Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Истинное, благотворное познание Бога достижимо только через Иисуса Христа

Статья XX

Истинное, благотворное познание Бога достижимо только через Иисуса Христа*

I

242 Дивляюсь смелости, с которой эти лица** берутся говорить о Боге с нечестивыми. Первым делом они стараются доказать Божество делами природы1.

Я не удивлялся бы такому приему, если бы они говорили к верующим, ибо имеющие живую сердечную веру, конечно, ни на минуту не сомневаются, что все существующее есть дело Бога, которому они поклоняются. Иное дело, когда приходится оживить этот свет в людях, отрешенных от веры и благодати и, несмотря на все усилия своего ума, вместо света находящих только мрак и пустоту. Говорить таким людям, будто стоит только рассмотреть малейшую из окружающих их вещей, чтобы ясно обнаружить в ней присутствие Бога, и в доказательство этого великого и важного предмета описывать им пути луны и планет и тем считать дело убеждения сделанным — значит давать им повод думать, что доказательства нашей религии весьма слабы. По убеж-

_______________________

* Часть этой статьи в издании Фожера носит заглавие: Предисловие ко второй части.

** Вариант. «Большинство берущих на себя задачу доказывать Божество нечестивым обыкновенно начинают с дел природы и т.д.» (Издание 1670 г.).

216

 

 

дению и по опыту я нахожу, что это, напротив, вернейшее средство породить в них презрение к религии.

Не так говорит об этом Писание, которому лучше известны дела Божии. Оно, напротив, утверждает, что Бог сокрыт, и с тех пор, как природа повреждена, Он оставил людей в ослеплении, от которого исцелиться они могут только через Иисуса Христа, и без Него невозможно никакое общение с Богом: И Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Матф. XI, 27).

Вот что ставит нам на вид Писание, многократно повторяющее, что ищущие Бога найдут Его, но совсем не при помощи дневного света, так как ищущие света среди белого дня или воды в море — найдут то и другое; нет, очевидность присутствия Божия в природе не такова. Писание говорит нам в другом месте: истинно Ты есть Бог сокровенный (Ис. XLV, 15).

II

556 Иисус Христос есть средоточие всего. Кто знает Его, тому ясны причины и значение всех вещей.

Заблуждающиеся заблуждаются только вследствие того, что не видят одной из этих истин. Конечно, можно знать Бога, не сознавая своей немощи, и сознавать свою немощь без Бога, но нельзя познать Иисуса Христа, не зная одновременно и Бога, и своей немощи.

Вот почему я не намерен доказывать здесь доводами естественного разума ни существования Бога, ни св. Троицы, ни бессмертия души, и ничего подобного. Я делаю это не только потому, что чувствовал бы себя недостаточно сильным находить в природе доказательства для убеждения загрубелых безбожников, но потому еще, что без Иисуса Христа это познание бесполезно и бесплодно. Если бы кто-нибудь пришел к убеждению, что отношения чисел суть истины нематериальные, вечные и зависят от первоначальной истины, в которой они существуют и которую

217

 

 

называют Бог, я не счел бы этого человека значительно подвинувшимся на пути к своему спасению.

III

243 Замечательная вещь, что ни один из канонических авторов не пользовался природой для доказательства Бога; Давид, Соломон и т.д. — все стремятся возбудить веру в Бога, но никогда вы не встретите у них подобного выражения: пустоты не существует — значит есть Бог. А эти люди были помудрее тех, которые теперь обязательно прибегают к подобной аргументации.

IV

428 Если вы соглашаетесь, что доказывать существование Бога рассмотрением природы значит обнаружить слабость аргумента, то не презирайте Писания; если же, напротив, считаете признаком силы, что оно познало противоречия в природе человека, то за это вы должны уважать Писание.

V

556 Ничего нельзя познать из дел Божьих, если не принять за правило, что Бог хотел ослепить одних и просветить других.

VI

543 Метафизические доказательства Бога так запутаны и так далеки от человеческих мыслей, что производят впечатление очень слабое; а если бы и принесли пользу некоторым, то разве только в ту минуту, когда эти доказательства у них перед глазами; но час спустя они уже начинают бояться — не обманулись ли. Quod curiositate cognoverint superbia amiscrunt*.

______________________

* «Найденное ими, при помощи пытливого разума, они утратили вследствие гордости». Вероятно, на память цитировано Паскалем из блаж. Августина — Прим. Э. Авэ.

218

 

 

(Впрочем, такого рода доказательства могут привести нас только к спекулятивному понятию о Боге, а понимать Его только таким образом не значит понимать Его).

Именно от этого возникают попытки познавать Бога без Иисуса Христа, вступать напрямую в общение с божеством, постигаемым без помощи Посредника. Оттого, вместо познания Бога с помощью Посредника, познают лишь собственное ничтожество.

VII

556 Бог христиан не есть только Бог геометрических истин и стихийного порядка; таков Бог язычников и эпикурейцев.

Это не только Бог, промышляющий о жизни и земных благах людей с целью дать ряд счастливых лет жизни поклоняющимся Ему: то Бог иудеев. Но Бог Авраама,

Бог Исаака, Бог Иакова, Бог христиан есть Бог любви и утешения; это Бог — наполняющий верные Ему души и сердца, внедряющий в них ощущение их беспомощности и Своего бесконечного милосердия, соединяющийся с ними в глубине души их, наполняющий ее кротостью, радованием, упованием, любовью, делающий их неспособными стремиться к чему-либо иному, кроме Его Самого.

544 Бог христиан есть Бог, дающий душе чувствовать, что Он ее единственное благо, что весь ее покой в Нем и единственная радость ее в любви к Нему; это Бог, внушающий душе в то же время ненависть к препятствиям, которые ее задерживают в стремлении любить Его всеми силами. Самолюбие и чувственность, составляющие эти препятствия, невыносимы для души, и Бог дает ей чувствовать, что себялюбие глубоко коренится в ней и что Он один может исцелить ее.

527 Познание Бога без сознания нашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без познания Иисуса Христа ведет к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нем

219

 

 

мы обретаем как сознание своей немощности, так и единственный путь к ее уврачеванию.

547 Мы можем познавать Бога, не зная своего жалкого состояния, или знать последнее, не ведая Бога; или — ведать Бога и нашу немощь, не зная средства избавиться от обуревающих нас зол. Но мы не можем знать Иисуса Христа, не зная одновременно и Бога, и нашей греховной немощи, а вместе и средства против последней, ибо Иисус Христос не есть просто Бог, но Бог, восстанавливающий нас из нашей немощи1.

556 Таким образом, все ищущие Бога помимо Иисуса Христа и останавливающиеся на природе или не находят никакого света, который бы мог удовлетворить их, или кончают тем, что изобретают средство познавать Бога и служить Ему без посредника и таким путем доходят или до атеизма, или до деизма — двух вещей, почти одинаково противных христианской религии.

836 Следовательно, все наши стремления должны быть направлены к познанию Иисуса Христа, потому что только через Него мы можем получить уверенность, что знаем Бога так, как знать Его нам полезно.

Он есть истинный Бог людей, т.е. немощных и грешных. Он есть предмет и средоточие всего: кто не знает Его, не знает ничего ни в порядке мира, ни в себе самом. Ибо помимо Иисуса Христа нам недоступно не только познание Бога, но и самих себя.

546 Без Иисуса Христа человек предоставлен пороку и своей немощи; с Иисусом же Христом человек освобождается от того и другого. В Нем вся наша добродетель и все наше блаженство; вне Его лишь порок, бедствие, заблуждение, мрак, отчаяние, и, кроме мрака и беспорядка, мы не видим ничего ни в природе Бога, ни в нашей собственной.*

_____________________

* В рукописи есть только часть этого параграфа, но он целиком помещен в издании 1670 г. и в Истории аббатства Пор-Рояль (1752 г., т. IV, с. 468-476).

220


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.