Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий Богоносец, священномученик Антиохийский

Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Ефесянам

К ЕФЕСЯНАМ 1).

Игнатий Богоносец 2) достоблаженной церкви Ефесской в Азии, благословенной в полноте величием Бога Отца, прежде век предназначенной 3) быть, в вечную и не-

1) Ефесские христиане прислали в Смирну, куда прибыл Игнатий, своего епископа Онисима с диаконом Вурром и другими членами своей церкви для приветствия св. узника. Поэтому Игнатий в послании к ним благодарит за оказанную ему любовь (гл. 1. 2. 21); затем увещевает их блюсти единение духа, повиноваться епископу и пресвитерам (3-6) и удаляться от ложных учений (7-10); далее излагает пространнее свои увещания о том же. Приветственное вступление и первая глава этого послания сохранились, с небольшими выпусками, в сирском тексте.

2) О названии «Богоносец» см. введение стр. 350. Такое название Игнатий, без сомнения, не сам присвоил себе, но получил от местных христиан, в устах которых оно сделалось обычным прозванием их епископа, как бы другим собственным именем его. Некоторые ученые (Бунзен, Ульхорн) находят употребление этого прозвания в посланиях самого Игнатия несообразным с его смирением и скромностью, и полагают, что оно внесено в них постороннею рукою. Впрочем, намеки на это прозвание находятся в посланиях его к Магнез. гл. 1 и к Смирн. гл. 5.

3) См. ап. Павла Ефес. 1, 4; 3, 11.

373

 

 

изменную славу, всегда соединенною и избранною в истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе радостью непорочною.

 

Глава I. Похвала Ефесянам за их посольство и похвала Онисиму.

Я принял о Боге ваше многолюбезное имя 4), по всей справедливости славящееся за веру и любовь во Иисусе Христе, Спасителе нашем. Как подражатели Богу, воспламенившись божественною кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело. Когда вы услышали, что я связан в Сирии за общее имя 5) и упование, (вы поспешили видеть меня) 6), надеющегося по вашей молитве принять в Риме битву со зверями, чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником Того 7), Кто Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу 8). И вот я, во имя Божие, принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти 9)

4) Ваше имя т. е. вас самих (ефесян), я принял в лице вашего епископа.

5) Т. е. за имя Христово.

6) Означенные скобками слова, коих нет в греческом тексте кодекса Медичи, вставлены Гефеле на основании древних переводов латинского, сирского и армянского.

7) В сирском стоит: τουϑεοὔ (учеником Божиим), а последующие слова опущены.

8) См. Ефес. 5, 2.

9) Т. е. епископа видимого, представляющего власть невидимого епископа – Христа.

374

 

 

епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал всем быть достойными иметь такого епископа.

 

Глава II. Похвала прочим лицам посольства. 10).

И о Вурре, моем сотруднике, а вашем о Боге диаконе, во всем благословенном, молюсь, чтоб он оставался к чести вашей и епископа. А Крок, достойный Бога и вас, которого я принял как образец вашей любви, во всем успокоил меня. Отец Иисуса Христа также да утешит и его, вместе с Онисимом, Вурром, Евплом и Фронтоном, чрез которых я видел любовь всех вас. Желал бы я и всегда радоваться вами, если буду достоин. Посему следует всячески славить Иисуса Христа, Который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно 11), чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем.

 

Глава III. Игнатий не гордостью, но любовью возбуждается увещевать к единению с епископом.

Не приказываю вам, как что-либо значащий; ибо хотя

10) Всей второй главы до половины 3-й гл. нет в сирском переводе. По мнению Гефеле, сирский сократитель Игнатиевых посланий опускал в них все, что казалось ему ненужным, мало идущим к цели назидания, напр. о лицах, в них упоминаемых; и преимущественно имел в виду нравственные наставления Игнатия.

11) Слова, взятые из 1 Кор. 1, 10.

375

 

 

я и в узах за имя Христово, но еще не совершен в Иисусе Христе; теперь только начинаю учиться, и обращаюсь к вам, как моим соучителям 12): ибо мне надлежало бы получить от вас укрепление к вере, к вразумлению себя, к терпению и великодушию. Но как любовь не позволяет мне молчать в отношении к вам, то я и решился убеждать вас, чтоб вы сходились с мыслью Божией. Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа.

 

Глава IV. Подражайте единению пресвитеров с епископом.

Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовью прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом.

12) Т. е. кроме Христа, вы мои учители. Гефеле.

376

 

 

Глава V. Важность единения церковного.

В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим епископом, – не человеческое 13), а духовное, то сколько, думаю, блаженнее вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом, и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих 14) имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится 15). Постараемся же не противиться епископу, чтобы нам быть покорными Богу.

 

Глава VI. Смотрите на епископа как на Самого Христа.

И чем более кто видит епископа молчащим 16), тем более должен бояться его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего 17).

13) Т. е. не плотское, земное, обыкновенное между людьми века сего.

14) Матф. XVIII, 19.

15) Прит. III, 34; Иак. IV, 6; 1 Петр. V, 4.

16) Т. е. видит его не вступающимся за оскорбление или пренебрежение его достоинства.

17) Ср. Матф. XXIV, 25.

377

 

 

Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на Самого Господа. Впрочем сам Онисим чрезвычайно хвалит ваше благочинное о Боге поведение, что все вы живете сообразно с истиною, что среди вас нет никакой ереси, но что вы и не слушаете никого, кроме Иисуса Христа, проповедующего истину.

 

Глава VII. Бегайте еретиков. Един есть врач Христос-Богочеловек.

Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный 18), Бог во плоти, в смерти истинная жизнь 19), от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос.

18) Рожденный и нерожденный (γεητὸςϰαὶἀγέννητος): так в кодексе Медичи и по древнему латинскому переводу. Но издатели: Якобсон, Гефеле и Дрессель читают γενητóςκαὶἀγἐνητος – factus et non factus, потому что так приводятся слова Игнатия во многих кодексах сочинения св. Афанасия О Соборах.

19) Таков смысл по чтению, удержанному Гефеле на основании цитат у Афанасия и Феодорита; Дрессель предлагает чтение: ἀϑὰνατοςἐνζωήἀληϑϰινῆ, бессмертный (Бог) в истинной жизни.

378

 

 

Глава VIII. Вы велики и духовны.

Итак, никто да не обольщает вас, впрочем, вы и не поддаетесь обольщениям, будучи всецело преданы Богу 20). Ибо, когда между вами не возникло никакой распри, которая могла бы расстроить вас, то подлинно вы живете, как угодно Богу. Я отребье ваше 21), и должен очиститься вашею, Ефесяне, знаменитой в веках Церковью. Плотские не могут делать духовного, ни духовные плотского, подобно как и вера – дел, свойственных неверию, и неверие – дел веры. Но у вас духовно и то, что вы делаете по плоти, потому что вы все делаете во Иисусе Христе.

 

Глава IX. Вы не внимали ложным учителям.

Узнал я, что некоторые пришли оттуда к вам 22) с злым учением. Но вы не позволили рассеивать его между вами, заградивши слух свой, чтобы не принять рассеваемого ими, так как вы истинные камни храма

20) Глав IV, V, VI и VII нет в сирском тексте; начальные слова VIII главы также опущены, а следующие за ними непосредственно связаны в нем с местом, заимствованным из 3-й главы.

21) Я ваше отребье (περίψημα). См. ниже гл. XVIII и 1 Кор. IV, 13. Сирский и армянский перевод дают другой смысл: я радуюсь и молюсь за вас.

22) По-гречески стоит ἐϰἔῖϑεν. Игнатий не указывает определенно города, откуда пришли лжеучители в Ефес. Гильгенфельд принимает глагол παροδέυω в несобственном смысле, как уклонение от истинного пути (οδος); в таком случае это место значит: некоторые из тамошних (в Ефесе) уклонились от истины.

379

 

 

Отчего, уготованные в здание Бога Отца 23); вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу. Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и храмоносцы, Христоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. Оттого-то я и радуюсь тому, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами радость мою, что вы, как свойственно другой жизни 24), ничего не любите, кроме одного Бога.

 

Глава X. Молитесь за других, будьте кротки и смиренномудры.

Но и о других людях 25) непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы прийти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их велеречия – смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы, – их заблуждению, – твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, – напротив, своею снисходительностью окажем себя братьями их 26), – а постараемся быть подражателями

23) Ср. Ефес. II, 21. 1 Кор. III, 9.

24) Т. е. христианской, духовной, а не плотской, естественной.

25) Т. е. о неверующих и заблудшихся.

26) Ульхорн (Das Verhaltniss der kurz. griech. Recens. der Ign. Br. zur Syr Uebers., p. 40) предлагает другое чтение, по которому выходит такой смысл: не окажемся, стараясь подражать им, братьями их, но в кротости будем подражателями Господа.

380

 

 

Господу. Пусть кто-нибудь более потерпит неправду, понесет убыток, подвергнется уничижению 27), только бы не нашлось в вас какого-либо плевела диавольского, но все вы во всякой чистоте и целомудрии пребывали во Иисусе Христе телесно и духовно.

 

Глава XI. Последние времена; будем бояться Господа.

Уже последние времена. Устыдимся, устрашимся долготерпения Божия, чтобы оно не послужило нам в осуждение. Или будущего гнева убоимся, или настоящую благодать возлюбим. Что-нибудь одно из двух, – только бы найтись нам во Христе Иисусе для истинной жизни. Без Него ничего да не будет у вас. Ради Его и я несу на себе узы, этот духовный жемчуг, в котором желал бы я и воскреснуть по молитве вашей. О, если бы я и всегда пользовался ею, чтобы мне обрести жребий ефесских христиан, которые силою Иисуса Христа всегда были единомысленны с апостолами.

 

Глава XII. Похвала Ефесянам.

Знаю, кто я, и к кому пишу. Я осужденный, а вы помилованные; я в опасности, а вы стоите твердо. Вы путь для умерщвляемых ради Бога. Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у

27) Здесь следуем чтению Дресселя. По чтению других, эти слова относятся ко Христу: «кто более его пострадал» и пр.

381

 

 

ног которого желал бы я быть, когда приду к Господу. Он во всем послании своем к вам поминает вас во Христе Иисусе.

 

Глава ХIII. Чаще собирайтесь для богослужения.

Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов.

 

Глава XIV. Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами.

Это, впрочем, не безызвестно, если вы имеете к Иисусу Христу совершенную веру и любовь, которые суть начало и конец жизни. Вера начало, а любовь конец, обе же в соединении суть дело Божие; все прочее, относящееся к добродетели, от них происходит. Никто, исповедующий веру, не грешит, и никто, стяжавший любовь, не ненавидит. Дерево познается по плоду своему: так и те, которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по делам своим. Теперь дело не в исповедании только, а в силе веры, если кто пребудет в ней до конца.

382

 

 

Глава XV. Не словами, только, но и молчанием будем исповедывать Господа.

Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить, если тот, кто учит, и творит. Поэтому один только Учитель, Который сказал и исполнилось; и то, что совершил Он в безмолвии, достойно Отца. Кто приобрел слово Иисусово, тот истинно может слышать и Его безмолвие, чтоб быть совершенным, дабы и словом действовать и в молчании открываться. Ничто не сокрыто от Господа, напротив и тайны наши близки к Нему. Посему будем все делать так, как бы Он Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим, – как Он и действительно есть, и некогда явится пред лицом нашим, потому мы справедливо и любим Его.

 

Глава XVI. Растлевающие веру ложным учением пойдут в огонь вечный.

Не обольщайтесь, братья моя! растлевающие дома 28) Царствия Божия не наследят. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, – если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает.

28) Т. е. нарушители чести (блудники и прелюбодеи) или расточители и хищники имущества домашнего. См. 1 Кор. VI, 9-10. Еф. V, 5.

383

 

 

Глава XVII. Остерегайтесь ложных учений еретиков.

Господь для того принял мѵро на главу Свою 29), чтобы облагоухать Церковь нетлением. Не намащайтесь же зловонным учением князя века сего; да не уведет вас, как пленников, от подлежащей жизни 30). Почему мы не все рассудительны, принявши ведение Божие, которое есть Иисус Христос? Зачем мы безрассудно погибаем, не признавая того дара, который истинно Господь послал?

 

Глава XVIII. Слава креста. Рождение и крещение Христа.

Мой дух – в прах пред крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь 31). Где мудрец, где совопросник 32), где хвастовство так называемых разумных? Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого. Он родился и крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду.

 

Глава XIX. Три таинства.

Но от князя века сего сокрыто было девство Марии

29) См. Матф. XXVI, 7; Марк. XIV, 3.

30) Т. е. от Христа, Который Жизнь и Истина.

31) 1 Кор. I, 18.

32) 1 Кор. I, 20.

384

 

 

и ее деторождение, равно и смерть Господа 33), три достославные тайны 34), совершившиеся в безмолвии Божием. Как же они открылись векам? – Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды, вместе с солнцем и луною, составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, непохожее на те звезды, явление. С этого времени стала упадать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведение проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни, и получало начало то, чтó было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти.

 

Глава XX. Я еще буду писать вам.

Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его, то я в другом послании, которое намерен написать к вам раскрою только что

33) Эти слова приводятся Оригеном (hom. 6 in Luc.) Василием Великим (hom. 25 о св. рожд. Христа), Иеронимом (in. Matth. 1), и др. В сирском переводе, который опустил гл. XI-XIV, XVI и XVII, содержатся начала гл. XVIII и XIX – следующие XX и XXI также опущены.

34) Сатана не мог не знать, что Христос Спаситель умер. Но Игнатий здесь говорит о рождении и смерти Спасителя, не как о событиях, на земле совершившихся, но как о таинствах, которые совершились в безмолвии Божием, т. е. в предвечном совете Божием, но после открылись миру, посредством звезды и других знамений.

385

 

 

начатое мною домостроительство Божие относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение, – особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения по благодати Божией соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божием, так что повинуетесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе.

 

Глава XXI. Молитесь за меня и церковь сирскую.

Я жертва 35) от вас и от того, которого, во славу Божию, послали вы в Смирну, откуда и пишу вам, благодаря Бога и любя Поликарпа, как и вас. Поминайте меня, как и вас Иисус Христос. Молитесь за Церковь сирскую, из которой меня, последнего из тамошних верующих, ведут в Рим в узах, так как я удостоился послужить к славе Божией. Здравствуйте в Боге Отце и Иисусе Христе, общем уповании нашем.

35) Αντίψυχον. Это слово толкуется различно разными учеными. Гефеле держится такого смысла: вы найдете одобрение во мне и в том, которого... Дрессель: я более своей души люблю вас и того... Гильгенфельд, указывая на слова Игнатия к Смир. X и Полик. II, VI, полагает что здесь Игнатий выражает свою готовность пожертвовать жизнью для блага Церкви.

386


Страница сгенерирована за 0.09 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.