Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Беседа о молитве преподобного Ефрема Сирина (вторая седмица Великого поста) Об унынии

«Духа уныния не даждь ми».

Об унынии

Очень сложна наша жизнь человеческая, благочестивые слушатели, особенно сложна наша внутренняя жизнь. Сколько восприятий и впечатлений каждый день проходит через нашу душу! Сколько мыслей, суждений и всяких переживаний возникает в ней постоянно: то плохих, то хороших, то неожиданно — новых, то надоедливо-старых, уже когда-то в той или иной степени пережитых.

Если быть внимательным к себе, к своей внутренней жизни, то можно заметить, что существует тесная связь между одними переживаниями и влечениями и другими, что одни из них порождают другие и готовят почву для третьих, чтобы отразиться в них. На этой внутренней связи и зависимости одних греховных переживаний от других и построена покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. Так дух праздности как исходный недуг, овладев человеком, рано или поздно, непосредственно или через промежуточные недуги, может привести, если ему не противодействовать, к тяжелому духу уныния. Завладев человеком, этот последний недуг, в свою очередь, может привести к еще более гибельному недугу — недугу отчаяния. Прожив такого овладевания нами духом уныния и просит нас усердно и постоянно молиться во втором прошении своей молитвы преподобный Ефрем Сирин. «Праздность — мать пороков», — говорит народная мудрость, а значит и уныния [[В. Даль. Толковый словарь, т. 3, стр. 380.]]. Опыт духовной жизни подвижников благочестия свидетельствует о том же.

В этом опыте есть однако указания и на другие причины уны


 

66

ния и на предшествовавшие и подготовлявшие его греховные состояния. Так к унынию располагает длительное одиночество и «безмолвие» не утвержденного в Боге человека [[Преп. И. Лествичник. «Лествица», сл. 13. 4.]].

К унынию может привести маловерие и неверие [[Преп. Макарий Великий. Духовные беседы, посл. 398 стр.]], отсутствие послушания духовнику или старшим [[«Лествица», сл. 13. 3.]]. Нераскаянность в грехах является прямой дорогой к унынию. «Печали и унынию повинный бываю, яко непокаянен пребываяй и неисправлен» [[Последование ко святому Причащению. Из 3‑й песни канона.]].

Уныние часто заканчивается: гнев, причиненные обиды, понесенные убытки [[Преп. Иоанн Кассиан. Писания, 118 стр.]] или неудача в работе, по службе и прочем. Уныние возникает нередко «от наслаждения, а иногда от того, что страха Божия нет в человеке» [[«Лествица», сл. 26. 44.]], а также от многословия [[«Лествица», сл. 13, 1.]].

Предшественниками духа уныния являются: печаль, грусть, тоскливость, угнетенное, подавленное состояние духа, пониженный интерес к жизни, к людям, к молитве, к посещению храма Божия, к общению с Господом, к своим делам и обязанностям прочим.

Человека, расположенного у к духу уныния, можно узнать по грустно-скорбному выражению лица, по замкнуто-мрачному состоянию духа. У такого человека легко возникает страх к месту, неприязнь и подозрительность к человеку. Он часто стонет и ропщет, что ни в чем не успевает, что всеми забыт и никто его не любит. Он то пребывает на одном месте, то готов не раз менять место жительства. Пребывая праздным, он следит за унылым состоянием своего духа и не принимает мер к выходу из этого тяжелого состояния. Душа его как бы замирает в дремоте, и не хватает у него сил воспарить к небу и преодолеть свое расслабление [[Такое внешнее и внутреннее состояние унывающего человека дано на основе характеристики его, данной преп. И. Кассианом. «Писания». Уныние, гл. 23, стр. 119.]]. Такое уныние находит свое выражение в словах псалмопевца: воздрема душа моя от уныния (Пс. 118. 28), т. е. истаевает от печали и скорби.

Так что же такое уныние?

«Уныние, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — есть расслабление души, изнеможение ума, малодушие (воли), небрежение иноческим (и всяким другим) подвигом, оболгание Бога, как якобы немилосердного и нечеловеколюбивого, немощность в молитве, лицемерность в послушании» [[«Лествица», сл. 13. 2.]].


 

67

Как видим, братие и сестры, недуг уныния имеет те же основные черты, что и недуг праздности, только еще более ярко выраженные и развитые.

Праздность и нерадение — начало, а уныние продолжение и дальнейшее развитие той же по существо своему болезни. Если эту болезнь нашего духа не пресечь вовремя, то она может перейти в другую, еще более страшную стадию — в недуг отчаяния. Этот недуг часто порождает желание покончить все расчеты с жизнью путем насильственной смерти.

«Не хочу жить, — нередко слышится от таких людей, — все надоело и все пережито, и сам я всем надоел. Пропала воля и интерес к жизни, нет смысла тянуть дальше эту неудавшуюся и для близких обременительную жизнь». Так рассуждают люди, во всем разуверившиеся, потерявшие связь с жизнью, с людьми, с Богом и утратившие всякую надежду на лучшее будущее.

Смотреть открыто в глаза смерти, ее желать, ее считать благом для себя, не имея к ней никакой духовной подготовки, — это ли не крайнее уныние и отчаяние, не самый ли страшный конец человеческого существования на земле! «Отчаяние, — говорит святитель Григорий Богослов, — есть прекращение общения с предметом отсутствующим и даже присутствующим, с видимым и невидимым.

Прекращение духовной жизни в себе и всякой связи с источником духовной жизни вне себя — это есть духовная смерть. От нее — один шаг к насильственному лишению себя и жизни физической и телесной. Предав Христа и потеряв внутреннюю связь с Ним, Иуда Искариотский отчаялся и шед удавися. На этой последней стадии своего развития дух уныния подпадает под прямое воздействие злого духа, заинтересованного в человеческой гибели, и окончательно теряет силу к сопротивлению и возрождению.


 

68

Как же бороться с духом уныния? Без помощи Божией эта борьба будет безрезультатна и даже невозможна. Сам Христос в притче о неправедном судии (Лк. 18. 1—8) указал нам пример того, как должно всегда молится и не унывать, т. е. как настойчивой молитвой — мольбой преодолевать уныние и все затруднения на пути к спасительной цели. В одном городе женщина-вдова страдала от соперника (врага) своего. Много раз она умоляла судью защитить ее, пока, наконец, судья, безбожный и бесчеловечный, желая избавиться от ее докуки, помог ей. Так Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их. Сказываю вам, что подаст и защищу вскоре (7—8 ст.). Такими утешительными словами заключил Христос свою притчу.

Этой притчей Он заповедовал нам всегда молиться и не унывать, всегда молиться нужно потому, что молитву освобождает нас от ухищрения злого духа и укрепляет духовно-благодатную связь с Богом и тем самым предохраняет от уныния. Унывающей должен принуждать себя к молитве, молитве настойчивой, усердной, соединенной с верой в силу молитвы и помощь Божию. И тогда, по слову апостола, при самых отчаянных обстоятельствах мы не будем отчаиваться (2 Кор. 4. 8).

Вместе с постоянной, по началу самопринудительной молитвой человеку, предрасположенному к унынию необходимо чаще проверять себя и каяться пред Богом дома и на исповеди пред священником в храме в грехах своих, чтобы получать благодатную помощь Божию и укреплять свой дух для преодоления духа уныния и других грехов своих.

Необходимо, также устранять и все другие (о них сказано было выше) причины, вызывающие расслабление духа, а отсюда и уныние. Если уныние, братие и сестры, порождается, главным образом, праздностью, то и следует избегать ее и всего, что связано с ней: мечтательности, суесловия, сплетен, пересудов и того, что ослабляет и расхищает наши духовные силы. Надо, хотя бы по началу и путем самопринуждения, читать душеспасительные книги и все полезное и спасительное в них применять к Своей жизни. И тогда привычка пустословить заменится привычкой думать и говорить только о том, что возвышает и облагораживает душу и помогает налаживать добрые отношения и в своей семье и среди своих знакомых и окружающих.


 

69

Братие и сестры! Дух уныния — мрачной а гибельный дух. Без решительной борьбы с ним и без помощи Божией нельзя освободиться от него, хотя бы этот недуг лишь время от времени, а не постоянно владел нами. Будем помнить, что никто не застрахован от этого опасного и мучительного недуга даже и среди тех, кто еще пока не затронут им. Поэтому будем всегда молить Господа, чтобы Он не дал власти над нами этому недугу.

«Господи и Владыко живота моего, духа уныния не даждь ми». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.