Поиск авторов по алфавиту

Автор:Досифей (Нотара), патриарх

Досифей (Нотара), патр. Иерусалимский, Грамота к Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому от 15 ноября 1703 года.

541

4

Грамота Иерусалимского патриарха Досифея от 15 ноября 1703 года к рязанскому митрополиту Стефану Яворскому с обличением его в латинстве, ненависти к грекам и пр.

Преосвященный и благочестивейший митрополите Резанский, кир Стефане, и пречестный о Христе Бозе возлюбленный, благодать Всесвятаго Духа да будет архиерейству твоему, Который и сохранит тя во здравии и спасении и во всякой радости.

Писание твое принес к нам иеромонах твой, Илия именем, которое писано января 25 нынешнего года от страны архиерейства твоего. Но понеже иногда неприяхом письма вашего, отвещающе о назначенных в нем, глаголем с братскою любовию, что естьли бы мы не хранили о архиерействе твоем духовную и братскую благую мысль, нужда была давно бы писать против тебя с гневом, неприлепивше наипаче и других Кафолические церкви наставников, которые, Божиею ревностию подвижни, имели неотменное намерение, чтобы писать также против тебя полезная, но тех убо препяли есмы, также и доныне мы умолчахом. Сие убо яко со слезами приклонихом колена наша к Богу и Отцу Господу нашему Иисусу Христу, да избавит тя от всякаго порока строптиваго и да благоволит слышать нам о добром твоем правлении. Сие же яко святая Христова Соборная и Апостольская церковь имеет многих врагов и стрегут время, чтобы сыскати им вину и оболгати сущая Восточныя Церкве непщеванием, зане в нынешней установленной главе всех христианнейших градов отступили нецыи от праваго пути, их же вина ар-

 

 

542

хиерей словесный и мудрый, а наипаче доверенный. Того ради да не радуются таковые и неволнии молчания друзи учинихомся, неукоряюще тобою новоуставленая. А ныне, получив ваше письмо и почаяв происшествие архиерейства твоего, откуда изыде, возрадовахомся, и хотя в письме твоем и есть нечто оскудеваемо, понеже не исповедует прегрешения, но отрицается слуху на тебя, обаче мы отрицание приятно и с любовию приявше, возвращение и исправление совершеннаго православия к древней красоте чаем. Но дабы слово по чину прежде бывших святых и избранных предуспевало, глаголем пространнее о том, что доведется сказати. Пишет архиерейство твое, яко предстоит Восточной Церкве, но обаче сие не токмо имать, зане на некоторой трапезе со многими прохлаждаяся, на котором были и некоторые греки, опорочил архиерейство твое Восточную церковь о совершении святейшия тайны благодарения, говорил еси явно, что греки говорят тое и другое. Но однакож блаженный Павел порочит начинание, сего убо отговаривался от тех, которые говорят, аз есмь Аполло, аз же Павла, аз же Кифа, сие же глаголя о иных, о Христе бо Иисусе несть ниже Эллин, ниже обрезание, ниже скиф, ниже варвар. И понеже отлагает братская твоя любовь греков, что может предстояти Восточной церкви, понеже греков порицает, от какаго роду вера есть, какою же верою спасаются даже доныне множества православных россиян, и каким исповеданием и правами освятилися толиции у россиян поклоняемые святые, которых и святые мощи и честные у вас и суть и почитаются и славятся по всей Восточной церкви? Пишешь, что ты знаешь латинский язык и только Восточной церкве предстоишь. Но ниже сие есть истино, занеже знати кому латинский язык, то не худо, а наипаче приятно, ибо многие Восточные церкве словесницы научилися и учатся латинскому языку, обаче употребляют его во обличение латинских басней, а не кзащищению. Архиерейство ж твое всесмело и дерзостно писал еси начинания некая против Восточные церкви и наипаче в разных своих списаниях и, будто протязаяся к Кавасилу и иных неких иерофинкторов, несешися против всея Восточные церкве, претолковав и самотворив латинская на-

 

 

543

чинания и умудрения. А воспомянув архиерейство твое тое, что пишешь в них, не можешь рещи, что предстоишь догматам Восточные церкви, но яво излагавши их, елика сила; не можеши отрещися от списаний своих, потому что пришли и до рук наших, которыя и некоторый от здешних учителей переведены на латинский язык. И видевши сия хульныя и противная отцем нашим, разрушили доводами противореченных гнилая твоя употребления, целую книгу издивиче, которая ныне и в печать отдана, в которой о вышереченных причинах препяхом, чтобы пощажено было имя архиерейства твоего, благоговействующе наипаче врагов клеветы, яко же обыкше награждати сия чрез неких изменения во всей Восточной церкве. Не можеши убо рещи, яко не суть погрешения сия великая и ереси виновная, которая сиречь утверждаются чрез вышереченные твоя списания, понеже отцы наши, сущие на Флорентийском Соборе и прежде его, тех, которые таковая умышляют, еретиками их нарекоша, и святейший патриарх Константинопольский Тарасий, пред лицем всего святаго Седьмаго Вселенскаго Собора, глагол аше, якоже видится в первом его деянии: в догматех бо аще мало, аще велико погрешати, едино есть, от обоих бо закон Божий разрушается. Пишет архиерейство твое, яко ты еси ученик преосвященнейшаго и в Святом Дусе брата нашего и сослужителя кир Варлаама, митрополита святейшия митрополии Киевския, и буде сие есть правда, надобно наипаче быти тебе ученику его и в образе веры, понеже он мудрствовал и мудрствует и поучает без порока отечественная. А твое архиерейство ввел еси в Церковь от себя многажды та, яже суть отвергнута и осуждена. И убо прежде бывшу тебе в Киевской школе, в богословских науках, и положения общая издал еси противная явно совершению святыя тайны божественности благодаренья и иных неких. И ныне в царствующем и православнейшем граде обретающуся тебе и в церковных пребывающу, в конец Эллинское училище стерл еси и токмо о латинских стараешися, поставив учителей во иных убо едва благоговейных и честных, обаче в догматах строптивых, якоже от тебя научившеся не мудрствовать право о мнозех. Пишешь, что писали к нам некоторые оттуда,

 

 

544

быти тебе рачителю тамошняго святейшаго патриаршаго престола, однакож никто не писал к нам тако о тебе, но ниже мы писахом, что свойственно или о тебе, или против тебя, слышавше же о архиереистве твоем, что ты такой словесен и учителей, но имееши образом неким мысль отсечену в строительных и что и помудрствителен в церковных. Понеже от юношескаго возраста есми служители нелестнии, диаконы чистые, богомольцы бодрые и едва не ревнители несравнимыя святыя тоя земля, в которой обретается архиерейство твое, писахом от любве и благоговения, и благовенчанному и благо-хранимому, крайнему защитителю, ревнителю, оборонителю и предстателю добрейшему святые Восточные Церкви, глаголем — к великой и тишайшей верховности, чтобы в патриарха не был выбран грек, или иные какая породы человек, сиречь или от Малыя или Белыя России, которые вскормилися и учатся в странах и школах латинских или полонских, хотя бы и (был) православнейший, но точию человек из Великия России, честный сиречь и не лестный москвитянен. Грек убо, зане овии полезни, сидят в том же озлобляющеся народу Божию и ожидающе конца, и приявше неизглаголанными стенаниями свободу чад Божиих, и наипаче подлинное — что иноязычни будучи, како могут такое великое настоятельство устроити? А те, которое волочатся туда и сюда и наипаче в тамошних странах, хотя егда и честнии, однакож, как наивящие мужики (т. е. необразованные) и несть не един, который бы возшел на такую степень, а прочие — зане совокуплени с латинами и приемлют многая нравы и догматы оных. О сем не надобно нам инаго образца, довлеет то архиерейству твоему, которое отшедши к латинским градом для возвращения мудрости и обратившеся, приведе в дар воспитавшей и почтившей тя Восточной церкви списания исполнь хулы. Того ради молим, чтоб не пришло никогда такое лицо к святейшему патриаршескому престолу великия Москвы, но всегда б Москвитянин, понеже святейшие патриархи москвитяне всегда были православнии, и аще когда последовало изменение какое, от чистоты бе и простоты прегрешение, а не вольно зло-действенно и от страны мирские премудрости и

 

 

545

умудреней папежства, обаче паки сия попечения имеша и о исправлении и в малых. Отнележе тамо (Богу благоволяющу) пребывал пречестный престол великия Москвы, все святейшие патриарси вступали в путь церковныя правости, неуклоняющеся ниже на право, ниже на лево. А отнележе архиерейство твое токмо учинился блюститель, объявилися ваяния, которая Восточная церковь, сиречь Кафолическая церковь, всегда отметала и отгоняла. Вопрошаем тя, брат, чесо ради напечатал книгу против отеческих догматов, а потом, опасаясь обличить тех, которые приносят ваяние: в царствующий град, чесо ради блаженный святейший патриарх кир Иоаким, видя сия в церкви, и с великим тщанием разрушил, а архиерейство ваше молчишь учинижающияся, а наипаче имеет церкви заступителя и оборонителя святейшаго и православнейшаго, бодрствующаго и труждающагося и, по Павле, умирающаго по ней? И паки начинающе глаголем сего ради, и таких ради причин нужда есть, дабы в царствующем граде патриарх был москаль, и аще не мудрый есть в церковных делах, довольно есть и то, чтоб был разумен и смиренный и жития святолюбиваго, имея окрест себя мудрых, сиречь ведомых церковных правое и догматов, понеже глаголет Епифаний во ересех Валентинов, ниже зело сильный словом тех, иже в церквах председателей, речет кроме сих — понеже никто паче учителя, ниже слабый во слове умалит предание, понеже единой и тойжде веры сущие, ниже иже много о ней возмогающии прибавил, ниже иже малое убавил; а яже глаголет Епифаний, сия суть: ниже премудрейший патриарх глаголяй много, обаче не без пороку, пользует церкви, но наипаче вредит; яко имеем приклад многих из патриархов Востока и Запада, ниже патриарх не сущ премудрейший и словеснейший, но православнейший и добраго жития, глаголет и действует нечто меныни потребных, ниже повреждает церкви, наипаче ее пользует, творяй благая и учаяй прост сущи словом, а не разумом. Сего ради блаженный и приснопамятный князь Александр, который владел в России в лето 7605-е, прост будучи внешнею мудростию, отвещал по учительству духовному к посланным к нему кардиналам от ветхаго

 

 

546

Рима: апостол и яко научиша, отцы яко претолковаша; соборы яко догмагичествовавше и утвердиша, так веруем, и иных собеседств о вере не приемлем. Сице преосвященный святый рязанской: подобает быти Московскому патриарху москалю, дабы сохранил отеческие дела непорочные, делами свидетельствует, а не словесами церковную истину, яко же сущую не в льстивых мудростях и прелестию, но силою и истиною. Прочая и братская твоя любовь, аще воистину исправлен будеши, и познано будет благочестивое твое мудрствование во всей Восточной Кафолической церкви и отметати будеши явно, яже от себя зло новоузаконенные и списанная, и известное будет истинное твое исповедание к православным догматом и явно творити будеши и словесами и делами, яко мудрствуешь сердцем и проповедуешь устами, яже исповедует вся Восточная церковь, — будешь и от нас и от прочих братии искренний архиерей и прелюбезнейший брат, последующе, сиречь и удовольствуяся токмо тем чином, который ныне получил еси, ничего инаго больше (да не) желаешь, понеже на святем патриаршеском престоле предвозвыситися, без всеявнаго и многовременнаго каяния и к тому многих лет расстоянием, аще и православнейший показатись будешь во всем — ниже мы, ниже прочий святейшие патриархи, без церковнаго негодования и полезной епитимий будем терпети во пристойном времени. Буди здрав ваша братская честность.

Из Константинополя, ноября 15 дня, 1703 году.

Внизу приписано патриаршескою рукою: «Досифей милостию Божией
патриарх святаго града Иерусалима».

(Греческие дела 1703 г. №1)


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.