Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паисий I, патриарх Константинопольский

Паисий I, патр. Константинопольский Грамота к царю Алексею Михайловичу от 5 декабря 1656 года.

536

3

Перевод з’греческие грамоты, что писая к государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, бывшей Цареградской патриарх Паисей, з’греченином Юрьем Ивановым в нынешнем во 164 году Декабря в 5 день.

Благочестивому, християнскому, православному, Богом венчанному, Богом соблюденному, превысочайшему, тихомирному, державному, милостью Божиею великому государю, царю и великому князю Алексею Михаиловичу всеа Русии, самодержцу Владимерскому (полный титул)... сыну о Дусе возлюбленному и желательному нашего смирения — молю Господа, всесильнаго Бога, да соблюдет и сохранит державное и святое ваше царствие во здравии и в соблюдении и долго-жизненном и долгоденственном пребывании, в державе и в победе на врагов видимых и невидимых, и со всею вашею православною, преславною палатою и со благословенным воинством. Сею нашею грамотою преже благословляем и молим святое ваше царствие и благодарим Отца и Сына и Святаго Духа о радостех, и веселиях, и победе, и о одолениях, что сподобил нас Господь слышати, что делаете над сопротивными. И о том буди славно имя Господне, и сила его святая да будет покрывати и исправляти все твое благословенное воинство на победу врагом твоим храбрством. Посеем, самодержавный царю, только произволит святое ваше царствие ведати о нас, богомольцах твоих, и скажу от начала, что великая церковь в разорении от убойства и убытков, что учинилось патриаршеством Иоанникиевым и дошло до того, что всем погинути. И собрався во дни те архиереи, и клирики, и вельможи, и прочие люди, нас выбрали, и нарекли сильно преж сего, и нас подняли, и взяли от престола нашего Ларийскаго, и посадили нас на

 

 

537

патриаршеской престол и не для инаго чего, и проведали нас, что любим мир и смиренное исправление, и такими обычаи, и хотя и не хотя, приняли такую тяготу патриаршескую, и пребывали преж, как изволил Господь, в мире с малыми и с великими. Потом тот Иоаникей, не хотя ни на котором месте опочинути, да плачет о прегрешении своем по-иночески и по старости своей христианской, да оставит церковь, да будет в тишине, только преминуло не великое время и, шед, посулил денег туркам, и учинился опять патриархом и нас отженул от того места. И мы просили у него, чтоб нам дал опочилное место, да отбудем от мирские суеты и от колыбления. И не похотел нам того учинити, только смотрел того, чтоб нас погубили до конца и не слышно б было про нас, и никаково добра в воспомяновении своем не имел. А мы стояли в смирении, и смотрели, и ожидали милости Божий, а на патриаршество, во уме и в помышлении моем того не было. И невеликим временем привели опять за прегрешение наше некоторого Безбородаго от Тырнова Кирила наважника, сына сатанинскаго, и сверг Аникея, который был прежде сего, и хотел быти патриархом по-мучительски, без выбору соборнаго. А на того Безбородаго востали архиереи, и отгонили, и послали в заточение в Кипрской остров, а Оаникея не похотели учинить опять патриархом, только нарекли опять нас. И мы, ведая то патриаршество, будем держати десять дней от места до места — свидетель тому Господь, да не впаду опять в смущение мирское, и все архиереи всем собором нас просили и понуждали, и я нехотеньем своим, что от них отбитца не мог, принял опять Вселенский престол. И потом тотчас послали и привели Иоаникея от заточенья, что было заточил его Безбородый, и привели его на патриаршество с честью и славою, и как собрался весь Собор и он возопил, что в патриархех не хочю быть, и хотением своим попросил, и к нему принесли Великие церкви правильную книгу и подписал отставление свое своею рукою. Потом патриарх Иоанникей и весь народ пошли в Великую церковь, и певши молебная и облачась в патрахель и амофор, и наперед проклял сам себя, только де буду воспоминати и просите патриар-

 

 

538

шества, и о том он клялся и потом просил божественнаго и освященнаго Евангелья и принял клятву евангельскую, да не буду просити до живота своего патриаршества никаким помышлением. Потом учинились со мною братцки и тотчас повелел есми написати грамоту и отпустили ево с честью и со всякою радостью, да пойдет в митрополию жити тамо в покое, и в той митрополии есть монастырь крестотворный великой, там пребывает зовомый Фотодотов, которой дали ему на пищу владети. Он же, окаянный, не разуме, в какую сеть впаде, и не похотел николи в смирении быти и не пошол в митрополию, что ему дали, только шед и стал жити в Хие городе. И оттоле учал писать письма к друзьям своим, чтоб ево взяли оттоле опять назад, и такое учинили, и возвратили, и привели иво во Царь-град, и потом не великое время шед опять и послали много безчетно денег, и вниде опять аки сле-пый на патриаршество посулом и силою, а не хотеньем ничьим, и не воспомянул проклятия своего, и клятвы, и оставления своего, и евангельской клятвы, и страха Божия, и срамоты человеческие, тако все то попрал и посрамил весь род християнской и получил себе безчеловечие. И стали все архиереи со мною с одной стороны за едино, и не хотел нихто выйти к нему по-клонитися, только я опять понаказал людем, чтоб шли к нему, не впасти бы им во зло от повеления салтанова, и тако прииде внутрь патриархия з’ бранию и с позором от малых и великих, и не вем, как будет пребывать. Посем християне все востали на него, аки зверие дивии за его божбу и за беззаконное клятвенное преступление, что он учинил. А я, бедной, живу во едином месте в великом страхованье от злаго таковаго помысла его и еще от долгу нашего великаго, что нас гонят должники наши, и остались пусты и бедны, и пребываем в великих теснотах. Потом Господь весть и размышляю единым делом, да обрящу едино место жити в покое и молити Бога за душу свою, и мне всякая нужа терпети, и не имею чем питатися, и о долгу своем стесняюся, только день и нощь молю Господа со слезами, да получю божественное его промышление, в одном месте, да сподобит мя Бог отлучитеся от суеты мирские. Сего ради державный и Богом

 

 

539

венчанный царю великую надежду яко по Дусе сына имею святому вашему царствию, объявляю тесноту свою к милосердому и святому вашему царствию. Сего ради инаго упованья не имею, опричь Бога и царскаго вашего милосердия, и прошу да помилуеши меня и вспомянеши меня, что я ныне в нужу такую впадши пребываю, учинишь мне, богомольцу твоему, помощь некую, часть от святой твоей милости, как тебе известит живо-начальная Троица, да мя утешишь от всех нахожений, что имею, и подаси мне радость от всех тех безчетных нужах и печалей, да мя исправишь святою своею милостью, да исправлюся от нуж своих, что имею и облегчуся и обрящу место покойно молить Бога всегда день и ночь о многолетном здоровье, и о пребывании, и на врагов победе святаго вашего царствия. А только будет повеление святаго вашего царствия да помилуешь и подашь тое милостыню в руки верному вашему рабу Мануйлу Костянтинову, да Фоме Иванову, и я им о том приказал бити челом о нас святому вашему царствию, и они к нам привезут и отдадут в руки наша, где я ни буду, и они меня сыщут, и не потеряетца от них. А святое ваше царствие будет в воспомяновении всегда от богомольца своего, и да подаст тебе Господь стократное благое в будущем веце во царствии своем небесном, а меня нужа великая заставила прибегнути с надежею к милосердому святому вашему царствию—Бог тому весть, и челом бью вельми, да не оставиши нашего прошения для ради душ блаженные памяти роду своего. А посем более того будет сказати изустно сей комист Юрьи Иванов, сродич Исайи Остафьева, который истинно словом и делом есть верен и теплый раб святаго вашего царствия, как есми его познали, да будет молитва наша с ним, потому что искушен и видитца добродетель ево без свидетелей, яж ево видел и разумели мы, должно поведать, что видели: прибегает с великим страхом Божиим и благоговением и верностью чистою к службе святому вашему царствию, во всяких делех есть добр и от верности ево имеет получити всякое святой вашей милости, яко верный раб в нынешнем времени, да воспоможетца святым вашим царствием. Посем покориши в подножие

 

 

540

ног всех врагов борющих вас, да умножит державу и превознесет святое ваше царствие выше всех царств царствовать в доброй славе и крепости великой в род и род, молитвами всечистые и преблагословенные, всеславные владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии и всех святых.

Лета от Рождества Христова 1655 года, месяца мая 1 дня, индикта 8.

Паисей, бывший Костянтинополя патриарх и богомолец святаго вашего
царствия

(Греч. дела 7164 г. №8)


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.