13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ижболдин Б.
Ижболдин Б. Charlotte ENGEL-REIMERS. Der Idealismus in der Wirtschaftswissenschaft. Журнал "Новый Град" №4
Charlotte ENGEL-REIMERS. Der Idealismus in der Wirtschaftswissenschaft. VerlagDuncker-Humblot. München 1932, S. 272.
Появление этого интересного чисто теоретического труда недавно скончавшейся женщины профессора серьезно обогащает весьма скудную литературу о философии хозяйства и приобретает особое значение в наше время, когда чувствуется некоторая усталость от материального прогресса и тоска по социальной связанности, имевшейся на заре капиталистической эпохи. Интерес к этому большому и весьма сложному труду, По мере ознакомления с диалектикой автора, поддерживается той глубокой верой в вечный прогресс и в победу духа над материей, которая свойственна большинству германских экономистов идеалистического направления, воспитавшихся на идеях исторической школы. Не последней заслугой автора является творческое освоение идей Зомбарта, развившего диалектический метод в экономической науке и давшего подлинную феноменологию хозяйства.
Шарлотта Энгель, получившая прекрасное философское образование и выработавшая свое мировоззрение в семинаре Шмоллера, особенно ценившего великих германских идеалистов — Фихте и Гегеля, сделала интересную попытку проследить развитие экономической мысли от Адама Смита до Зомбарта с точки зрения германской феноменологии, являющейся учением о прогрессе культуры и о самораскрытии абсолютного духа. Применение диалектического метода, характерного не только для Зомбарта, но и для столь влиятельного теперь в Германии социологического учения Ганса Фрейера, приводит Энгель к выводу, что хозяйственное развитие каждой страны протекает в противоречиях и имеет бурный характер, не нарушая однако общей эволюции, заключающейся в перемещении объективного духа из одной социальной формы в другую. В своем стремлении, совершенно в духе исторической школы от Рошера до Зомбарта, превратить политическую экономию в учение о самораскрывающемся духе в сфере хозяйства, автор подвергает серьезной критике учение известных немецких экономистов Лифмана, Касселя и Шумпетера, представляющих, вместе с учеными австрийской школы, современные течения реализма и эмпиризма в политической экономии. Не менее критически относится автор к идеализму старой исторической школы, противопоставлявшей природу объективному духу, и к универсализму Шпанна, порывающему с исторической действительностью. Всецело разделяя учение Зомбарта о феноменологии хозяйства, Энгель рассматривает народное хозяйство, как раскрытие духа каждого данного народа в сфере самоснабжения материальными благами, полагая при этом, что дух народа, отражая в себе абсолютный дух времени, обеспечивает прогресс и торжество нравственной идеи.
Б. Ижболдин.
96
Страница сгенерирована за 0.16 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.