем мы живем, работаем, встречаемся, кто нуждается в нашей любви, молитвенной помощи. По нашей христианской вере, все мы — братие и сестры, и составляем одну семью во Христе. Никто нам не чужой. За спиной каждого ближнего стоит Сам Христос. Если мы не оказываем любви ближнему, то и Христу. Так просто и ясно сказал нам об этом Сам Христос в сегодняшнем Евангельском чтении.

Будем же всегда помнить эти слова Спасителя. Будем молить Его оживотворять наши сердца любовью к людям. Будем просить даровать нам «прежде конца покаяние» и «добрый ответ» при втором славном Его пришествии, чтобы услышать сей блаженный глас: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Аминь.


 

11


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.