Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение о молитве преподобного Ефрема Сирина (вторая седмица Великого поста) О праздности

«Господи и Владыко живота моего, духа праздности не даждь ми».

О праздности

В предыдущей беседе, благочестивые слушатели, мы коснулись жития преподобного Ефрема Сирина, составителя великопостной молитвы «Господи и Владыко живота моего».


 

62

Эта великопостная молитва состоит из десяти прошений, составляющих три части, произносимых в три приема, с земным поклоном после каждой части.

В первой части мы просим Господа не дать нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Во второй части мы просим Господа дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Наконец, в третьей части просим Господа даровать нам зрение своих согрешений и не осуждать брата своего.

Остановимся в сегодняшней беседе на первом прошении первой части молитвы Преподобного. Молитва начинается с обращении к Богу, как «Владыке живота моего», т. е. жизни моей. Священное Писание говорит нам, что вся жизнь наша связана с Богом, зависит от Него и держится Им (Деян. 17. 25). В Его милующих руках — участь праведных и неправедных, добрых и злых (Мф. 5. 45), всего растительного и животного мира (Мф. 6. 26, 28). Ничто и никто не может просуществовать и дня и часа без зиждительной силы Духа Божия, заложенной в природе всего тварного (в его законах и закономерностях) при самом его творении (Быт. 1. 2). Призывающая, просвещающая, освящающая и спасающая благодать Божия всюду окружает нас: и дома, и на улице и особенно в храме, если мы душой и сердцем открыты для нее, жаждем и ищем ее. Повсюду чувствуя и особенно в своем сердце Бога, мы не можем без молитвы и благословения Божия ни начинать, ни продолжать, ни завершать никакого дела на земле. Бог действительно Господин, Владыка живота нашего, всей жизни нашей. Поэтому неудивительно, что именно с этих слов и начинается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, т. е. со слов! «Господи и Владыко живота моего».

О чем мы просим своего Владыку? Мы просим прежде всего не дать нам «духа праздности». Почему не просто сказано: не дать праздности, но еще добавлено: «духа праздности»? Остановимся на этих двух словах (понятиях) и, в первую очередь, на слове «праздность». По ближайшему своему смыслу, слово «праздность» обозначает ничегонеделание, незанятость, пустое времяпрепровождение, но не в силу отсутствия какого-либо дела или работы, обязанности или долга, или из-за потребности отдыха, или из-за болезни. Нет, но


 

63

исключительно по беспечности, беззаботности, лености, рассеянности, легкомысленности и безответственности за свое поведение.

Отсюда под словом «праздность» можно разуметь нерадение, небрежение о своих насущных делах, и прежде, всего, о своем спасении. Это нерадение и разленение может довести человека, по словам святителя Григория Богослова, до «неподвижности», до полного застоя в духовной жизни и необходимых житейских делах. Праздный, нерадивый человек любит предаваться пустой мечтательности, непроизвольному течению своих мыслей, праздным, лишним словам и самым незначительным делам. Такой человек живет не настоящей нормальной жизнью, а жизнью призрачной, вымышленной, никому ненужной. Он пребывает в немощи, расслаблении тела и души. Такой недуг и называется «духом праздности».

Слово «дух» в молитве преподобного указывает таким образом на силу и господство над человеком этого недуга праздности. Такой человек как бы насквозь, пронизывается, поражается этим недугом, дышит им и во всем определяется им. Этот недуг становится как бы его душой, его духом.

Когда мы говорим о «духе праздности», то имеем в виду (как уже говорили) не временную, невольную, вынужденную праздность, каковой, например, страдая безработные, стоящие праздно на площади в выжидании найма на работу в виноградник домовитого хозяина (Мф. 20. 1—15), а праздность добровольную, как недуг человека.

Вред такой праздности хорошо раскрыт апостолом Павлом на примере праздных молодых вдов. Будучи праздны, они приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, что не должно. Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию. Ибо некоторые совратились уже вслед сатаны (1 Тим. 5. 11—15).

Вскрывая недуг праздности у молодых вдов, святой апостол указывает и на выход из этого недуга, наставляя и побуждая их от праздности перейти к живому и полезному делу. Для больных недугом праздности такой переход без помощи Божией невозможен. Поэтому-то мы и просим Владыку жизни нашей, чтобы «не дал» духа праздности тем, кто его не имеет, и избавил от него, тех,


 

64

кто им страдает.

Каждый из нас, братие и сестры, в той или иной степени, в тот или иной момент своей жизни причастен духу праздности, лености, мечтательности, расслабленности, беззаботности, беспечности, нерадивости, небрежения, нечувствия, безответственности о своем спасении и о насущных делах своей жизни. Это именно праздность, разленение и нерадение о своем спасении отводит нас от ежедневной молитвы, от посещения храма Божия, от испытания (Гал. 6. 4) себя в каждой мысли, в каждом слове и деле, от дел братолюбия и милосердия. Это они, эти недуги, мешают нам дела житейские выполнять добросовестно, соответственно нашим обязанностям и долгу перед семьей, обществом и государством.

Сколько незаконченных дел или даже еще и не начатых ждет каждого из нас в своей семье, в своей квартире (по воспитанию детей, по хозяйственным делам и других), а также по службе или работе? Сколько неразрешенных недоразумений и доселе существует у нас со своими близкими и знакомыми!

Все, что мы делаем, делаем часто небрежно, поспешно, кое-как по сложившийся привычке, без интереса, без делового огонька и заботы. Делаем, так, чтобы, поскорее освободиться и, под видом отдыха, предаться болтливости, суесловию, или праздной мечтательности. Кто из нас свободен и чист от всего этого?

А между тем, братие и сестры, нам следует особо дорожить каждым днем и часом своей жизни. Время идет с ужасающей быстротой. Мелькают не только часы и дни, но и месяцы и годы, унося с собой в невозвратимое прошлое все, чем мы сейчас живем: и наши дела и нами силы. Дела греховные с нашим нерадением и беззаботностью связанные, в книги жизни нашей оставляют след для нашего осуждения, дела добрые, богоугодные — для нашего оправдания.

О, если бы мы глубоко прониклись сознанием неотложности спасения и стали считать потерянным всякий день, в который мы не сделали что-либо доброе и благочестивое, тогда мы стали бы ближе к Богу и людям, и лучше подготовляли бы себя к смерти и вечности! Господь нам сказал: Все, чего ни попросите с верою, получите (Мф. 21. 22). Будем же с верою просить Господа изба


 

65

вить нас от недуга нерадения и беззаботности, от недуга праздности и лености, от недуга расслабления и немощи духа нашего и тела. К этому и зовет нас первое прошение молитвы преподобного: «Господи и Владыка живота моего, духа праздности не даждь мне». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.