Поиск авторов по алфавиту

Автор:Богородский Я. А.

Всемірный потопъ

Всемірный потопъ есть чрезвычайное проявленіе воли Божіей по отношенію къ человѣку и къ окружающей его природѣ. Событіе это со стороны его основной (первой) причины имѣетъ надлежащее освѣщеніе только на страницахъ Библіи. Дѣйствительность его, кромѣ библейскаго свидѣтельства, удостовѣряется нѣкоторыми слѣдами на поверхности земного шара, но всего болѣе—воспоминаніемъ о немъ, сохранившимся почти у всѣхъ народовъ и племенъ земли. Временное стояніе воды надъ сушею не могло не оставить слѣдовъ на ней. Прежніе геологи не отвергали потопа, чего за однимъ изъ періодовъ въ исторіи образованія земной коры утвердилось въ геологіи названіе: дилювіальная эпоха (отъ diluvium—потопъ). Новѣйшіе геологи (хотя и не всѣ) отвергаютъ всеобщее наводненіе; наносныя же и осадочные пласты земли и нѣкоторыя другія явленія, несомнѣнно удостовѣряющія, что части земной коры, послѣ того какъ долгое время были сушею, снова находились подъ водою, они объясняютъ гипотезою временнаго (и даже не однократнаго) опусканія различныхъ частей суши и новаго поднятія ихъ, такъ что вода океана то покрывала ихъ, то снова отступала1. Въ своемъ отрицаніи всеобщаго и внезапнаго наводненія они выходятъ изъ того теоретическаго положенія,

________________________

1 А. Иностранцевъ. Геологія. Спб. 1885—7 г. т. 2‑й, стр. 437 и 439.

359

 

 

что всѣ образованія и измѣненія въ земной корѣ происходили медленно и постепенно, въ теченіе многихъ тысячелѣтій, а не обязаны своимъ происхожденіемъ какой-нибудь внезапной и всеобщей катастрофѣ. Теорія эта въ свою очередь основывается на томъ, что на памяти человѣческой не произошло будтобы ни одной катастрофы, подобной всемірному потопу, и оправдывается тѣмъ, что ею просто и удовлетворительно объясняются очень многія геологическія явленія. Но, съ одной стороны, частичныя, мѣстныя явленія катастрофальнаго характера (иногда въ очень внушительныхъ размѣрахъ) происходили и теперь происходятъ на землѣ, и это наводитъ на сомнѣнія, что въ отдаленномъ прошедшемъ не могли происходить еще болѣе грандіозные перевороты на землѣ; съ другой стороны—есть геологическіе факты, совершенно необъяснимые съ точки зрѣнія всегда спокойнаго и равномѣрнаго образовательнаго дѣйствія силъ природы на поверхности нашей планеты. Поэтому и между новѣйшими геологами есть такіе, которые не отвергаютъ всемірный потопъ и считаютъ предположеніе его необходимымъ для объясненія многихъ геологическихъ явленій. Напр., англійскій геологъ Horworth1  обращаетъ вниманіе на рѣзкій перерывъ между нынѣшнимъ растительнымъ и животнымъ міромъ и тѣмъ, который ему предшествовалъ и погребенъ подъ пластам земли. Эти два міра различны, но переходныхъ формъ между ними, которыя могли бы свидѣтельствовать о постепенномъ и спокойномъ переходѣ отъ прежнихъ видовъ растеній и животныхъ къ нынѣшнимъ, нѣтъ. Ясно, что прежній міръ погибъ насильственно и быстро, а нынѣшнія растенія и животныя получили свое начало отъ какого-то, какъ выражается Horworth, таинственнаго остатка и въ своемъ развитіи съ самаго начала пошли нѣсколько инымъ путемъ, можетъ быть, благодаря измѣнившимся

________________________

1 О библейскомъ потопѣ. Прав. Обозр. 1890 г. май—іюнь. Стр. 59.

360

 

 

на земной поверхности условіямъ растительнаго и животнаго существованія. Къ числу несомнѣнныхъ слѣдовъ потопа принадлежатъ большія собранія костей погибшихъ животныхъ. Такія собранія встрѣчаются въ трещинахъ и разсѣлинахъ скалъ. На Сантенейской горѣ во Франціи (въ департаментѣ Soane-et=Loire), на одиноко стоящей утесистой плоской возвышенности, поднимающейся надъ равниною на нѣсколько сотъ метровъ, найдено было въ семидесятыхъ годахъ прошлаго столѣтія въ разсѣлинѣ скалы громадное скопленіе костей, залитое отвердѣвшимъ мѣловымъ растворомъ. Тутъ нашли кости тигра, рыси, волка, лисицы, барсука, зайца, носорога, кабана, лошади, быка и оленя. Эти кости находятся въ безпорядкѣ. Они не обязаны своимъ происхожденіемъ эпизоотіи, потому что принадлежатъ различнымъ породамъ животныхъ; а эпизоотіи никогда не поражаютъ одновременно различные виды животныхъ. Животныя не были сюда натасканы другими, хищными животными, потому что кости не обгрызены. Онѣ не носятъ также слѣдовъ прикосновенія руки человѣка. Что могло занести эти останки на вершину уединенной горы? По мнѣнію одного геолога, участвовавшаго при осмотрѣ костей, только наводненіе могло собрать животныхъ на Сантенейскую высоту. Причину этого наводненія онъ предполагалъ въ разлитіи Роны, запруженной обрушившимся въ нее ледникомъ съ близъ лежащихъ горъ. Но Horworth справедливо замѣчаетъ, что наводненіе, произведенное этою причиною, могло совершаться только медленно, между тѣмъ какъ должно было произойти внезапное наводненіе, чтобы соединить и согнать столько животныхъ на тѣсной поверхности горы, гдѣ они не могли жить заранѣе и постоянно, потому что не могли найти здѣсь пищи себѣ. Мы добавимъ отъ себя: наводненіе это должно было быть не частичное, подходившее съ одной стороны, а разомъ нахлынувшее со всѣхъ сторонъ, охватившее громадное пространство; потому что оно согнало вмѣстѣ самыхъ разнородныхъ животныхъ, никогда не живущихъ сов-

361

 

 

мѣстно на ограниченномъ пространствѣ земли. Такого наводненія не могли произвести воды одной Роны. Другой геологъ, также присутствовавшій при изслѣдованіи вышеописанныхъ костей, признавая, что однѣ только воды могли произвести наполненіе Сантенейской разсѣлины костями, полагалъ, что объемъ, происхожденіе и природа этихъ водъ еще неизвѣстны. Но третій присутствовавшій здѣсь ученый, Роземонъ, прибавилъ, что только теорія потопа представляетъ въ данномъ случаѣ удовлетворительное объясненіе… И въ самомъ дѣлѣ, мысль эта напрашивается сама собою. Циммерманъ, говоря о такихъ же собраніяхъ костей и приходя къ той же мысли, помогаетъ воображенію нарисовать самую картину того, что должно было произойти съ животными при наступленіи потопа. При степныхъ пожарахъ въ Америкѣ, говоритъ онъ, устрашенныя животныя несутся тѣснымъ стадомъ. Волки, лисицы и медвѣди бѣгутъ посреди козуль, оленей, кроликовъ и буйволовъ, не обнаруживая никакихъ признаковъ вражды. Общая опасность отъ огня заставляетъ ихъ бѣжать въ долины, орошаемыя рѣками, ущелья, небольшіе лѣса, пещеры и трещины. Кто видѣлъ однажды такую сцену, тотъ пойметъ, что животныя, гонимыя потоками воды, по нѣскольку тысячъ тѣснились въ пещеры и задыхались здѣсь въ водѣ, а затѣмъ покрывались осѣдавшею глиной“1. Собранія костей, подобныя Сантенейскому встрѣчаются и въ другихъ мѣстахъ стараго и новаго свѣта. Для всѣхъ подобныхъ явленій стараго свѣта Horworth представляетъ одно общее объясненіе: одновременно произошли великія колебанія почвы, сопровождавшіяся образованіемъ разсѣлинъ, проваловъ и наводненіями, которыя погубили всѣ живущіе на землѣ организмы и снесли ихъ трупы въ гроты, разсѣлины скалъ, и т. д. Эта страшная катастрофа уничтожила и человѣка палеолитической эпохи (первой эпохи каменнаго вѣка)“2.—Къ памятникамъ

________________________

1 Міръ до сотворенія человѣка. Спб. 1803 г. стр. 335—6.

2 Прав. Обозр. 1890 г. Май—іюнь. Стр. 89 и д.

362

 

 

потопа на земной поверхности могутъ быть отнесены и такъ называемые блуждающіе камни (эрратическіе валуны геологовъ). Это разной величины камни—отъ очень мелкихъ до самыхъ крупныхъ (вѣсомъ иногда отъ нѣсколькихъ сотъ до нѣсколькихъ тысячъ пудовъ)—по своему составу однородные съ тѣми, которые скатываются съ гранитныхъ горъ къ подножію ихъ, и отличающіеся отъ нихъ тѣмъ, что у послѣднихъ углы заостренные и поверхность шероховата, а у первыхъ углы сглажены, закруглены, и поверхность какъ бы отполирована. Происхожденіе камней, лежащихъ близъ высокихъ горъ, не возбуждаетъ никакого недоумѣнія; блуждающіе же камни, разсѣянные въ громадномъ количествѣ и на большихъ пространствахъ нѣкоторыхъ низменныхъ равнинныхъ странъ, въ разстояніи отъ нѣсколькихъ сотъ до полуторы тысячи верстъ отъ горъ, которымъ они принадлежатъ по своему составу1,—такіе камни всегда возбуждали изумленіе относительно своего мѣстонахожденія и происхожденія. Отсюда они получили свое названіе: блуждающіе камни. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ ихъ назвали подкидышами. Такъ какъ они своимъ гладкимъ, обточеннымъ видомъ напоминаютъ собою тѣ изъ камней, лежащихъ близъ подножія высокихъ горъ, которые не скатились сами по себѣ, а стащены съ нихъ ледниками, своею тяжестью обточившими и округлившими ихъ; то современные геологи происхожденіе всѣхъ блуждающихъ камней приписываютъ движенію льдовъ съ горъ на равнины. Что камни эти когда-то двигались вмѣстѣ со льдами и ими обточены это весьма вѣроятно. Но очень мало вѣроятности, чтобы камни Нижегородской и Кіевской губерній, по своему составу принадлежащіе Скандинавскимъ горамъ, принесены были ледникомъ, продвинувшимся сюда со Скандинавскаго полуострова2.

_________________________

1 Камни со Скандинавскихъ горъ распространены по Россіи до Нижегородской и Кіевской губерній. Неймайръ. Исторія земли. Спб. 1898. Т. 2, стр. 500.

2 Предполагается, что ледъ, двигавшійся со Скандинавскихъ горъ съ вкрапленными въ него камнями, заполнилъ всю глубину Балтій-

363

 

 

Гораздо правдоподобнѣе поэтому предположеніе геолога Мурчисона, спеціально изучавшаго область распространенія блуждающихъ камней въ Россіи, что большая часть европейской Россіи и сѣверная Германія въ ледниковую эпоху были покрыты водою, представляли собою море. Ледники, спускавшіеся съ скандинавскихъ и финляндскихъ высотъ, вдвигались въ воду, поднимались ею и расплывались. Плавая по водѣ, они таяли и роняли на дно заключенные въ нихъ камни1. Но если не считать за вѣрное, что европейская Россія въ ледниковую эпоху была моремъ,—потому что это во всякомъ случаѣ только гипотеза2,—то остается предпо-

______________________

скаго моря, передвинулся чрезъ него и заполнилъ собою все пространство до средней и южной Россіи, всю сѣверную Германію. Неймаръ, вполнѣ принимающій эту гипотезу, замѣчаетъ: „на первый взглядъ можетъ показаться даже невѣроятнымъ, что всѣ эти обломки разнесены глетчерами, которые расходились во всѣ стороны отъ Швеціи и Норвегіи и переползали Нѣмецкое и Балтійское моря“ (Указ. соч. Т. 2, стр. 500). Невѣроятнымъ это остается во всякомъ случаѣ, несмотря на остроумную гипотезу „самостоятельнаго“ движенія льда не только внизъ по горной покатости, но и по горизонтальной поверхности. Если въ Европѣ дѣйствительно господствовалъ нѣкогда такой же холодъ, какой господствуетъ теперь въ Гренландіи, то самое большее, что можно предположить—это то, что ледъ и камни со Скандинавскихъ горъ могли заполнить глубину Балтійскаго моря. Россія же и сѣверная половина Германіи должны были покрыться самостоятельнымъ „материковымъ“ льдомъ, въ которомъ не могло быть камней со Скандинавскихъ горъ.

1 Иностранцевъ. Геологія. Т. 2. стр. 446.

2 Какъ сомнительно достоинство многихъ геологическихъ гипотезъ, претендующихъ на освѣщеніе истинной исторіи земли, видно, напр., изъ слѣдующаго факта. Раскопками проф. Амалицкаго въ 1899 и 1900 гг. на высокомъ берегу Сѣверной Двины, въ древнемъ засыпанномъ руслѣ рѣки обнаружено громадное скопленіе окаменѣлыхъ животныхъ, представителей древнѣйшей прѣсноводной фауны. Нахожденіе этихъ животныхъ въ пластѣ такъ называемой пермской эпохи было неожиданностью для геологовъ, которые до тѣхъ поръ были убѣждены, что въ пермскую эпоху еще не было прѣсноводныхъ животныхъ на землѣ. Такимъ образомъ одинъ ударъ заступа можетъ опрокинуть любую геологическую теорію. Историч. Вѣстникъ. 1901 г. Февр. Историческій моментъ въ области современной геологіи. Стр. 665—78.

364

 

 

ложить одно, что именно вода потопа подняла ледники съ Скандинавскаго полуострова и горъ Финляндіи и разнесла на далекія пространства заключенные въ нихъ гранитные камни.

Дѣйствительность всемірнаго потопа, кромѣ библейскаго повѣствованія о немъ, всего болѣе удостовѣряется преданіемъ, сохранившимся почти у всѣхъ народовъ и племенъ земли. Память о потопѣ мы находимъ въ многочисленныхъ сказаніяхъ о немъ, въ общемъ и во многихъ частностяхъ сходныхъ съ библейскимъ повѣствованіемъ, но независимыхъ отъ послѣдняго, не заимствованныхъ изъ него. Такія сказанія имѣются у индусовъ, китайцевъ, вавилонянъ, персовъ, сиро-финикіянъ, арабовъ, армянъ, фригіянъ, грековъ, египтянъ, кельтовъ, лапландцевъ, камчадаловъ, германцевъ, славянъ, литовцевъ, нѣкоторыхъ негритянскихъ племенъ, почти у всѣхъ аборигеновъ Америки: эскимосовъ, ирокезовъ, жителей Флориды, ацтековъ, мицтековъ, цапотековъ, тласкаллесовъ, туземцевъ Юкатана, Антильскихъ острововъ, Венецуэлы, Боливіи, Перу и Чили, наконецъ у нѣкоторыхъ островитянъ Тихаго океана1. Всѣ они говорятъ о потопѣ, и притомъ потопѣ всеобщемъ, какимъ изображаетъ его библія; вездѣ говорится о возобновленіи рода человѣческаго чрезъ немногихъ спасшихся отъ потопа милостію всемогущаго существа; почти всюду причиною гибели человѣчества представляется его развращенность. Тутъ мы видимъ и ковчегъ, какъ средство спасенія отъ погибели, и животныхъ, спасшихся вмѣстѣ съ людьми, и гору, на которой остановился ковчегъ, и птицъ, какъ вѣстниковъ окончанія потопа, иногда и жертву благодаренія за спасеніе, и радугу, какъ знакъ примиренія разгнѣваннаго божества съ человѣ-

______________________

1 Обширное собраніе этихъ сказаній въ Die Traditionem des Menschengeschlechtes—von H. Lüken. Münster. 1869. Стр. 189—263. Такжевъ Die Urgerschichte der Erde und des Menschengeschlechtes—von Seb. Mutzi. Стр. 107—119. Нѣкоторыя изъ нихъ изложены въ книгѣ С. Глаголева „О происхожденіи и первобытн. состояніи рода человѣческаго“. Москва. 1894. Стр. 556—576.

365

 

 

комъ. Совокупность этихъ сказаній производитъ на всякаго мыслящаго человѣка очень опредѣленное и очень сильное впечатлѣніе. „Разсмотрѣніе народныхъ преданій, говоритъ извѣстный богословъ Деличъ, удостовѣряетъ насъ, что потопъ есть историческое событіе, которое глубоко запало въ память народовъ, что воспоминаніе о немъ проходитъ отъ Арменіи до Британіи и Китая и чрезъ восточную Азію до Америки, и что библейское повѣствованіе, въ своей чистотѣ отъ всѣхъ миѳологическихъ и индивидуально-національныхъ элементовъ, есть вѣрнѣйшее историческое зеркало первобытнаго преданія, проходящаго чрезъ всѣ племена міра“1. А вотъ слова ученаго не вѣрующаго въ Библію, какъ книгу откровенія: „въ преданіи человѣческомъ нужно принять одинъ фактъ, истина котораго была бы всѣми признана. Какой именно? Въ числѣ ихъ я не вижу ни одного такого, памятники котораго были бы такъ всеобще засвидѣтельствованы, какъ засвидѣтельствованы памятники, передающіе о знаменитомъ физическомъ переворотѣ, который, говорятъ, нѣкогда измѣнилъ лицо нашей земли и послужилъ причиною обновленія человѣческихъ обществъ,—словомъ, потопъ кажется мнѣ настоящею эпохою въ исторіи народовъ. Фактъ этотъ можетъ оправдываться и подтверждаться всеобщимъ голосомъ, потому что преданіе о немъ находится у всѣхъ народовъ и во всѣхъ странахъ міра“2. Невѣрующіе вообще и въ частности геологи хотятъ увѣрить, что многочисленныя сказанія о потопѣ или составляютъ заимствованіе изъ одного какого-либо древняго сказанія, поводомъ къ которому послужило какое-нибудь мѣстное большое наводненіе, или основаны на воспоминаніи о многихъ мѣстныхъ наводненіяхъ, устрашавшихъ людей. Геологъ Неймайръ признаетъ фактъ потопа, но только мѣстнаго, въ Тигро-Евфратской долинѣ. Основываясь на при-

________________________

1 Kurtz. Geschlichte des Alten Bundes. B. 1, S. 81.

2 Boulanger. Antiquité devoilée. Цит. у Aug. Nicolas. Etudes philosophiques sur le christianisme. Paris. 1856. T. 1. P. 386.

366

 

 

мѣрахъ бывшихъ наводненій въ дельтахъ Ганга и Брамапутры, онъ полагаетъ, что землетрясеніе или сильный циклонъ (буря) подняли воду Персидскаго залива, которая устремилась въ Тигро-Евфратскую долину и затопила значительную часть ея. При этомъ онъ, согласно съ гипотезой Зюсса и съ вавилонской поэмой объ Издубарѣ, допускаетъ, что какой-нибудь предусмотрительный человѣкъ (Хасисъ-Адра поэмы), обезпокоенный частыми землетрясеніями, которыя де и ранѣе производили наводненія въ низменности Евфрата, построилъ себѣ судно и переселился въ него съ своей семьей. Когда дѣйствительно наступило наводненіе, онъ и спасся отъ погибели1. Подразумѣвается выводъ отсюда: вавилонское преданіе о потопѣ распространилось по всему свѣту, но уже не какъ о мѣстномъ явленіи, а какъ о всемірномъ. Не легко объяснить, какъ мѣстное вавилонское сказаніе могло распространиться по всему свѣту, и какъ фактъ мѣстнаго наводненія могъ превратиться въ представленіе о всемірномъ потопѣ. Геологъ этого вопроса не разрѣшаетъ и даже не ставитъ. Но для историка именно онъ и имѣетъ первостепенную важность. Если бы во времена Хасисъ-Адры весь родъ человѣческій жилъ въ одной долинѣ нижняго Евфрата, и отъ предполагаемаго здѣсь наводненія спасся бы только Хасисъ Адра съ своимъ семействомъ, то было бы понятно, почему объ этомъ наводненіи помнятъ и лапландецъ, и китаецъ, и кельтъ, и ирокезъ; потому что всѣ они были бы потомками тѣхъ разселившихся по землѣ колонистовъ, ближайшимъ родоначальникомъ которыхъ былъ Хасисъ-Адра. Но при тѣхъ условіяхъ, при которыхъ Неймайръ предполагаетъ наводненіе, въ высшей степени сомнительно, чтобы всѣ люди, жившіе тогда на землѣ, были сосредоточены въ одной долинѣ нижняго Евфрата. Въ сэйсмическій періодъ (періодъ наиболѣе частыхъ и наиболѣе сильныхъ землетрясеній), когда по словамъ Неймайра происходили частыя на-

_______________________

1 Тамъ же. Т. 1, стр. 341—4.

367

 

 

водненія въ низменныхъ странахъ, прилегающихъ къ морю часть людей, привлекаемая плодородіемъ почвы, хотя и могла жить въ нижней Месопотаміи, но еще большая часть, устрашаемая наводненіями, конечно, отодвинулась возможно дальше отъ этого опаснаго мѣста. Потомки послѣднихъ, разсѣявшіеся по землѣ, могли ничего не слыхать ни объ осторожномъ Хасисъ-Адрѣ, ни объ наводненіи въ Месопотаміи (въ противоположность потомкамъ Ноя, которые не могли не слышать о томъ, что было при немъ и съ нимъ самимъ). Но, можетъ быть, разсказы потомковъ Хасисъ-Адры о страшномъ происшествіи распространились по всей землѣ, даже между племенами, никогда не жившими въ Месопотаміи и не имѣвшими своимъ родоначальникомъ Хасисъ-Адру, и приняли у нихъ форму сказанія о всемірномъ потопѣ? Нѣкогда въ долинѣ Сиддимъ, цвѣтущей, какъ рай, и густо заселенной, произошла еще болѣе потрясающая катастрофа: на нее упалъ огненный дождь1, и въ то же время вся окрестность съ четырьмя расположенными на ней городами рухнула внизъ и навѣки покрылась молчаливыми водами Мертваго моря. Изъ всѣхъ жившихъ тамъ людей спаслась только часть одного семейства: отецъ съ двумя дочерьми (Быт. 19, 24—31). И однако же воспоминаніе объ этой страшной катастрофѣ такъ и осталось мѣстнымъ воспоминаніемъ, и хотя оно, какъ и преданіе о потопѣ, занесено на страницы Библіи, но оно не дошло ни до древнихъ германцевъ, ни до калмыковъ, ни до мицтековъ и цапотековъ, ни до тихо-океанскихъ островитянъ, и проч. Хотя дочери Лота (какъ, можетъ быть, и дочери Хасисъ-Адры) и думали, что всѣ люди на землѣ погибли, кромѣ ихъ и ихъ отца, однако же всѣ племена земли не повѣрили имъ и не стали въ одинъ голосъ повторять, что нѣкогда весь родъ человѣческій погибъ отъ огня съ неба, спаслись немногіе и проч. Если

______________________

1 Можетъ быть, это были раскаленные камни, въ громадномъ количествѣ выброшенные изъ внезапно образовавшагося и потомъ исчезнувшаго вулкана, или же масса упавшихъ сюда аэролитовъ.

368

 

 

же говорятъ, что первоначальные насельники земли погибли отъ воды, и весь наличный родъ человѣческій произошелъ отъ немногихъ спасшихся отъ потопленія, то это не потому, что когда-то и гдѣ-то случилось мѣстное наводненіе, и разсказъ о немъ какимъ-то непостижимымъ образомъ разошелся по всему свѣту, а потому что бывшій (библейскій) потопъ былъ всеобщимъ, и всѣ эти—китайскій Іао, индійскій Ману, вавилонскій Хасисъ-Адра (онъ же Ксизутру), греческіе Огигъ и Девкаліонъ, кельтскій Двиванъ, мексиканскіе Кокскоксъ и Вотанъ, и прочіе,—всѣ они тотъ же библейскій Ной, второй праотецъ рода человѣческаго. Всѣ племена человѣческія помнятъ о немъ, и только каждое наименовало его по своему1. Другіе геологи (и не-геологи) полагаютъ, что повсемѣстныя сказанія о потопѣ относятся не къ одному какому-нибудь наводненію, случившемуся гдѣ-либо на землѣ, а ко многимъ мѣстнымъ наводненіямъ. Такое предположеніе было бы, можетъ быть, позволительно, если бы сходство между библейскимъ повѣствованіемъ и народными преданіями выражалось только въ самыхъ общихъ чертахъ, напр.: спасеніе на какомъ-либо пловучемъ сооруженіи, продолжительный дождь, сильный подъемъ воды, гибель людей и животныхъ и, пожалуй, остановка ковчега на горѣ. Но какъ въ самостоятельныхъ сказаніяхъ о мѣстныхъ наводненіяхъ могли оказаться на лицо и идея наказанія за нечестіе, и такія подробности библейскаго повѣствованія, какъ выпусканіе птицъ для удостовѣренія въ прекращеніи наводненія, жертва благодаренія за спасеніе и даже радуга, какъ знакъ примиренія Бога съ человѣкомъ? Кромѣ того мѣстныя грандіозныя наводненія (какими они должны быть, чтобы память о нихъ сохранилась на тысячи лѣтъ) не происходятъ одновременно; ихъ должны

________________________

1 Имя его разнообразилось вслѣдствіе извѣстнаго стремленія націонализировать общее преданіе, связать его съ именемъ какого нибудь своего Древняго героя. Можетъ быть также, что идея, заключающаяся въ имени Ноя или его особенное значеніе въ исторіи выражались каждымъ народомъ примѣнительно къ своему языку.

369

 

 

раздѣлять многія сотни и даже тысячи лѣтъ. А между тѣмъ по тщательному изслѣдованію Lüken'а всѣ важнѣйшіе народы, сохранившіе болѣе или менѣе опредѣленное воспоминаніе о потопѣ, начинаютъ свою исторію съ эпохи потопа, и начало это падаетъ приблизительно на одно и тоже время. Согласно съ свидѣтельствомъ древняго римскаго историка, Варрона, греческій, такъ называемый Огиговъ потопъ приходится приблизительно на 2300 годъ до Р. Х. Изъ сопоставленія различныхъ свидѣтельствъ, относящихся къ исторіи вавилонянъ, ассиріянъ, финикіянъ, выходитъ, что общій родоначальникъ этихъ народовъ, Бэлъ, называемый также Бэлъ-Хамъ, что сближаетъ его съ однимъ изъ сыновей Ноя, былъ первымъ царемъ послѣ потопа, около 2316 года до Р. Х. По воспоминаніямъ египтянъ начало ихъ исторіи, т. е. начало эпохи, непосредственно слѣдовавшей за потопомъ, связывается съ именемъ Менеса, который, согласно анналамъ Эратосѳена, жилъ около 2600 года до Р. Х. Китайцы время жизни своего Іао, съ именемъ котораго связано у нихъ воспоминаніе о потопѣ, относятъ къ 2357 году до Р. Х. По хронологическимъ даннымъ, заключающимся въ преданіяхъ мексиканцевъ, ихъ Кокскоксъ, герой потопа, жилъ около 2658 г. до Р. Х. Преданія кельтскихъ племенъ тоже даютъ основаніе полагать, что потопъ ими мыслился не менѣе какъ за 2000 лѣтъ до Р. Х.1. Хотя между перечисленными датами и есть разница, простирающаяся до 600 лѣтъ; но, принимая во вниманіе, что хронологія древнѣйшихъ временъ, т. е., хронологія, касающаяся самаго начала исторіи народовъ, основывается не на точныхъ данныхъ, а на воспоминаніяхъ, никогда не записанныхъ,—здѣсь обращаетъ на себя вниманіе не столько разница между датами, сколько ихъ относительная близость, заставляющая думать, что народныя преданія о потопѣ относятся къ какой-нибудь одной катастрофѣ на земномъ шарѣ, а не ко многимъ и разновре-

______________________

1 Lüken. Указ. соч. Стр. 268, 270, 271, 275, 276 и 277.

370

 

 

меннымъ. Не могли же на протяженіи 600 лѣтъ и у грековъ, и у вавилонянъ, и у финикіанъ, и у египтянъ, и у китайцевъ, и у мексиканцевъ, и въ западной Европѣ произойти такія самостоятельныя грандіозныя наводненія, память о которыхъ сохранилась на тысячи лѣтъ. Что такія катастрофы не могутъ происходить такъ часто на землѣ, это видно изъ того, что на протяженіи послѣдующихъ 4000 лѣтъ ни исторія, ни преданія не отмѣчаютъ ничего подобнаго.

Итакъ дѣйствительность всемірнаго потопа удостовѣряется частію нѣкоторыми матеріальными слѣдами на земной поверхности, а главнымъ образомъ общечеловѣческой памятью о немъ. Послѣдняя свидѣтельствуетъ о немъ настолько убѣдительно, что скорѣе можно усомниться въ дѣйствительности многихъ фактовъ, сообщаемыхъ древними историками въ родѣ Манеѳова, Геродота и другихъ, чѣмъ въ дѣйствительности всемірнаго потопа. Если естествоиспытатели, не вѣрующіе въ Библію, какъ въ книгу божественнаго откровенія, отвергаютъ фактъ всемірнаго потопа, то это потому главнымъ образомъ, что они не могутъ подвести его подъ свои геологическія теоріи1  и найти соотвѣтствующую

__________________________

1 Мы видѣли раньше, что геологи отрицаютъ всемірный потопъ потому между прочимъ, что такая всеобщая катастрофа на землѣ противорѣчитъ принимаемой ими теоріи медленнаго и спокойнаго (не катастрофальнаго) происхожденія всѣхъ перемѣнъ и образованій на земной поверхности, не сопровождавшагося повсемѣстнымъ разрушеніемъ и пріостановкой развивающейся на ней жизни. Однако же для объясненія такого явленія, какъ ледниковый періодъ на землѣ, они допускаютъ, что „послѣ образованія могучихъ Андскихъ горъ съ ихъ вулканами въ верхніе слои воздуха попала такая масса вулканической пыли, что большое количество солнечной теплоты поглощалось атмосферой и не доходило до поверхности земли“ (Вѣстникъ знанія. 1905 г., № 8. Геологическая загадка. Стр. 36). Страшное изверженіе многочисленныхъ вулкановъ, засорившее пылью всю атмосферу земную, задержавшее притокъ тепла отъ солнца на землю, сковавшее льдомъ почти всю поверхность земли и пріостановившее развитіе всякой жизни на этой замороженной части земли—развѣ это не катастрофа?..

371

 

 

причину, которая могла бы произвести это явленіе. А не могутъ они найти ее потому, что хотя потопъ непосредственно произведенъ и естественными силами природы, но основная причина дѣйствія ихъ лежитъ внѣ круга естественно-научныхъ наблюденій и изслѣдованій. Эту причину открываетъ только Библія—въ проклятіи земли за дѣла человѣческія.

„И увидѣлъ Господь Богъ, что велико развращеніе человѣковъ на землѣ и что всѣ мысли и помышленія (т. е. пожеланія) сердца ихъ были злы во всякое время. И раскаялся Господь, что создалъ человѣка на землѣ, и возскорбѣлъ въ сердцѣ своемъ. И сказалъ Господь: истреблю съ лица земли человѣковъ, которыхъ Я сотворилъ“. Такъ начинаетъ бытописатель свое повѣствованіе о потопѣ. LXX переводчиковъ, желая сгладить антропоморфическую образность древняго языка (обусловленную отчасти его бѣдностію), еврейскія слова „раскаялся“ и „возскорбѣлъ“ передали словами: помыслилъ и размыслилъ1. Зная, что Богъ „не человѣкъ, чтобы Ему раскаяться“ (1 Цар. 15, 29), мудрые переводчики—толкователи словами этими, болѣе отвѣчающими понятію о существѣ Божіемъ, хотѣли выразить то движеніе воли Божіей, послѣдствіемъ котораго было обновленіе рода человѣческаго чрезъ истребленіе всѣхъ безнадежныхъ грѣшниковъ (уже начавшихъ самоистребленіе) и чрезъ новое размноженіе его отъ одного чудесно спасеннаго праведника. Богъ создалъ тварный міръ Своею любовью, по побужденію Своей благости. Этою же только любовію поддерживается и продолженіе существованія твари, пока она сама, по своей волѣ, порвавши связь съ Творцомъ своимъ, не перестанетъ быть достойною любви Его. Она живетъ до тѣхъ поръ, пока въ ней есть хотя бы малѣйшій залогъ исполненія даннаго ей предназначенія, хотя бы малѣйшее зерно, способное принести

___________________________

1 ἐνεθυμήθη καὶ διενοήθη. Слова эти порусски могутъ быть переданы: подумалъ (или обдумалъ) и принялъ рѣшеніе.

372

 

 

плодъ добра. Когда исчезаетъ и это зерно, она становится внѣ закона жизни и сама собой погибаетъ. „Конецъ всякой плоти пришелъ предъ лице Мое“, сказалъ Богъ Ною. Когда все допотопное человѣчество развратилось въ конецъ, превратилось въ „плоть“, промыслительное попеченіе Божіе о его жизни прекратилось и обратилось на одного праведнаго Ноя съ его семействомъ и на тотъ будущій родъ человѣческій, который имѣлъ произойти отъ него. Это-то обращеніе животворящей любви Божіей, вмѣсто всего наличнаго рода человѣческаго, на одного праведника и его потомство и обусловленное этимъ движеніе воли Божіей на осуществленіе средства обновить родъ человѣческій („погублю землю отъ человѣка до скота“) и обозначили LXX толковниковъ какъ размышленіе Бога о сотвореніи человѣка, какъ принятіе Имъ нѣкотораго особеннаго рѣшенія относительно Своего созданія.—Выше, при разсмотрѣніи послѣдствій грѣхопаденія, мы видѣли, что закономѣрное дѣйствіе силъ природы волею Творца поставлено въ связь съ закономѣрнымъ движеніемъ нравственной жизни человѣка. Когда человѣчество превратилось въ плоть, предало себя во власть стихій, установившееся правильное соотношеніе между послѣдними, дѣлавшее возможнымъ существованіе человѣка и великаго множества другихъ живыхъ тварей на землѣ, нарушилось, и „все, что имѣло дыханіе жизни въ ноздряхъ своихъ на сушѣ“, должно было умереть (7, 22). Богъ владычествующій, надъ всею вселенною, надъ всѣми силами, дѣйствующими въ ней, не хотѣлъ нарушить установленное Имъ Самимъ такое отношеніе нравственнаго состоянія человѣка къ окружающей его природѣ. Но совершенное истребленіе рода человѣческаго не согласовалось съ Его волею. Поэтому Онъ открылъ праведному Ною, какое бѣдствіе постигнетъ землю, и какъ онъ можетъ спастись отъ него. Согласно этому откровенію Ной сталъ строить

373

 

 

такъ называемый ковчегъ1. Размѣры этого сооруженія, употребленный на него матеріалъ и отчасти внутреннее устройство указаны въ Быт. 6, 14—16. По своимъ размѣрамъ это плавучее сооруженіе равнялось самымъ большимъ современнымъ морскимъ судамъ. О6щая форма его неизвѣстна; но она несомнѣнно уклонялась отъ общаго типа обыкновенныхъ судовъ, потому что ковчегъ предназначался не для дальняго плаванія и не для быстраго движенія по водѣ, а только для того, чтобы держаться на поверхности воды, вмѣщая въ себѣ весьма значительный грузъ. Можно предполагать, что это было плоскодонное и круглое сооруженіе2, которое ни одною стороною не представляло сильнаго сопротивленія вѣтру и которое, занимая всю ширину гребня морской волны и глубоко погружаясь въ него, не испытывало сильной качки при переходѣ съ одной волны на другую. Ковчегъ сдѣланъ былъ изъ крѣпкаго смолистаго дерева, какъ полагаютъ изъ кипариса3, и обильно покрытъ снаружи и внутри непроницаемою для воды смолою. Сверху онъ былъ закрытъ наглухо, имѣя только два отверстія съ плотными затворами—одно для освѣженія воздуха, другое для входа въ него,—и гребни волнъ могли свободно перекатываться чрезъ него, не попадая внутрь его. Внутренность его была раздѣлена на соотвѣтственныя помѣщенія для людей, для многочисленныхъ животныхъ, которыхъ Ной долженъ былъ спасти съ собою, и для продовольствія. Построеніе такого ковчега указывало на очень высокое развитіе строительнаго искусства вообще, и въ частности судостроительнаго, въ допотопное

__________________________

1 תֵּבַה, κιβωτὸς, arca. Слово это значитъ вообще крѣпкое, плотное вмѣстилище для храненія чего-либо (ящикъ, сундукъ, ларь, поставецъ, и проч.).

2 На одной изъ найденныхъ въ Мексикѣ древнихъ картинъ, изображающихъ первобытную исторію людей, ковчегъ имѣетъ видъ чана. Mutzl. Указ. соч., стр. 116.

3 Филаретъ. Записки на кн. Бытія. Стр. 114.

374

 

 

время. Вѣроятно обиліе рѣчной и озерной воды въ допотопное время и какое-то особенное расположеніе древнихъ людей жить подлѣ воды и даже на самой водѣ, какъ показываютъ такъ называемыя свайныя постройки, были причинами ранняго и значительнаго развитія судостроительнаго искусства. И въ послѣпотопное время это искусство развилось такъ рано, что исторія и не помнитъ, когда люди переплыли черезъ морскія пучины, чтобы заселить отдаленные острова и заокеанскіе материки. Поэтому мы думаемъ, что, когда вода потопа подняла ковчегъ Ноя, по водѣ первоначально носились и многія другія плавучія постройки; но, малыя, не приспособленныя къ плаванію въ открытомъ океанѣ, переполненныя людьми, онѣ вскорѣ же всѣ погибли въ волнахъ1. Многіе годы потребовались Ною, чтобы соорудить свой ковчегъ. Строился онъ на какой-нибудь одиноко стоящей возвышенности, покрытой лѣсомъ и окруженной со всѣхъ сторонъ обширной низменностью. Лѣсъ служилъ матеріаломъ для постройки, а положеніе на одиноко стоящей возвышенности обезпечивало ковчегу спокойное поднятіе на водѣ потопа: вода, бурно стремившаяся въ началѣ потопа съ возвышенныхъ частей суши въ низменности, не могла подхватить его преждевременно, быстро понести и разбить о какую-нибудь скалу; когда же океанъ поднялся и затопилъ всѣ низменности, теченіе вокругъ ковчега прекратилось, вода спокойно дошла до вершины высоты, на которой стоялъ ковчегъ, и подняла его. Окрестные жители, вѣроятно, видѣли работу Ноя, приходили, смотрѣли, дивились и разспрашивали о значеніи ея. Ной проповѣдывалъ имъ о развращеніи ихъ, о предстоящемъ гнѣвѣ Божіемъ и о необходимости покаянія; но

____________________________

1 Художникъ, можетъ быть, изобразилъ бы потопъ полнѣе и правильнѣе, если бы не ограничился изображеніемъ только людей, карабкающихся на горы, а въ виду спокойно плавающаго Ноева ковчега нарисовалъ бы и нѣсколько малыхъ суденышекъ, опрокидывающихся и гибнущихъ въ волнахъ.

375

 

 

они не вѣрили ему, смѣялись и продолжали „пить, ѣсть, жениться и посягать“1. Когда ковчегъ былъ готовъ, Ной въ указанное Откровеніемъ Божіимъ время вошелъ въ него съ своимъ семействомъ, состоявшимъ изъ его жены и трехъ сыновей съ ихъ женами. Онъ далъ также пріютъ въ ковчегѣ представителямъ всѣхъ видовъ животныхъ, которые иначе не могли бы сохраниться на землѣ, и снабдилъ ковчегъ возможнымъ количествомъ продовольствія для людей и для животныхъ. Въ объясненіе вопроса, какимъ образомъ животныя могли собраться къ Ною, преосв. Филаретъ говоритъ: „не могло ли сіе быть произведено нѣкоторымъ тайнымъ внушеніемъ природы и предощущеніемъ, подобнымъ тому, по которому нѣкоторыя животныя и нынѣ ежегодно совершаютъ отдаленныя путешествія“2? Къ этому можно прибавить, что животныя своимъ тонкимъ инстинктомъ заранѣе почувствовали то особенное состояніе атмосферы, въ которое она пришла отъ приближающейся космической катастрофы, и стали пугливо собираться въ нѣкоторыя опредѣленныя мѣста, гдѣ испытываемое ими тягостное безпокойство, можетъ быть, менѣе ощущалось. Извѣстно, что предъ сокрушительными ураганами и землетрясеніями животныя выражаютъ нѣкоторое безпокойство тогда, когда человѣкъ еще ничего не предчувствуетъ. Когда Ной устроилъ все, что было нужно, и окончательно поселился въ ковчегѣ, Богъ, говоритъ бытописаніе, „затворилъ за нимъ“. Мы склонны думать, что здѣсь разумѣется не дверь ковчега, а нѣкоторое чудесное огражденіе его отъ опасности со стороны испуганныхъ началомъ потопа людей. Употребленное здѣсь еврейское слово סָגַר можетъ имѣть здѣсь тотъ же смыслъ, какъ и въ словахъ Давида: „обнажи мечъ и прегради путь преслѣдующимъ меня“ (Псал. 34, 3).

_________________________

1 1 Петр. 3, 20; 2 Петр. 2, 5; Матѳ. 24, 38. Филаретъ. Начертаніе Церк. исторіи. Доказательство упованія Ноева. I. Златоустъ. Творенія. Спб. 1898 г. Т. 4, кн. 1, стр. 242—3.

2 Записки на кн. Бытія. Стр. 117.

376

 

 

„Въ шестисотый годъ жизни Ноевой, во второй мѣсяцъ (года), въ 17 день мѣсяца разверзлись всѣ источники великой бездны, и окна небесныя отворились; и лился на землю дождь сорокъ дней и сорокъ ночей.. И усилилась вода на землѣ чрезвычайно, такъ что покрылись всѣ высокія горы, какія есть подъ небомъ на землѣ“. Если даже предположить, что горы въ допотопное время далеко не достигали той высоты, какой онѣ достигли впослѣдствіи1, то и при этомъ предположеніи для произведенія потопа потребовался бы слой воды, облегавшей весь шаръ земной, толщиною въ 2—3 версты. Откуда взялась такая необъятная масса воды? Источникомъ ея полагаютъ, во-первыхъ, воду, заключавшуюся въ пустотахъ земной коры, которая будто бы устремилась на поверхность земли. Предположеніе это основываютъ на выраженіи бытописанія: „разверзлись всѣ источники великой бездны“. Никто не знаетъ, какъ велико количество воды, заключающейся въ пустотахъ земной коры. Всего вѣроятнѣе, что въ общемъ оно не очень велико, и во всякомъ случаѣ по сравненію съ количествомъ воды, потребовавшимся для всемірнаго потопа, оно ничтожно. Но если бы оно было и очень велико, то выходъ ея изъ подземныхъ хранилищъ былъ бы только перемѣщеніемъ ея, не могшимъ поднять уровень океана. Истеченіе ея изъ внутреннихъ пустотъ могло обусловливаться провалами въ земной корѣ, и она въ этомъ случаѣ размѣстилась бы только по новымъ углубленіямъ, образовавшимся на земной поверхности. Вторымъ источникомъ воды потопа представляется 40‑дневный дождь. Намъ думается, что этотъ дождь былъ единственнымъ источникомъ воды, зато-

_________________________

1 Умноженіе количества горъ на землѣ и увеличеніе ихъ высоты могли быть слѣдствіемъ самаго потопа. Быстрое охлажденіе суши съ поверхности и усиленное проникновеніе воды въ раскаленную внутренность земли вслѣдствіе увеличившагося давленія могли возбудить чрезвычайную энергію вулканическихъ силъ, выразившуюся въ сильныхъ изломахъ земной коры и въ образованіи на ней большихъ горныхъ высотъ.

377

 

 

пившей всю сушу. Сопоставляя стихъ 4‑й главы 7‑й, гдѣ говорится: „Я буду изливать дождь (только дождь) на землю сорокъ дней и сорокъ ночей, и истреблю все существующее съ лица земли“, со стихомъ 11 и 12‑мъ той же главы, гдѣ изображается самое наступленіе потопа: „разверзлись всѣ источники великой бездны, и окна небесныя отворились; и лился на землю дождь (только дождь, а не вода, устремившаяся изъ-подъ земли) сорокъ дней и сорокъ ночей“, и со стихомъ 2‑мъ главы 8‑й, гдѣ прекращеніе дождя поставлено въ связь съ одновременнымъ закрытіемъ и источниковъ бездны, и оконъ небесныхъ,—сопоставляя эти мѣста, мы думаемъ, что подъ „великою бездною“ разумѣются не земныя пропасти и не морская глубина, а то необъятное пространство, которое окружаетъ нашу землю. Это то же пространство, которое при созданіи міра заполнялось хаосомъ, какъ матеріаломъ для образованія всѣхъ тѣлъ вселенной, надъ которымъ „носился Духъ Божій“, и которое во 2‑мъ стихѣ 1‑й главы, какъ и здѣсь, названо по-еврейски tehom и по-гречески ἄβυσσος. Изъ этой-то бездны чрезъ „отворившіяся окна небесныя“ и лилась вода на землю. Это былъ не обыкновенный (хотя бы и очень сильный) дождь, имѣющій своимъ источникомъ насыщеніе атмосферы испареніями изъ океана. Такой дождь есть только круговращеніе одной и той же воды, которая находится на нашей планетѣ. Если бы онъ шелъ безпрерывно не сорокъ дней, а сорокъ лѣтъ, то и тогда онъ не поднялъ бы поверхности океана ни на одинъ вершокъ, и вода его не покрыла бы сушу, а вся стекла бы въ океанъ. Необходимо поэтому предположить, что вода потопа есть космическая вода, что она обрушилась на землю совнѣ, изъ мірового пространства. Есть ли тамъ, въ міровомъ пространствѣ, вода, и какъ она могла попасть на землю? Если наукѣ неизвѣстны всѣ матеріальные элементы, которые наполняютъ вселенную, то она знаетъ, что многіе изъ элементовъ, составляющихъ нашу землю, находятся и въ міровомъ пространствѣ. Если изъ мірового пространства иногда

378

 

 

падаетъ на землю желѣзо (въ аэролитахъ), то отчего не могла бы упасть когда-нибудь и вода? Комета Біэлы принесла въ нашу солнечную систему громадный потокъ метеоритныхъ камней, изъ котораго масса перелетаетъ по временамъ чрезъ верхній слой земной атмосферы, отъ чего такъ называемыя „падающія звѣзды“ сыплются буквально дождемъ. Если бы путь этихъ камней придвинулся ближе къ землѣ, то большая часть ихъ подъ вліяніемъ притяженія земли попадала бы на ея поверхность. Не могло ли, на подобіе этого, случиться, что какое-либо кометообразное скопленіе водяныхъ паровъ, встрѣтившись съ землей, насытило ея атмосферу цѣлымъ океаномъ воды, который и упалъ на землю въ видѣ дождя, подобнаго которому никто никогда, ни прежде того, ни послѣ, не видалъ?.. Само собою понятно, что это обусловилось не слѣпой случайностью, а тѣмъ нарушеніемъ безусловной правильности дѣйствія силъ природы, которое стало проявляться въ большей или меньшей мѣрѣ вслѣдъ за уклоненіемъ отъ закона Божія царя природы, человѣка, и которое не только лишило землю райскихъ красотъ, но и превращаетъ ее по мѣстамъ въ царство разрушенія и смерти. Никакое воображеніе не въ состояніи нарисовать ту ужасную картину, которую представляла земля, заливаемая водами потопа. Нѣкоторое представленіе, можетъ быть, даютъ о ней только разсказы мореплавателей, имѣвшихъ случай наблюдать въ открытомъ океанѣ страшный ураганъ съ грозою и ливнемъ. Небо, говорятъ они, какъ бы опускается на поверхность океана; все смѣшивается. Сверху не каплями, а какъ бы цѣлыми потоками льется вода; кипящія волны летятъ вверхъ, навстрѣчу имъ, и сливаются съ ними въ одну бѣшеную пляску воды. Глазъ не проникаетъ въ даль, ее безсильна освѣтить и молнія. Вверху, внизу и по сторонамъ ничего не видно, кромѣ сѣрой мглы и яростно крутящейся воды. Человѣку кажется, что онъ какъ будто и на днѣ океана, и среди облаковъ, несущихся надъ океаномъ. Все это сопровождается страшнымъ ни на минуту не прерывающимся

379

 

 

шумомъ воды и вѣтра, заглушающимъ раскаты грома. Человѣкъ совершенно теряетъ сознаніе; что онъ что-то такое есть, что онъ, вмѣстѣ съ своимъ кораблемъ, какая-то величина… Св. I. Златоустъ, говоря о томъ какъ усиливалась вода на землѣ, и какъ на ней плавалъ ковчегъ, замѣчаетъ: „премудро устроилъ человѣколюбецъ Господь, заключивъ ковчегъ, чтобы праведникъ не видѣлъ, что дѣлается“. По его мнѣнію, если бы Ной увидѣлъ картину потопа, хотя на короткое время, то онъ не вынесъ бы этого страшнаго зрѣлища и могъ умереть отъ одного страха1. Съ начала потопа до поднятія воды на высшую точку и отъ этого момента до начала убыли воды прошло 150 дней2. Тогда „Богъ навелъ духъ (πνεῦμα по LXX, spiritus по

___________________________

1 Творенія. Указ. изд. Т. 4, кн. 1, стр. 250—1.

2 Быт. 7, 24 и 8, 1. Русскій переводъ производитъ здѣсь путаницу въ представленіи дѣла. Въ 7, 24 говорится: „вода же усиливалась (т. е., прибывала) на землѣ 150 дней“. Откуда же она прибывала, когда дождь шелъ только 40 дней? Въ 8, 1 сказано: „навелъ Богъ вѣтеръ на землю, и воды остановились“ (т. е., перестали прибывать). Но онѣ перестали прибывать уже тогда, когда прекратился дождь. Правильный переводъ находимъ въ Вульгатѣ и у Лютера. Первое мѣсто въ Вульгатѣ переведено такъ: „одержали (obtinuerunt) воды землю 150 дней“, т. е. наводненіе во всей силѣ, до ослабленія его, держалось 150 дней. А второе такъ: „навелъ Богъ духъ на землю, и воды уменшились (imminutae sunt)“, а не остановились, какъ въ русскомъ переводѣ. У Лютера первое мѣсто: „вода стояла на землѣ (а не усиливалась) 150 дней“. Второе мѣсто: „навелъ (Богъ) вѣтеръ на землю, и воды пошли на убыль (fielen)“, а не „остановились“, не перестали прибывать. Эти переводы вполнѣ согласны съ 8, 3, гдѣ говорится: „и стала убывать вода по окончаніи 150 дней“. Митр. Филаретъ, принимающій „источники бездны“ за подземныя водохранилища, не замѣтивъ, что противорѣчіе кроется въ неправильномъ переводѣ, полагаетъ, что вода продолжала прибывать до 150 дней отъ истеченія изъ этихъ водохранилищъ; 2‑й же стихъ 8‑й главы, удостовѣряющій, что и „источники бездны“, и „окна небесныя“ закрылись одновременно, онъ истолковываетъ съ помощью гипотезы, крайне искусственной и невѣроятной, предполагая два дождя: одинъ 40‑дневный, а другой 110‑дневный, обусловленный „необычайными туманами и облаками отъ множества водъ на земной поверхности“. Зап. на кн. Быт., стр. 127.

380

 

 

Вульгатѣ) на землю, и вода пошла на убыль“ (или другими словами: суша стала освобождаться отъ воды). По другимъ переводамъ еврейское слово ruach передано здѣсь словомъ вѣтеръ. Совершенно нельзя понять, при чемъ былъ тутъ вѣтеръ, и куда онъ могъ согнать воду, когда она равномѣрнымъ слоемъ покрывала весь шаръ земной. Ужели тѣ, которые причиною удаленія воды съ суши считаютъ вѣтеръ, думаютъ, что вода, вопреки гидростатическимъ законамъ, стояла горою надъ сушею? Вопросъ о томъ, куда дѣвалась вода потопа, не менѣе труденъ, чѣмъ вопросъ, откуда взялась такая масса новой воды на землѣ. Мы глубоко убѣждены, что LXX толковниковъ не даромъ слово ruach перевели словомъ πνεῦμα, какъ и во 2‑мъ стихѣ 1‑й главы. Словомъ этимъ въ свящ. Писаніи обозначается не только Духъ Божій, Второе Лице Св. Троицы, нои omnia effecta virtutis divinae, ut miracula, et caetera. Мы думаемъ поэтому, что освобожденіе суши отъ воды потопа произошло не безъ особеннаго воздѣйствія силы Божіей на физическіе законы, управляющіе жизнію земного шара. Это воздѣйствіе могло быть подобнымъ тому, которымъ произведено было появленіе суши въ третій день міротворенія. Какъ тогда на правильно-сферической поверхности земли, одѣтой равномѣрнымъ слоемъ воды, часть земной коры по слову Божію продвинулась къ верху, выступила изъ воды и стала сушею; такъ, вѣроятно, и теперь та же самая, или приблизительно та же часть земной поверхности снова продвинулась къ верху, вода отступила съ нея и помѣстилась въ новыхъ глубинахъ океана, образовавшихся отъ новаго, еще большаго нарушенія правильной сферичности твердой оболочки земного шара. Это единственное, что можно представить въ объясненіе отступленія воды потопа, кромѣ предположенія, что излишекъ воды былъ просто и непосредственно уничтоженъ дѣйствіемъ всемогущества Божія. Что касается выраженія: „и стала убывать вода по прошествіи 150 дней“ (8, 3), которое какъ будто противорѣчитъ представленному нами объясненію осво-

381

 

 

божденія суши отъ воды потопа, то его можно понимать, какъ простое наглядное изображеніе кажущагося явленія, подобное тому, которое мы имѣемъ въ выраженіяхъ: луна убываетъ (хотя на самомъ дѣлѣ она остается цѣлою), или: солнце идетъ отъ востока къ западу (хотя на самомъ дѣлѣ, поверхность земли движется съ запада на востокъ). Вскорѣ послѣ того, какъ глубина воды надъ сушей стала уменьшаться, ковчегъ Ноевъ остановился „на горахъ Араратскихъ“, т. е. на высотахъ Арменіи1. На какой именно изъ отдѣльныхъ высотъ Арменіи остановился ковчегъ, въ точности неизвѣстно. По общераспространенному преданію эта остановка произошла на самой высокой изъ горъ Арменіи, сохранившей за собою древнее наименованіе страны, Араратъ. Въ основаніи этого преданія лежитъ, очевидно, фактъ, что ковчегъ остановился ровно чрезъ 5 мѣсяцевъ послѣ начала потопа, т. е., чрезъ 150 дней, когда вода только что начала отступать съ суши (или, согласно съ нашимъ предположеніемъ: суша начала выдвигаться изъ воды). Такъ какъ по сказанію Моисея вода потопа поднялась надъ самыми высокими горами на 15 локтей, и такъ какъ ковчегъ при высотѣ въ 30 локтей долженъ былъ имѣть осадку не менѣе 1.5 локтей, то естественно заключить, что въ первый же моментъ убыли воды онъ могъ остановиться только на самой высокой горѣ. А такая гора въ Арменіи—Араратъ. Послѣ остановки ковчега суша медленно освобождалась отъ воды. Еще долго на необозримомъ пространствѣ волнующейся воды виднѣлся лишь одинокій небольшой

_________________________

1 Въ глубокой древности Арменія называлась Араратомъ. Въ клинообразной письменности обыкновенное названіе Арменіи Urarti, или Ararti. Названіе Арменія“ очень рано замѣнило собою древнее названіе „Араратъ“. Еще Берозъ (вавилонскій историкъ, жившій въ III в. до Р. Х.) въ своемъ повѣствованіи о потопѣ сказалъ, что корабль Ксизутру остановился въ Арменіи. Блаж. Іеронимъ, знатокъ восточныхъ преданій, выраженіе еврейскаго текста: „на горахъ Арарата“, перевелъ не буквально, а словами: super montes Armeniae. Vigouroux. La bible et les decouv. mod. Т. I, стр. 261—2.

382

 

 

островокъ, а на немъ—величественное зданіе ковчега, вмѣщавшее въ себѣ все, что осталось на землѣ изъ „имѣющаго дыханіе духа жизни въ ноздряхъ своихъ“. Чрезъ два съ половиной мѣсяца показались только верхи окрестныхъ менѣе высокихъ горъ. Естественное желаніе узнать, въ какомъ положеніи земля въ отдаленіи отъ ковчега, побуждало Ноя выпускать отъ времени до времени птицъ. Птицы, полетавши и не найдя для себя безопаснаго пристанища, снова возвращались къ ковчегу. Только чрезъ 54 дня1  послѣ того, какъ показались верхи горъ, вторично выпущенный голубь порадовалъ Ноя тѣмъ, что отсутствовалъ до вечера и возвратясь принесъ во рту свѣжій масличный листъ2. Это значило, что вода освободила уже и предгорія, покрытыя масличными деревьями, и послѣднія уже успѣли развернуть свои почки. Голубь, выпущенный въ третій разъ, не возвратился; суша совсѣмъ освободилась отъ воды, но поверхность земли была еще влажной. Ной, промедливши еще два мѣсяца, пока земля не обсохла, вышелъ изъ ковчега, ровно чрезъ годъ, какъ вошелъ въ него.

Исторія рода человѣческаго послѣ потопа началась богослуженіемъ. Первымъ дѣйствіемъ второго праотца людей по выходѣ изъ заключенія въ ковчегѣ было принесеніе Господу Богу молитвеннаго благодаренія за чудесное спасеніе. Выраженіемъ его была торжественная жертва всесожженія. Это было очень дорогое жертвоприношеніе и соотвѣтствовало силѣ вѣры и глубинѣ благодарности Ноя. Еще не зная, какъ онъ будетъ жить на опустошенной землѣ, чѣмъ она будетъ питать его, онъ сжегъ на алтарѣ значительную часть

__________________________

1 Выраженіе 8, 10: „и помедлилъ еще семь дней“, указываетъ на то, что послѣ ворона первый голубь былъ выпущенъ чрезъ 7 же дней.

2 Это было, вѣроятно, инстинктивнымъ дѣйствіемъ птицы, собирающейся свить для себя гнѣздо. Но оно могло служить и символомъ примиренія и удостовѣреніемъ, что земля не опустошена въ конецъ.

383

 

 

тѣхъ немногихъ животныхъ, которыхъ спасъ съ собою въ ковчегѣ и которыя пригодны въ пищу человѣку1. Во внутренней связи съ этимъ благочестивымъ дѣйствіемъ новаго родоначальника людей стоитъ особенное откровеніе Божіе, опредѣлившее въ общихъ чертахъ будущее отношеніе Бога къ людямъ, ихъ положеніе на землѣ, отношеніе между собою и къ окружающей природѣ. Прежде всего Богъ открылъ людямъ, что Онъ не будетъ больше проклинать землю за человѣка,—за то2, что помышленіе сердца человѣческаго зло отъ юности его; не будетъ больше поражать всего живущаго, какъ Онъ сдѣлалъ. Это божественное откровеніе, выраженное въ формѣ обѣтованія, по существу своему есть указаніе на будущее нравственное достоинство людей, какъ на обезпеченіе ихъ существованія на землѣ, выраженіе предвѣденія Божія о томъ, что, хотя люди и впредь будутъ грѣшить, какъ грѣшили они до потопа, но никогда уже не дойдутъ до тогдашней степени грѣховности, не исказятъ свою природу до полнаго подавленія духовной стороны, не превратятся до такой степени въ плоть, чтобы сдѣлаться совершенно нечувстви-

_________________________

1 Животныя эти, примѣнительно къ послѣдующему обозначенію ихъ въ законѣ Моисеевомъ, названы чистыми. Это именно тѣ животныя, употребленіе которыхъ въ пищу дозволялось закономъ и предписывалось, очевидно на основаніи примѣра, показаннаго Ноемъ, приносить въ жертву Богу.

2 Въ русскомъ переводѣ Библіи грамматическое построеніе этого предложенія крайне неудачно. Союзъ „потому что“, не сопровождаемый никакимъ пояснительнымъ знакомъ, указывающимъ на связь мыслей, можетъ читателя неопытнаго, чуждаго правильныхъ богословскихъ воззрѣній, навести на ни съ чѣмъ несообразную мысль, что причиною рѣшенія Божія не проклинать землю была неисправимая грѣховность человѣка, будто въ силу этой грѣховности Богъ призналъ теперь свое прежнее дѣйствіе (проклятіе земли) безполезнымъ. На самомъ дѣлѣ, какъ это мы объясняемъ ниже, обѣтованіе Божіе не проклинать землю имѣетъ совсѣмъ иное основаніе; неисправимая же грѣховность здѣсь упомянута въ объясненіе только того, за что Богъ проклялъ землю прежде, до потопа, а не въ объясненіе того, почему Онъ не станетъ проклинать ее теперь, послѣ потопа.

384

 

 

тельными къ вѣяніямъ духа и погибнуть отъ мертвой матеріи, во власть которой предались, какъ это случилось предъ потопомъ. Затѣмъ, удостовѣривши, что „впредь во всѣ дни земли“ закономѣрная дѣятельность силъ природы не нарушится такъ, какъ она нарушилась при всемірномъ потопѣ, Господь Богъ повторилъ новымъ родоначальникамъ человѣчества благословеніе чадородія и размноженія, данное первозданной четѣ. Чтобы понять причину этого повторенія, нужно имѣть въ виду, что общій составъ откровенія, послѣдовавшаго за жертвоприношеніемъ Ноя, представляетъ собою возстановленіе нормъ человѣческой жизни, нарушенныхъ въ допотопное время. Нужно думать, что начавшееся предъ потопомъ самоистребленіе людей состояло не только въ кровавой борьбѣ между ними, но и въ извращеніи ими законовъ, обусловливающихъ у живыхъ созданій рожденіе себѣ подобныхъ. Повторенное благословеніе чадородія есть вмѣстѣ и повелѣніе не оскорблять закона природы, который также есть и законъ Божій. Такимъ же возстановленіемъ нарушеннаго является и благословеніе „обладать землею“. Подъ обладаніемъ землею здѣсь нужно разумѣть ту мѣру господства человѣка надъ чувственною природою, которая осталась у него послѣ грѣхопаденія. Допотопные люди лишили себя и этой доли господства. Они такъ принизили свою духовную природу, такъ умалили слѣды образа Божія въ себѣ, что изъ властелиновъ природы стали рабами ея. Это рабство чувственной природѣ завершилось погибелью людей отъ слѣпыхъ стихійныхъ силъ. Такимъ образомъ возстановленіе господства надъ землею стоитъ во внутренней, тѣснѣйшей связи съ обѣтованіемъ не проклинать больше землю за дѣла человѣка, т. е. съ предуказаніемъ на способность Ноева потомства навсегда удержаться на такой нравственной высотѣ, чтобы земля не проклиналась ради него, а благословлялась, служила ему, а не казнила его. Возстановленное господство человѣка надъ природою конечно далеко отстояло отъ господства, дарованнаго первоначально, въ раю, какъ

385

 

 

по размѣрамъ, такъ и по духу. Первоначальное господство было полное и безъ принужденія; возстановленное же характеризуется такъ: „да страшатся и да трепещутъ васъ всѣ звѣри земные и всѣ птицы небесныя, все, что движется на землѣ, и всѣ рыбы морскія; въ ваши руки отданы они“. Господство человѣка представляется, какъ невольное подчиненіе животнаго міра человѣку изъ страха, конечно, предъ силою и умомъ его. Утвержденное относительно животныхъ, какъ высшихъ видовъ тварнаго бытія въ окружающей человѣка чувственной природѣ, оно естественно должно было распространиться и на неодушевленную тварь въ мѣрѣ, соотвѣтствующей нравственной силѣ человѣка. Сообразно съ новымъ характеромъ господства человѣка надъ природою ему дается теперь дозволеніе употреблять животныхъ въ пищу себѣ. Этого дозволенія не было дано первозданнымъ людямъ въ раю, потому что оно не соотвѣтствовало характеру ихъ отношенія къ природѣ. Но огрубѣвшіе въ грѣхѣ допотопные люди несомнѣнно не стѣснялись отсутствіемъ дозволенія, ѣли животныхъ и дошли въ этомъ, какъ и во всемъ, до безчеловѣчія. Это видно изъ воспрещенія кровожадности, непосредственно слѣдующаго за дозволеніемъ ѣсть животную пищу. „Только плоти, сказано, съ душею ея, съ кровію ея не ѣшьте“. Что такое „плоть съ душею ея, съ кровію ея“? Это можно понимать, какъ живое животное, пожираемое въ то время, когда оно еще не умерло, какъ это дѣлаютъ хищныя животныя. Приходится допустить, что допотопные нечестивцы доходили и до такого звѣрства1, и Господь Богъ даетъ послѣпотопнымъ людямъ нарочитый законъ, воспрещающій это звѣрство. Подтвержденіемъ высказаннаго предполо-

_________________________

1 До озвѣрѣнія, напоминающаго это, люди доходили иногда и впослѣдствіи. Разсказываютъ, что въ нѣкоторые праздники Бахуса пришедшіе въ изступленіе поклонники его вырывали насильственно члены изъ живыхъ животныхъ и тотчасъ пожирали ихъ сырые и облитые кровію. Aug. Calmet. Histoire de l'ancien et du nouveau Testam. et des juifs. Paris. 1742. T. I, p. 225.

386

 

 

женія можетъ служить непосредственно слѣдующее за воспрещеніемъ опредѣленіе воли Божіей не оставить безнаказаннымъ за кровь человѣческую даже „всякаго звѣря“1. Если хищный звѣрь, пожирающій человѣка своимъ звѣрскимъ способомъ, повиненъ предъ Богомъ, то тѣмъ болѣе человѣкъ, пожирающій животное такимъ же способомъ2. Дальнѣйшее запрещеніе убивать человѣка, нашедшее себѣ нарочитое выраженіе въ откровеніи, данномъ Ною: помимо общихъ нравственныхъ основаній, тоже, очевидно, обусловлено полнымъ забвеніемъ въ допотопное время осужденія Каина за человѣкоубійство. Запрещеніе это высказано въ связи съ выраженіемъ воли Божіей покарать за кровь человѣческую всякаго звѣря потому, что ничто такъ не приближаетъ человѣка къ звѣрю, какъ человѣкоубійство. Богъ какъ бы такъ говорилъ человѣку: убивая себѣ подобнаго, ты являешься звѣремъ. Но и звѣрь понесетъ наказаніе за убійство, а ты не звѣрь… Вотъ почему заповѣдь, воспрещающая человѣкоубійство, заканчивается напоминаніемъ человѣку, что онъ созданъ по образу Божію, т. е., что природа его совсѣмъ иная, чѣмъ природа безсловеснаго животнаго.

_________________________

1 Можетъ быть, здѣсь разумѣется то естественное и неизбѣжное возмездіе, которому подвергаются со стороны людей хищные звѣри, нападающіе на человѣка и потому съ особой настойчивостью преслѣдуемые и истребляемые. Закономъ Моисея предписывалось убивать и домашнее животное, причинившее смерть человѣку. Исх. 21, 28. 29.

2 Мы думаемъ, что какъ мѣсто въ откровеніи Ною, воспрещающее кровожадность, такъ и остальное содержаніе этого откровенія находятъ вполнѣ естественное и достаточное объясненіе себѣ въ мрачныхъ чертахъ допотопной исторіи человѣчества, и нѣтъ надобности въ 9, 4 видѣть воспрещеніе употреблять въ пищу именно кровь животнаго, ссылаясь на воспрещеніе этого въ законѣ Моисеевомъ; потому что, во-первыхъ, въ 9, 4 говорится о мясѣ съ кровію, а не объ одной крови, во-вторыхъ, воспрещеніе крови въ законѣ Моисеевомъ имѣетъ особое, обрядово-символическое основаніе, какъ это видно изъ снесенія Лев. 7, 23—6; 4, 7. 25; 3, 15. 17, и не могло быть понято людьми, еще не знавшими подробностей жертвеннаго культа въ законѣ Моисеевомъ.

387

 

 

Всемірный потопъ произвелъ на людей, спасшихся отъ него, подавляющее впечатлѣніе. Не только люди, видѣвшіе его своими глазами, но и потомки ихъ, подъ вліяніемъ живого преданія о катастрофѣ, могли быть въ постоянномъ  страхѣ отъ мысли, что онъ можетъ повториться1. Каждый сильный дождь могъ приводить людей въ ужасъ. Недаромъ изъ всѣхъ преданій человѣческихъ преданіе о потопѣ всего глубже осѣло въ памяти людей и наиболѣе распространено. Хотя Богъ и далъ обѣтованіе людямъ, что не будетъ болѣе потопа на землѣ, однако же одно это обѣтованіе, передаваемое словесно изъ рода въ родъ, но не оживляемое въ воспоминаніи постоянно какимъ-либо нагляднымъ способомъ, при возможномъ ослабленіи или искаженіи вѣры въ незримаго Виновника его, могло утратить свое успокоительное дѣйствіе; между тѣмъ какъ тревожное воспоминаніе о потопѣ могло оживляться всякій разъ при какомъ-либо грозномъ или загадочномъ атмосферномъ явленіи. Поэтому Богъ указалъ людямъ на радугу, какъ на напоминаніе о Своемъ обѣтованіи, какъ на удостовѣреніе того, что потопа на землѣ не будетъ. Причина, почему изъ всѣхъ повторяющихся явленій окружающей природы Богъ избралъ для этой цѣли именно радугу, понятна: явленіе радуги связано съ явленіемъ дождя, и потому съ оживленіемъ воспоминанія о потопѣ связано напоминаніе о томъ, что его болѣе не будетъ. Но какимъ образомъ радуга, явленіе которой обусловливается именно дождемъ, могла выражать собою самую идею, заключающуюся въ обѣтованіи Божіемъ? Извѣстно, что радуга появляется только тогда, когда одна часть горизонта покрыта облакомъ, изъ котораго идетъ дождь, а другая часть свободна отъ облака, и на ней сіяетъ солнце. Когда весь горизонтъ

___________________________

1 Этотъ страхъ пережилъ тысячелѣтія. Не далѣе, какъ въ 1529 году, въ Тулузѣ построили даже ковчегъ въ ожиданіи потопа. И. Мушкетовъ. Сказанія о потопахъ. Горный журналъ. 1895 г. Т. IV, стр. 486.

387

 

 

бываетъ покрытъ облакомъ, и солнце нигдѣ не просвѣчиваетъ, радуги не бываетъ. Такимъ образомъ явленіемъ радуги вызывается представленіе о томъ, что облако не безконечно, не безпросвѣтно, дождь не безпрерывенъ. Такое представленіе естественно приводило на память обѣтованіе Божіе о неповторяемости потопа, произведеннаго безпрерывнымъ 40‑дневнымъ дождемъ изъ облака, одѣвшаго безпросвѣтною пеленою весь шаръ земной1. Радуга могла служить еще болѣе нагляднымъ знакомъ обѣтованія о неповторяемости потопа, если она была явленіемъ только послѣпотопнаго времени, не имѣвшимъ мѣста въ допотопное время. Мы допускаемъ возможность послѣдняго. Случается и нынѣ, что пары въ атмосферѣ начинаютъ сгущаться разомъ на громадномъ пространствѣ. Солнце скрывается еще прежде, чѣмъ начинается дождь. Образуется облако на пространствѣ многихъ десятковъ, а иногда и сотенъ верстъ, и затѣмъ начинаетъ идти дождь, безпрерывный, продолжающійся сутки, двое и трое (ненастный, обложной дождь). Наконецъ дождь прекращается, а небо еще долго остается покрытое облакомъ, пока послѣднее не пройдетъ и не появится солнце. При такихъ условіяхъ радуги не бываетъ. Предположимъ, что въ допотопное время, при нѣкоторыхъ особенностяхъ тогдашняго состоянія нашей планеты (напр., меньшее пространство суши, большая влажность атмосферы, нѣсколько иная температура, и проч.) такой процессъ орошенія земли дождемъ былъ обычнымъ, и что тогда совсѣмъ не было такихъ сравнительно малыхъ, сконцентрированныхъ облаковъ, которыя, покрывая только часть видимаго горизонта и роняя на ограниченномъ участкѣ земли дождь, другую часть горизонта оставляютъ открытою съ сія-

___________________________

1 Въ радугѣ, какъ знакѣ неповторяемости потопа, мы видимъ новое подтвержденіе нашей мысли, что причиною потопа былъ только дождь, и что подъ „источниками бездны“ подразумѣваются не подземныя водохранилища, а скопленія воды въ міровомъ пространствѣ. Между радугой и истеченіемъ водъ изъ подземныхъ водохранилищъ нѣтъ никакого соотношенія.

389

 

 

ющимъ на ней солнцемъ,—тогда мы можемъ допустить, что допотопные люди совсѣмъ не видали радуги. Подтвержденіемъ этому предположенію можетъ служить самый текстъ Библіи, согласно которому Богъ сказалъ: „Я полагаю дугу Мою въ облакѣ“. Это можно понимать такъ, что Богъ, Своимъ особымъ устроеніемъ вводя землю въ новый періодъ существованія, положилъ начало тому соотношенію силъ природы, дѣйствующихъ на землѣ, которое сдѣлало возможнымъ появленіе радуги.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.