Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Нисский, святитель

Григорий Нисский, свт. Письмо 3. Поистине почтеннейшим и благоговейнейшим сестрам Евстафии и Амвросии и почтеннейшей и честнейшей дочери Василисе, Григорий о Господе радоваться (Деян. 15, 23)

 

Встреча с добрыми и приятными людьми и памятники великого человеколюбия к нам Господа, которые показывали мне на месте, были для меня предметом величайшей радости и веселья; потому что в том и другом открылся для меня праздник Божий: и в том, что я видел спасительные следы (пребывания здесь) оживотворившего нас Бога, и в том, что встре­тил души, в которых духовно созерцаются таковые же знамения благодати Господней, так что веруешь, что поистине в сердце того, кто имеет Бога, находится Вифлеем, Голгофа, гора Елеонская, Воскресение. Ибо в ком чрез добрую совесть вообразился Христос и кто, пригвоздивши Божест­венным страхом плоть свою, сораспявшись Христу, и отложив от себя тя­желый камень житейской лести, и вышедши из телесного гроба, начал ходить

455

 

 

как бы в обновлении жизни; кто, оставив дальнюю и низменную жизнь человеческую и взошедши высокою пламенною любовью в пренебесное жительство, мудрствуя горняя (пребывает там) где Хрис­тос (Кол. 3, 1-2); кто, не отягчаемый дебелостью плоти, более чистою жизнью соделался настолько легким, что плоть сопутствует ему в гор­няя подобно облаку; тот, по моему мнению, есть сам одно из вышеупомя­нутых селений, в которых видимы памятники человеколюбия о нас Господа. Итак, поскольку я видел и чувственным взором святые места, видел притом и в вас явные знамения таких мест, то исполнился такой радос­ти, которую никакое слово передать не может. Но так как, по обыкнове­нию, для человека трудно, если не сказать невозможно, наслаждаться ка­ким-либо благом без примеси зла; то и у меня ко вкушению сладкого при­мешалось некоторое ощущение горького; отчего после приятного наслаж­дения радостным снова возвращался я в отечество опечаленным, рассуж­дая, что справедливо слово Господне: мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19); так что никакая часть вселенной не свободна от своей доли зла. Ибо если место, принявшее святой след истинной жизни, не свободно от злого терния, что же должно думать о прочих местах, которым участие

456

 

 

в благе сообщено посредством одного только слышания и проповедания? Что, имея в виду, говорю я это, о том совершенно нет никакой нужды изла­гать на словах, так как самые дела явственнее всякого громкого голоса гласят об этих прискорбных (вещах). Одну вражду узаконил нам Законоположник нашей жизни, – разумею вражду ко змию, и ни в чем другом не повелел нам проявлять силу ненависти, как только в отвращении от зла. Вражду положу, говорит Он, между тобою и между ним (Быт. 3, 15). Так как зло различно и многоводно, то слово Божие дает разуметь его под об­разом змия, густым наслоением чешуи его, означая многообразие зла. Но мы исполнением желаний противника сделались союзниками змия, а не­нависть обратили друг на друга, лучше же сказать, не на себя, но на Того, Кто дал заповедь. Ибо Он говорит: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Мф. 5, 43), повелевая признавать врагом одного только противника нашей природы, а всякого, кто имеет общее с нами ес­тество, называя ближним каждого из нас. Но жестокосердый наш век, уда­лив нас от ближнего, сделал то, что мы пригреваем змия и услаждаемся пестротой его чешуи. Я говорю о том, что ненависть к врагам Божиим законна, и тако-

457

 

 

го рода ненависть угодна Господу. Врагами же я называю всех, кто каким бы то ни было образом отрицает славу Господа, – будут ли то иудеи, или явные идолопоклонники, или по учению Ария делающие для себя идолом тварь и воспроизводящие заблуждение иудейское. Если же Отец, Сын и Святый Дух благочестиво чествуются и принима­ют поклонение от верующих, и в неслиянной и нераздельной Святой Троице признается единое и естество, и слава, и царство, и власть над всеми, то вражда может ли быть оправдана основательною причи­ной? Когда преобладали еретические догматы, тогда с опасностью для себя противодействовать властям (которыми, казалось, поддерживалось учение противников), чтобы не порабощено было властями человечески­ми спасительное слово, было делом хорошим; ныне же, когда благочес­тие явно проповедуется по всей вселенной, от одного края неба до друго­го, враждующий против проповедников благочестия ведет брань не с ними, но с Тем, Кто благочестиво проповедуется ими. Ибо, какая иная должна быть цель у того, кто имеет божественную ревность, как не та, чтобы всеми способами возвещать славу Божию? Ибо до тех пор, пока Единородному Богу воздается поклонение от всего сердца, души

458

 

 

и по­мышления, с верою от всех, что Он есть то же, что и Отец; равным образом, до тех пор, пока и Дух Святый прославляется единочестным поклонением; – без меры мудрствующие могут ли иметь какой благовидный повод к вой­не, раздирая не нешвенный хитон, разделяя имя Господа между Павлом и Кифою, гнушаясь приближением к тем, которые поклоняются Христу, и едва открыто не провозглашая этого словами: «Дальше от меня, не при­ближайся ко мне, ибо я чистый»! Да дастся же им приобрести несколько более знания, чем то, какого по своему мнению они достигли. И какое зна­ние больше того, как веровать, что истинный Сын Божий есть истинный Бог? С исповеданием Его истинным Богом соединяются все благочести­вые и спасающие нас понятия: что Он есть благ, праведен, силен, неизме­няем, не делается иным, всегда тот же, не может измениться ни к худшему, ни к лучшему, потому что первое противно его природе, а второе невоз­можно; ибо, что может быть выше высочайшего, что совершеннее всего временного? Так что созерцаемый во всем совершенстве блага Он в отно­шении ко всякому виду изменения имеет свойство неизменности и не в одно какое-либо время проявил ее в себе, но всегда был тако-

459

 

 

вым же: и до времени домостроительства (спасения), и при самом домострои­тельстве, и после того; ничего в своем неизменном и неприменяемом естестве Он не изменил в несоответствующий сему естеству вид в действованиях по отношению к нам. Ибо нетленность и неизменяемость по естеству всегда остается тою же и не изменяется вместе с при­родою низшею, когда соединяется с нею по домостроительству, подобно солнцу, которое, бросая луч во мрак, не омрачает свет луча, но превращает посредством луча мрак в свет. Так и свет истинный, воссиявший во тьме нашей, не помрачался сам темнотой, но осветил собою мрак. Поскольку же род человеческий был во тьме, как написано: не знают, не разумеют, во тьме ходят (Пс. 81, 5); то осветивший омраченную при­роду, проведши луч Божества во весь состав наш, – разумею душу и тело, соделал человечество причастником в собственном свете, чрез тесное единение с собою сделавши его тем, что и Сам. И как Божество не подверглось тлению, будучи в тленном теле, так и не соделалось иным и не изменилось, врачуя изменяемость души нашей. Так и во врачебном искусстве занимающийся лечением тела, хотя прикасается к болящему, но сам не делается больным,

460

 

 

но исцеляет больного. Да не подумает однако кто-нибудь, превратно понимая изречение Евангелия, что природа наша во Христе вследствие усовершения последовательно, мало-помалу пре­творялась в более божественную; потому что выражения: преуспевать возрастом, премудростью и благодатью (Лк. 2, 52) употребляются в повес­твовании Писания для доказательства того, что Господь истинно воспри­нял нашу природу, дабы не имело места мнение утверждающих, будто вместо истинного богоявления, явился некоторый призрак, имеющий вид телесного образа. Посему-то Писание не стыдится повествовать о Нем то, что свойственно нашей природе, (упоминая) о ядении, о питии, сне, утом­лении, питании и преуспеянии в телесном возрасте, возрастании – обо всем, что составляет отличительную принадлежность нашей природы, кроме влечения ко греху. Ибо грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому как и болезнь, и уродство не от начала прирождены нашей природе, но составляют противоестествен­ное явление; так и деятельность, направленную ко злу, должно признавать как бы каким искажением врожденного нам добра; зло мы понимаем не как нечто самостоятельное в нашей природе, но смотрим на него как на

461

 

 

отсутствие только добра. Посему преобразовавший нашу природу, дав ей Божественную силу, сохранил ее в себе свободною от недостатков и бо­лезни, не приняв повреждения воли, происшедшего от греха. Он греха не сотвори, говорит Писание, не было лести в устах Его (1 Петр 2, 22). И это свойство мы усматриваем в Нем не по истечении какого-либо проме­жутка времени, но тотчас, как соделался (воплотившись) в Марии че­ловеком, в котором Премудрость создала себе дом. По природе челове­ческой Он произошел из вещества, страстям подлежащего, но вместе с наитием Святого Духа и осенением силою Вышнего, соделался тотчас тем, чем был по естеству своему осенивший Его. Ибо без всякого же прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7, 7).

Итак, поскольку сила Божества есть нечто бесконечное и неизмери­мое, а человеческое естество скоротечно и ничтожно, то, как скоро Дух сни­зошел на Деву, и Сила Вышнего осенила Ее; скиния, водруженная таким способом, не привлекла к себе ничего из человеческой тленности, так что в сем составе, хотя и был человек, но в то же время был и Дух, и благодать, и сила; особенность нашей природы осиявалась (в нем) преизбытком Божес­твенной силы. И поскольку

462

 

 

существуют два предела человеческой жизни: один, с которого начинаем, и другой, когда перестаем жить; то необходимо было Врачующему всю нашу жизнь обнять нас с этих двух пределов, что­бы, воспринявши наше начало и конец, с той и другой стороны вознести горе долу лежащего. Итак, что мы видим при конце земного бытия, то же рассуждаем и о начале его. Ибо как там по домостроительству (спасения) Он попустил расторжение тела от души, причем неделимое Божество, раз соединившись с нашим естеством, не разлучилось ни от души, ни от тела, но будучи с душою в раю, чрез разбойника открыло вход в него людям, телом же находясь в сердце земли, уничтожило имущего державу смерти (почему и самое тело называется Господом вследствие присутствия в нем Божества); так и о душе рассуждает, что сила Вышнего, чрез наитие Святого Духа, примешавшись ко всему нашему естеству, стала существовать и в душе нашей, как прилично ей быть в душе, и соединилась с телом, чтобы спасение наше было всецелым во всех отношениях; причем, как и в начале человеческой жизни, так и в конце ее Божество сохраняет богоприличное и высокое бессмертие. Ибо ни начало Его жизни не подобно началу нашей, ни ко-

463

 

 

нец его – нашему концу, но как там, так и здесь Он проявил Божес­кую власть, так как начало его не было осквернено страстью, ни конец не окончился нетлением. Итак, если мы провозглашаем и свидетельствуем, что Христос – Божия сила и Божия премудрость, всегда неизменен, всегда нетленен, хотя и пребывал в тленном теле, не оскверняемый Сам, но очищая оскверненное, что же несправедливого в том, и за что нас ненавидят? И что значит это устроение против нас новых жертвенников? Разве мы проповедуем иного Иисуса или другого указы­ваем? Разве мы изъясняем другие писания? Разве кто из нас осме­лился назвать Святую Деву Богородицу человекородицею, как слышим, дерзко называют ее некоторые из них? Разве мы баснословим о трех воскресениях? Или возвещаем тысячелетнее объедение? Или гово­рим о восстановлении снова иудейского заклания в жертву животных? Разве мы обращаем надежды людей к дольнему Иерусалиму, измышляя восстановление его из вещества более прекрасного, чем камни? Есть ли что-нибудь такое за нами, за что, по мнению некоторых, следует бежать от нас и воздвигать против нас другой жертвенник, как будто мы ос­кверняем святыню? Чувствуя раздражение и скорбь в сердце

464

 

 

от таких (несправедливостей), я тотчас по возвращении в свой главный областной город положил написать к любви вашей, чтоб освободить от горечи свою душу. Вы же пребывайте в том, к чему будет руководствовать вас Дух Свя­тый, ходя вслед Бога, не прилагаясь плоти и крови, не подавая некоторым повода хвалиться (вами), чтобы они не хвалились в вас и славолюбие их не возрастало от вашей жизни. Вспомните о святых отцах, которым вы по­ручены блаженным отцом вашим и которых мы удостоились по благодати Божией быть преемниками. Не преступайте пределов, которые положили отцы наши, не пренебрегайте языком более простого проповедания и не отдавайте предпочтения различным последующим учениям, но согласуйтесь с древним правилом веры, и Бог мира да будет с вами, здравыми ду­шою и телом. Господь да сохранит вас в нетлении, о чем и молимся.

 


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.