Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю первую Великого поста (Ин. 1. 43—51)

О призвании апостолов Филиппа и Нафанаила

О начале подготовки к «спогребению» и «cовоскреcению» Христу

Прошла первая седмица Великого поста. Мы сделали, братие и сестры, первый наг на пути очищения от греховной скверны, положили начало воздержанию в пище, слове, помыслах, в осуждении друг друга, в празднословии и других грехах. И многим из нас, быть может, показалось трудным это начало, тяжелым этот шаг следования за Христом. Но без этого первого шага, без начала покаяния и борьбы с грехами не может быть спасительного поста.

Если мы вспомним, что первыми словами при выходе Спасителя да общественное служение были слова о покаянии: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие (Мф. 4. 17), то для нас станет особенно ясным, что без сокрушения о грехах, без искреннего и глубокого покаяния и очищения не может быть ни «спогребения» Христу, ни «совоскресения» с Ним, как того хочет от нас святая Церковь в дни святой четыредесятницы и святой Пасхи.

В дни святой четыредесятницы Спаситель наш наиболее приближается к нам и хочет иметь наше сердце, наш дух, «отверстным» для единения с Ним. Святая Церковь стремится помочь этому единению. Она предлагает нам сегодня Евангельское чтение о встрече Спасителя в первые же дни Его общественного служения с Нафанаилом, посланным ко Христу апостолом Филиппом.

Апостол Филипп, найдя Нафанаила, говорит ему: Мы нашли Того, о Котором писал Моисей… Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1. 45). Нафанаил ответил: Может ли быть что доброе из Назарета? На это сомнение и неверие апостол Филипп ответил решительно и мудро: Пойди и посмотри. И Нафанаил пошел. Произошла встреча и беседа его со Христом. Спаситель открыл ему сокровенную тайну его жиз


 

51

ни о том, что произошло под смоковницею. Во время беседы прямая честная «нельстивая» натура Нафанаила подпала под сильнейшее воздействие Божественной Личности Христа-Сердеведца и вострепетала. Его сердцу открылась истина.

Он понял, что апостол Филипп прав, что е зим беседует действительно тот, о Ком вещал Моисей и пророки и тут же исповедал свою веру от, о Ком вещал Моисей и пророки и тут же исповедал свою веру в Него: Равви! Ты Сын Божий, Ты — Царь Израилев. Первым, кто признал Иисуса Христа Сыном Божиим, был святой Иоанн Креститель (Ин. 1. 36). Вслед за ним веру в Него, как Христа «Мессию», исповедал святой Андрей Первозванный (41 ст.). И, наконец, веру в Него, как Сына Божия, исповедал и Нафанаил. Кто он был? Он был призван стать апостолом, известным под именем Варфоломея. Христос, открыв Нафанаилу сначала его земную греховную тайну, открыл ему затем Свою небесную тайну, тайну о том, что Он как Сын Божий сошел с неба, принял образ человека и стал Сыном человеческим? но небо осталось отверстым, открытом и, ангелы Божии восходят и нисходят к Сыну человеческому. Это открытое небо узрят подлинные последователи Христа, и оно будет обозначать для них открытый путь к Отцу Небесному.

Христос так и сказал Нафанаилу: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (51 ст.) Отверстое небо действительно увидели первые же последователя Христа после Его вознесения. О первомученике и апостоле Стефане так говорится в книге Деяний апостольских: Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо увидал славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. И сказал (избивающим его): вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7. 55—56).

Братие и сестры! Признание апостолами Андреем и Филиппом, а также Нефанализом Христа Мессией, Сыном Божиим произошло в первые же дни Его общественного служения. С тех пор вера во Христа, как Сына Божия, стала быстро захватывать все больший и больший круг людей. Она подверглась испытанию во время взятия Христа под стражу, страданий Его и крестной смерти. Но затем, после воскресения Христа вспыхнула с новой силой и во все последующие века явилась душой и победным знамением всех христианских общин и церквей.


 

52

Вера эта есть вера во Христа как Сына Божия, Спасителя мира, Основателя Церкви Христовой. Верой этой спасались наши прадеды и предки. Этой верой святые отцы и учители Церкви защитили на вселенских соборах Православное учение об Иисусе Христе, как Спасителе нашем, а также учение о Святом Духе, о Святой Церкви с ее таинствами и верой в воскресении мертвых и в будущую загробную жизнь.

Сегодня, братие и сестры, мы празднуем первое воскресение Великого поста. Святая Церковь всегда посвящала это первое воскресение торжеству православия, торжеству нашей веры. В особом молебном чине она торжественно провозглашала: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Это та спасительная вера, которая изложена в Символе веры, которой мы поем за каждой божественной литургией.

Святая Церковь и сегодняшним Евангельским Чтением и чином торжества православия указывает нам на необходимость и спасительность нашей веры и особенно в наступившие дни святой четыредесятницы. «Сии пречестные дни» пройдут мимо нас? Мы потеряем их, если же оживотворим в себе нашу веру, если не преисполнимся внутреннего единения с Господом нашим Иисусом Христом. И тогда пост для нас будет светлым, радостным, легким и приятным. Так понимает пост и наша Православная Церковь. «Всечестное воздержание, — говорит она, — начнем светло, лучами сияюще святых заповедей…, начнем светлостью, молитвы блистанием, чистоты очищением… яко да светоноснии предварим всесвятое и тридневное воскресение, осиевающее нетление миру» (Из Утрени 1‑й седмицы).

Как видим, братие и сестры, не к мрачным, тяжелым и унылым переживаниям и состояниям зовет нас Православная Церковь в наступившие дни святого поста, а к светлости и ясности духа, к молитвенным озарениям, к чистоте сердца, к сиянию добродетелями, чтобы светоносными приобщиться Христову воскресению. И все это произойдет, все это действительно будет, если с горячей, верой в Спасителя нашего приступим мы к посту, если подлинно возревнуем о внутреннем духовно-благодатном единении с Ним через сокрушение о грехах своих, очищение сердца в таинстве покаяния и общением с Ним а таинстве святого причащения.

Мы знаем, где Христос. Нам нет нужды пойти и посмотреть. Он — в нас (Кол. 1. 27), и небо открыто для нас. Нам нужно лишь оживотворить нашу веру во Христа и любовь к людям, очистить наше сердце от греховных наслоений, чтобы достойно приступить к таинствам исповеди и святого причащения.


 

53

Господи, помоги нам «в пречестные дни сии» очиститься от грехов и соединиться с Тобою навеки. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.