Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Беседа о молитве преподобного Ефрема Сирина (третья седмица Великого поста) О любоначалии

«Духа любоначалия не даждь ми».

О любоначалии

В предыдущих поучениях, благочестивые слушатели, мы рассмотрели два недуга, о которых говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина — недуг празднословия и недуг уныния. Сегодня рассмотрим следующий недуг — любоначалия.

Этот грех происходит от того же корня, что и грех уныния — от празднословия, незанятости, ничегонеделания [[Когда мы говорили и ничегонеделании, то имели в виду не то, что человек вообще ничего не делает, ибо всегда он, хотя бы и с перерывами и что-либо второстепенное, но делает. О ничегонеделании мы говорим в том смысле, что нет главного существенного дела, наиболее нужного для спасения и всего хода нормальной, разумной человеческой жизни.]], пустого времяпровождения. Незанятость каким-либо полезным и нужным делом оставляет много времени и сил для мечтательности, для работы воображения (фантазии), для развития помыслов и наслаждения ими. Многие празднолюбцы потому и любят жить в мечтах и помыслах, что они дают им возможность пережить, перечувствовать то, чего они не могут получить в действительной жизни.

Как дети, играя в куклы, наслаждаются этой игрой, отрешаясь от окружающей жизни, так и празднолюбцы, предаваясь игре своих вымыслов и грез, наслаждаются этой выдуманной жизнью, и через это удаляются в известной мере от забот и волнений обыденной жизни.


 

70

Власть, господство, начальствование над людьми и всем, что доступно человеку, прельщает многих людей. Но не всем удается им удовлетворить эту страсть, ибо в жизни мы видим больше подчиненных, чем начальствующих. Празднолюбцы находят выход в том, что начальствуют не в действительной, а в вымышленной жизни. «В мечтаниях суетного сердца, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — предполагается скоро приобресть могущество престола (власти)». Так рождается недуг любоначалия, властолюбия.

Как мало, братие и сестры, твердой почвы под ногами и здравою смысла у тех, кто, мечтая о власти над другими, не умеет управлять собственной жизнью, не желает справиться со своей собственной леностью, и раслабленностью. И тем не менее празднолюбцы часто страдают недугом любоначалия, славолюбия. С этим грехом у них связан и другой грех, свойственный властолюбцам, — грех тайной гордости, скрытого самопревозношения.

Этих гордецов прельщает не самый труд начальствования и хлопоты и заботы, с ним связанные, а только тот успех, та слава и те блага которые обычно сопутствуют власти. Порожденный помыслами, этот грех (славолюбия, гордости) расслабляет, отравляет душу, и требуется решительная борьба с любоначалием и праздностью как их первоисточниками. Поэтому преподобный в своей молитве уделил особое, отдельное прошение об избавлении нас от этого недуга.

Братие и сестры! Может быть некоторые из вас скажут, что они ни о каком начальствовании и не помышляют. Но так ли? Начальство начальству рознь. Начальствовать, господствовать можно не только где-либо на службе, в учреждении, занимая ответственный пост, а и дома, среди своих родных и близких. И господствование это часто выражается в стремлении всех учить, вразумлять, наставлять, подчинять своему влиянию, что особенно свойственно многим пожилым и престарелым людям. Доброе, мудрое, спокойное, доброжелательное, от сердца идущее наставление, всегда, конечно, полезно. И мало кто не стал бы внимать ему. Но когда в наставлении проскальзывает сознание своего превосходства или требовательность и настойчивость, когда к миру или порядку многословно и раздражительно призывает тот, кто сам


 

71

часто нарушает и мир, и порядок в семье или среди близких и знакомых, тогда эти наставления приобретают характер простого пустозвонства и неоправданной претензии на авторитетность. Пожилые и престарелые люди должны учить других не столько словами, сколько примером своей личной жизни. Если они, помня о предстоящей смерти, постоянно живут в страхе Божием, в непрерывной молитвенной связи с Господом, если они кротки и смиренны духом и добродетельны к людям, тогда у них найдутся слова мира и любви в обращении с окружающими.

Но много-ли среди нас таких миротворцев? Не больше ли людей раздражительных, беспокойных, расслабленных духом и телом, обуреваемых тайнами страстями вразумлять, подчинять своему влиянию других и приписывать себе в чем-либо превосходство над ними? А это и есть недуг любоначалия.

Время Великого поста, братие и сестры, — время строгой самопроверки и отчета пред Богом о своей жизни. Проверим же себя, нет ли у нас недуга любоначалия, желания распоряжаться другими людьми, подчинять их своей воле, заставлять их служить себе, а при сопротивлении их нет ли неприязни, недоброжелательства и раздражения против них. При строгой и нелицеприятной проверке окажется, что все эти недуги свойственны в той или иной мере всем нам. Так будем же следовать указаниям преподобного и молить Господа об избавлении нас от этих недугов и исходного недуга — от духа любоначалия.

«Господи и Владыко живота моего, духа любоначалия не даждь ми. Аминь.»


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.