Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Беседа о преподобном Ефреме Сирине (вторая седмица Великого поста)

Наставник покаяния

Часто, братие и сестры, за великопостным утренним и вечернем богослужением мы слышим молитву преподобного Ефрема Сирина. Можно оказать, что нет ни одной службы, в которой несколько раз не


 

59

произносилась бы пастырем эта молитва. Еще до Великого поста на Сырной неделе (в среду и пятницу) уже произносится эта молитва. Почему такое широкое употребление имеет она?

Потому, что полна смиренного, покаянного духа и помогает нам осознать свои грехи и возжаждать добродетелей, без которых невозможно достичь примирения о Господом. Каждое слово этой молитвы находит отзвук в нашей душе и располагает ее к молитвенному обращению к Богу о помощи в борьбе с грехами.

Сам преподобный Ефрем Сирин был в своей жизни образцом сердечного сокрушения, слезного покаяния и непрерывного хождения пред Богом. Обратимся к его житию, чтобы лучше уразуметь чрез это житие и необходимость покаяния и самую молитву преподобного к «Владыке живота моего» о помощи при этом покаянии.

Преподобный Ефрем Сирин жил и подвизался в четвертом веке. «От предков я получил наставление о Христе, — говорит сам преподобный, — родившие меня до плоти внушили мне страх Господень… Провел пылкую молодость, предаваясь худым замыслам и блудным мыслям и сомневаясь в Промысле Божием». Так говорит о днях своей юности сам преподобный. Но вот в эти годы попадает он и двое других людей в темницу, несправедливо обвиняемые в краже овец. На восьмой день тюремного заключения ночью, во время сна, «вижу, говорит он, кто-то говорит мне! будь благочестив и уразумеешь Промысел Божий, перебери в мыслях о чем ты думал и что делал (в своей жизни) и по себе дознаешь, что эти (люди), как и ты сам страждут не несправедливо, но не избегнут наказания и виновные».

Так молодому Ефрему в тюрьме открылась та истина, что люди по своей греховности достойны наказания (тюремного заключения) и что непосредственным судьей их является внутренняя мысль (совесть). Следуя своей совести, каждый человек призван прежде всего и больше всего, «перебирать в мыслях» свои думы и поступки, т. е. судить самого себя, а не других людей.

По требованию этой же совести борьба с грехом — главное дело в жизни человека. Вслед за этим мысленным выводом последовал у Ефрема и практический шаг — после освобождения из тюрьмы он ушел в пустыню, где и предался подвижнической жизни и изучению Священного Писания.


 

60

Его духовным руководителем здесь оказался святой Иаков. Будучи впоследствии епископом Низибии, святой Иаков взял инока Ефрема на первый Вселенский Собор, как богопросвещенного и к борьбе с арианством подготовленного богослова.

В дальнейший своей жизни, братие и сестры, преподобный не раз удалялся в пустыню, по-прежнему предаваясь подвигам и изучению Священного Писания, ко однако не мог подолгу пребывать в ней: то борьба с арианством, то необходимость в основании богословской школы (в Едессе) и многое другое требовали его участия в церковно-общественной жизни.

Смиренный Ефрем считал себя меньше всех и готов был не только учить других, но и сам учиться у них. Особенно любил он посещать египетских подвижников (например, Паисия) и однажды на обратном пути он посетил в Кесарии святителя Василия Великого, совершавшего в это время богослужение. По внушению Святого Духа Василий Великий узнал о присутствии за богослужением преподобного Ефрема и послал за ним. После богослужения между святыми отцами произошла трогательная беседа, полная взаимной любви и кроткого смирения. Святитель Василий хотел облечь Ефрема саном пресвитера, но из-за смирения Ефрема смог только посвятить в сан диакона.

По возвращению в Едессу святой Ефрем опять было уединился. Однако голод, распространившийся в городе и окрестностях, вызвал его в Едессу и здесь сильными проповедями он склонил богатых облегчить страдания бедных. По возвращении из Едессы скоро заболел и мирно скончался в 372 году. После преподобного Ефрема осталось много творений, особенно поучений, наставлений, и завещаний. Все они преисполнены глубокого покаяния и сердечного сокрушения.

Святитель Григорий Нисский говорит, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом — день и ночь лились у него слезы». Сам преподобный так говорил о себе: «когда ложусь я для отдыха, любовь твоя к людям, Господи, приходит мне на мысль, и я встаю среди ночи, чтобы благодарить Тебя. Но воспоминание о грехах устрашает меня, и я начинаю изливаться в слезах, готов даже упасть духом, если бы не поспешили укрепить полумертвого разбойники, мытарь, грешница, хананеянка, кровоточивая, самарянка». Больше всего любил, братие и сестры, преподобный в своих проповедях говорить о сердечном сокрушении. Нравственные настав


 

61

ления его растворены духом умиления. Некоторые свои наставлении он начинал так: «Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о тех благах, которые приняла ты от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, соделанных тобой. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Приидите, братие мои, приидите рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать пред Ним день и ночь…, помышляя об одном страшном и грозном суде». Сокрушение преподобного не было сокрушением отчаяния или горя, слезы его лились из сердца, полного любви к Богу и надежды на Спасителя. Почему-то слезы его были слезами сладкого умиления.

«Лице Ефрема, — говорит святитель Григорий, — цвело и сияло радостью… Ефрем там, где говорит о сокрушении, возносится мыслью к благости Божией, изливает благодарение и хвалу Всевышнему. Отсюда и его поучения полны сладости и силы, они сокрушают страхом и утешают, наполняя душу кротким умилением.

Преподобный был строг к себе и снисходителен к другим. Он не советовал юным подвижникам предаваться жару благочестия и строгим подвигам. Лучше принять на себя, говорит он им, немного, но что приятно, выполнять точно и неослабно.

Высокий нравственный облик наставника покаяния и сердечного сокрушения всегда должен стоять, братие и сестры, перед вашим сознанием и особенно в дни Великого поста, помогая нам сердечно проникаться его покаянной молитвой и успешно бороться с грехом. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.