Поиск авторов по алфавиту

Автор:Климент Римский, священномученик

Климент Римский, сщмч. Второе послание Климента Римского

 

Глава I.

Не должно думать низко о Христе и спасении нашем, Им совершенном.

 

Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых 1), так как и о своем спасении мы не должны думать мало 2); ибо если мы мало думаем о Нем 3), то и получить надеемся мало. И если мы слушаем об этом, как о чем-то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны, и сколько Иисус Хри-

1) Ин. V, 22, 27; Деян. X, 42; XVII, 31; II Тим IV, 1.

2) Как иудеи, мечтавшие о царстве Мессии на земле, царстве чувственном.

3) Т. е. об Иисусе Христе (περίαὐτοῦ). Некоторые думают, что автор здесь имел в виду евионеев, почитавших Христа за простого человека: Но слова его о Христе-Спасителе так общи, что не дают основания для такого мнения, напротив, они весьма идут к цели автора – возбудить к истинному исповеданию Христа и презрению мира.

169

 

 

стос благоволил претерпеть за нас. Какое же дадим Ему вознаграждение или какой принесем плод достойный того, что Он даровал нам? Сколько священнейших преимуществ, которыми мы обязаны Ему? Он даровал нам свет; Он приветствовал нас как Отец детей; Он спас нас погибающих. Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим за то, что от Него получили мы, – мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревам, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим, – мы, коих вся жизнь была не что иное, как смерть? Окруженные тьмой и имея такое помраченное зрение, мы по воле Его прозрели и отогнали облегавший нас туман. Ибо Он сжалился над нами, и по Своему милосердию спас нас, видя, что мы находимся в заблуждении и погибели, и что для нас не осталось никакой надежды ко спасению, кроме как от Него. Он призвал нас не сущих и воззвал от небытия к бытию 4).

 

Глава II

Церковь, прежде неплодная, сделалась чрез призвание язычников весьма плодоносною.

 

«Возвеселись неплодная, не рождающая, возгласи и громко взывай не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа» 5).

4) См. Рим. IV, 17; Ос. II, 23; Рим. IX, 25.

5) Ис. LIV, 1; Гал. IV, 27.

170

 

 

Слова: «возвеселись, неплодная, не рождающая» относятся к нам 6), ибо Церковь наша была неплодна, прежде нежели были дарованы ей дети. А слова: «громко взывай, не мучившаяся родами» означают то, чтоб мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. Слова же: «потому что много детей у оставленной, – более, нежели у той, которая имеет мужа» сказаны потому, что народ наш, по-видимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога 7). И другое 8) Писание говорит: «не пришел Я призвать праведных, но грешных». Это значит, что Ему должно спасти погибающих. Ибо в том величие, достойное удивления, – утвердить не то, что стоит, но что падает. Так и Христос восхотел спасти погибающее, и спас многих, пришедши и призвавши нас уже погибавших.

 

Глава III.
Будем исповедывать Христа, исполняя заповеди Его и всем сердцем почитая Его.

 

Если же Он сделал нам такую милость, и во-первых тем, что мы живые уже не приносим жертв богам мертвым и не кланяемся им, но познали чрез

6) Т. е. к язычникам. Из слов автора этого послания (гл. I и II) о своих читателях и о самом себе видно, что он был христианин из язычников.

7) Т. е. иудейского народа.

8) Т. е. Новозаветное. Мф. IX, 13; Лк. V, 32.

171

 

 

Него Отца истины, то в чем должно состоять наше ведение в отношении к Нему, как не в том, чтоб не отрицаться от Того, чрез Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим» 9). Такова награда нам за исповедание Того, чрез Кого спасены. Но чем исповедаем Его? Тем, если исполняем слова Его, и не пренебрегаем Его заповедей, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всей мыслью. У Исаии говорит Он: «народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня» 10).

 

Глава IV

Кто истинно исповедует Христа?

 

Итак, не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: это не спасет нас. Ибо Он говорить: «не всякий, кто говорить Мне: Господи, Господи! спасется, но делающие правду» 11). Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимною любовью, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистью, но воздержанием, милосердием, добротой; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им: и не должно нам бояться людей более, не-

9) Мф. X, 32.

10) Ис. XXIX, 13.

11) См. Мф. VII, 21

172

 

 

жели Бога. Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам 12): подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды» 13).

 

Глава V

Будем презирать мир и стремиться к блаженству другой жизни.

 

Потому, братья, оставивши жительство мира этого, будем исполнять волю призвавшего нас, и не убоимся выйти из мира этого. Ибо Господь говорит: «будете как агнцы посреди волков» 14).  Петр же в ответ на это говорит: а если волки растерзают агнцев 15)? Иисус сказал Петру: «агнцы не должны бояться волков после смерти своей 16): и вы не бойтесь убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь того, кто после смерти вашей имеет власть над душою и телом, власть ввергнуть их в геенну огненную» 17). И знайте, братья, что странствование плоти нашей в мире этом мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего царства и вечной жизни.

12) Этих слов нет в Свящ. Писании.

13) Мф. VII, 23; Лк. XIII, 27.

14) Мф. X, 16.

15) О таком разговоре Христа с Петром не упоминается в Св. Писании.

16) Этих слов нет в Свящ. Писании.

17) Мф. X, 28; Лк. XII, 4. 5.

173

 

 

Чем же можем мы достигнуть этого, если не жизнью благочестивою и праведною, мирские блага почитая чуждыми для себя и не желая их? Ибо, если мы желаем приобрести их, то отступаем от пути правого.

 

Глава VI

Настоящий век и будущий – два врага. Презревши первый, будем любить последний. Иначе нет надежды спасения.

 

Господь говорит: «никакой раб не может служить двум господам» 18). Если мы хотим служить и Богу и мамоне, то это для нас бесполезно. «Ибо что за польза, если бы кто целый мир приобрел, душе же своей повредил» 19). Этот же век и будущий – два врага. Этот век проповедует прелюбодеяние, разврат, сребролюбие и обман, а будущий отрицается их. Следовательно, нам невозможно быть друзьями обоих, а должно этот век оставить и прилепиться к тому. Подумаем, что лучше возненавидеть здешние блага, потому что они малы, кратковременны и тленны, – и возлюбить те блага, как прекрасные и нетленные. Ибо исполняя волю Христа, мы найдем покой, иначе: ничто не избавить нас от вечного наказания, если мы презрим заповеди Его. И Писание говорить у Иезекииля, «что, если восстанут Ной и Иов и Даниил, то не спасут они детей своих, находящихся в плену» 20). Но если и эти праведники не могут своими

18) Мф. VI, 24; Лк. XVI, 13.

19) Мф. XVI, 26.

20) Иез. XIV, 14. 20.

174

 

 

правдами спасти детей своих, то какая надежда у нас войти в царство Божие, если не соблюдем крещения в чистоте и непорочности? или кто будет нашим ходатаем, если не найдут в нас дел благочестивых и праведных?

 

Глава VII

Должно подвизаться нам, чтобы быть увенчанными.

 

Итак, братья мои, будем подвизаться, зная, что век в борьбе 21) и что на суетные даже подвиги приходят многие, но не все увенчиваются, а только те, которые много потрудились и славно подвизались. Будем же подвизаться так, чтобы всем быть увенчанными. Вступим на путь правый, подвиг нетленный и совокупно пойдем и будем подвизаться так, чтобы удостоиться венца. И если всем нельзя быть увенчанными, по крайней мере, будем близки к венцу 22). Мы должны знать, что и тот, кто вступает в суетный подвиг, если окажется портящим дело, с побоями берется и выгоняется с ристалища. Как вам кажется: что должен потерпеть тот, кто не выдержит нетленного подвига? О тех, которые не сохра-

21) Котельер и другие читают: άγν (подвиг), вместо: ιν (век), как стоит в рукописи. Дрессель не находит нужным отступать от последнего чтения, представляя, что выражение: ἔνχερσίνἔιναι значит: сражаться, быть в битве.

22) Здесь говорится об увенчании не в общем смысле будущей награды, но в частном, именно – о венце мученическом, которого, конечно не все подвизающиеся христиане могут достигнуть.

175

 

 

нили печати 23), сказано: «червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они в позор всякой плоти» 24).

 

Глава VIII

Пока мы в этом мире, должны каяться и хранить плоть в чистоте.

 

Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти; чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедаться или покаяться. Итак, братья, мы тогда только получим жизнь вечную, когда исполним волю Отца, сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни. Ибо Господь говорить в Евангелии: если вы не сохраните малого, кто вам даст великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет» 25). Это значит: сохраните плоть в чистоте и печать без повреждения, чтобы получить жизнь вечную.

23) Т. е. крещения.

24) Ис. LXVI, 24.

25) Подобное читается у Луки 16:10-11. У св. Иринея (Haer. II,

176

 

 

Глава IX

Мы будем судимы во плоти; итак приготовимся вовремя.

 

Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти? Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же. Как 26) Христос Господь, спасши нас, хотя прежде был духом 27), соделался плотью, и, таким образом, призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти. Итак, будем любить друг друга, чтобы всем войти в Царство Божие. Пока имеем время для врачевания, предадим себя врачующему Богу давая Ему плату. Какую? Покаяние от искреннего сердца. Ибо Он наперед знает все, и видит все, что есть в нашем сердце. Дадим Ему хвалу не только от уст, но и от сердца, чтобы Он принял нас, как сынов. Ибо Господь сказал: «братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего» 28).

34) также приводятся слова: «если вы не были верны в малом, кто даст вам великое?», которых нет в Свящ. Писании.

26) В рукоп. стоит ὲιςединый Христос, но Фрей, Шэнеман, Гефеле Дрессель и др. читают: ς, в соответствие второй части периода, начинающейся οὕτωςκα...

27) Под духом здесь разумеется чистая духовность Божеской природы во Христе. См. Петр. 1:11. Ермы Паст. кн. III. Simil. V, 5. Феофила adAutolyc. II, 14.

28) Мф. XII, 50.

177

 

 

Глава X

Оставивши порок, будем стремиться к добродетели, и обещанные блага предпочтем мирским утехам.

 

Поэтому, братья мои, будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставя худую наклонность как предшественницу грехов наших; бежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой-то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Не знают они, какую муку имеет в себе здешнее наслаждение, и какую сладость – будущее обетование. И если бы они только одни это делали, то было бы сносно; но они постоянно внушают худые учения свои невинным душам, не зная того, что вдвойне примут осуждение, – и сами они, и слушатели их.

 

Глава XI

Веруя в Божественные обетования, будем служить Богу, и будет нам вечное блаженство.

 

Итак, будем служить Богу сердцем чистым, и да будем праведны; если не будем служить, по неверию нашему в обетование Божие, то будем несчастны. Ибо и пророческое слово говорит: «несчастны двоедушные, колеблющиеся сердцем, которые говорят: все это мы слы-

178

 

 

шали и во время отцов наших, а мы, ожидая со дня на день, ничего такого не видали. Неразумные! сравните себя с деревом, возьмите в пример виноградную лозу: сперва она теряет лист, потом образуется отпрыск, после этого незрелый, наконец, спелый виноград 29). Так и народ мой терпел беспокойство и скорби, а потом получит благо». Итак, братья мои, не будем сомневаться, но останемся тверды в надежде, чтобы получить воздаяние. Ибо верен Тот, Кто обещал воздать награды каждому по делам его. Если мы будем творить правду пред Богом, то войдем в царство Его и получим те обещанные блага, «которых ухо не слыхало и око не видало и на сердце человеку не приходило» 30).

 

Глава XII

Будем постоянно ожидать Царства Божия.

 

Итак, будем ежечасно ожидать Царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия. Сам Господь на вопрос одного о том, когда придет Его Царство, отвечал: когда двое будут одно, и внешнее будет как внутреннее, мужеский пол вместе с женским будет ни мужеский, ни женский 31). Но двое бы-

29) Эти слова приводятся и в I-м посл. Климента к Кор., гл. XXIII. См. выше примеч. 75 на стр. 126.

30) 1 Кор. II, 9. См. I посл. Клим. к Кор. примеч. 101, на стр. 135.

31) Эти слова заимствованы не из канонических книг Евангелия, но

179

 

 

вают одно, когда мы говорим друг другу истину, и когда в двух телах непритворно бывает единая душа. И «внешнее как внутреннее» значить следующее: внутреннее означает душу, а внешнее означает тело. Поэтому как тело твое видно, так и душа твоя да будет явна в добрых делах. И мужеский пол с женским – ни мужеский, ни женский – это... 32)

из апокрифического Евангелия египтян, свидетельствует Климент Александрийский (Strom. III, 13). Приведенный вопрос Спасителю приписывается Соломии.

32) Здесь оканчивается дошедший в александрийской рукописи текст этого послания. Недостающее объяснение последнего пункта можно дополнить из Климента Александр. Strom. III, с. 9), где под мужеским разумеется гнев или ярость (θυμὸς); под женским – пожелание (πιθυμία) которые должны прекратиться.

180


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.