Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 5. О вере

63

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ПЯТОЕ.

[К готовящимся во Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, о вере, на слова из послания к Евреем: есть же вера, уповаемых извещение и проч. Евр. 11, 1].

1. Какое достоинство дарует вам Господь, переводя вас из состояния оглашенных в состояние верных, Апостол Павел на сей раз говорит: Верен Бог, Имже звани бысте во общение Сына Его Иисуса Христа (1 Кор. 1, 9). Если и Бог называется верным, и ты получаешь то же наименование; то получаешь великое достоинство. Ибо как называется Бог благим, правосудным, Вседержителем и Творцем всего, так называется и верным. Раззуди же, на какой степень достоинства взойдешь ты, соделавшись участником в наименовании Божием.

2. Итак постарайтесь теперь найти между вами мужа верного по совести; ибо мужа верна велико дело обрести (Притч. 20, 6). Не предо мною надобно тебе открыть свою совесть (ибо будешь судим не человеческим судом); но чистоту своей веры ты должен показать Богу, испытующему утробы и сердца, и знающему помыслы человеческие:—муж верный есть нечто великое; он богатее всякого богача: Верному весь мир богатство (Притч. 17, 6), которое презирает он и

 

 

64

попирает. Те, кои богатеют благами видимыми, и много приобрели оных, бедны по душе. Ибо чем больше собирают, тем большим мучатся желанием благ, коих они не имеют. А муж верный, что особенно удивительно, и в бедности богат. Ибо зная, что нужна для него одна только одежда и пища, и сим довольствуясь (и Тим. 6, 8), он презирает богатство.

3. Да и не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера; но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою: верою брачные законы соединяют лица, отдаленные одно от другого, и человек чужой посредством веры, которая бывает в брачных союзах, делается участником во владении чужими рабами и богатством. На вере утверждается и земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии—земле; предают самих себя неизвестным надеждам, и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря. Итак, весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни мы верим; но верят и находящиеся вне Церкви, как сказал я выше. Они хотя не принимают Священного Писания, а руководствуются своими какими-либо учениями, впрочем и оные принимают верою.

4. К истинной вере призывает вас и бывшее ныне чтение, показавшее вам способ, как надобно вам благоугодить Богу. Ибо говорит Апостол, что без веры не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Ибо согласится ли человек служить Богу, если не верит

 

 

65

тому, что Он воздаст ему за сие? Станет ли хранить девство отроковица? или жить целомудренно юноша, если не верит, что чистота венчается венцом неувядаемым? Вера есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение. Ибо говорит Пророк: аще не уверите, не имате разумети (Исаии 7, 9). Вера заграждает уста львов, как случилось сие с Даниилом. Писание говорит о, нем: изведен быть Даниил из рва, и ни единого вреда не обретеся на нем, яко верова в Бога своею (Дан. 6, 23). Есть ли что ужаснее диавола? А против него никакого другого не имеем мы орудия, кроме веры, сего невещественного щита противу врага невидимого. Ибо он мещет различные стрелы, и во тьме поражает тех, которые не бодрствуют. И для того, что враг наш есть враг невидимый, имеем мы крепкую защиту—веру, по словам Апостола: над всеми восприемше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго—разженные угасити (Еф. 6, 16). Часто пускает диавол разженную стрелу похоти к постыдному удовольствию: но вера, произнесши суд и прохладивши мысль, угашает стрелу.

5. Много можно говорить о вере, так что целого дня не достанет нам для рассуждения о. ней. Удовольствуемся паки одним Ветхозаветным примером Авраама, так как мы и сынами его посредством веры со делались, он не делами только оправдался, но и верою. Много, правда, он и сделал; однако же не прежде назван другом Божиим, как когда уверовал, да и всякое дело его совершено верою. По вере он оставил своих родителей. По вере оставил и отечество, и страну, и дом. Посему как он оправдался, так и ты старайся оправдаться. Уже мертвое имел он для деторождения тело, поелику

 

 

66

и сам был стар, и жена его Сарра была стара, и не оставалось никакой надежды к деторождению. Бог обещает старцу даровать сына. И не изнемог Авраам верою; видел он, что тело его. уже мертво, впрочем, не на слабость тела смотрел, но на силу обещающего, и непщеван верна обетовавшаго (Евр. 11, 11), от тел как бы мертвых чудесным образом приобрел сына. После того, как приобрел его, когда повелено было ему принесть сына в жертву, то он хотя и слышал слова: во Исааце наречется ши семя (Быт. 21, 12) однако же принес было сына своего единородного Богу, в той уверенности, что Бог силен и из мертвых воскресити его (Евр. 11, 19). Связавши сына и возложивши на дрова, своим произволением принес уже его в жертву; но по благости Бога, и Который вместо чада дал ему агнца, опять получил живым сына. Будучи верным и в других случаях, Авраам запечатлен был, как человек праведный, и принял обрезание, в запечатление веры, сущей в необрезании (Римл. 4, 1) и обетование, что он будет отцом многих народов.

6. Почему же Авраам есть отец многих народов, рассмотрим. Иудеев бесспорно он отец по плотскому преемству. Если же мы будем смотреть на плотское преемство, то принуждены будем изречение Божие признать ложным. Ибо он по плоти никак не отец всем нам, но образ его веры соделывает нас сынами Авраама. Как невероятно для людей то, чтобы кто-нибудь восстал из мертвых; так подобным образом невероятно для них и то, чтобы от старцев умерщвленных родились дети. Но мы верим, когда проповедуют о Христе, что Он распят на древе, умер и воскрес. Итак, по подобию веры нашей вере Авраамовой, мы делаемся

 

 

67

сынами его, и тогда с верою приемлем мы подобно ему духовное запечатление, будучи обрезываемы Святым Духом в Крещении не обрезанием плоти, но обрезанием сердца, как говорит Иеремия: обрежите Богу жестосердие ваше (Иер. 4, 4) и как говорит Апостол: во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением и проч. (Колос. 2, 11. 12).

7. Если мы сохраним таковую веру, то невинны будем пред Богом и украсим себя всеми родами добродетелей. Ибо вера столько сильна, что сообщает людям легкость ходить и по морю. Петр был подобный нам человек, имевший плоть и кровь; и питался подобною нашей пищей: но когда сказал ему Иисус: прииди (Матф. 14, 29); то он с верою пошел по водам; вера была на воде для него надежнее всякого твердого пути, и тяжесть телесная поднимаема была легкостью веры. Доколе веровал он, безопасно шел по воде. Когда же усумнился, тогда начал утопать. Ибо, как мало по малу начала ослабевать вера, отягчалось и тело. Узнавши сей недуг, Врач недугов душевных сказал: маловере! почто усумнелся еси (Матф. 14, 31)? Петр быв подкреплен Иисусом Христом, взявшим его за руку, после того, как опять уверовал, при руководстве Господа опять таким же образом пошел по воде. О сем тут же упоминает Евангелие так: влезшим им в корабль; не сказано, что Петр переплывши взошел но дается знать, что он, какое расстояние прошел до Иисуса, такое же и на возвратном пути прошедши, взошел на судно.

8. Вера толикую имеет силу, что не один только верующий спасается, но спасаются и другие за веру других. Расслабленный в Капернауме не был человек верующий, но имели веру принесшие его, и

 

 

68

спустившие чрез кровлю. А у больного вместе с телом больна была и душа. И ты не думай, что я осуждаю его: в самом Евангелии сказано: видев Иисус веру не его, но веру их, говорит расслабленному: востани (Матф. 9, 2). Принесшие уверовали, а расслабленный получил исцеление.

9. В следующем примере еще яснее увидишь, как верою одних спасаются другие. Умер Лазарь: прошел день, другой и третий; разрывались жилы его, и гнилость разрушала его тело. Четырехдневный мертвец как мог уверовать и умолить за себя Искупителя? Но чего недоставало в умершем, то восполнено было родными сестрами его. Когда пришел Господь, то сестра пала к ногам Его, и на вопрос, где положите его, когда ответствовала она: Господи, уже смердит, четверодневен бо есть: тогда говорит Господь: аще веруеши, узриши славу Божию (Иоан. 11, 40); как бы так сказал: недостаток веры в мертвом восполни ты. И вера сестер столько была сильна, что вызвала мертвого из врат адовых. Таким образом одни верою своею за других людей могли воскрешать оных из мертвых; а ты, если искренно веруешь сам за себя, ужели не больше успеешь? Да ежели бы и неверным был ты, или маловерным, Господь человеколюбив: Он милостивно примет тебя кающегося; только скажи и ты чистосердечно: верую, Господи, помози моему неверию (Марк. 9, 24). Ежели же сознаешь себя верным, однако же не имеешь всей полноты веры, то и тебе нужно с Апостолами сказать Ему: Господи! приложи веру (Лук. 17, 5). Ибо если ты сам по себе несколько чего имеешь, от Него уже получишь то в большей мере.

10. Слово, вера, одно по названию своему, впрочем, разделяется на два рода. К первому роду принадле-

 

 

69

жит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: слушаяй словесе Моею, и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет (Иоан. 5, 24) и в другом месте: веруяй в Сына не будет осужден, но прейдет от смерти в живот (Иоан. 3, 18 и 36). Велико человеколюбие Божие! Праведники не иначе как чрез многие годы могли угодить Богу; но. что обрели они подвигами в продолжение многих лет, то Иисус Христос дарует ныне за один час. Ибо если ты уверуешь, что Иисус Христос есть Господь, и яко Бог тбю воздвиже из мертвых, спасешися (Римл. 10, 9), и преселен будешь в рай Тем, Который ввел в рай разбойника. И не сомневайся в возможности сего. Ибо Тот же самый, Который на сей святой Голгофе спас разбойника уверовавшего в один час, спасет и тебя, если ты уверуешь.

11. Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же дусе: другому же вера, тем же Духом, иному же дарования исцелений (1 Кор. 12, 8. 9). Итак, сия по благодати Духом Святым даруемая вера есть не токмо научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет сию веру: ренет юре сей: прейди отсюду тамо, и прейдет (Матф. 17, 20). Если кто по вере скажет сие, будучи уверен, что будет так, и не размыслит в сердце своем (Марк, 11, 23); тот получит благодать. О сей-то вере сказано: аще имате веру, яко зерно горушно (Матф. 17, 20). Ибо как горчичное зерно, малое по величине своей, сильно по действию; и быв посеяно на- малом, пространстве, много пускает отраслей; а возрастши и птиц укры-

 

 

70

вать может; так и вера в душе весьма скоро творит дела величайшие. Ибо душа к Богу возносится мыслью, и быв озарена верою Бога, сколько возможно ей, созерцает; обтекает пределы мира, и прежде скончания века сего уже видит суд и мздовоздаяние обетованное. Итак, имей ты со своей стороны веру в Него, дабы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих.

12. Веру же как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью, и которая утверждена всем писанием. Поелику же не все могут читать писания, но иным неумение, а другим какие-либо занятия препятствуют познать оные, то, чтобы неведением не погубить души, мы в немногих стихах заключаем все учение веры; и желательно, чтобы вы при самом чтении запомнили его, и сами по себе со всем тщанием повторили, не начертывая оного на бумаге, но воспоминанием напечатлевая оное на сердце, и при изучении оного остерегаясь, чтобы оглашенный как-либо не выслушал сообщенного тебе. Желательно, чтобы имели вы сие учение напутствием во все время жизни, и кроме его не принимали никакого; даже если бы сами мы изменившись стали говорить противное тому, чему теперь учим, или если бы враждебный ангел, преобразившись в Ангела Света, хотел обольстить тебя. Аще бо мы или Ангел с небесе благовестит вам паче того, что приняли вы ныне, анафема да будет (Гал. 1, 8. 9) у вас. Теперь пока от настоящего чтения начертай в памяти истины веры; а в свое время на каждую из оных извлеки доказательство из Божественного Писания; ибо истины веры не так составлены, как бы хотелось людям; но приличнейшие места, будучи собраны из всего

 

 

71

Священного Писания, составляют учение веры. И как семя горчичное из малого зерна много пускает отраслей: так и сии истины веры в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом. Итак, смотрите, братие, держитесь преданий, которые принимаете теперь, и напишите их на сердцах своих.

13. С благоговением храните оные, дабы враг не похитил их, когда кто-либо из вас ослабеет; дабы какой-либо еретик не превратил чего нами преданного. Дело веры положить сребро на стол; что мы теперь и сделали. А Бог потребует от вас. отчета в залоге- сем. Засвидетельствую, как говорит Апостол, пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание; соблюсти сию. преданную вам веру нескверну, даже до явления Господа нашею Иисуса Христа (и Тим. 5, 21. 6, 13. 14). Сокровище жизни ныне сообщено тебе; в явление свое Господь взыщет залог свой, еже во своя времена Явит блаженный и Един сильный Царь царствующих, и Господь господствующих, един имеяй бессмертие и во свете живый неприступнем, Егоже никто видел есть от человек: ниже видети может (Там же 6, 15. 16). Емуже слава, честь и. держава во веки веков. Аминь


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.