Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иустин Философ, мученик

Иустин Философ, мч. Речь к эллинам. (св. Иустина?)

1. Не думайте, Эллины, что мое отступление от ваших обычаев неразумно и неосновательно. Я не нашел в них ничего святого или угодного Богу. Ибо и самые творения ваших поэтов ничто иное, как памятники необузданности и разврата. И кто обратится к мудрейшему из них, тот несчастнейший из всех людей. Во-первых, например, говорят, что Агамемнон, содействуя бешеной страсти и неумеренной похоти своего брата (1), охотно принес свою дочь в жертву (2) и привел в волнение целую Грецию из-за того, чтобы возвратить Елену, похищенную презренным пастухом. Когда же, по начатии войны, добыли они пленных, сам Агамемнон пленен был Хризеидою и еще поднял ссору с сыном Фетиды за Бризеиду (3). Сам же сын Пелея (4), перескочивший чрез реку, разрушивший Трою и победивший Гектора, этот

1) Τ.-е. Менелая, коего жена Елена была похищена Парисом: это и было поводом войны греков с троянцами.

 2) Агамемнон принес Ифигению в жертву богине Диане чтобы испросить у нее свободный выход для своего войска, задержан ного ее гневом в беотийской Авлиде.

3) Бризеида и Хризеида  –  пленные девушки, из-за которых произошла распря между Агамемноном и Ахиллесом. Гом. Илиада 1. 7 и дал.

4) Т.-е. Ахиллес.

 

31

 

 

герой ваш сделался рабом Поликсены, и был побежден мертвою амазонкой (5); когда он снял приготовленное богом оружие и надел брачную одежду, то сделался жертвою любви (6) в храме Аполлона. И сын Лаэрта (7), царь Итаки приобрел славу добродетели только своим лукавством. Ибо он не имел истинного благоразумия, и это показало его плавание в местах, где находились сирены, потому что не мог закрыть своего слуха силою благоразумия. Также и Аякс, сын Теламона, носивший семикожный щит, будучи принужден уступить Одиссею в споре за оружие Ахиллеса, сделался бешеным. Я не хочу такого рода уроков. Ибо я не домогаюсь такой добродетели  –  верить басням Гомера, так как предмет его песнопений, начало и конец Илиады и Одиссеи,  –  женщина»

 2. После Гомера Гезиод написал «труды и дни». Кто может поверить его забавной Феогонии? Он говорит, что Крон, сын Урана, отнял у отца власть и завладел скипетром; потом же, опасаясь подвергнуться подобной участи от своих детей, решился пожрать их; что Зевс, скрывшись при помощи Куретов, заключил отца в оковы, и разделил его власть с своими братьями: Зевсу, как говорят, достался эфир, Посидону море, Плутону же ад. Плутон похитил Кору (8), и Деметра (9), скитаясь по пустыне, искала свою дочь. И эту басню про-

5) Умертвивши амазонскую царицу, он прельщен был ее красотою.

6) Т.-е. жертвою мщения, которым управляла ревнивая любовь: Ахиллес был убить Парисом.

 7) Улисс.

 8) Иначе  –  Прозерпину.

 9) Или  –  Церера.

32

 

 

славил елевзинский огонь (10). Далее, Посидон обесчестил Меланиппу в то время, как она купалась, и также многих Нереид, так что если будем перечислять их имена, то потратим множество слов. Точно также и Зевс совершал многообразные любодеяния  –  с Антионою в виде сатира, с Данаею в виде золота, для Европы изменился в быка, а для Лиды сделался крылатым существом. Его любовь к Семеле изобличила и его похотливость и ревность Геры (11). Он также похитил, как рассказывают, фригийца Ганимеда, чтоб он исправлял должность виночерпия. Таким тο образом вели себя дети Крона. И ваш знаменитый сын Латоны (12), славившийся искусством прорицания, сам себя изобличил во лжи. Он преследовал Дафну, и не мог ее настигнуть; он не предсказал близкой смерти сыну Аякса, который спрашивал его во время жертвоприношения, Я уже умалчиваю о делах Афины, более свойственных мужчине, о женоподобной жизни Диониса и о блудодеяниях Афродиты (13). Прочтите эллины, Зевсу, о законах, поставленных против тех, которые оскорбляют родителей, о наказаниях, положенных за прелюбодейство, и о гнусности деторастления. Научите Афину и Артемиду, какие дела приличны женщине, а Диониса тому, что свойственно мужчине. Что достойного уважения представляет женщина, носящая оружие? что хорошего в мужчине, который украшается венками, носит кимвалы и женскую одежду и проводит время в пьяных пирах с толпою женщин?

10) Сн. Минуц. Фел. Octav. 21.

 11) Или  –  Юноны, его жены.

 12) Аполлон.

 13) Иначе - Венеры.

33

 

 

3. Таков же и тревечерний Алкид (14), знаменитый храбростью предводитель битв, сын Зевса: он убил сильного льва и поразил многоглавую гидру, умертвил не укротимого вепря, рассеял летающих птиц, которые пожирали людей, и вывел из ада треглавого пса (15), очистил от нечистот стойла Авгия (16), убил быков и оленя, извергавших огонь из ноздрей своих, и с самого дерева достал золотой плод его, умертвил также ядовитого змия, (за что он убил Ахелоя (17) и убийцу гостей своих, Бузириса, не прилично говорить) перескочил горы, чтобы достать воды, издававшей, как говорят, членораздельные звуки. И он, который мог совершить столько великих дел, как дитя, забавлялся кимвалами сатиров, и побежденный любовью к женщине, находил себе удовольствие в том, что улыбающаяся Лидянка (18) секла его. И наконец, не могши снять Нессова хитона (19), сам устроил себе костер и окончил жизнь. Пусть не ревнует и не завидует Гефест (20), если его, старика и хромого, возненавидели и ему предпочли Арея молодого и красивого (21). Итак, боги ваши, эллины, изобличены в

14) Т.-е. Геркулес: он называется тревечерним потому, что Зевес его отец, пришедши в отсутствие Амфитриона к жени его Алкмене, три ночи соединил в одну.

 15) Т.-е. Цербера.

 16) Авгий, царь Эпейский в Элиде, имел необыкновенное множество стад.

 17) Геркулес убил Ахелоя из-за Дианиры, дочери царя Этолийского.

 18) Омфала царица лидян.

 19) Центавр Несс, убитый Геркулесом, подарил Дианире свою великолепную одежду, которую она послала Геркулесу, почитая ее пропитанною составом, привораживающим любовь; но туника Несса была отравлена ядом, от которого страшно страдало тело надевшего ее Геркулеса, и чтобы прекратить свои мучения он сделал для себя костер, на котором и сгорел.

 20) Вулкан.

 21) Т.-е. Марса, которого полюбила Венера, жена Гефеста.

34

 

 

разврате, герои ваши немужественны, как показывают их действия, доставившие предметы для ваших драм,  –  преступления Атрея, прелюбодейство Тиеста, злодеяния Пелопидов, зависть Даная, поведшая к убийствам, и его опьянение, в котором он истребляет своих детей, пиры Тиеста (22) учрежденные Эриниями (23). Окрыленная Прокна доселе стенает и ее сестра (24) Афинянка лишенная языка издает жалобный крик. Нужно ли упоминать о пронзенных иглами ногах Эдипа, об убиении им Лая (25), о женитьбе его на матери и о взаимном убийстве его братьев, которые в то же время и его дети?

 4. Я возненавидел и торжественные собрания ваши, Там чрезмерные наслаждения для чувственности, там сладкозвучные трубы возбуждающая к бесчинным движениям, там обильные намащения благовониями и украшения венками. И у вас совершается такое множество порочных дел, уничтожающих стыд и помрачающих ум, когда движимые силою невоздержания приходите в неистовство: вы привыкли делать нечестивые и развратные соития. Поэтому я так сказал бы вам: зачем же ты, будучи эллином, негодуешь на своего сына, когда он, подражая Зевсу, злоумышляет против тебя и подобно ему осквернил твое ложе? Зачем почитаешь его врагом, а подобного ему обожаешь? Зачем гневаешься и на жену твою, если она живет развратно, а Афродите воздвигаешь храмы? Если бы обо всем этом говорили люди посторонние, то

22) Пиры Тиеста,  –  на которых были предложены ему в угощение его собственные дети, убитые братом его Атреем.

23) Или  –  фуриями, богинями гнева и мщения, особенно за нарушение родственных обязанностей.

24) Филомела.

25) Лай - отец Эдипа, а Иокаста  –  его мать.

35

 

 

это могло бы казаться пустым обвинением, а не истиною; но это воспевают ваши же поэты, об этом гласят ваши же истории.

 5. Итак, придите, эллины, и приобщитесь несравнимой мудрости, примите научение от Слова Божия и познайте Царя нетленного и Его героев, которые не делают убийства людям. Самый вождь наш  –  Слово Божие, которое постоянно предводительствует нами, ищет не телесной крепости, не красоты вида, не знатности происхождения, но чистой души, огражденной святости жизни; знаки нашего Царя  –  божественные дела, так как чрез Слово вселяется в душу некоторая сила: (миротворящая труба для души волнуемой брани, оружие прогоняющее сильные страсти, учение погашающее огонь душевный): эта сила не производит поэтов, не делает философами, ни знаменитыми ораторами; но своим влиянием подлежащих смерти делает бессмертными, людей  –  богами, и с земли переносит превыше Олимпа. Придите же, научитесь; будьте такими, как я, ибо и я был таков, как вы. Меня увлекла Божественная сила учения и могущество Слова. Ибо как искусный заклинатель, вызвавши ужасного змия из его убежища, обращает его в бегство от себя, так и Слово изгоняет из внутренностей души все пагубные страсти, и прежде всего похоть, от которой рождается всякое зло  –  вражды, ссоры, зависть, злоумышления, гнев и тому подобное. Когда же изгонится из души похоть, то в ней водворяется тишина и спокойствие. И освободившись от тяготевших на ней зол, она отходит к Создавшему ее. Ибо ей должно возвратиться туда, откуда вышла, откуда получила начало или существует.

36


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.