Поиск авторов по алфавиту

Автор:Флоровский Георгий, протоиерей

Флоровский Г., прот. Holl. Gesammelte Aufsexze sur Kirchengeschichte. Журнал "Путь" №17

Karl Ноll. Gesammelte Aufsâtze zur Kirchengeschichte. Bd. II. Der Osten. — Tübingen, Mohr, 1928, s. XI+464.

        Карл Голль много работал по истории христианского Востока. Его лучшие книги написаны на греческие темы: книга о преп. Симеоне Новом Богослове (1898) и монография об Амфилохии Иконийском, разросшаяся в исследование о Каппадокийском богословии вообще (1904). Голль был историком-филологом. Он умел чувствовать и оживлять древние тексты. Он умел ставить вопросы, умел выбирать темы для исследования. С последними выводами Голля редко можно соглашаться. Протестанту трудно быть историком Церкви, которой таинственная, онтологическая природа для него непонятна и недоступна; и церковно-исторический синтез ему никогда не удается. Однако, именно протестанты более других сделали для оживления нашей церковно-исторической памяти, для воспитания церковно-исторического чувства. — Сейчас в трех томах собраны отдельные статьи Голля по церковной истории. Особенно интересен том, посвященный Востоку. Здесь следует отметить статьи о понятии «мученик» в его историческом развитии (вопрос, подвергавшейся горячему обсуждению в западной литературе последних лет), о происхождении иконостаса, о происхождении праздника Крещения и четырех постов Восточной Церкви, о св. Епифании Кипрском, как противнике иконопочитания, о хронологии первого оригенистического спора. Здесь не место разбирать их и спорить с Голлем. В конце тома после длинного ряда аналитических статей помещено несколько очерков обобщающего характера: о Константинополе в Средние века, о религиозных

107

 

основах русской культуры, о дневниках Толстого. И нужно сказать, исторический искус изощрил наблюдательность Голля. Он сумел почувствовать всю религиозную силу русского благочестия, всю духовную реальность «Святой Руси». С художественным проникновением он сумел увидеть и показать всю глубину и мудрость православного богослужения, которое стороннему и поверхностному наблюдателю кажется только утомительною, архаической церемонией. Любопытно, в своих оценках Голль менее всего «западник», и не в русской «европеизации» видит смысл русской судьбы. Он повторяет обычное западное мнение, что религиозные силы, рождаемые русским христианством, сказываются скорее в выносливости, в терпении, нежели в творчестве. Его смущает эта чрезмерная терпеливость, благодушное всепрощение, способность забывать, что грех и на оправданном все же тяготеет позорным пятном. С этим связана слабость самодовлеющего правового чувства, ибо самое право кажется относительным для безусловности религиозных оценок. И, однако, Голль подчеркивает, что именно религиозным самосознанием обосновываются и оправдываются великие исторические возможности русского народа. В самой его выжидательной терпеливости он видит залог того, что в России можно ставить и решать такие задачи, которые по существу недоступны народам «быстрой крови»... Много верных наблюдений находим мы и в статье о Толстом. Для Голля Толстой — великий художник, который самим своим эстетическим даром был ограничен и скован в своих религиозных исканиях; — трагический образ, потрясенный ужасом смерти... — В двух других томах собраны статьи Голля по церковной истории Запада; целый том посвящен Лютеру.

Георгий В. Флоровский.

1929. V. 30 (VI. 12).


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.