Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Беседа о покаянии, исповеди, причащении (вторая седмица Великого поста)

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Как проводить первую седмицу Великого поста

Наши предки, благочестивые слушатели, считали необходимым в одну из седмиц Великого поста говеть. Говение это состояло из подготовки к исповеди, самой исповеди и из причащения Святых Христовых таин. Целую неделю богобоязненные деды и прадеды наши проводили в строгом воздержании, сердечном сокрушении, неукоснительном посещении храма Божия, чтении дома святого Евангелия, Псалтири, житий святых и в молитвенном бдении. Это была неделя (а у некоторых и не одна неделя) строгой проверки себя, своей жизни при смиренном сознании своей грехов


 

36

ности, своего недостоинства пред лицом нелицеприятного Правосудия Божия.

Проверяя себя, они тут же сокрушались об одних грехах, плакали о других, давали зарок (обет) не грешить, — в третьих, просили прощения друг у друга, зная, что Господь их не простит, если они не примирятся между собой. Все это совершалось в предощущении суда Божия над нами на предстоящей в конце недели (в субботу или воскресение) исповеди. Готовясь к этому суду Божию, они уже заранее знали, в чем будут каяться, исповедоваться и сокрушенно готовились к этому. Так протекла неделя предварительного домашнего покаяния и очищения совести своей, как подготовка к церковной исповеди и святому Причащению.

В эти предварительные дни в душе говельщика устанавливалась связь с прошлогодней исповедью. «Вот говею и пойду на исповедь к духовнику, — думала и теперь думает каждая благочестивая душа, а он меня спросит, как боролась с грехами, какое получала послушание (епитимию, совет, внушение, указание и прочее) на предыдущей исповеди и как его выполняли. Что я ему отвечу, а ведь он указывал, как бороться с наиболее свойственным мне грехом (например, зависть, неприязнь к соседке). Что я ему отвечу, когда и доселе грешу тем же грехом. Могу ли я что-либо сделать с собой в оставшееся до исповеди время?» Так проверяли себя, как и сейчас проверяют строгие говельщики, связывая предстоящую исповедь с предыдущей.

Вспоминание, братие и сестры, предыдущей исповеди во время говения усиливает наше покаянное чувство, обостряет сознание ответственности за грехи и располагает к исправлению, к борьбе с основными греховными наклонностями и привычками. Тут-то зарождается у говеющего столь необходимая для покаяния и исправления неприязнь, отвращение ко греху, за который предстоит (в который раз?) отвечать перед духовником и Богом на исповеди в храме. Эта неприязнь и отвращение ко греху (особенно к главному, основному) заставляет думать о жизни после исповеди, думать о тех средствах и мерах, которые необходимо сейчас же заметить, чтобы предупредить повторение греха в ближайшем после исповеди будущем. И вот намечаются решения и меры к предотвращению


 

37

греховной привычки — в одном случае, к прекращению внутренней связи с сомнительными друзьями, в другом случае к изменению распорядка своего дня (в связи о необходимостью выполнения утреннего и вечернего молитвенного правила), в третьем случае к установлению связи с людьми, нуждающимися в той или иной помощи, — в четвертом и прочее.

Когда, братие и сестры, удобнее и естественнее планировать свою духовную жизнь, как не перед исповедью, когда не только остро переживаются грехи, но и возникает решение и обещание исправиться, перемениться во всем духе и строе своей жизни.

В современных условиях трудно рассчитывать в Великом посте на частую исповедь [[Частная исповедь применяется теперь тогда, когда нет множества исповедников. В Великом же посту она применяется частично. См. об этом поучение — «Исповедь».]]. Поэтому проверять себя и каяться пред судом собственной совести и Бога в течение недельного говения теперь необходимо еще в большей мере, чем это было раньше — во время существования одной частной исповеди.

Что мешает этой проверки и этому покаянию? Больше всего мешает наша нечувствительность ко греху, привычка творить грех, не замечая его вредности и гибели для нашей души. «Привычка — вторая натура» — говорит старая пословица. Такой второй натурой и стала для нас привычка грешить. Грех тем сильнее владеет нами, чем больше удовольствия и сладости доставляет нам.

Сладость греха притупляет чувство страха греха и сознание необходимости раскаяния, покаяния в нем. Так рождается нераскаянность в грехе. И эта нераскаянность во грехе страшнее самого греха. Творя грех и каясь в нем, мы не утрачиваем милость Божию и надежду на прощение. Пребывая же в нераскаянном грехе, мы лишаемся этой надежды, обрекая себя на гнев Божий и духовную смерть.

Нераскаянный грех, со дня на день укореняясь, глубоко проникает во все ткани нашего тала и во все тайные и явные движения нашей души и всецело овладевают ею. Эта власть над нами нераскаянного греха объясняется и тем, что он имеет могу


 

38

чего союзника и главного виновника в самолюбии нашем, в нашей гордости. Гордость все наши грехи и пороки рисует нам в виде незначительных, общечеловеческих недостатков или ошибок и тем усыпляет совесть и порождает нерадение о спасении. Это она диктует нам успокоительно говорить себе и людям: «с кем греха не бывает, один Бог без греха», или «без греха и дня не проживешь и шага не шагнешь», или «не ошибается и не грешит лишь тот, кто ничего не делает» и прочее.

Как бы ни были тяжки грехи, но если они выгодны для человека, гордость наша готова смягчить их и прикрыть личиной чуть ли не добродетели. Гордость мешает нам честно и мужественно взглянуть в лицо неправде и беззакониям нашей жизни. Она лишает нас истинного знания о себе самих, постоянно держа нас в самообольщении, самообмане, в самооправдании, в лукавстве ума, лицемерии чувства и порабощении воли. Видите, братие и сестры, какой страшный, можно сказать, смертельный враг таится в нас самих в лице нашей гордости!

Скажите, какое другое время столь благоприятно для борьбы с этим нашим смертельным врагом, как не время говения? О, это самое спасительное и нужное для нас время! Оно ставит нас пред лицом Самого Бога и призывает нашу совесть изобличать, нещадно карать и судить нас же самих, за все наше тайное и явное, за все исходящие громады греха. Чем меньше будем утаивать, жалеть и щадить себя, тем больше пожалеет нас Господь. Такова воля Божия.

Так не забудем же, братие и сестры, что время говения — это время напряженного внутреннего подвига, самого ответственного и решающего дела во всей нашей жизни. Ведь от него зависит, куда пойдет наша дальнейшая жизнь — в сторону ли возрождения и спасения или в сторону увядания и духовного умирания.

Что нам может помочь при прохождении этого подвига? Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5), — говорит Господь. Без благодатной помощи Божией человек не может отрешиться от греха, порвать его сети и встать на путь добродетели. Без помощи Божией человек может не избавляться от грехов, а только менять одни грехи на другие и глубже уходить в греховную тьму.

Греша, мы помрачаем в себе образ Божий и прекращаем жизнь своего духа. Просветить этот образ и возразить дух нам может


 

39

только благодать Божия. Ближайшим средством к стяжанию этой благодати являются великопостные покаянные молитвы [[Недаром еще с подготовительных к Великому посту недель святая Церковь призывает к покаянной молитве захватывающим нас песнопением «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».]]. От сердца произносимые, эти молитвы не могут быть не услышаны Богом [[«Во всем прочем нам может быть отказано, а в спасении никогда; никогда… Просите с воплем крепким… просите, ничтоже сумняся…, просите, как просил бы помощи утопающий, увидев на берегу родного отца», — так хорошо говорит о необходимости жаркой, сердечной молитвы в Великом посту архиепископ Иннокентий Херсонский («Первая седмица поста», 48, 49 стр.).]]. Господь не хотяй смерти грешников, ничего так не хочет как нашего покаяния и спасения, а следовательно и наших молитв о покаянии и спасении.

Кроме молитв в дни говения надо прибегать к усиленному домашнему чтению святого Евангелия, Псалтири, житий святых и другого, поскольку, разумеется, это возможно в современных условиях. Здесь благоговейный читатель найдет и образцы покаяния (мытаря, блудного сына, преподобной Марии Египетской) и примеры любви и милосердия Божия к грешному человеку (хананеянка, скорченная женщина, слепорожденный и другие) и глубже уразумеет всю необходимость покаяния. Кроме всего этого, говеющему еще до исповеди в храме необходимо примириться со всеми родными и знакомыми, прося у них прощения за нанесенные им обиды и прощая сам своих обидчиков [[Взаимное прощение обид — нелегкое дело. Как совершать это взаимное прощение указано в поучении в «Прощенное воскресение».]].

Говенье и исповедь [[Как проводить исповедь указано в поучении «Исповедь».]], братие и сестры, служат подготовкой к святому Причащению, являются средством к тому, чтобы «достойно», «не в суд и осуждение» предстать пред святыней Тела и Крови и соединиться со Своим Спасителем (Ин. 6. 54—56).

Грех разлучает нас с Господом, разъединяет с людьми доброй воли, помрачает (как было уже указано) в нас образ Божий, отрешает от вечности. Греша, мы таким образом теряем и Бога, и людей, и себя, и вечность, т. е. теряем все.


 

40

Отчаянию нашему не было границ, если бы Господь не даровал нам возможность возрождения в таинстве покаяния. Покайтесь — этим словом заканчивается Ветхий Завет (Мф. 3. 2) и начинаемая Новый (Мф. 4. 17), — настолько всегда необходимо было покаяние. Покайтесь значит одумайтесь, переменитесь, сделайтесь другими людьми. И тогда Господь Иисус Христос, принимаемый в таинстве святого Причащения, всегда будет с нами.

Как видим, братие и сестры, достойное причащение святых Христовых Таин зависит от достойного приготовления к нему, т. е. от искреннего и глубокого покаяния и от сердечной исповеди. Благоговейное причащение венчает говение и кладет начало новой жизни во Христе Иисусе, Господе нашем.

Да поможет нам Господь все сие совершити! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.