Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 9. На слова: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым

111

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ДЕВЯТОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, на слова: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И также на слова Иова: Кто сей скрываяй от Мене совету содержай же глаголы в сердце, Мене же ли мнится утаити? и проч. Иова 38, 2].

1. Невозможно видеть Бога телесными очами: ибо бестелесное не может быть предметом зрения телесного, и сие засвидетельствовал Сам Единородный Сын Божий, Который говорит: Бога никтоже виде нигдеже (Иоан. 1, 18): ибо хотя бы кто на основании написанного у Иезекииля и сделал нам возражение; что, однако, говорит Писание? Видел Иезекииль подобие славы Господни, а не Самого Господа; подобие славы, а не самую славу, какова она сама в себе есть. И узрев подобие токмо славы, а не самую славу, пал он на землю от страха. Если же виденное подобие славы приводило Пророков в страх и трепет: то конечно бы и жизни лишился тот, кто бы осмелился зреть Самого Бога, так как сказано: никтоже узрит лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20). Посему то Бог, дабы не погубить нас, по неизреченному Своему человеколюбию, для покровения Божества Своего, рас-

 

 

112

простер небо. Это не мои слова, но Пророк сказал: аще отверзеши небеса, трепет приимут от Тебе горы, и растают (Исаии 64, 1). И почто удивляешься, что Иезекииль, увидев подобие славы, пал, когда Даниил, узрев Гавриила, служителя Господня, вдруг пришел в ужас и пал на лицо, и, доколе Ангел не принял на себя подобия человеческого, Пророк не смел ответствовать? Итак, когда явившийся Гавриил приводил Пророков в трепет; то не погибли ли бы все, ежели бы узрели Самого Бога в существе Его?

2. Итак, невозможно видеть Существа Божия телесными очами: но возможно от дел Божественных восходить к созерцанию Всемогущества, как говорит Соломон: от величества бо и красоты созданий сравнительно рододелатель их познавается (Прем. Солом. 13, 3). Не сказал он, что из созданий можно созерцать Творца; но присоединил, что сравнительно: ибо Бог тем более представляется для каждого, чем более человек занимается созерцанием тварей: и чем более посредством рассматривания возвышает сердце свое, тем более созерцает он Бога.

3. Хочешь ли знать, что постигнуть естество Божие невозможно? Скажут тебе о сем три отрока, в огненной пещи хвалившие Бога: Благословен еси видяй бездны, седяй на Херувимех (Дан. 3, 54). Скажи мне, какое естество Херувимов, и тогда уже рассматривай Седящего на них. Хотя Пророк Иезекииль и сделал им возможное описание, сказав, что каждый имеет четыре лица: человеческое, львиное, орлиное и тельчее, и каждый имеет шесть крил, и очи у них отвсюду, и под каждым находится четверочастное колесо: (Иезек. 1, 6. 10. Исаии 6, 2. Иезек. 10, 12. Иезек. 1, 15. 17) однако же читая сие сделанное Пророком описание,

 

 

113

мы постигнуть оного не можем; если же не можем постигнуть Престола, о котором уже Пророк сказал: то можем ли постигнуть Седящего на нем и невидимого и неизреченного Бога? Не можно исследовать естества Божия: но можно воссылать Ему славословие о видимых Его творениях.

4. Это сказано вам потому, что следует учение веры, так как мы и говорим: Веруем во единого Бога Отца Вседержителя,- Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, дабы нам содержать в памяти, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть вместе Тот же Самый, Который сотворил небо и землю; и дабы оградить себя от заблуждений безбожных еретиков, которые дерзнули нечестиво проповедывать о Премудром Художнике всего мира сего, и которые хотя и видят телесными очами, но лишены душевного зрения.

5. Что они могут опорочить в сем великом деле Божием? Созерцая пространство небес, они должны бы были поразиться удивлением, они Должны бы поклониться Тому, Который поставил небо, яко камару (Исаии 40, 22), и из жидкого водного существа соделал твердый состав небесный; ибо сказал Бог: да будет тверд посреде воды (Быт. 1, 6). Однажды сказал Бог, и стала твердь, и не разрушается; небо из воды составлено; а солнце, луна и звезды, находящиеся в нем, суть огненного естества: и как сии огненные вещества в воде совершают течение свое? Ежели же кто касательно сего усумнится по причине противной природы огня и воды: тот да вспомнит о том огне, который при Моисее в Египте воспламенялся во время града, и вместе да видит всемудрое Божие устроение. Ибо так как впоследствии для возделания земли нужна была вода:

 

 

114

то Бог устроил на высоте водное небо, с тою целью, чтобы, ежели земная страна, будет иметь нужду в напоении дождем, небо для сего было готово.

6. Также не должно ли удивляться, взирая на устроение солнца? Будучи по-видимому столь малым сосудом, вмещает великую силу; ибо являясь на востоке, до запада распространяет свет свой: утреннее восхождение его описывая Псалмопевец, сказал: и той, яко жених исходяй от чертога своею (Псал. 18, 6). Он описывал приятный и умеренный свет первого появления его человеку: ибо как во время полуденного его шествия, часто сокрываемся по причине зноя: так напротив во время восхождения своего оно, как являющийся жених, приносит всем удовольствие; и посмотри на мудрый порядок его, или лучше не его, а Того, Который повелением Своим определил течение его; как оно во время летнее ходя выше, делает дни продолжительнее, и тем доставляет людям удобное на исправление дел их время; а зимою сокращает течение, дабы непродолжительно было время холода, а между тем ночи, будучи долее, доставляли бы людям время для отдыха, а земле содействовали бы к произращению плодов ее. Посмотри же и на то, в сколь правильной соответственности находятся между собою дни; летом они увеличиваются, а зимою сокращаются; во время же весны и осени соблюдают равную меру продолжения; и ночи также имеют подобное им течение, как и Псалмопевец говорит о них: день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум (Псал. 18, з). Ибо они не имеющим ушей еретикам почти вопиют, а благоустройством действительно проповедуют, что нет иного Бога, кроме Творца, Который располагает временами и устрояет все.

 

 

115

7. Никто да не соглашается с теми, которые говорят, что иной есть творец света, иной тьмы; но да вспомнит слова Исаии: Аз есмь Бог, устроивый свет и сотворивый тьму (Исаии 45, 7). Почто, человек, негодуешь на сие, почто с досадою проводишь время, данное тебе на покой? Раб не получал бы у господ отдохновения, если бы тьма по необходимости не приносила с собою назначенного для сего времени. Как часто утрудившись днем, ночью обновляем силы наши, и тот, который вчера от трудов изнурился, поутру после ночного отдохновения встает с силами? А для мудрости, какое время драгоценнее ночи? Ибо в продолжение ее большею частью размышляем мы о Боге; в продолжение ее занимаемся чтением и рассуждением Божественных Писаний. И когда ум наш лучше настроен бывает для псалмопения и молитвы? Не ночью ли? В какое время чаще приводим себе на память собственные Грехи? Не во время ли ночи? Итак, да не приемлем нечестивого учения, что есть иной творец тьмы; ибо опыт показывает, что и она добра и весьма полезна.

8. Надлежало бы им поразиться удивлением, смотря не только на устроение солнца и луны; но и на правильное расположение звезд, на их беспрепятственное течение, и на благовременное каждой из них восхождение; как одни из них показывают лето, а другие зиму; и как иные означают время сеяния; а другие знаменуют наступающее время плаваниями человек, сидя на корабле и плавая по неизмеримым волнам, посредством наблюдения звезд управляет кораблем. О сих-то действиях хорошо говорит Писание: и будут в знамения и во времена и лета (Быт. 1, 14); а не для гадания по звездам, и пустых наблюдений над рождающимися. Посмотри, как благо-

 

 

116

детельно для нас являет Он и дневный свет в постепенном его приращении; ибо мы видим, что не вдруг восходит солнце, но предшествует ему малый свет, дабы зрачок глаза, наперед привыкнув к оному, мог сносить лучи большие; и как лунным сиянием умеряет он нощный мрак.

9. Кто есть дождю Отец! Кто же есть родивый капли росные (Иов. 38, 28)? Кто сгустил воздух в облака, и повелел им носить дождевые воды? Иногда ведет он от севера златозарные облака, иногда превращает их в одинакий цвет, и опять пременяет в различные, кругообразные и другие виды. Чья премудрость может исчислить облака? Как то сказано у Иова: весть же различие облаков (Иов. 37, 16). Также исчисляяй облаки премудростию; небо же на землю преклонил (38, 37); и еще: не расторжеся облак под нею (24, 8). Толикая тяжесть вод на облаках, и они не расторгаются, но воды ниспадают на землю в совершенном порядке. Кто изводяй ветры от сокровищ своих (Псал. 134, 7)? Кто же есть, как сказали мы прежде, родивый капли росныя? Из чиего чрева исходит лед? (Иов. 38, 28 и 29). Сущность его водная, а свойства каменные. И притом вода иногда делается снегом, подобно волне; иногда сыплется во мгле, как пепел; иногда превращается в каменное вещество: поелику Бог устрояет из нее все, что хощет. Однородно естество ее, и многообразно действие. Вода в виноградных лозах бывает вином, веселящим сердце человека; в маслинах елеем, умащающим лицо человека, превращается также и в хлеб, сердце человека укрепляющий, и во всякие роды плодов.

10. Что? За сие хулить ли надлежало Творца, или паче покланяться Ему? И доселе я еще не говорил

 

 

117

о сокровенных делах Его премудрости. Посмотри на весну и на цветы всякого рода, которые при самом сходстве различны; посмотри, как красна роза, и бела лилия: они от одного дождя, и из одной земли: кто уразнообразил оные? Кто сотворил их? Рассуди, какая соблюдается бережливость: одно вещество древа, частью обращается в кору, и частью в различные плоды, а Художник один. В одной виноградной лозе часть идет в ветвь, часть в отпрыски, часть в листье, часть в кисть и часть в ягоды. Подивись и тому, сколь частыми коленами препоясал Художник тростник. Из одной земли пресмыкающиеся происходят, и звери, и скоты, и древа, и снеди, и золото, и сребро, и медь, и железо, и камень. Одно естество воды, но из оного рождаются рыбы, и птицы; и как те плавают в водах, так и сии летают в воздухе.

11. Сие море великое и пространное: тамо иади, ихже несть числа (Псал. 103, 25). Кто может поведать красоту рыб, в нем плавающих? Кто может поведать величину китов и свойство земноводных животных, по которому оне обитают и на твердой земле и в водах? Кто может поведать глубину и широту моря, или чрезмерное стремление волн? Но оно стоит в пределах своих, потому что Бог сказал: до сею дойдеши и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя (Иов. 38, 11). Оно и показывает лежащее на нем повеление сие; когда устремляется волнами к берегам, то оставляет на них явную некоторую черту, как будто показывая зрителям, что оно не преступило положенных себе пределов.

12. Кто может исследовать естество птиц воздушных? Одни из них имеют язык, способный к пению, другие различными испещрены цветами;

 

 

118

иные, возлетев на высоту, среди воздуха стоят неподвижно, например, ястреб; ибо, по Божественному повелению, ястреб распростер криле, стоит недвижим, зря на юг (Иов. 39, 26). Какой человек может усмотреть высоко взлетевшего орла? Если же ты не можешь увидеть самую бессловесную высоко возлетевшую птицу, то каким образом хочешь Творца всех вещей постигнуть?

13. Кто из людей знает, по крайней мере, имена всех зверей? Или кто может исследовать учение о естестве каждого из них? Если же не знаем даже имен зверей, то как постигнем Творца их? Однажды Бог изрек повеление, да изведет земля звери, и скоты и гады по роду (Быт. 1, 24 и 25); и от одного повеления, из одного источника произошли животные различных свойств: кроткая овца и плотоядный лев; бессловесные с различными побуждениями, которые изображают различные расположения людей, как то лисица представляет в людях коварство; змий представляет тех, которые испускают яд на друзей; ржущий конь представляет любострастных юношей; трудолюбивейший муравей возбуждает ленивого и беспечного. Ибо кто -проводит юные лета в праздности, тот вразумляется животными бессловесными, будучи обличаем словами Божественного Писания: иди ко мравию, о лениве, и поревнуй видев пути его, и буди оного мудрейший (Притч. 6, 6). Ибо видя, как он заблаговременно собирает для себя пищу, подражай ему, и собирай для себя плоды добрых дел на будущую жизнь. Будучи обличаем и сими словами: пойди ко пчеле, и виждь коль делательница есть (Притч. 6, 8). Как она, облетая всякие цветы, составляет для пользы твоей мед, дабы и ты, перечитывая все Божественные Писания, достигал своего

 

 

119

спасения, и насыщаясь оным, сказал: коль сладка гортани моту словеса Твоя, паче меда и сота устом моим (Псал. 118, 103).

14. Не прославления ли лучше достоин Художник? Если ты и не знаешь естества всех тварей: то ужели по сему и худы они? Да и можешь ли знать действие всех растений? Или уразуметь вполне пользу, происходящую от всякого животного? Даже и от ядовитых змей предохранительные средства даны людям для исцеления. Но ты скажешь мне: страшен змий; бойся Господа, и не возможет вредить тебе. Язвителен скорпион; бойся Господа, и не уязвит тебя. Лев кровожаден; бойся Господа, и будет сидеть с тобою, как с Даниилом. Истинно, действиям животных удивляться надобно: как одни из них имеют острые жала, например, скорпион; у других сила в зубах; иные же когтями действуют в борьбе, а у василиска сила во взоре; итак, из различных творений заключай о силе Творца.

15. Но может быть ты сего не разумеешь: нет у тебя ничего общего с чуждыми для тебя животными. Взойди же в себя самого, и из собственного естества познай Художника. Сделано ли что в теле твоем достойное порицания? Управляй самим собою, не будет из всех ни одного члена негодного. В начале Адам наг был в раю с Евою, но не за члены был изгнан. Ибо не члены причиною греха, но те, которые во зло употребляют члены; Творец членов премудр. Кто уготовал к чадородию пространные ложесна? Кто бездушный плод одушевляет в них? Кто жилами и костями связывает нас, кожею и плотью облекает, и только что младенец родится, из сосцов изводит млеко? Как младенец возрастает в отрока, потом в юношу,

 

 

120

далее в мужа, наконец пременяется в старца? И между тем никто не примечает непрерывного сего изменения. Каким образом пища частью претворяется в кровь, частью отделяется на испражнение, и частью обращается в тело? Кто непрестанно движет сердце? Кто премудро оградил веждями нежность очей? Различное и удивительное строение глаз едва изъясняют большие книги врачей. Кто единократное переведение духа передает всему телу? Видишь, человек, Художника? Видишь Творца премудрого.

16. Итак, сие тебе предложил я в слове своем, оставив еще великое множество другого, наипаче относящегося к миру бестелесному и невидимому, как для того, чтобы ты возненавидел хулящих премудрого и благого Творца; так и для того, чтобы из сказанного и читанного, и из того, что сам можешь найти, или познать, и также от величества, и красоты созданий сравнительно познав рододелателя (Прем. 13, 5), с благоговением преклонял колена пред виновником всех вещей, чувственных и духовных, видимых и невидимых, и дабы с чистотой и благохвальным языком, неумолчными устами и сердцем воспевал Бога, говоря: коль чудна дела Твоя Господи! вся премудростию сотворил еси! (Псал. 103, 24). Ибо Гебе принадлежит честь, слава и величество, ныне и во веки веков. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.