Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 3. О крещении

31

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ТРЕТЬЕ.

[К готовящимся во Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, о крещении, на слова из послания к Римлянам: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; спогребохомся убо Ему крещением и проч. Римл. 6, 3-4].

1. Веселитеся небеса и торжествуй земля о тех, кои хотят окропиться иссопом, очистить себя иссопом духовным и силою того, который во время страдания своего посредством иссопа и трости напаяем был. Силы небесные да радуются; а души, имеющие сочетаться с духовным Женихом, да приуготовляются к сему. Ибо глас вопиет уже в пустыне: уготовайте путь Господень (Исаии 40, 3). Не маловажное дело сие; не телес обыкновенное и безрассудное сочетание, но избрание по вере всеиспытующего духа. Мирские супружества и брачные союзы не с надлежащим совершаются разбором; но где или богатство, или красота, там скоро соглашается жених; а здесь не красота телесная, но неукоризненная совесть души; не предосудительное богатство, но богатство душевного благочестия уважается. Итак, чада оправдания, внемлите Иоанну увещавающему и говорящему: исправите путь Господень (Иоан. 1, 23); старай-

 

 

32

тесь уничтожить всякое препятствие и соблазн, дабы прямо шествовать вам к вечной жизни. Посредством нелицемерные веры уготовьте чистые души сосуды для приятия Святого Духа. Начните покаянием измывать одежду вашу; дабы, когда призваны будете в чертог брачный, явиться вам чистыми. Ибо хотя: Жених призывает всех без изъятия; потому что благодать щедра, и громкий глас провозвестников собирает всех; впрочем, Сам же Он различает вшедших на таинственный пир брачный. Да не случится кому-либо из тех, коих имена внесены в список, услышать теперь: друже! како вшел еси семо, не имый одеяния бранна (Матф. 22, 12)? Но да услышит каждый из вас: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоею (Матф. 25, 21); ибо доселе стоял ты за вратами. О когда бы всяк из вас мог сказать: введе мя царь в ложницу свою. Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя: яко на жениха, возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою (Песнь Песн. I, 3. Исаии 61, 10): да явится душа каждого из вас, не имущая. скверны, или порока, или нечто от таковых (Ефес. 5, 27); не говорю я, чтобы это было прежде принятия благодати: ибо для чего бы иначе звать вас к отпущению грехов? Но чтобы тогда, как даруется благодать, согласна была с благодатью совесть, быв обретена неукоризненною.

2. Велико поистине дело сие, братие; потому с размышлением приступите к оному. Каждый из вас имеет предстать Богу пред мириадами воинства Ангельского. Дух Святый будет запечатлевать ваши души. Вы будете, избираемы в воинство великого Царя. Итак, расположите и приготовьте себя, облек-

 

 

33

шись не в драгоценные одежды, но в благочестие души, открывающееся в доброй совести. Приступи ко крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой. Ибо как приносимое в жертву, простое по природе, оскверняется чрез призывание идолов: так напротив простая вода, получив силу от призывания Св. Духа и Христа и Отца, делается святою. Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом омытым водою чистою. Итак, когда сойдешь ты на воду; то не простую воду представляй себе, но от действия Святого Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Не я говорю сие, но Господь Иисус Христос, имеющий в сем деле власть; Он говорит: аще кто не родится свыше, и присовокупляет слова: водою и Духом, не может тиши в Царствие Божие (Иоан. 3, 3. 5). Ни тот, кто крещается водою, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус. И вот доказательство в Божественном Писании: Корнилий был муж праведный, удостоившийся видения Ангельского; молитвы его и милостыни представляли на небе пред Богом прекрасный столп. Пришел Петр, и Дух излился на верующих, и начали говорить на других языках и пророчествовать; впрочем, Писание говорит, что и после сей духовной благодати Петр повелел им креститься во имя Иисуса Христа, дабы,

 

 

34

по возрождении души верою, посредством воды прияла благодать и тело. Ежели же кто желает знать, почему чрез воду, а не чрез другую стихию, дает благодать: тот найдет разрешение. сего в Божественном Писании. Вода есть нечто особенное и наилучшее из четырех видимых стихий мира. Небо есть жилище Ангелов, но небеса из воды. Земля есть обиталище человеков, но земля-из воды. И прежде всего шестидневного устроения тварей, Дух Божий носился над водою. Начало мира—вода; и начала Евангелия—Иордан. Освобождение Израиля от Фараона совершилось посредством моря, и освобождение мира от грехов совершается чрез омовение водою при действии Слова Божия. Где Бог вступает в завет с кем-нибудь, там и вода. С Ноем заключен был завет после потопа; заключен завет с Израилем при горе Синайской; но и он заключен при посредстве воды и червленой волны и иссопа. Илия возносится, но и здесь не без воды. Ибо сперва проходит чрез Иордан, потом восхищается на небо. Первосвященник сперва омывается, потом возжигает курения. Аарон прежде омылся, потом сделан был Первосвященником. Ибо как бы он приступил к молитве за других, не быв еще сам очищен водою? И знамением крещения была умывальница, находившаяся в Скинии.

3. Крещение есть конец Ветхого Завета и начала Нового. Ибо начал оное Иоанн, коего болий никтоже воста в рожденных женами (Матф. 11, 1): Он есть конец Пророков: все Пророки и закон до Иоанна (13); он же начало действий Евангельских. Ибо зачало- Евангелия Иисуса Христа и проч. бысть Иоанн крестяй (Марк. 1, 4) крещением. Ты скажешь, Илия Фесвитянин взят на небо; однако ж он не более

 

 

35

Иоанна. Перенесен на небо Енох, но он не более Иоанна. Моисей был величайший законодатель, и все Пророки были удивительны; но они не больше Иоанна. Я не дерзаю сравнивать Пророков с Пророками; но Сам Владыка их и наш Господь Иисус произнес суд: не воста в рожденных женами болий Иоанна; в рожденных не девами, но женами. Великий служитель сравнивается с сослужителями: превосходство же и благодать Сына несравненны в отношении к рабам. Видишь ли ты, какого человека избрал Бог в предшественника сей благодати? Бедного, пустыннолюбивого, однако ж не человеконенавистника; он ел акриды и окрыленную имел душу; питался медом, и слова его были сладостнее и полезнее меда; носил одежду из верблюжьего волоса, и представлял в себе образец подвижнической жизни; еще будучи в утробе матерней освящен он был Св. Духом. Правда, освящен был также и Иеремия, однако ж Иеремия не прорек в ней. Один Иоанн, будучи в утробе матерней, взынрася радощами (Луки 1, 44); и не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поелику благодать крещения была дело великое, то надлежало быть велику и первому ее провозвестнику.

4. Он крестил во Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, приемля начатки крещения: Ибо все наилучшие блага в Иерусалиме. Но знайте, Иерусалимляне, каким образом выходящие принимали от него крещение: они исповедывали грехи свои. Сперва они открывали раны,- потом он прилагал врачевства, и тем, которые веровали, дарствовал искупление от вечного огня. И если ты сам хочешь увериться в том, что крещение Иоанново есть искупление от угрожающего огня; то слушай, что говорит он: рожде-

 

 

36

ния ехиднова, кто сказа вам бежати от будущего гнева.(Матф. 3, 7)? Итак, не будь более ехидною, но как некогда был ты порождением ее, то оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую, и чрез сжатие себя скинувши старость, юнеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что погубляет тебя. Совлекись ветхого человека с деяньми его (Кол. 3, 9), и скажи сии слова, находящиеся в песнях: Совлекохся ризы моея, како облекуся в ню (Песн. Песн. 5, 3)? Но нет ли кого-нибудь из вас лицемера, человекоугодника, только представляющего вид благочестия, а не от сердца верующего, лицемерствующего с Симоном волхвом, пришедшего не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? Да слышит и таковый слова Иоанна: уже и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Матф. 3, 10). Неумолим Судия;—оставь лицемерие.

5. Что же надобно делать? и какие суть плоды покаяния? имеяй две ризы, да подаст не имущему (Лук. 3, 11). Тот, Кто учил сему, стоит того, чтоб Ему верить. Поелику сам Он первый и исполнял то, чему учил. Он говорил без зазрения: ибо совесть не упрекала его и не связывала языка. И имеяй брашна, такожде да творит. Ты хочешь получить благодать Духа Святого, а чувственной пищи не удостаиваешь бедных? Ты ищешь великого, а малого не уделяешь? Хотя бы ты был мытарь, хотя бы любодей, надейся спастися. Мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божии. (Матф. 21, 31). И Павел свидетельствует о сем, говоря: ни блудницы,

 

 

37

ни идолослужители, ни те, коих далее он исчисляет. Царствия Божия не наследят. И сими убо нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся (Г Кор. 6, 9. 1): не сказал он: сими нецыи есте, но сказал: сими нецыи бесте. Грех неведения прощается, а зло закоренелое осуждается.

6. Крещение прославлено для тебя Самим Единородным Сыном Божиим. Что же еще говорить мне о человеке? Велик Иоанн, но что он в сравнении с Господом? Велегласен оный глас, но что он в отношении к сему Слову? Весьма знаменит провозвестник, но что он в сравнении с Царем? знаменит крещающий водою, но что он в отношении ко крещающему Духом Святым и огнем? Духом Святым и огнем крестил Апостолов Спаситель, когда бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще; и явишася им разделени языцы, яко огненни; седе же на едином коемждо их. И исполнишься вси Духа Свята (Деян. 2, 2. 4).

7. Кто не примет крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пиши чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10, 38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь: но теперь еще не время тебе слышать сие.

 

 

38

8. Освятил крещение Иисус, крестившись Сам. Ежели Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Крестился же Он не для того, чтоб получить прощение грехов, (ибо Он был безгрешен), но будучи безгрешным, крестился для того, дабы крещающимся даровать Божественную благодать и славу. Ибо как по примеру детей, имеющих плоть и кровь, и Сам Он принял то же, дабы мы, сделавшись участниками с Ним в воплощенном Его явлении, вместе сделались участниками и в Божественной Его благодати: так и крестился Иисус для того, дабы мы чрез сие опять сделавшись с Ним общниками, могли получить славу вместе со спасением. По словам Иова, в водах был дракон, могший поглотить Иордан. Итак, поелику надлежало сокрушить главы дракона, Он, нисшедши в воды, связал сильного, дабы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов. Это был не малый зверь, но зверь страшный. Все рыболовные суда не могли поднять одной кожи хвоста его; ему предшествовала погибель, потребляющая тех, кои. с ним встречались. Притекла жизнь, дабы наконец прекратить действие смерти; дабы все мы, быв спасены, могли сказать: Где ти смерте, жало? Где ти аде, победа (1 Кор. 15, 55)? Крещением притупляется жало смерти.

9. С грехами нисходишь ты на воду: но Благодатное призывание, запечатлевшее душу твою, уже не попустит быть тебе поглощену страшным драконом. Нисшедши мертвым грехами, восходишь оживотворенным правдою. Ибо, ежели ты сделался сообразным подобию смерти (Римл. 6, 5) Спасителя, то удостоишься и воскресения. Поелику, как Иисус, восприяв на Себя грехи вселенной, умер, дабы умертвивши

 

 

39

грех, воскресить тебя правдою: так и ты нисшедши на воду, и некоторым образом погребшись в оной, подобно, как Он во гробе каменном, восстаешь паки, дабы ходить во обновлении жизни (Римл. 6, 4). Потом, когда удостоишься ты благодати, тогда Он подаст тебе крепость сражаться с вражьими силами. Ибо, как Он сорок дней искушаем был после крещения, не потому, что и прежде сего не мог победить врага; но потому, что все хотел делать в порядке и постепенно: так и ты, который прежде крещения не дерзал сражаться с врагами, теперь, прияв благодать и быв ободрен оружием правды, ополчайся и, если хочешь, проповедуй Евангелие.

10. Иисус Христос был Сын Божий. Но не прежде крещения Он начал проповедывать Евангелие. Ежели сам Владыка наблюдал порядок времени; то мы ли, рабы, приступим к чему-либо без соблюдения порядка? С того времени Иисус начал проповедывать, как Дух Святый нисшел на. Него телесным образом в виде голубя; не для того, чтобы Иисус в первый раз познал Его, (ибо Он знал Его и прежде телесного сошествия); но для того, чтобы узрел Его крещающий Иоанн. Ибо аз не ведех Его, говорит он, но Пославый мя крестити водою, Той мне рече: над негоже узршии Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть (Иоан. 1, 33). Ежели и ты имеешь нелицемерное благочестие, то и на тебя нисходит Дух Святый; глас Отчий свыше взывает к тебе, не тот: Сей есть Сын Мой (Матф. 3, 17); но ныне сделался сыном моим: ибо быт сыном— Ему принадлежит. Поелику в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1). К нему сказано: есть; поелику Он есть всегда Сын Божий; к тебе же: ныне сделался: потому что ты

 

 

40

сыновство имеешь не по природе, но получаешь оное по усыновлению. Он вечно есть Сын; а ты получаешь благодать сию по мере усовершенствования себя.

11, Итак, уготовь сосуд душевный, дабы сделаться тебе Сыном Божиим, наследником Богу, снаследником Христу; если только действительно уготовляешь себя к приятию сего дара, если с верою желаешь сделаться верным, если произвольно слагаешь с себя ветхого человека. Ибо прощено будет все, что ни сделано тобою, блуд ли то, прелюбодеяние ли, или другой какой вид невоздержания. Что ужаснее, как распять Христа? Крещение и от сего очищает.— Ибо тем, кои обращаясь ко Господу, вопрошали и говорили: что сотворим, мужие братие (Деян. 2, 37) велика рана, поразил ты нас, Петр, нашим преступлением, сказав: Начальника жизни убисте (3, 15): чем излечить такую рану? Как очистить такую скверну? Как спастись от такой пагубы? покайтеся, вещает он, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа, Господа нашего, во оставление грехов, и приимете дар Св. Духа. (Деян. 2, 38).

12. Неизъяснимое человеколюбие Божие! люди не надеются спасения, и удостаиваются Св. Духа. Видишь силу крещения. Если кто из вас по неведению отрекся Христа пред людьми; если кто словами богохульными распял Его; если кто делами злыми подверг хуле учение Его; таковый раскаивайся и будь благонадежен; ибо та же и ныне у нас благодать. Дерзай, Иерусалим,—снимет с тебя Господь все неправды твои; отмыет Господь скверну сынов, и дщерей своих духом суда и духом зноя (Исаии 4, 4): окропит на вы воду чисту, и очиститеся от всех грехов ваших (Иезек. 26, 25). Восторжествуют о вас Ангели и скажут: кто сия восходящая убелена, и утвержаема

 

 

41

о брате своем (Песн. Песн. 8, 5)? Ибо душа, бывши прежде рабою, ныне имеет братом своим Самого Владыку, Который приемля нелицемерное произволение ее, возгласит: Се еси добра, искренняя моя, се еси добра; зубы твои яко стада (1, 14) остриженных (4, 2) по чистосердечному исповеданию твоему, и после того: вся двоеплодны (Песн. Песн. 4, 2) по двоякой благодати, совершаемой, т. е. водою и Духом, и возвещаемой в Ветхом Завете и Новом. Итак, скончавши поприще поста, содержа в памяти сказанное, принося плод добрых дел, в непорочности представши пред Духовного Жениха, да сподобитесь получить оставление грехов от Бога.

Слава Ему купно с Сыном и Святым Духом во веки. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.