Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кюнг Ганс

Мартин Лютер. Возвращение к Евангелию как классический случай смены парадигм

МАРТИН ЛЮТЕР

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЕВАНГЕЛИЮ КАК КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР СМЕНЫ ПАРАДИГМ

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

(По Р. Шварцу)

1483 (10 ноября)

Рождение Лютера в Эйслебене.

1505

Уход в монастырь в Эрфурте.

1510

Служебная поездка и паломничество в Рим.

1512

Присуждение степени доктора теологии.

1513

Первая лекция о псалмах в университете Виттенберга.

1515/1516

Издание мистического сочинения «Немецкая теология».

1517

95 тезисов об отпущении грехов; сочинение «Разговор об отпущениях и милости».

1518

Допрос кардиналом Каетаном в Аугсбурге.

1519

Избрание Карла V императором. Лейпцигский диспут.

1520 (июнь)

Сочинение «К христианскому дворянству немецкой нации».

1520 (15 июня)

Булла Льва Х «Exsurge Domine»: угроза отлучения, требование к Лютеру отречься от своих взглядов и приказ о сожжении всех сочинений.

1520 (17 июня)

Апелляция Лютера Вселенскому собору.

1520 (конец лета)

Работа «Decaptivitate Babylonica ecclesiae praeludium».

1520 (осень)

Сочинение «О свободе христианина».

1520 (ноябрь)

Труд «Ad versus execrabilem Antichrist! bullam».

1520 (10 декабря)

Сожжение в Виттенберге папской буллы и церковных декреталий.

210

 

 

1521(январь)

Отлучение Лютера от церкви: булла «Decet Romanum Pontificem·

1521 (18 апреля)

Выступление на имперском сейме в Вормсе.

1521 (26 мая)

Декрет императора Карла V, подвергающий Лютера и его сторонников опале (Вормсский эдикт).

1521/1522

Вартбург: Перевод Библии. Беспорядки в Виттенберге. Возвращение Лютера.

1524/1525

Размежевание с «небесными пророками».

1525

Крестьянская война. Женитьба. Разрыв с Эразмом.

1526-1530

Распространение Реформации на новые территории.

1528

Спор со швейцарскими теологами.

1529

Шпейерский сейм. Протест «протестантов». Марбургский религиозный диспут с Цвингли и Буцером.

1530

Аугсбургский сейм («Confessio Augustana»): неудавшаяся попытка примирения. Основание Шмалькальденского союза немецких протестантских князей.

1531-1539

Политическая поддержка Реформации в империи.

1541

Создание Жаном Кальвином церковной республики в Женеве.

1546/1547

Шмалькальденская война.

1546 (18 февраля)

Смерть Лютера в Эйслебене.

211

 

 

1. ПРИЧИНЫ ЛЮТЕРОВСКОЙ РЕФОРМАЦИИ

Ни одна из реформаторских задач Лютера не отличалась новизной. Но раньше условия для их осуществления еще не созрели. Теперь же время пришло, и требовался лишь религиозный гений, способный связать их воедино, провозгласить открыто и тем самым стать олицетворением этих стремлений. Этим-то призванным временем человеком оказался Мартин Лютер.

Что же именно в эпоху, непосредственно предшествующую Реформации, подготовило новую всемирно- историческую смену парадигм? Если говорить кратко, то нужно упомянуть следующие факторы1:

— крах мирового господства папства, раскол христианской церкви на восточную и западную, затем одновременное правление двух или даже трех пап в Авиньоне, Риме и Пизе, а также возникновение национальных государств во Франции, Англии и Испании;

— безуспешность попыток осуществить «реформу церкви от ее главы до всех членов» на реформаторских соборах (Констанцском, Базельском, Флорентийском и Латеранском*);

_________________________

1 С католических позиций этот вопрос впервые непредвзято рассмотрен в: Lortz J. Die Reformation in Deutschland. Freiburg, 1940. Bd. I. S. 1-144. Из более свежих изданий, всесторонне анализирующих данную проблему, можно порекомендовать книгу Chaunu Р. Le temps des Reformes. Histoire religieuse et système de civilisation. La Crise de la chrétienté. L’Éclatement (1250-1550). Paris, 1975.

* Констанцский (XVI Вселенский собор, 1414-1417) принял декреты о реформе церкви, согласно которым панская власть должна находиться под контролем собора. Базельский (XVII Вселенский) собор, открывшийся в 1431 году,

212

 

 

— ьзамена натурального хозяйства денежным, изобретение книгопечатания, широкое распространение тяги к образованию и рост потребности в изданиях Библии;

— абсолютистский централизм курии, ее безнравственность, безудержное расточительство в финансовой политике и непреклонный отказ от реформ, наконец, продажа индульгенций в целях обеспечения финансирования строительства в Риме собора Св. Петра*, что в Германии было воспринято как апофеоз эксплуатации страны римской курией.

Господство римской системы привело к тому, что и по северную сторону Альп были свои проблемы, причем иногда острейшие:

— отсталость церковных установлений: запрет на взимание ссудного процента, полная свобода управления и исполнения правосудия для церкви, клерикаль-

_____________________

выдвинул требование реформы нравов духовенства и, в частности, выступил за установление контроля над финансовыми операциями римской курии со стороны собора и кардиналов. Одновременно с Базельским проходил альтернативный Флорентийский собор, открытый в 1438 году в Ферраре и в 1439 году перенесенный во Флоренцию. На этом соборе католические иерархи предприняли попытку восстановить единство с православной церковью (была подписана так называемая Флорентийская уния 1439 года); кроме того, была достигнута договоренность о создании «национальной» церкви в Германии. V Латеранский (XVIII Вселенский) собор, заседавший в 1512-1517 годах, был созван по требованию духовенства с целью обсудить пути реформирования церкви; он принял соответствующие решения, которые так и не были претворены в жизнь. — Прим. пер.

* Строительство собора Св. Петра в Риме было начато в 1506 году в период понтификата Юлия II, завершено в 1615 году при папе Павле V. — Прим. пер.

213

 

 

ная монополия на образование, поощрение вымогательств со стороны нищих, слишком большое число церковных праздников;

— преобладание в церкви и теологии канонического права;

— рост самосознания университетской науки (вспомним Париж!), выступающей как ожесточенный критик церкви;

— неимоверное обмирщение богатых владетельных епископов и монастырей, распространение пороков, порождаемых вынужденным целибатом, многочисленность духовных лиц, не имеющих ни образования, ни материального достатка;

— деятельность радикально настроенных критиков церкви, таких, как Уиклиф, Гус, Марсилий, Оккам и гуманисты;

— и, наконец, ужасающее суеверие в народе, религиозная нервозность зачастую в фантастически-апокалиптических формах, выхолощенная литургия и опутанное законами народное благочестие, ненависть к праздным монахам и клирикам, бедственное положение образованных слоев городского населения и отчаяние угнетенных крестьян в Германии...

Итак, налицо был глубочайший кризис средневековой теологии, церкви и общества и их неспособность его преодолеть.

Таким образом, все было готово для эпохальной смены парадигм. Но требовался еще кто-то, способный адекватно представить ту систему, что выступала кандидатом на роль новой парадигмы. В этом облике пророка эпохи предстал некий монах, Мартин Лютер*, родившийся 10 ноября 1483 года в тюрингенском Эйслебене. Хотя Лютер, будучи молодым монахом и док-

_______________________

* Подлинная фамилия Лютера — Людер. Он стал именовать себя Лютером лишь с 1517 года. — Прим. пер.

214

 

 

тором теологии, считал себя не пророком, а, скорее, учителем церкви, ему удалось интуитивно и инспиративно уловить особые религиозные требования позднего средневековья. Он освободил от наслоений и примесей мощные позитивные силы, действующие в мистике, номинализме и народном благочестии, целенаправленно сконцентрировал в своей гениальной личности глубоко верующего человека все потерпевшие неудачу реформа- ционные движения и выразил свою задачу в словах, наделенных неслыханной силой. Без Мартина Лютера не было бы Реформации в Германии!

2. ОСНОВНОЙ ВОПРОС: КАК ОПРАВДАТЬСЯ ПЕРЕД БОГОМ?

Когда же настал этот час перемен? Однажды во время сильной грозы с разрядами молний Лютер испытал острый приступ страха смерти. Это переживание наряду с постоянной боязнью оказаться неспособным оправдаться перед Христом на Страшном суде привели двадцатидвухлетнего Лютера в монастырь. Он «оставил мир» в 1505 году вопреки воле своего отца, трудившегося в каменоломне и на рудниках*. Но в какой момент стремившийся к неуклонному исполнению всех правил и торжеству справедливости монах-августинец** превратился в пламенного реформатора, провозгласив-

_____________________

* Отец Лютера, Ганс Людер, происходил из крестьян. В 1483 году он с семьей переселился в Эйслебен, где стал сначала горнорабочим, а затем горным мастером и совладельцем ряда шахт. — Прим. пер.

** Лютер пострижен в монахи под именем брата Августина. Он вступил в орден августинцев, который возник в Италии в ХШ веке, а в середине XVI века был причислен

215

 

 

шего принцип «sola fide», «одной лишь верой»? Историки до сих пор спорят о точном времени «реформаторского прорыва».

Но в любом случае бесспорно, что Мартин Лютер, получивший такое же схоластическое философское и теологическое образование, как до него Фома Аквинский, переживал глубокий жизненный кризис. Монашество не решило ни одной из его проблем, а многие, напротив, даже обострило. Ведь труды монашеского благочестия — общая молитва, месса, посты, исповедь, подвиги покаяния, — которым Лютер как отшельник- августинец предавался с исключительным рвением, не могли избавить его от вопросов о том, что суждено его собственной душе — спасение или гибель. Благодаря внезапному интуитивному постижению милостивой справедливости Бога* (если следовать его «собственному великому свидетельству» 1545 года) или, может быть, несколько более длительному процессу (если основываться на тщательном изучении его ранних сочинений) Лютер с его запуганной совестью пришел к новому пониманию оправдания грешников. И если дата «реформаторского прорыва» (который новейшие исследователи, выступая за «позднюю датировку», преимущественно относят к первой половине 1518 года)

_______________________

к числу нищенствующих монашеских орденов. Устав августинцев предполагал строгое соблюдение многочисленных запретов и предписаний, в частности таких, как запрет на владение любым имуществом, обет бедности и обязанность жить на подаяния. — Прим. пер.

* Это событие, происшедшее в 1512 году во время работы Лютера над комментарием к тексту Псалмов в башне виттенбергского монастыря, исследователи называют «Turmerlebnis» — «переживание, испытанное в башне», «башенное переживание». — Прим. пер.

216

 

 

еще нуждается в уточнении, то «реформаторский поворот» начался именно здесь2.

Таким образом, исходным пунктом реформаторских устремлений Лютера были не какие-либо недостатки церкви и вообще не проблема церкви, а вопрос о спасении: чего ждет человек от Бога, а Бог — от человека? Как может человек удостовериться в том, что он будет спасен Богом? Как грешный человек может правильно строить отношения со справедливым Богом? Когда он обретает искупление перед лицом Бога? Лютер нашел ответ прежде всего в Послании к римлянам апостола Павла*: несмотря на все благочестие, человек сам по себе не может оказаться безгрешным перед Богом и получить оправдание. Только сам Бог прощает человеку грехи, причем независимо от его заслуг — по своей свободной благодати, выступая как милостивый Бог. Это — благодать, которую человек может узнать лишь в исполненной доверия вере! Из трех теологических добродетелей вера была для Лютера наиважнейшей, ибо именно в вере неправедный, грешный человек узнает Божью справедливость.

Теологически это имело решающее значение. Но одновременно возникло еще одно важное следствие. Исходя из нового понимания искупления, Лютер неизбежно пришел к новому пониманию церкви. Это означало — к радикальной критике учения и практики отступив-

_________________________

2 По этой проблеме см.: Pesch О. H. Hinführung zu Luter. Mainz, 1982. Кар. V.

* Имеется в виду высказывание Павла о том, что Евангелие обладает спасающей силой: «оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему... В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: “праведный верою жив будет”» (Рим. 1: 16-17). К этому фрагменту примыкает текст из Послания к римлянам о сострадательной любви Бога к грешникам (Рим. 5: 8-10). — Прим. пер.

217

 

 

шей от Евангелия, обмирщенной и перегруженной законами церкви со всеми ее таинствами, иерархией и традициями. Но тем самым разве Лютер не порвал полностью с католической традицией? Разве его понимание того, как происходит отпущение грехов, изначально не было абсолютно некатолическим? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить существенную преемственную связь учения Лютера со всей предшествующей теологией, сохраняющуюся при всей его оппозиционности.

3. КАТОЛИЧЕСКИЙ ЛЮТЕР

С церковью и теологией предшествующих времен Лютера соединяет неразрывная связь с традицией именно в понимании оправдания грешников. Можно проследить четыре частично переплетающиеся линии исторической преемственности, каждая из которых имеет большое значение для лютеровского учения об искуплении. Кратко эти линии можно обозначить так: прежде всего, это католическое благочестие, которое Лютер узнал в монастыре, далее — средневековая мистика, затем — теология Августина и, наконец, — позднесредневековый номинализм в облике оккамизма.

1. Католическое благочестие? Следует признать: в монастыре именно традиционное католическое благочестие ввергло Лютера в кризис. Монашеский путь к совершенству на всю жизнь остался для него путем закон- нического накопления «добрых дел», порожденного желанием показать себя перед Богом с лучшей стороны, — путем, который привел его не к спокойной совести и внутренней уверенности, а к страху и сомнениям. И все же лучшее из католического благочестия Лютер,

218

 

 

пережив кризис, сохранил. Учение об искуплении во многом появилось благодаря тому, что от бесплодных раздумий о своем личном предопределении мятущегося монаха отвлек реформистски настроенный генеральный викарий ордена августинцев Иоганн фон Штаупиц. Именно он обратил внимание Лютера на Библию, на святую волю Господа и на образ Распятого, перед которым исчезли все страхи молодого монаха по поводу того, избран он лично или оставлен Богом.

2. Средневековая мистика? Следует признать: характерные для мистики пассажи пантеистического толка, как и присущая ей тенденция к стиранию границ между божественным и человеческим Лютеру были совершенно чужды. Однако, как известно, он был знаком с мистицизмом Дионисия Ареопагита и Бернара Клервоского. Даже более того, именно Лютер обнаружил мистический труд «Немецкая теология», с воодушевлением проштудировал его ив 1515-1516 годах опубликовал (полное издание было завершено в 1518 году). Мистического мыслителя Таулера он считал одним из величайших теологов и всемерно рекомендовал его другим. Несомненно, лютеровское чувство самоунижения, самоумаления, самоуничижения перед Богом, который один лишь заслуживает такой чести, убежденность в том, что суетное благочестие «добрых дел» порождает лишь тщеславие и самодовольство и уводит прочь от Бога, наконец, вера в страдающего Христа, каким тот предстал перед Лютером в текстах Псалмов, — все эти идеи, существенные для его понимания искупления, традиционно были достоянием средневековой мистики.

3. Теология Августина? Следует признать: немалая доля вины в том кризисе, что пережил Лютер, принадлежит учению о предопределении и идее совершенной божественной любви, которые некогда развивал Авгу-

219

 

 

стин в борьбе с пелагианами. Лютер на протяжении всей своей жизни понимал благодать иначе, более личност- но, чем Августин. И все же для лютеровского понимания искупления определяющее значение имеют положения о глубокой порочности греха, трактуемого как себялюбие и замкнутость человека на себе, и о всесилии милости Божьей, с которыми Лютер познакомился преимущественно благодаря Августину. Тем самым он остался связанным с одним из основополагающих компонентов средневековой теологии, а именно, с теологией Августина, чью «Исповедь» и великие трактаты о Троице и граде Божьем он изучал еще студентом. Взгляды Августина доминировали и в ранней «доаристотелевской» схоластике, и в «высокой» схоластике Александра из Гэльса и Вонавентуры. Хотя и будучи оттеснены на задний план, они присутствовали в учении Фомы Аквинского и его школы и, несмотря ни на что, сохранили влияние в эпоху позднего средневековья. Преемственность прослеживается не только в тринитарном учении и в христологии, но и в теологии благодати, причем значительно большая, чем это осознавал сам Лютер. Он вдруг понял, что в тексте из Послания к римлянам о «правде Божьей» (1:17), сыгравшем решающую роль в его «реформаторском прорыве», речь идет не о неумолимо выносящем приговор божественном правосудии, перед которым не может оправдаться ни один грешник, а о дарующей справедливости. Такая трактовка этого места из Писания была характерна не только для Августина, как полагал Лютер, но, как показали католические исследователи3, в значительной мере для всей средневековой теологии.

___________________________

3 См., например: Denifle Н. Die abendländischen Schriftausleger bis Luther über Justitia Dei (R 1, 17) und Justificatio. Mainz, 1905.

220

 

 

4. Оккамизм? Следует признать: в своем учении об искуплении Лютер наиболее резко реагирует на пелагианство позднефранцисканской оккамистской школы, присущее не только самому Оккаму, но и его великому последователю Габриелю Билю, а также ученику последнего Бартоломео Арнольди из Узингена, у которого учился сам Лютер. Тем не менее есть путь, ведущий от Оккама и Биля к лютеровскому учению об искуплении. Томизм делает большую ошибку, заклеймив богословскую мысль позднего средневековья вообще и оккамизм (номинализм) в частности как разрушителей средневековой теологии. Однако столь же сильно заблуждаются протестантские исследователи Реформации, рассматривая теологию позднего средневековья лишь как мрачный фон, на котором особенно ярко сияет свет лютеровского учения об искуплении. Лютера нельзя рассматривать лишь с точки зрения его зависимости от Павла и Августина, как это принято в протестантском мире. Столь же необходимо прослеживать позитивную связь его взглядов с Оккамом и Билем: это относится, например, к определенным аспектам лютеровского понимания Бога (к идее абсолютного суверенитета Бога), его трактовке благодати как милостивого дара, его представления о человеке, которое базируется на постулате свободного божественного выбора, не имеющего ни малейшего, основания в самом человеке.

Что следует из этой связи с традицией, идущей по четырем линиям? То, что для католиков невозможно целиком и полностью осуждать Лютера! Средневековая католическая традиция и великая теологическая доктрина Лютера имеют слишком много общего. Конечно, при этом нельзя упускать из виду специфически лютеровское! В чем оно заключается? Мы выясним это, обратившись к знаменитому спору об отпущении грехов.

221

 

 

4. ИСКРА РЕФОРМАЦИИ

Сам по себе спор об отпущении грехов нельзя считать ни внутренней причиной, ни внешним, случайным поводом Реформации; скорее, он выступил в качестве катализатора, инициирующего фактора, который привел ее в движение. Должен ли, может ли, имеет ли право папа отпускать грехи? То есть гарантировать всем живущим и даже умершим (пребывающим в чистилище) частичное или полное искупление земных прегрешений, которое может потребовать от них Бог в качестве условия для вступления в жизнь вечную? В те времена это был не просто абстрактно-теологический, но и важнейший политический вопрос. Лютер поднял его в связи с беспрецедентной кампанией по отпущению грехов, которая по распоряжению папы Льва X проводилась в Германии с использованием всех пропагандистских средств. Целью кампании было обеспечить возведение в Риме базилики Святого Петра4. Главным комиссаром по продаже этих так называемых «отпуще-

______________________

4 Римская курия оценила денежные поступления в немыслимую сумму — 50 000 золотых дукатов. Половину всех денег богатейший банкирский дом Фуггеров должен был передать Риму, другую половину — маркграфу Альбрехту Бранденбургскому. Последний в 23 года стал архиепископом Магдебурга (а также Хальберштадта), а затем и архиепископом Майнца. Деньги ему передавались для того, чтобы он мог уплатить долг Фуггерам, которые помогли ему купить у Рима разрешение отступить от правил вступления на архиепископский престол и проигнорировать установленный возрастной ценз и запрет совмещения должностей.

222

 

 

ний Святого Петра»* был архиепископ Майнцский Альбрехт Брандербургский.

Покаяние — что вообще означает покаяние? Ответ Лютера носит теологически радикальный характер. Для христианина покаяние не ограничивается лишь соответствующим таинством, оно должно пронизывать всю его жизнь! И самое важное: прощение вины — дело одного лишь Господа; папа в лучшем случае может своим дополнительным заявлением подтвердить, что какое-то прегрешение уже прощено Богом. Власть папы распространяется лишь на посюстороннюю жизнь и заканчивается в момент смерти. Возможность купить спасение души, приобретя дорогостоящие «бланки отпущения» ради осуществления мечты папы о роскошном соборе, — какое извращение великой идеи о свободной милости Бога к грешникам!

Но одновременно эта атака Лютера означала, что он одним ударом не только лишил все предприятие по отпущению грехов теологической легитимности, но и серьезно поколебал авторитет тех, кто в корыстных целях затеял эту торговлю, — папы и епископов. Лютер четко формулирует свою позицию в 95 тезисах. Затем посылает их текст высшему сановнику епархии архиепископу Майнцскому Альбрехту и одновременно знакомит с ним академические круги. То, что именно 31 октября (или 1 ноября) он собственноручно прибил эти тезисы к воротам виттенбергской церкви, скорее всего, лишь легенда, восходящая к высказыванию Меланхтона. Меланхтон, самый способный и верный ученик Лю-

_______________________

* Еще в 1508 году папа Юлий II издал буллу, обещавшую полное отпущение грехов за пожертвования на постройку собора Святого Петра. — Прим. пер.

223

 

 

тера, в то время еще учился в университете в Тюбингене. Он сделал это заявление лишь после смерти Лютера5.

Но как к этому ни относиться, в любом случае можно сказать, что Лютер сначала вовсе не «дерзостно стремился к разрыву с церковью», а на самом деле «стал реформатором случайно», как пишет католический историк церкви Эрвин Изерло. Он справедливо замечает: «В любом случае, тем большая ответственность лежит на облеченных правами епископах того времени»6. Так же верно и то, что тезисы Лютера быстро распространились повсеместно и во многом благодаря ему самому. Он комментировал их в латинских «резолюциях»7 и популяризировал их основные идеи в «Разговоре об отпущениях и милости»8, все более осознанно обращаясь непосредственно к народу на родном языке. В Германии и раньше бытовала глубокая неприязнь к практике продажи индульгенций и фискальной политике курии, теперь вылившаяся в бурю негодования.

________________________

5 Cp.: Volz Н. Martin Luther und dessen Vorgeschichte. Weimar, 1959; Iserloh E. Luthers Thesenanschlag. Tatsache oder Legende? // Trierer Theologische Zeitschrift. H. 70.1969. S. 303-312; Iserloh E. Luther zwischen Reform und Reformation. Der Thesenanschlag fand nichtstatt. Munster, 1968; Iserloh E. Martin Luther und der Aufbruch der Reformation (1515-1525) // Iserloh E., Glazik J., Jedin H. Reformation, Katholische Reform und Gegenreformation. Freiburg, 1967. S. £-114 (bes. S. 49 f.).

6 Таково мнение католического историка Реформации, см.: Iserloh Е. Geschichte und Theologie der Reformation in Grundrib. Paderborn, 1980. S. 33.

7 Luther M. Resolutiones disputationum de indulgentiarum virtute (1518) // D. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bd. I. Weimar, 1883. S. 522-628.

8 Luther M. Ein Sermon von Ablab und Gnade (1517) // D. Martin Luthers Werke. Bd. I. S. 239-246.

224

 

 

Вскоре последовала реакция. В Риме был открыт процесс по обвинению в ереси, выдвинутому против Мартина Лютера архиепископом Майнцским и орденом доминиканцев*. Осенью 1518 года Лютер был вызван на Аугсбургский сейм, где его на протяжении трех дней допрашивал папский легат кардинал Каетан, ведущий томист своего времени, который незадолго до этого завершил работу над первым в истории комментарием ко всей «Сумме теологии» Фомы Аквинского. Конечно, допрос не привел к соглашению сторон, и Каетан в итоге поставил упрямого монаха-августинца перед выбором: или отречение от своих взглядов, или арест и костер! Курфюрст Фридрих Саксонский просил передать Лютера ему, но тот тайно покинул Аугсбург.

Этот допрос в Аугсбурге был неожиданной встречей двух совершенно различных путей, двух разных «миров», двух различных мыслительных и языковых образцов, короче говоря, двух различных парадигм, которые олицетворяли собой реформатор Лютер, с одной стороны, и томист, папский легат Каетан, с другой. И результат этой встречи был соответствующим — абсолютность конфронтации, бесперспективность дебатов, недостижимость взаимопонимания. Реформаторскому призыву Лютера не желающие перемен церковные авторитеты, по сути, вынуждены было противопоставить только одно: требование капитулировать и подчинить-

_________________________

* Основным обвинителем от доминиканцев выступил папский цензор и инквизитор Сильвестр Приерий, ставший единственным ученым теологом в комиссии, назначенной для разбора дела Лютера. Заседание комиссии должно было проходить в Риме, однако благодаря заступничеству курфюрста саксонского Фридриха Мудрого (об этом ходатайствовал и Виттенбергский университет) удалось добиться перенесения слушания Дела Лютера в Германию. — Прим. пер.

225

 

 

ся учительскому авторитету папы и епископата. Вскоре вся нация вместе с Лютером оказалась перед до сих пор неслыханной альтернативой: ревокация и «возврат» к старому (к средневековой парадигме) или конверсия, «обращение» к новому (к реформаторско-евангелической парадигме). Возникла беспрецедентная поляризация, вскоре разделившая всю церковь на друзей и врагов Лютера. Для одних «Реформация» означала великую надежду на обновление церкви, для других — великое отпадение от папы и церкви.

Лютер, который ссылался на Евангелие, разум и свою совесть и потому не желал и не мог отречься, бежал из Аугсбурга и апеллировал к Вселенскому собору, прося защиты от папы. Но вместо того чтобы вникнуть в смысл реформаторских идей Лютера, церковные авторитеты попытались решить проблему теологически, дабы окончательно погасить пламя раздора. Летом 1519 года состоялся Лейпцигский диспут, длившийся более грех недель. Главным противником Лютера от католической церкви на этот раз выступил Иоганн Экк, который прибег к весьма искусной тактике. Вместо того чтобы обратиться к лютеровской критике церкви, он свел проблему к вопросу о примате и непогрешимости папы. Лютер действительно не желал более признавать примат папы священным и необходимым божественным установлением, считая его всего лишь положением человеческого права. Это была ловушка, и она захлопнулась, когда встал вопрос о непогрешимости соборов, в первую очередь Констанцского собора, осудившего Яна Гуса и приговорившего его к сожжению*. Лютеру ничего не оставалось, как признать, что и собор может ошибаться, и в случае с Гусом Констанцский собор ошибочно осудил ряд тезисов, которые вполне соответствуют Евангелию. Тем самым Лютер порывал с римской системой. Рим, не утруждая себя необходимостью разо-

_________________________

* Это решение было принято в 1414 году. — Прим. пер.

226

 

 

браться в его требованиях реформы, теперь окончательно заклеймил Лютера как еретика и публично провозгласил его скрытым гуситом. Со своей стороны, Лютер, который первоначально не отрицал, а лишь релятиви- зировал авторитет папы, епископата и соборов, доказывая их историческую относительность, полностью уверился в том, что его противники не способны и не заинтересованы в том, чтобы даже только помыслить о реформе церкви в духе Писания.

Процесс по обвинению Лютера в ереси шел к фатальному исходу. Сначала римская курия необычно долго откладывала решение в ожидании выборов нового императора* (в это время саксонский курфюрст имел решающий голос), и только 15 июня 1520 года, спустя год после Лейпцигского диспута, взгляды Лютера были осуждены специальной папской буллой «Exsurge Domine»9. Это послание папы объявляет «еретическими» сорок одно утверждение Лютера, выбранное совершенно произвольно и без осмысления. Но этим дело не ограничивается. В послании содержится угроза отлучения Лютера от церкви и сожжения всех его трудов в том случае, если он в течение шестидесяти дней не одумается и не отречется от своих взглядов. Лютер не дождался теологической аргументации по существу дела. Вместо этого он получил возможность испытать на себе всю силу папской власти (комиссия, образованная для рас-

_______________________

* Германский император Максилиан внезапно скончался 12 января 1519 года, и вызванное этим междуцарствие (до вступления на престол его внука Карла V) обусловило первенствующую роль в Германии Фридриха Саксонского, симпатизировавшего Лютеру. — Прим. пер.

9 См.: Enchiridion symbolorum definitionum et declarationum de rebus fidei et morum (1854) / Hrsg. von H. Denzinger. Freiburg, 1960. bk 741-781. (Название буллы «Exsurge Domine» переводится как «Восстань, Господь». — Прим. пер.)

228

 

 

смотрения его дела, почти без исключения состояла из одних лишь канонистов!). Лютер ответил новой апелляцией к Вселенскому собору, поданной 17 ноября10 (незадолго до этого то же самое, причем вопреки запрету папы на подачу апелляций, сделала Сорбонна). Все более склоняясь к тому, чтобы считать папу антихристом, поскольку тот претендовал на единственно возможное толкование Писания и отказывался от любых реформ, Лютер опубликовал направленный против первосвященника труд под заглавием «Adversus execrabilem Antichristi bullam», или «Против достойной проклятия буллы антихриста»11.

Кризисная ситуация достигла высшей степени драматизма. Когда Лютеру попал в руки печатный экземпляр буллы и он узнал о сожжении своих сочинений в Лувене и Кёльне по распоряжению нунция Алеандра, его ответом стало сенсационное действие. 10 декабря 1520 года в присутствии коллег по университету и студентов Лютер предал огню не только папскую буллу, но и книги по папистскому церковному праву (декреталии). Это было ярким символом отказа от признания римской юрисдикции и построенной на ней правовой системы, поскольку они осудили защищаемое им евангелическое учение. Для всей нации это стало предвес-

_____________________

10 См.: Luther М. Apellatio D. Martini Lutheri ad Concilium a Leone X. denuo repetita et innovata (1520) // D. Martin Luthers Werke. Bd. VII. S. 74-82 [Luther M. D. Martin Luthers Appellation oder Berufung an ein christlich frei Concilium von dem Papst Leo und seinem unrechten Frevel verneuert und repetiert. (1520) // D. Martin Luthers Werke. Bd. VII. S. 83-901.

11 Luther M. Adversus execrabilem Antichristi bullam (1520) // D. Martin Luthers Werke. Bd. VI. S. 595-612 [Luther M. Wider die Bulle des Endchrists (1520) // D. Martin Luthers Werke. Bd. VI. S. 613-629].

228

 

 

тием бури. Рим незамедлительно, всего лишь через три недели, в начале января 1521 года, прислал буллу с отлучением Лютера от церкви («Decet Romanum Pontificem»). Хотя первоначально в Германии ее едва заметили, булла явилась символом того, что в «деле Лютера» жребий был брошен. И в этом ничего не смог изменить даже Вормсский сейм, состоявшийся в том же 1521 году, на который Лютера пригласил юный император Карл по настоянию дальновидного курфюрста Фридриха Мудрого.

5. РЕФОРМАТОРСКАЯ ПРОГРАММА

1520 год — начало «реформаторского прорыва» в церковно-политической сфере — для Мартина Лютера стал также годом «теологического прорыва». В этот год появились важнейшие труды реформатора, носившие программный характер. И если Лютер менее всего был целеустремленным строителем теологической системы, то более всего он был человеком, владеющим искусством теологических атак — адекватных ситуации, точно нацеленных и развернутых в полную силу.

Первый труд этого года обращается к христианским общинам. Он носит не столько программный, сколько назидательный характер и написан на немецком языке. Речь идет об объемной проповеди «О добрых делах» (начало 1520 года)12. В теологическом плане это — фундаментальный труд, поскольку в нем Лютер рассматривает «свой» главный вопрос, являющийся вопросом о христианском бытии вообще: вопрос о соотношении веры и «добрых дел», о глубинных мотивах

_______________________

12 Luther M. Von den guten Werken (1520) // D. Martin Luthers Werke. Bd. VI. S. 196-276.

229

 

 

веры и о том, каковы их практические последствия. Из десяти заповедей с очевидностью следует, что основой христианской экзистенции служит вера, почитающая лишь Бога. Только верой могут и должны порождаться затем «добрые дела».

Второй труд, обращенный к императору, князьям и прочим дворянам, говорит о «gravamina», «тяготах» немецкой нации. Это — написанный народным языком страстный призыв к реформе церкви «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (июнь 1520)13. Здесь Лютер ведет самую яростную из доселе существовавших атаку на систему папства. Эта система ставит заслон на пути церковной реформы, разбивающейся о три претензии Рима (о «романские стены»): курия заявляет, что, во-первых, духовная власть выше светской; во-вторых, папа является единственным, кто может правильно толковать Писание; в-третьих, только папа может созывать собор. Одновременно в двадцати восьми пунктах Лютер развивает довольно обширную, детально проработанную программу реформы. Первые двенадцать требований касаются преобразования папства: отказ от претензий на господство в церковной и светской жизни, независимость империи и самостоятельность немецкой церкви, прекращение всех видов куриального угнетения. Далее речь идет о реформе церковной и светской жизни вообще. Лютер говорит о монастырской жизни, целибате священников, отпущениях, панихидах, праздниках в честь святых, паломничествах, нищенствующих орденах, университетах, школах, заботе о бедных

_____________________

18 Luther М. An den christlichen Adel deutacher Nation von des christlichen Standee Besserung (1520) // D. Martin Luthers Werke. Bd. VI. S. 381-469. (В русском переводе см.: Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния. Харьков, 1912. — Прим. пер.)

230

 

 

и отказе от роскоши. Уже в этом труде появляются программные высказывания о всеобщем священстве и церковной службе, в основе которой, по Лютеру, лежит уполномоченное общиной публичное призвание к осуществлению всеобщей священнической власти.

Третий труд, «О вавилонском пленении церкви»14, появившийся в конце лета 1520 года, предназначался ученым и теологам и потому был написан на латыни и имел научный характер. Это чуть ли не единственное сочинение по систематической теологии, в котором мы видим Лютера-экзегета, посвящено проблеме таинств. Оно носило в высшей степени взрывоопасный характер, поскольку речь в нем шла, по сути дела, о фундаменте всей системы римского церковного права. Согласно Лютеру, таинства основываются на обетовании и свидетельстве самого Иисуса Христа. Если же при этом еще и учитывать традиционный критерий « установления самим Иисусом Христом», то останутся только два таинства, крещение и причащение, в лучшем случае три, если причислить к ним покаяние. Остальные же четыре (миропомазание, священство, брак, елеосвящение) являются благочестивыми, но все же не установленными лично Христом церковными обрядами. Лютер выдвигает множество практических предложений по проведению реформы в вопросах таинств и обрядов — от причащения вином для мирян до права на повторный брак невиновных в разводе.

— Осенью был опубликован четвертый труд, «О свободе христианина»15, развивающий идеи перво-

_________________________

14 Luther M. De captivitate Babylonica ecclesiae praeludium (1520) // D. Martin Luthers Werke. Bd. VI. S. 484-573.

15 Luther Μ. M. Lutheri tractatus de libertate Christiana (1520) // D. Martin Luthers Werke. Bd. VII. S. 49-73 [Luther M. Von der Freiheit eines Christenmenschen (1520)// D. Martin Luthers Werke. Bd. VII. S. 12-38].

231

 

 

го труда и обобщающий лютеровское понимание искупления. Следуя тексту Первого послания к коринфянам (1 Кор. 9: 19)*, Лютер формулирует суть своего учения в двух тезисах: «христианин есть свободный господин над всеми вещами и не подчинен никому» (это справедливо для веры, для «внутреннего» человека) и «христианин есть готовый к служению раб всех вещей и подчинен каждому» (это справедливо для «добрых дел», для «внешнего» человека)16. Именно вера превращает человека в свободную личность, способную служить своими делами другим людям.

В этих четырех трудах перед нами предстает та почва, на которой выросла Реформация. И теперь уже можно ответить на многие вопросы: о чем, собственно, говорит Мартин Лютер, что движет им во всех его писаниях, что послужило внутренним мотивом его протеста, его теологии и его политики.

6. ГЛАВНЫЙ ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ МОТИВ РЕФОРМАЦИИ

Лютер оказал невероятно сильное воздействие на политику, послужив причиной большого взрыва. Однако он, по сути своей, был и оставался человеком веры, теологом, движимым экзистенциальной потребностью бороться за милость Божью перед лицом греховной испорченности человека. Мы были бы обречены на абсолютно поверхностное понимание Лютера, если бы полагали, что в его случае речь идет лишь о борьбе про-

_____________________

* Имеется в виду следующий стих: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя...» — Прим. пер.

16 См.: Luther М. Von der Freiheit eines Christenmenschen. S. 21.

232

 

 

тив неописуемых церковных злоупотреблений, особенно против продажи индульгенций, и о стремлении к освобождению от папства. Нет, и личный реформаторский порыв Лютера, и его неимоверное детонирующее воздействие на историю имели истоком одно требование: возврат церкви к Евангелию Иисуса Христа, к той благой вести, которую Лютер столь живо воспринял в текстах Священного Писания и особенно апостола Павла. Конкретно это означает следующие (здесь-то и проявляются со всей отчетливостью существенные отличия от средневековой парадигмы):

— В противовес всем наслоившимся на протяжении столетий традициям, законам и авторитетам Лютер утверждает примат Писания, выдвигая принцип «одно лишь Писание» («sola scriptura»).

— В противовес всем тысячам святых и многим тысячам официальных посредников между Богом и человеком Лютер утверждает примат Христа, выдвигая принцип «один лишь Христос» («solus Christus»).

— В противовес всем предписанным церковью благочестивым религиозным подвигам и стараниям человека («добрым делам» ) с целью добиться спасения души Лютер утверждает примат милости и веры, выдвигая принципы «одной лишь благодатью» («sola gratia») — благодатью милостивого Бога, явившего ее в распятии и воскрешении Иисуса Христа, и «одной лишь верой» («sola fide») — не обставленной никакими условиями верой человека в этого Бога и безусловного доверия к нему.

В то же время справедливо и следующее суждение: Лютер изначально настолько глубоко познал муки монаха, вызванные конфликтом со своей совестью, настолько одержимо стремился к обращению отдельного человека, что его теология искупления выходит далеко за пределы задачи достижения личностью душев-

233

 

 

ного мира. Теология искупления, скорее, служит фундаментом общественного воззвания к церкви, требующего проведения реформы в духе Евангелия, реформы, нацеленной не столько на новую формулировку учения, сколько на обновление всех сфер церковной жизни. Ибо налицо была религиозная церковная «фабрика», вклинившаяся между Богом и человеком, и налицо был папа, своею властью фактически поставивший себя на место Христа. В этих условиях радикальная критика папства была неизбежной. Но речь шла не о папе как личности, а о выпестованных и законодательно закрепленных Римом институциональных структурах и практике, явно противоречащих Евангелию.

Римская церковь, со своей стороны, полагала, что может быстро справиться с молодым впавшим в ересь монахом с дальних северных земель, либо вынудив его отречься от своих взглядов, либо отправив его с помощью государства на костер, подобно Гусу, Савонароле и сотням других «еретиков» и «ведьм». И поэтому, учитывая исторический контекст, нельзя сомневаться в том, что Рим несет главную долю ответственности за то, что диспут о правильном пути к спасению и практическом осмыслении Евангелия быстро перерос в принципиальный спор об авторитете в церкви и непогрешимости папы и соборов. Ведь в Риме — как, впрочем, и в среде немецкого епископата — в то время совершенно очевидно не хотели и не могли услышать этот призыв к покаянию и обращению, к осознанию ситуации и реформе. Да и что в то время вынудило бы изменить ситуацию?! Для Рима, совершенно потрясенного этой «новой» вестью (и, кстати, занятого политическими раздорами в Италии, Турции и в самом папском государстве), слишком многое было поставлено на карту: и даже не столько потребность курии в огромных денежных средствах для возведения собора Святого Петра, удовлет-

234

 

 

ворению которой должны были служить все эти поборы и продажи индульгенций, сколько прежде всего принцип «в конце концов, Рим всегда прав» и вместе с ним вся средневековая римско-католическая парадигма.

Так думал и воспитанный в строго католическом духе испанский Габсбург — император Карл V, едва достигший двадцати одного года. Именно он восседал перед Лютером в судейском кресле во время знаменательного собрания 18 апреля 1521 года на сейме в Вормсе — первом сейме, проводившемся на немецкой земле в его правление. Это было собрание, на котором Лютер как профессор теологии явил неподражаемое богословское мужество перед императором и высшими сановниками империи: несмотря на огромное давление, он, апеллируя к Писанию, разуму и собственной совести, не отступил ни от своих убеждений, ни от своего взгляда на веру17.

Что же именно поставил на кон Лютер, недвусмысленно дал понять Карл V. На следующий день император велел объявить на немецком языке о своей личной безусловной приверженности традициям католической церкви. Одновременно последовало заявление о том, что при всем уважении к охранной грамоте, выданной ответчику, император все же безотлагательно примет меры против Лютера как закоренелого язычника. 26 мая в Вормсском эдикте* Карл V огласил имперский при-

_________________________

17 См.: Verhandlungen mit D. Martin Luther auf dem Reichstage zu Worms (1521) // D. Martin Luthers Werke. Bd. VII. S. 814-887. Знаменитую фразу «На том стою и не могу иначе» нельзя считать аутентичной.

* Декрет об опале Лютера, известный под названием «Вормсский эдикт», был написан папским нунцием. Карл представил его сейму 25 мая, когда не только Лютера, но и разделяющих его позиции князей (в том числе Фридриха Мудрого) и расположенных к реформатору сановников

235

 

 

говор Лютеру и его сторонникам. Все сочинения Лютера подлежали сожжению. Для всех значительных религиозных публикаций в Германии вводилась обязательная епископская цензура.

Поскольку самому Лютеру угрожала большая опасность*, курфюрст Фридрих Мудрый помог ему спрятаться в Вартбурге. Лютер жил там под именем «юнкера Йорга»**, и за десять месяцев наряду с другими трудами закончил свой (сделанный на основе греко-латинского издания Эразма***) перевод Нового Заве-

___________________________

уже не было в Вормсе. Эдикт был помечен задним числом (8 мая) с очевидной целью убедить народ в единодушном осуждении Лютера всеми светскими и духовными государями. — Прим. пер.

* Вормсским эдиктом всему немецкому населению предписывалось «не давать вышеуказанному Лютеру ни постоя, ни приюта, ни пищи, ни питья, ни лекарства», а также требовалось, чтобы «сочинений Мартина Лютера никто не продавал, не покупал, не читал, не держал в доме, не переписывал, не печатал и не давал печатать другим» (цит. по: Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. С. 102). Благодаря этому эдикту папская булла об отлучении Лютера, которую до сих пор игнорировали, приобрела государственную поддержку и получила реальную силу. Теперь каждый верный подданный императора и добрый католик, встретив Лютера, был обязан схватить его и передать в руки властей. Опала распространялась также на последователей, друзей и покровителей еретика. — Прим. пер.

** По другим источникам, Лютер прятался под именем «юнкера Георга». — Прим. пер.

*** В начале XVI века существовало четырнадцать верхненемецких, четыре нижненемецких и четыре нидерландских относительно полных изданий Священного Писания

236

 

 

та — выдающийся образец превосходного немецкого языка. Итак, Библия должна была стать основой как евангелического благочестия, так и новой жизни христианской общины. И эта реформаторская парадигма Лютера, целиком и полностью построенная на Библии, должна была явить подлинную, великую альтернативу всеобщей констелляции средневекового римско-католического мира.

7. РЕФОРМАТОРСКАЯ ПАРАДИГМА

Возврат к Евангелию на основе протеста против ошибочных тенденций и установлений традиционной церкви и теологии знаменует возникновение новой реформаторской, а точнее, протестантско-евангелической парадигмы церкви и теологии. Лютеровское новое понимание Евангелия и его совершенно новая оценка роли учения об искуплении фактически привели к появлению новой ориентации всей теологии и образованию новой структуры церкви: это была смена парадигм par

________________________

на немецком языке. Лютер для своего перевода воспользовался не этими переводами, представлявшими собой «кальку» с канонизированного латинского перевода (Вульгаты), а греко-латинским изданием Нового Завета Эразма Роттердамского, в котором тот сверил текст Вульгаты с греческим вариантом и снабдил его обширными комментариями. Это издание использовалось не только Лютером, в дальнейшем оно легло в основу научной экзегезы и критического анализа текста Священного Писания. При подготовке к изданию своего перевода Библии Лютер использовал также пятиязычное издание псалмов Лефевра, комментарии профессора Сорбонны Николая из Лиры и труды Иоганна Рейхлина. — Прим. пер.

237

 

 

excellence18*. В теологии и церкви тоже иногда происходят парадигмальные процессы перемен — не только на микро- и мезоуровне, ограниченных отдельными вопросами или трактатами, но и на макроуровне. Подобно тому как это было при переходе от геоцентризма к гелиоцентризму, при замене средневековой теологии на реформаторскую также можно увидеть, что:

— прежде бесспорные и вызывающие доверие понятия изменились (например, искупление, благодать, вера, закон и Евангелие) или же были отброшены как бесполезные (аристотелевские термины — субстанция и акциденция, материя и форма, акт и потенция);

— нормы и критерии, определяющие позволительность постановки и пути решения конкретных проблем (Священное Писание, соборы, декреты папы, разум, совесть), сместились;

— все теории и методы схоластики (как, например, гилеморфистское учение о таинствах или спекулятивно-дедуктивный подход) оказались поколеблены.

В то время для очень многих клириков и мирян решающим фактором привлекательности новой парадигмы не в последнюю очередь оказались ее язык и стиль. Многие с самого начала были решительно очарованы внутренней согласованностью, исходной ясностью и душепопечительной действенностью ответов Лютера, новой простотой и творческой силой слова лютеровской теологии. К тому же существенными факто-

_________________________

18 Cp.: Pfürtner S. Die Paradigmen von Thomas von Aquin und Martin Luther. Bedeutet Luthers Rechtfertigungsbotschaft einen Paradigmenwechsel? //Theologie — wohin? Auf dem Weg zu einem neuen Paradigma/ Hrsg. von H. Küng, D. Tracy. Gütersloh, 1884. S. 168-192.

* Par excellence (франц.) — букв. «превосходный», «по преимуществу», здесь — «в чистом виде». — Прим. пер.

238

 

 

рами, способствовавшими быстрой популяризации и распространению альтернативной констелляции, оказались книгопечатание, поток проповедей и листовок, а также церковные песнопения на немецком языке*.

Так, изменилась и принятая ранее в теологии и церкви модель истолкования со всем комплексом различных понятий, методов, проблемных полей и способов решения. Подобно астрономам после Коперника и Галилея, теологи после Лютера также обрели совершенно иное видение: видение в контексте иной макромодели. Это означает, что теперь стали воспринимать нечто такое, чего раньше не видели, и по возможности стали игнорировать кое-что из того, что ранее учитывали. Новое, предложенное Мартином Лютером понимание слова и веры, справедливости Бога и искупления грехов человека, посредничества Иисуса Христа и всеобщего священства вылилось в новую, потрясшую все основы общетеологическую библейско-христоцентричную концепцию. Отталкиваясь от вновь открытой им вести Павла об искуплении грехов, Лютер вывел:

— новое понимание Бога: теперь это был не абстрактный Бог «в себе», а совершенно конкретный милостивый Бог «для нас»;

— новое понимание человека: человек, обладающий верой, рассматривался теперь как «одновременно праведный и грешный»;

— новое понимание церкви: церковь теперь понималась не как бюрократический аппарат власти и фи-

_________________________

* В 1527 году Лютер написал хорал по Псалму 46 «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь — наш надежный оплот», в русском синодальном переводе это Псалом 45 «Бог нам прибежище и сила»), который стал боевым гимном Реформации. — Прим. пер.

239

 

 

нансовый институт, а вновь как община верующих, основанная на священстве всех верующих;

— новое понимание таинств: они теперь выступали не в качестве квазимеханически воздействующих ритуалов, а как обетования Христа и знак веры.

Западное христианство оказалось в безвыходной ситуации. Для всех, придерживающихся римско-католических традиций, Реформация означала отпадение от истинной формы христианства, а для евангелически настроенных, напротив, восстановление его первоначальной формы. Последние с радостью отринули средневековую парадигму христианства. Рим был еще в силах подвергнуть отлучению реформатора Лютера, но он уже более не мог остановить быстро распространяющееся и возбуждающее всю Европу реформаторское движение, проходившее под лозунгами радикального преобразования церковной жизни в соответствии с Евангелием. Вскоре новая, реформаторская констелляция теологии и церкви прочно утвердилась. С1525 года Реформация победила во многих немецких землях, а после неудачной попытки примирения на Аугсбургском сейме 1530 года («Confessio Augustana»*) был образо-

________________________

* «Confessio Augustana» (лат.) — «Аугсбургское исповедание веры», изложение вероучительных принципов сторонников Реформации, составленное Филиппом Мелапхтоном и представленное ими императору Карлу V на Аугсбургском сейме. Попытки достичь компромисса не увенчались успехом, несмотря на изначальную готовность протестантов идти на уступки. Причины этой неудачи кроются в жесткости позиции католиков и личном противодействии примирению с ними Лютера, который, хотя сам и не мог присутствовать на Аугсбургском сейме из-за опалы, тем не менее всеми силами старался повлиять на ход переговоров и на позицию своей партии. — Прим. пер.

240

 

 

ван Шмалькальденский союз немецких протестантских князей*, связавший воедино лютеровскую Реформацию и политическую власть.

Таким образом, стало ясно: к великому церковному расколу между Востоком и Западом на самом Западе добавился ничуть не менее значимый («grosso modo») раскол между Севером и Югом. Это было важнейшее событие всемирно-исторического значения, имевшее самые серьезные последствия для государства и общества, для экономики, науки и культуры, причем последствия весьма неоднозначные, сказавшиеся повсюду — вплоть до Северной и Южной Америки, на которых здесь не место останавливаться подробно.

Прошло очень много времени, почти четыреста пятьдесят лет, пока католики и протестанты смогли покинуть свои прежние боевые позиции и двинуться навстречу друг другу. Сегодня актуальны вопросы: Разве церквам наших дней все еще не удалось достичь согласия по старым спорным вопросам, выдвинутым Лютером? Как вообще они могут, наконец, объединиться? Каким мерилом должны они мерить свое единство?

__________________________

* Император Карл V, решивший урегулировать ситуацию в Германии, в 1529 году стал настаивать на выполнении «Вормсского эдикта». Большинство имперских сановников и князей решили подчиниться его требованию. Меньшинство, состоявшее из пяти князей и четырнадцати имперских городов, составили протест против их решения, заявив, что в делах веры недопустимо принятие решений по результатам голосования, оно возможно лишь по внушению совести. Их и стали называть «протестантами». В начале 1531 года в ответ на угрозы Карла принудить их к повиновению силой протестантские князья заключили в Шмалькальдене союз с целью взаимной обороны на случай нападения имперских войск. — Прим. пер.

241

 

 

8. КРИТЕРИЙ ТЕОЛОГИИ

Мы уже видели, что средневековое понимание искупления нельзя считать просто неевангелическим, а лютеровское — просто некатолическим. Оба подхода нуждаются в дифференцированной оценке, учитывающей все нюансы. И эта учитывающая нюансы дифференцированная оценка не приведет к их гармонизации, а укажет разрывы в их преемственности, то есть существенно новое, привнесенное лютеровским подходом.

Ответственное теологическое рассмотрение проблемы, которое должно быть осуществлено в первую очередь не историком церкви, а специалистом по систематической теологии, не может ограничиться только «католическим» Лютером — как если бы он еще оставался или уже стал приверженцем католических взглядов19. Оно должно коснуться и Лютера-реформатора, который вместе с Павлом и Августином выступал против схоластики в целом и аристотелизма в особенности. Как раз собственно реформаторское учение Лютера заслуживает не только осмысления его историко-церковных, историко-теологических и личностных предпосылок, но и того, чтобы быть серьезно воспринятым чисто теологически.

А каковы критерии? Этот основополагающий вопрос католические историки церкви, к сожалению, редко ставят сознательно. Они также зачастую не высказывают суждений, содержащих оценки теологии Лютера с исторической или догматической точки зрения. В качестве критерия оценки они чаще всего принима-

_______________________

19 Это уже давно высказал О. Г. Пеш, критикуя школу Й. Лортца (а также подход Г. Йедина), см.: Pesch О. H. Zwanzig Jahre katholische Lutherforschung// Lutherische Rundschau. 1966. № 16. S. 392-406.

242

 

 

ют решения Триентского собора, игнорируя фундаментальные теологические недостатки последнего (как специалист по истории соборов Губерт Йедин), или теологические положения высокой схоластики, не анализируя, насколько они сами являются католичными (как католический историк Реформации Йозеф Лортц), или подходы греческой и латинской патристики, явно не замечая дистанции, существующей между ней и Писанием (как французские теологи).

В связи с этим следует сказать: тот, кто не желает откладывать в долгий ящик теологическую оценку, не может избежать тщательного экзегетического анализа теологии Лютера и особенно его понимания искупления. Лютеровское учение об искуплении, его понимание таинств, вся его теология и ее детонирующее всемирно-историческое воздействие, как нам кажется, основаны на одном — на возврате церкви и ее теологии к благой вести Иисуса Христа в том виде, как она первоначально была засвидетельствована в Священном Писании. Можно ли вообще обоснованно судить о Лютере, если уклоняться — будь то по причине поверхностности подходов, из соображений удобства или по неспособности — от борьбы именно на этой арене, где в конце концов будет приниматься основное решение о расколе и объединении церквей?

Нет, неосхоластическая школьная теология, Триент, высокая схоластика, патристика — все они могут выступать лишь в качестве вторичных критериев по отношению к первичному, основополагающему и постоянно сохраняющему обязательную силу критерию. Этим первичным критерием служит Писание, изначальная христианская весть, на которую ссылаются как греческие и латинские отцы церкви, так и средневековые теологи, как авторитеты Триента, так и представители

243

 

 

неосхоластической теологии, и перед которой, конечно, должен держать ответ и сам Лютер. Это означает: решающее значение имеет не то, присутствовало ли уже в какой-либо форме то или иное высказывание Лютера у одного из пап, у Фомы Аквинского, у Бернара Клервоского или у Августина, а то, опирается ли это высказывание на первоначальную христианскую весть, которая представляет собой непреходящую ценность для всех церковных традиций последующего времени, в том числе и для соборов.

9. В ЧЕМ СЛЕДУЕТ ПРИЗНАТЬ ПРАВОТУ ЛЮТЕРА

Опирается ли Лютер на Новый Завет, выдвигая свой главный принцип? Я осмелюсь дать ответ, подтверждаемый моими прежними работами, посвященными учению об искуплении20: в своих основополагающих высказываниях о событии искупления, в принципах «одной лишь благодатью», «одной лишь верой», «одновременно праведного и грешного человека» Лютер опирается на Новый Завет, особенно на Павла, самым существенным образом повлиявшего на лютеровское учение об искуплении. Я поясню это очень кратко, обратившись лишь к основным понятиям:

__________________________

20 См.: Küng Н. Rechtvertigung. Die Lehre Karl Barths und eine katholische Bcsinnung. Einsiedeln, 1957 (новое издание этой книги с другим предисловием вышло в 1986 году в Мюнхене); Küng Н. Katholische Besinnung aufs Luthers Rechtfertigungslehre heute// Theologie im Wandel. Festschrift zum 150-järigen Bestehen der Katholisch-Theologischen Fakultät an der Univcreität Tübingen 1817-1967. München, 1967. S. 449-468.

244

 

 

— Согласно Новому Завету, «искупление» действительно есть не психологически понимаемый процесс, разыгрывающийся в человеческом субъекте и имеющий сверхъестественное происхождение, а приговор Бога, в котором Бог не засчитывает безбожному человеку его вину, а объявляет его праведным во Христе и тем самым действительно делает его оправданным.

— Согласно Новому Завету, «благодать» есть не качество или предрасположенность души, не ряд различных квази-психических сущностей, постепенно вливаемых в субстанцию и способности души, а живая благосклонность и милость Бога, Его личное отношение, действенно влияющее на человека и преображающее его именно так, как это было явлено в Иисусе Христе.

— Согласно Новому Завету, «вера» есть не интеллектуальное «принятие достоверности» различных истин, а доверительная самоотдача всего человека Богу, который оправдывает его по одной лишь своей милости — не благодаря его нравственным достижениям, а лишь на основе его веры. И эту веру он получает возможность проявить в действенной любви к ближнему — как праведный и одновременно все же вновь и вновь («simul») обнаруживающий свою греховность человек, который, постоянно нуждаясь в прощении, лишь находится на пути к совершенству.

Таким образом, католическая теология сегодня может более беспристрастно, чем несколько десятилетий назад принять к сведению результаты анализа Писания, а вместе с тем и учение Лютера. Во-первых, потому что католическая экзегеза добилась ощутимых успехов. Во-вторых, потому что благодаря II Ватиканскому собору всем стала очевидна историческая обусловленность Триентского собора и его формулировок. В-третьих, потому что антиэкуменистская неосхоластическая школьная теология, повсеместно господствовавшая

245

 

 

в период между соборами*, на II Ватиканском соборе ясно продемонстрировала свою неспособность решить новые проблемы современности. В-четвертых, потому что изменившаяся со времен II Ватиканского собора общая атмосфера привела к появлению в вопросах экуменического взаимопонимания таких важнейших возможностей, о которых прежде и помыслить нельзя было. В-пятых, потому что дискуссия, ведущаяся в последние годы вокруг проблемы искупления, хотя и обнаружила значительные различия в интерпретации учения об искуплении евангелистами и католиками, но различия не настолько непреодолимые, чтобы в современную эпоху служить основой раскола церквей. Тот факт, что сегодня учение об искуплении более не выступает в роли фактора, разделяющего церкви, обе стороны подтвердили во многих официальных согласительных документах21.

Все это, конечно же, не означает, что между паулинистским и лютеровским учениями об искуплении не было различий, они имели место хотя бы из-за разных исходных позиций. Сами исследователи-евангелисты установили множество таких различий, например,

______________________

* Имеется в виду время, прошедшее между закрытием I Ватиканского собора и началом работы II Ватиканского собора, то есть с 1870 по 1962 год. — Прим. пер.

21 Впервые подтверждение того, что учение об искуплении теперь не является разделяющим церкви, встречается в согласительном документе Всемирного лютеранского союза и римского Секретариата по содействию объединению христиан от 1972 года «Евангелие и церковь» (так называемом «Мальтийском докладе»), см.: Dokumente wachscnder Übereinstimmung. Sämtliche Berichte und Konsenstexte interkonfessioneller Geshräche auf Weltebene 1932-1982 / Hrsg. von H. Meyer, H. J. Urban, L. Vischer. Paderbom, 1983. S. 248-271 (bes. №26-30).

246

 

 

слишком индивидуалистичную направленность Лютера. Это также не означает, что для некоторых положений лютеровского учения об искуплении не характерны односторонность и преувеличения. Ряд формулировок «solum» («только лишь»), как и идеи, изложенные в трудах типа «De servo arbitrio»* или «О добрых делах», были и остаются ошибочными и нуждаются в дополнениях или изменении. Но основополагающий подход нельзя назвать ошибочным! Этот подход был правильным, и его осуществление — несмотря на ряд недостатков и некоторую односторонность — тоже. Сложности и проблемы возникают в связи с последовавшими за этим выводами, прежде всего касающимися понимания церкви, церковных должностей, таинств, — тех вопросов, которые сегодня уже во многом решены теоретически и ожидают практической реализации этих решений.

Поэтому верно следующее. Насколько отрадным является сегодня признание даже Римом того, что учение об искуплении в абстрактно-теологическом плане уже не может служить причиной разделения церквей, настолько мало это может свидетельствовать о готовности Рима согласиться с выводами Лютера относительно структуры церкви. Современная духовная, но не соответствующая духовности диктатура Рима вновь насмехается над реформаторскими и истинно католическими устремлениями, направленными на отказ от

______________________

* «De servo arbitrioi» — «О рабстве воле» (1525), работа, написанная Лютером в качестве ответа Эразму Роттердамскому, выступившему против него в 1524 году с сочинением «De libero arbitrio» (в русском переводе см.: Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986). — Прим. пер.

247

 

 

принципа «папа выше Писания». Рим все еще не обладает достаточным пониманием того, чего хотел исходивший из Евангелия Лютер.

Но — вот очередной контрапункт! — при всем согласии с великой лютеровской главной истиной, соответствующей Евангелию, разве можно отрицать, что результаты лютеровской Реформация абсолютно неоднозначны и носят двойственный характер?

10. НЕОДНОЗНАЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЮТЕРОВСКОЙ РЕФОРМАЦИИ

Лютеровское движение разворачивалось очень быстро и мощно распространилось не только в Германии, но и за ее пределами — в Ливонии, Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии. Одновременно с событиями в Германии укрепляли свои позиции реформаторские силы в Швейцарии, стремившейся к отделению от империи уже с середины XV века. Эта самобытная, более радикальная форма Реформации, у истоков которой стояли Ульрих Цвингли и несколько позже Жан Кальвин, выработала представление о церкви, которому суждено было сыграть куда более важную роль в истории Старого и Нового Света, чем лютеранству. Сам Лютер тем не менее в двадцатые и тридцатые годы был вынужден прилагать массу усилий, чтобы внутренне укрепить реформаторское движение в Германии.

Германия раскололась на два конфессиональных лагеря. В то же время перед лицом угрозы для империи со стороны турок, в 1526 году разгромивших венгерскую армию в битве при Мохаче и в 1529 году дошедших до Вены, даже Лютер вынужден был решать, что представляет собой большую опасность для христианства — папская власть или исламское господство: и папизм,

249

 

 

и ислам он считал законническими религиями, ориентированными на благочестивые дела. Да и будущее самой реформаторской церкви виделось Лютеру на закате его дней не столь радужным, как в год «великого прорыва». Несмотря на то что Лютер неустанно трудился вплоть до самой смерти, в последние годы жизни, омраченные болезнями, его наряду с апокалиптическим страхом перед концом света все более одолевали мрачность, тоска, маниакальная депрессия и духовные терзания. Этот растущий пессимизм по отношению к миру и человеку имел под собой не только психологические и медицинские, но и фактические основания. Великие разочарования не обошли его стороной.

С одной стороны, первоначальное реформаторское воодушевление вскоре растаяло без следа. Все сферы общинной жизни пришли в упадок. Многие люди, еще не созревшие для «свободы христианина», с крахом римской системы утратили всякую опору в церкви. Даже в самом лютеровском лагере многие задавали себе вопрос, действительно ли благодаря Реформации человеку стало намного лучше. Да и обеднения искусства (за исключением музыки) нельзя было не заметить.

С другой стороны, Реформация натолкнулась на растущее политическое сопротивление. В тридцатые годы, после безрезультатно окончившегося в 1530 году Аугсбургского сейма (когда император отклонил разработанное Меланхтоном примирительное «Аугсбургское исповедание веры»), реформаторскому движению удалось не только достичь консолидации на прежде завоеванных территориях, но и распространить свое влияние на другие области от Вюртемберга до Бранденбурга. Но в сороковые годы императору Карлу V, который под давлением внешнеполитических обстоятельств постоянно возобновлял попытки выступить в качестве посредника во внутриполитических делах, удалось за

249

 

 

вершить войны с Турцией и Францией. И когда лютеране отказались принять участие в Триентском соборе из-за того, что он проводился под руководством папы (в 1545 году Лютер написал сочинение «Против римского папства, учрежденного дьяволом»22), император счел себя, наконец, достаточно сильным, чтобы решиться на военное противостояние с могущественным Шмалькальденским союзом протестантов. В этих первых религиозных войнах 1546-1547 годов (Шмалькальденских войнах) протестантские силы были разбиты, и казалось, что полное восстановление римско-католических порядков (с уступками только относительно браков духовенства и причащения мирян вином) — дело времени. И лишь переход в другой лагерь хитрого Морица Саксонского* спас протестантизм от гибели. Мориц вступил в тайное соглашение с Францией и в 1552 году неожиданно напал на Карла V, вынудив его бежать из своей резиденции в Инсбруке. Это привело

___________________________

22 Luther M. Wider das Papsttum zu Rom, vom Teufel gestiftet (1545) // D. Martin Luthers Werke. Bd. LIV. S. 195-299.

* Мориц, герцог Саксонии, был лютеранином. Поскольку император объявил, что ведет войну против Шмалькальденского союза не по религиозным, а по политическим мотивам, Мориц выступил на его стороне. В 1547 году удар, нанесенный им в тыл шмалькальденцам, привел к их полному разгрому, имперские войска заняли Виттенберг, главные вожди союза оказались в плену, сам союз был распущен. После победы Карл V стал вынуждать немецких лютеран к отречению от их веры, что вызвало взрыв недовольства в стране. Мориц Саксонский круто изменил свою политику и возглавил антигабсбургские силы. Он получил поддержку и финансовую помощь от Франции в обмен на согласие не препятствовать занятию Францией Лотарингии. — Прим. пер.

251

 

 

к прекращению работы Триентского собора. Конфессиональное разделение Германии на территории, где верили «по-старому», и области, признающие «Аугсбургское исповедание веры», в конце концов было закреплено Аугсбургским религиозным миром, заключенным в 1555 году. С тех пор не то чтобы была признана свобода религии, скорее вступил в свои права принцип «cuius regio, eius religion», «чья власть, того и вера». Не принадлежавшие к одной из двух «религий» остались вне рамок соглашения.

Итак, вдобавок ко всему сам протестантский лагерь не смог сохранить единства. Очень скоро протестантизм в Германии оказался расколот на «левое» и «правое» течения Реформации.

11. РАСКОЛ РЕФОРМАЦИИ

Лютер вызвал духов и от некоторых из них смог избавиться только насильственным путем. Это были духи «пророчествования»*, определенно вскормленные молоком средневековья, но лишь с выступлением Лютера повсеместно получившие поддержку. Именем Лютера начали призывать к борьбе за конкретные интересы и отдельные требования, число которых не-

______________________

* «Небесными пророками» (или «небесными мечтателями», «Schwärmeri») Лютер называл радикальных реформаторов. В теологии они были близки к спиритуализму и мистицизму, ставя выше Писания внутреннее откровение, совершающееся в душе осененных Святым Духом лиц. На практике занимали революционно-коммунистические позиции, призывая к немедленному насильственному низвержению католических церковных институтов и установлению «евангельских» порядков. — Прим. пер.

251

 

 

престанно множилось. Вскоре Лютер обнаружил, что ему противостоит еще один, «левый» лагерь. Для дела реформ, за которое ратовал Лютер, «левые» противники (вспомним смуту «небесных пророков», беспорядки и уничтожение икон, имевшие место уже в 1522 году в его родном Виттенберге!*) представляли столь же большую опасность, сколь и «правые», ориентирующиеся на Рим традиционалисты. Если «паписты» апеллировали к римской системе, то «пророки» зачастую выступали с позиций фанатичного религиозного субъективизма, обосновывая свое вдохновение ссылками на непосредственное откровение и познание Духа, лично пережитое ими (на «внутренний голос» и «внутренний свет»). В проповеди священника Томаса Мюнцера, главного

______________________

* В конце 1521 года в Виттенберге группа радикально настроенных реформаторов во главе с профессором Виттенбергского университета Карлштадтом спровоцировала беспорядки, призывая к отмене католической обедни, уничтожению икон и распятий, роспуску монастырей. Под влиянием их проповедей толпы людей врывались в церкви, останавливали богослужение и подвергали надругательствам иконы; многие монахи покинули монастыри. Для прекращения бесчинств потребовалось личное вмешательство Лютера, в декабре тайно прибывшего из Вартбурга на несколько дней, чтобы сдержать чрезмерно усердствующих новаторов. В марте 1522 года волнения вспыхнули вновь. На этот раз смуту вызвала проповедь двух явившихся в Виттенберг суконщиков из саксонского города Цвиккау, требовавших полного разрыва с католицизмом и повторного крещения (впоследствии их сторонники получили название анабаптистов, или перекрещенцев). И на этот раз успокоить город удалось лишь самому Лютеру, вновь вернувшемуся в Виттенберг. Он в течение восьми дней выступал с проповедью, обличая «цвиккауских пророков» и осуждая беспорядки. — Прим. пер.

252

 

 

агитатора из этих «пророков» и самого серьезного конкурента Лютера, реформаторские и социал-революционные идеи сплелись воедино. Его программными требованиями были проведение Реформации с применением силы, а если необходимо, то и без оглядки на существующие законы, и установление тысячелетнего царства Христова на земле!

Но в политике, и это совершенно очевидно, Лютер был привержен взгляду «сверху», за что его подвергали жесточайшей критике многие радикалы — начиная с Томаса Мюнцера и кончая Фридрихом Энгельсом и Эрнстом Блохом. И потому Лютер не был готов к тому, чтобы из своего радикального требования свободы христианина сделать столь же радикальные социальные выводы и с подобающей прямотой поддержать справедливые требования, выдвигаемые против князей и дворян крестьянами (которые, не имея ничьей поддержки, испытывали все большее угнетение и угрозу для жизни). Разве — при всех недостойных эксцессах — не было целиком и полностью разумных и справедливых требований крестьян? Или все они — не более чем ложное понимание Евангелия и злоупотребление им? Даже Лютер не мог отрицать бедственного положения крестьян в экономическом и правовом отношениях. План Реформации ни в коей мере не был изначально несбыточным. Почему? Да потому, что демократическая организация швейцарской «общины присягающих»*,

________________________

* Речь идет о церковной организации, установленной в Женеве Кальвином и предусматривающей принесение присяги на всех уровнях. Все граждане должны были присягать в соблюдении формулы новой реформаторской веры. Играющие главенствующую роль в руководстве общиной проповедники — «слуги божественного слова», которые должны были «возвещать слово Божие, учить,

253

 

 

представлявшаяся южнонемецким крестьянам идеалом нового порядка, вполне могла стать реализуемой моделью! Но Лютеру, видевшему лишь тюрингенскую перспективу* и окончательно утвердившемуся в своих консервативных взглядах, все это было чуждо. Испуганный известиями о чудовищных злодеяниях, творимых в ходе крестьянских восстаний, он роковым для себя образом встал на сторону власть предержащих и оправдал жестокое подавление крестьянского бунта.

_________________________

увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старейшинами налагать церковные наказания» (цит. по: Порозовская Б.Д. Жан Кальвин // Ян Гус. Лютер. Кальвин. Цвингли. Патриарх Никон: Биографические повествования / Сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева. Челябинск, 1998. С. 269) — должны были приносить присягу в ревностном исполнении своих духовных обязанностей и в соблюдении гражданских законов. Бее шесть городских проповедников вместе с двенадцатью мирянами-старейшинами образовывали консисторию, наделенную всей полнотой контролирующей и судебной власти. Члены консистории давали присягу в том, что будут преследовать богохульство, идолопоклонство, безнравственность и все, что противоречит реформаторскому учению. — Прим. пер.

* Тюрингия находилась в эпицентре Крестьянской войны. В этом регионе были особенно сильны позиции Т. Мюнцера, пытавшегося создать там общегерманский революционный центр. По призыву Мюнцера все его сторонники собрались у Франкенхаузена и образовали военный лагерь. Вдохновленные его проповедью, вооруженные отряды восставших занимали города и замки, производили раздел имущества феодалов среди крестьян и горожан, объявляя свои действия началом общего процесса установления равенства всех людей. В мае 1525 года восстание было подавлено войском князей из Средней Германии, а сам Мюнцер после пыток казнен. — Прим. пер.

254

 

 

12. СВОБОДА ЦЕРКВИ?

Наряду с левым крылом Реформации было и правое. И здесь следует учитывать, что идеал свободной христианской церкви, как его восторженно рисовал перед современниками Лютер в своих программных трудах, так и не был осуществлен в германской империи. Правда, благодаря Лютеру многочисленные церковные общины были освобождены от власти обмирщенных и враждебно настроенных к реформам епископов и, прежде всего, от «плена» у римской курии, от ее абсолютистского стремления к господству и финансовой эксплуатации. Но к чему это привело?

Лютер принципиально придерживался учения о государстве и церкви как «двух царствах». Но в то же время, оказавшись лицом к лицу с многочисленными проблемами, связанными с Римом, с одной стороны, и «пророками» и бунтовщиками, с другой, он вменил в обязанность земельным владыкам (а ведь далеко не все подобно Фридриху были «Мудрыми»!) защиту церкви и поддержание в ней порядка. И поскольку на территориях, принявших лютеранство, католических епископов по большей мере не осталось, князья вынуждены были принять на себя роль «епископов поневоле». Но эти «епископы поневоле» вскоре превратились в «summepiscopi»*, забравших себе всю полноту квазиепископской власти. И народная Реформация стала во многих отношениях Реформацией княжеской.

Короче говоря, лютеранские церкви, освободившись от «вавилонского пленения», быстро попали в почти полную и зачастую не менее тягостную зависимость от собственных территориальных князей вместе с княжескими юристами и церковными органами управления

___________________

* Summepiscopi (лат.) — сверхъепископы. — Прим. пер.

255

 

 

(консисториями). Еще до начала Реформации князья вели борьбу с крестьянами и бюргерами, стремясь к достижению внутренней однородности подвластных им территорий, зачастую представлявших собой пеструю чересполосицу, и замкнутости круга их подданных. Теперь, благодаря секуляризации церковного имущества, они стали более богатыми, а благодаря отступлению церкви в чисто религиозную сферу — сверхмогущественными. Земельный князь в итоге стал кем-то вроде папы своей территории!

Нет, лютеровская Реформация непосредственно - расчистила дорогу не современности, свободе религий и Французской революции, как очень часто утверждается в протестантских трудах по церковной истории (для этого потребовалась еще одна эпохальная смена парадигм), а поначалу княжескому абсолютизму и деспотизму. В целом в лютеровской Германии (иначе, чем у Кальвина) была создана не свободная христианская церковь, а сомнительное с христианской точки зрения церковное господство князей. И лишь революции, разразившейся в Германии после первой мировой войны, суждено было положить этому — заслуженный! — конец. Но даже во времена национал-социализма сопротивление лютеранских церквей тоталитарному режиму террора, правлению Гитлера, было в значительной мере ослаблено учением о «двух царствах», тем подчинением церквей государству и акцентом на гражданском повиновении в светских делах, которые стали принятыми со времен Лютера. В скобках замечу: именно Мартин Лютер незадолго до смерти так некрасиво, не по-христиански высказывался в своих проповедях о евреях, что национал-социалистам не составляло труда ссылаться на него как на главный авторитет, оправдывая свою ненависть к евреям и антисемитские преследования23.

______________________

23 См.:Küng H. Das Judentum. München, 1991. Кар. I. C. V. 2: Auch Luther gegen die Juden.

256

 

 

Но не эти высказывания были последним словом Лютера, и не они должны завершать мой очерк о нем. Мне хотелось бы закончить его тремя цитатами, каждую из которых можно считать характерным выражением взглядов Лютера.

— В первую очередь, это диалектический вывод, содержащийся в его труде «О свободе христианина»: «Из всего этого следует вывод, что христианин живет не в себе самом, а во Христе и в своем ближнем: во Христе — посредством веры, в ближнем — посредством любви. Через веру он поднимается над собой к Богу, из Бога он вновь спускается к себе через любовь, и все же всегда остается в Боге и божественной любви... Смотри, это и есть подлинная, духовная, христианская свобода, освобождающая сердце от всех грехов, законов и заповедей, превосходящая все иные свободы как небо землю. Она позволяет нам правильно понимать и помнить Бога!»24

— Затем хочу привести итоговое заявление Лютера, сделанное им на Вормсском сейме перед императором: «Я не могу подчинить своей веры ни папе, ни соборам, ибо известно, что они часто впадали в заблуждения и даже в противоречия с самими собою. Если меня не убедят свидетельствами из Писания или очевидными доводами разума, то я буду держаться тех текстов, которые я привел. И пока моя совесть остается связанной Словом Божьим, я не могу и не хочу отказываться ни от чего, ибо неправомерно и неправедно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь»25.

— И, наконец, выдержка из последнего автографа • Лютера: «Никто не может понять Вергилия в его пастушеских и крестьянских песнях, если он не был пять лет

_____________________

24 Luther M. Von der Freiheit eines Christenmenschen. S. 38.

25 Verhandlungen mit D. Martin Luther auf dem Reichstage zu Worms. S. 838.

257

 

 

пастухом или крестьянином. Никто, по моему разумению, не может понять Цицерона в его письмах, если он не трудился двадцать лет на государственном поприще в какой-нибудь замечательной стране. Никто не сможет в должной мере разобраться в Священном Писании, если он вместе с пророками сотню лет не направлял общины. Не дерзай овладеть божественной Aeneis*, но, глубоко погрузившись в молитву, иди по следам ее ног. Мы нищие. Это есть истина»26.

______________________

* Aeneis (лат.)— «Энеида», произведение Вергилия; здесь под «божественной Aeneis» подразумевается «промысел Божий». — Прим. пер.

26 Luther M. Tischreden, 5. S. 168 // D. Martin Luthers Werke. Bd. XLVIII. S. 241. В спорных случаях толкования латинского текста я частично использую перевод, помещенный в книге: Loewenich W. von. Martin Luther. Der Mann und das Werk. München, 1982. S. 367.

258


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.