Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 14. На слова: И воскресшего из мертвых в третий день, и вошедшего на небеса, и седяща одесную Отца

203

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное, без приготовления на сии слова: И воскресшего из мертвых в третий день, и вошедшего на. небеса, и седяща одесную Отца: и на слова Апостольские: Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестах вам и проч. Яко воста в третий день по писанием и проч. 1 Кор. 15, и. 4].

1. Веселися Иерусалиме и торжествуйте вси любящий Иисуса, ибо Он воскрес. Радуйтеся вси, елицы прежде плакасте (Исаии 66, 10), слыша о дерзости и беззаконии Иудеев. Ибо поруганный ими ныне воскрес. И как слышание о Кресте причиняло некоторую скорбь, так благая весть о Воскресении да возвеселит предстоящих. Плачь да обратится в веселие, и сетование в радость, да исполнятся уста наши радостью и веселием, потому что Воскресший сказал: радуйтеся (Матф. 28, 9)! В прошедшие дни между любящими- Христа примечал я печаль. Поелику, когда в поучении остановился я на смерти и погребении, а не возвестил о Воскресении; то мысль ваша устремлена была к тому, чтобы услышать желаемое. Итак, воскрес Тот мертвый, Иже в мертвых свобод (Псал. 87, 6), и Свободитель мертвых Тот, на Которого в поругание, по долготерпению Его, возло-

 

 

204

жен был венец терновый, воскресши теперь, увенчался диадемою победы над смертью.

2. Впрочем, как о Кресте Его мы предложили свидетельства, так и о Воскресении представим теперь удостоверительные доказательства; поелику ныне чтенный Апостол говорит: погребен быть, и воста в третий день по писанием (1 Кор. 15, 4). Итак, после того, как Апостол указал нам на свидетельство Писания, нужно познать нам надежду нашего спасения й- прежде всего испытать, говорит ли нам Божественное Писание о времени Воскресения Его, летом, или осенью оно будет, или после зимы? Также, в каком месте Спаситель воскрес? И каким названо именем у чудных Пророков место Воскресения? Жены искавшие, но не находившие Его, а потом нашедшие, радуются ли? Дабы при чтении Евангелия, повествования святого Евангелия не были почитаемы ни баснями, ни стихотворными рассказами.

3. Итак, что Спаситель был погребен, вы ясно слышали в предшествовавшей беседе слова Исаии: будет с миром погребение Его (Исаии 57, 2)? Ибо Он примирил небо с землею, приведши грешников к Богу. Также, что от лица неправды взяся праведный (1): и: будет с миром погребение Его (2): и дам лукавые вместо погребения Его (Исаии 53, 9). И пророчество Иакова, находящееся в Писании, говорит: возлег усну, яко лев, и яко скимен; кто возбудит Его (Быт. 49, 9)? И подобное ему в книге Числ: возлег пони яко лев, и яко скимен (Числ 24, 9). Многократно также слышали вы слова Псалма: и в перст смерти свел мя еси (Псал. 21, 16). Самое место мы уже означили, приводя сии слова: воззрите на камень, еюже иссекосте (Исаии 51, 1). Впрочем, нам следует показать теперь свидетельства о самом Воскресении Его.

 

 

205

4. Итак, во-первых, Он говорит в одиннадцатом Псалме: страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь (Псал. 11, 6). Но некоторые слова сии считают обоюдными, так как многократно Он восставал и на гнев, для отмщения врагам. Итак, обратись к пятнадцатому Псалму, в котором ясно говорится: сохрани мл, Господи, яко на тя уповах (Псал. 15, 1); и потом: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима (4). Поелику они отвергли Меня, Царя своего, избрали в оного—Кесаря. И несколько спустя: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (8); и тут же: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя (7): и после сего весьма ясно говорит: яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети нетления. Не сказал: ниже даси преподобному твоему видети (10)—смерти; в таковом случае Он и не умер бы, но говорит: нетления не увижу Я, и под властью смерти не останусь. Сказал ми еси пути живота (Псал. 15, 1). Смотри, как ясно возвещается жизнь после смерти. Обратись теперь к двадцать девятому Псалму: вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне (Псал. 29, 2). Что ж это значит? От врагов ли ты избавился, или от биения свободился? На сие Сам Он весьма ясно говорит: Господи! возвел еси от ада душу мою (4). Там говорит Пророчески: не оставиши; а. здесь говоря, возвел еси, говорит как уже о случившемся, что имело случиться. Спасл мя еси от нисходящих в ров (4). В какое же время долженствовало случиться? Вечер водворится плач, и заутра радость (6). В вечеру для учеников был плачь, а на утро радость о Воскресении.

 

 

206

5. Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней: в вертоград орехов внидох (Песн. Песн. 6, 10). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь сие место весьма украшено Царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. Вертоград заключен, источник запечатлен (4, 12) Иудеями, которые говорили (Пилату): помянухом, яко льстец он рече еще сый жив, яко по триех днех востану (Матф. 27, 63). Повели убо утвердити гроб (64). После чего они шедше, утвердшиа гроб, знаменавше камень с кустодиею (66).Хорошо некто сказал против них: и в покои судити я имаши (Иова 7, 18). Что же это за источник зепечатленный? И что значит кладязь воды живы (Песн. Песн. 4, 15)? Это сам Спаситель, о Котором написано: яко у Тебе источник живота (Псал. 35, 10).

6. Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? Готовися, утреннюй, истле все листвие их (Софон. 3, 7), т. е. Иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: готовися, утреннюй, поутру ожидай Воскресения: и потом тут же по порядку, как написано, говорит: сего ради потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего во свидетельство (8) (в Мартирионе). Видишь ли, что Пророк предвидел и место Воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине сие место Голгофы и Воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно на основании слов Пророка: в день воскресения Моею во свидетельство (в Мартирионе).

7. Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же Пророчества: яко тогда обращу

 

 

207

к людем язык (Софон. 3, 9). Ибо по Воскресении, когда послан был Св. Дух; сообщен был дар языков, еже работати Господеви под игом единем (9). Какой другой находится в том же Пророчестве признак того, что поработают Господеви под ином единем? От конец рек Ефиопских, принесут жертвы Мне (ю). Знаешь, что написано в Деяниях: Царедворец Ефиопский пришел от конец рек Ефиопских (гл. 3, ст. 10). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках Воскресения: то уверься наконец в Воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

8. Вот и другое свидетельство, находящееся в восемьдесят седьмом псалме, которое предлагает Христос, говорящий у Пророка (ибо тот самый, который говорил тогда, после явился): Господи Боже спасения моею, во дни воззвах, и в нощи Пред Тобою (Псал. 87, 2); и несколько после: бых яко человек без помощи в мертвых свобод (5). Не сказал, человек без помощи, но яко человек без помощи. Ибо Он и распят был не потому, что был бессилен, но добровольно, и смерть не была необходимым следствием немощи. Привменен бысть с нисходящими в ров (5). Какой признак? Удалил еси знаемых моих от Мене (9). Ибо ученики разбежались. Еда мертвыми твориши чудеса (11)? Потом после нескольких слов: и Аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя (14). Видишь, как показываются и обстоятельства времени, и страдания, и воскресения.

9. Откуда же восстал Спаситель? В Песни Песней говорит Он: востани, прииди ближняя моя (Песн. Песн. 2, 10), и потом: в покрове каменне (14). По-

 

 

208

кровом каменным Он назвал пещеру, находившуюся тогда пред дверью гроба Спасителева, и в том же самом камне иссеченную, как обыкновенно здесь делается при гробах. Теперь ее не видно: поелику тогда пещера оная иссечена была пред гробом для нужного тогда украшения. Ибо прежде нежели благоговейная Царская любовь устроила гроб, пещера находилась пред камнем. Но где камень, при котором пещера? Среди ли города он лежит, или при стенах на конце города; в старых ли стенах он находится, или в ограде пред стенами после сделанной? На сие Он говорит в Песнях: в покрове каменне близ предстения (Песн. Песн. 2, 14).

10. В какое время воскресает Спаситель? Во время ли лета, или в другое? В тех же вышеупомянутых Песнях Он непосредственно говорит: зима прейде, дождь отиде, отиде себе (11): цвети явишася на земли, время обрезания приспе (12). Не теперь ли земля покрывается цветами, и обрезывают виноградные лозы? Видишь ли, как ясно сказал, что и зима уже прошла? Ибо с наступлением месяца Марта начинается уже весна. А время сие и есть тот первый месяц у Евреев, в который празднуется Пасха, прежде прообразовательная, а теперь истинная. Время сие есть время сотворения мира. Ибо тогда Бог сказал: да прорастит земля былее травное, сеющее семя по роду и по подобию (Быт. 1, 1). И теперь, как видишь, всякая трава уже дает семя. И как тогда Бог, сотворивши солнце и луну, установил для них равноденственное течение: так точно за несколько до сего дней было время равноденствия. Потом сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Что относится к образу, сие человек удержал; а что к подобию, сие преслушанием своим

 

 

209

исказил. Итак, в то же самое время, в которое он утратил сие, последовало и исправление. Когда сотворенный человек за преслушание изгнан был из рая: в то же время уверовавший введен в оный за послушание. Итак, спасение совершилось в то время, в которое произошло отпадение; т. е. егда цвети явишася, и обрезание приспе (Песн. Песн. 2, 12).

11. Сад был местом погребения, в котором насаждены были виноградные лозы. А Иисус говорит: Аз есмь лоза (Иоан. 15, 1). Итак, Он насажден был на земле, чтобы искоренить проклятие, навлеченное Адамом. Земля осуждена была произращать терние и волчцы; из земли произошла лоза, дабы исполнилось написанное: истина от земли воссия, и правда с небесе приниче (Псал. 84, 12). Что же будет говорить погребаемый в саду? Объимах смирну мою со ароматами моими (Песн. Песн. 5, 1), и потом: смирна и алой со всеми первыми мирами (4, 14). Вещи сии суть признаки погребения; и в Евангелии сказано: приидоииа жены на гроб, носяще, яже уготоваша ароматы (Луки 24, 1). И Никодим нося смешение смирнено и алойно (Иоан. 19, 39). Потом написано: ядох хлеб мой с медом моим (Песн. Песн. 5, 1): вкушал горькое во время страдания, и сладкое по воскресении. Воскресши, взошел Он, когда затворены были двери: ученики не верили, ибо мняху дух видети (Лук. 24, 37). На сие Он сказал: осяжите Мя, и видите (37), вложите персты в раны от гвоздей, как испытывал Фома: Еще же неверующим им и чудящимся от радости, рече им (41): имате ли что снедно зде? Они же дата Ему от пчел сот (42). Видишь, как исполнились оные слова: ядох хлеб мой с медом моим (Песн. Песн. 5, 1).

 

 

210

12. Но прежде нежели Он взошел тогда, как затворены были двери, добрые и мужественные жены искали Жениха и врача душ. Пришли блаженные жены ко гробу и искали Того, Который воскрес, и Слезы текли из глаз их тогда, как надлежало радоваться и веселиться о Воскресшем. Приходит Мария, ищет, как говорит Евангелие, и не находит. После слышит весть от Ангелов, и наконец видит Христа. Не написано ли и о сем? В Песнях Песней сказано: на ложи моем исках, еюже возлюби душа моя (Песн. Песн. 3, 1). В какое время? На ложи моем в нощи исках, еюже возлюби душа моя, (Мария, говорит Евангелие, прииде еще сущи тьме. Иоан. 20, 1). На ложи моем исках в нощи, и исках и не обретох Его. И в Евангелии говорит Мария: взяша Господа моею, и не вем, где положиша Его (13). Но Ангели, бывшие тут, выводят из неведения. Они говорят: что ищете живаго с мертвыми (Луки 24, 5)? Не только воскрес Он, но воскрес вместе с мертвыми. Мария не знала, потому от лица Ея в Песни Песней сказано Ангелам: видите ли, Еюже возлюби душа моя? Яко мало егда преидох от них, т. е. от двух Ангелов, дондеже обретох, Еюже возлюби душа моя: удержах Его, и не оставих Его (Песн. Песн. 3, 3. 4).

13. Ибо после явления Ангелов, сам Иисус пришел возвестить о Себе, как говорит Евангелие: и се Иисус срете я, глаголя, радуйтеся: оне же приступльше. ястеся за нозе Его. (Матф. 28, 9). Ухватились за Него, да исполнятся слова: удержах Его, и не оставих Его (Песн. Песн. 3, 4). Хотя тело жены слабо, но дух мужествен: вода многа не может угасити любви, и реки не потопят ее, (Песн; Песн. 8, 7). Мертв был Тот, Кого искали, но не погасла надежда о воскресении Его. И Ангел вторично говорит женам: не

 

 

211

бойтеся вы (Матф. 28, 10): не воинам говорю: не бойтеся, но вам. Те пусть боятся, дабы дознавши опытом, засвидетельствовали и сказали: воистинну Божий Сын бе (27, 54): а вам нет нужды бояться. Ибо совершенна любы вон изгоняет страх (1 Иоан. 4, 18). Шедше рцыте учеником Его, яко воста, и прочее (Матф. 28, 7). И они отошли в радостном страхе. Не написано ли и о сем? Второй Псалом, возвещающий о Христовом страдании, говорит: работайте. Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Псал. 2, 1). Радуйтеся, ибо воскрес Господь, но радуйтеся с трепетом, по причине землетрясения и явления Ангела, в виде молнии.

14. Итак, Архиереи и Фарисеи хотя, по воле Пилата, и запечатали гроб: но жены узрели Воскресшего. И Исаия, который предвидел как тщетный труд Архиереев, так и твердую веру жен, говорит: жены грядущия с позорища приидите: не суть бо людие. имуще смысла (Исаии 27, 11). Архиереи не разумеют, а жёны своими глазами видят. Когда пришли в. город к Архиереям воины и возвестили о всем случившемся, то они сказали им: рцыте, яко. ученицы Его нощию пришедше, украдоша Его, нам спящим (Матф. 28, 13). Хорошо подлинно и о сем Исаия, как бы от лица их, сказал: но нам глаголите, и. возвещайте нам иное прельщение (Исаии 30, 10). Востал Воскресший, и дарами ! сребра прельщают воинов, но не прельстят царствующих ныне. Ибо тогда воины за сребро продали истину: но нынешние цари,: быв подвигнуты благочестием, создали украшенную сребром и златом Святую сию Воскресения Спасителя Бога церковь, в которой мы находимся, и обогатили ее драгоценною от сребра и золота утварью. И аще. сие услышано будет у Игемона, мы утолим его (Матф. 28, 14). Правда,

 

 

212

вы убедили воинов, но не убедили вселенной. Почему, когда Петр ушел из темницы, стражи осуждены были, а стерегшие Христа не были осуждены? Тем последовало от Ирода наказание, ибо по незнанию своему они не могли защититься: а сии сказав истину, но согласившись за сребро скрыть ее, Архиереями избавлены были от наказания. Впрочем, хотя не многие из Иудеев тогда поверили, однако-же мир покорился. Скрывшие истину сокрылись, а принявшие оную явились на свет силою Спасителя, Который не только Сам воскрес из мертвых, но воскресил с Собою и мертвых, от лица которых ясно говорит Пророк Осия: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем, и живи будем пред Ним (Осии 6, 3).

15. Так как непокорные Иудеи не убеждаются Божественным Писанием, но забыв все написанное, противоречат воскресению Иисуса; то хорошо было бы так возразить им: почему вы, говоря, что Елисей и Илия воскрешали мертвых, противоречите воскресению нашего Спасителя? Потому ли, что мы не имеем теперь в живых из тогдашних свидетелей на слова сии? Так и вы представьте свидетелей о случившемся Тогда. Но о сем написано (скажете): и о том написано. Итак, почему вы одно принимаете, а другое отвергаете? О том написали Евреи, но Апостолы все были Евреи. Почему же не верите Иудеям? Матфей, написавший Евангелие, написал оное на Еврейском языке, и Проповедник Павел Евреин от Еврей (Филипп. 3, 5); да и все двенадцать Апостолов из Евреев. Далее и пятнадцать Иерусалимских Епископов были преемственно поставляемы из Евреев. Итак, по какой причине свое собственное принимаете, а наше отвергаете, между тем как и сие написано вашими Евреями?

 

 

213

16. Но скажет кто-нибудь: невозможное дело воскресать мертвым. Однако же Елисей два раза воскрешал, и при жизни своей, и по кончине. Мы верим, что мертвый, коснувшись мертвого Елисея, воскрес: и Христос ужели не мог восстать из мертвых? Впрочем, там коснувшийся Елисея мертвец хотя и воскрес, но воскресивший его по прежнему остался мертвым: здесь, напротив, и Сам мертвый наш воскрес, и многие мертвые, и не коснувшись Его, воскресли. Мпога бо телеса усопших Святых восташа. И изшедше из гроб по воскресении Его, внидоша во Святый град (Матф. 27, 52. 53) (очевидно, в сей город, в котором теперь мы находимся) и явишися мнозем. Елисей воскресил мертвеца, но не покорил вселенные: воскресил Илия мертвеца, но не именем Илии бесы изгоняются. Так говоря, мы не уничижаем Пророков, но тем паче восхваляем Владыку их. Мы не охуждаем того, что они имеют, когда восхваляем свое; ибо и то есть наше, и тем, что у них находится, утверждаем наше.

17. Но Иудеи говорят опять, что мертвый (Иисус), как недавно скончавшийся, воскрес потому, что оставалась еще в Нем жизнь: покажите же нам, что можно воскреснуть тридневному мертвецу; что можно человеку уже погребенному воскреснуть после трех дней. Когда мы на сие ищем свидетельства, то дает нам оное сам Господь Иисус во Евангелии, говоря: якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи; тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Матф. 12, 40). Разбирая повествование об Ионе, находим в нем весьма ощутительное сходство. Иисус послан был проповедывать покаяние; и Иона для того же был послан. Но сей бежал, не предвидя будущего: а Иисус добровольно

 

 

214

приходит проповедывать спасительное покаяние. Иона спал в корабле и храпел во время морской бури; а Иисус, когда спал, по смотрению Божественному, волновалось море для того, чтобы после познана была сила спящего. Тому говорили: что ты храплеши? Востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог (Ионы 1, 6); а здесь говорят Владыке: Господи! спаси ны (Матф. 8, 25). Там сказали: моли Бога твоего: а здесь, спаси. Тот говорит: возмите мя и вверзите в море: и утолится море от вас (Ионы 1, 12), а здесь сам Иисус запрети ветром и морю, и бысть тишина велия (Матф. 8, 26). И тот брошен был во чрево кита; а сей добровольно сошел туда, где мысленный оный кит смерти сошел добровольно, дабы смерть изблевала поглощенных ею, как писано: от руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я (Осии 13, 14).

18. Так как коснулись мы сего предмета, рассмотрим, что неудобнее: человеку ли погребенному восстать из земли, или остаться несогнившим человеку находящемуся во чреве Кита, в столь сильном жару животного? Кто не знает из людей, что чрева столь сильный имеют в себе жар, что и кости съеденные согнивают в них? Как же Иона, находясь во чреве китове три дни, не согнил? Когда у всех людей такова природа, что, не дыша воздухом, они не могут жить; как же он в продолжение трех дней, не дыша воздухом, оставался жив? Иудеи ответствуя на сие говорят: Ионе во аде колеблемому снизошла сила Божия; так ужели Господь, Который ниспославши силу, даровал жизнь рабу Своему, сам Себе не может даровать ее? Если верно то, верно и сие; если же то невероятно, и сие невероятно. А для меня то и другое равно верно. Верю, что и Иона был сохранен, ибо вся возможна у Бога (Матф. 19, 26).

 

 

215

Верю, что и Христос воскрес из мертвых. Ибо о сем я много нахожу свидетельств как в Божественном Писании, так и в силе Воскресшего, доселе открывающейся, Который сошел во ад один, а вышел из него со многими. Он сошел к смерти, и многа телеса усопших Святых восташа (Матф. 27, 52) чрез Него.

19. Смерть устрашилась, увидев нового кого-то пришедшего во ад, Который не был связан узами оного. Почему вы, привратники ада, увидевши Его, ужаснулись? Какой необычайный овладел вами страх? Смерть побегла, и бегство сие обнаружило боязнь ее. Стеклись Святые Пророки и Моисей Законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил, и Исаия и Креститель Иоанн, который свидетельствуя говорил: Ты ли еси грядый, или иною чаем (Матф. 11, 3)? Искуплены все Праведные, поглощенные смертью. Ибо возвещенный Царь долженствовал быть Искупителем добрых провозвестников. Тогда каждый из Праведных говорил: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (1 Кор. 15, 55)? Ибо нас искупил Победоносец.

20. Образ сего Спасителя нашего представил Пророк Иона, во чреве Китове молящийся и говорящий: возопих в скорби моей, и проч. из чрева адова (Ионы 2, 3). Хотя он находился в ките, нов ките находясь, говорит о себе, что он находится во аде. Ибо он прообразовал Христа, имевшего сойти во ад. И, спустя несколько, говорит от лица Христова, пророчествуя весьма ясно: понре глава моя в расселины гор (Ионы 2, 6). Но он был во чреве китове: какие же горы заключают тебя (Пророк)? Знаю я, говорит он, что я прообразую Того, Который имеет быть положен во гробе, иссеченном

 

 

216

из камня. Иона, находясь в море, говорит: снидох в землю (7); поелику он прообразовал Христа, низшедшего в сердце земли. И предвидя, что Иудеи будут склонять воинов ко лжи, и говорит рцыте, яко украдоша Его (Матф. 28, 13), сказал: хранящий суетная и ложная, милость свою оставиша (Ионы 2, 9). Ибо пришел милосердующий о них, но был распят и воскрес, давши честную Свою кровь за Иудеев и язычников. Но они говорят: рцыте, яко украдоша Его (Матф. 28, 13), (они), хранящий суетная и ложная (Ионы 2, 9). О Воскресении же Его и Исаия говорит: возведый от земли Пастыря овцам великого (Исаии 63, 11); присовокупил он: великого, дабы не почли Его имеющим равное достоинство с предшествовавшими Пастырями.

21. Итак, имея пророчества, да пребудем в вере. Пусть падают падающие от неверия, поелику хотят того; а ты стой на камне веры, касательно Воскресения, дабы какой-нибудь еретик не склонил тебя бесславить Воскресение. Ибо Манихеи доселе говорят, что воскресение Спасителя было в призраке, а не истинное, не внимая Павлу, который написал: бывшем от семене Давидова по плоти (Римл. 1, 3); и который тут же говорит: из воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашею (4). И в другом месте, обращаясь к ним, говорит: да не речеши в сердцы твоем и проч. кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести (Римл. 10, 7)? Подобным образом для утверждения негде еще он написал: поминай Иисуса Христа воставшаго от мертвых (2 Тим. 2, 8). И опять: аще же Христос не воста, тща убо проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, Еюже не воскреси (1 Кор. 15, 14. 15).

 

 

217

Но потом говорит: ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (20); и явися Кифе, таже единонадесятим (5). Если не веришь одному свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом лейся боле пяти сот братиям единою (6). Если двенадцати не верят, то пусть примут свидетельство пяти сот. Потом же явися Иакову (1 Кор. 15, 7), брату своему, первому Епископу паствы сея. Итак, если сей Епископ видел воскресшего Христа Иисуса в первом Его образе: то ты ученик Оного не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков, будучи братом, по приязни засвидетельствовал: последи же и мне явися (8), Павлу, врагу Его. А какое свидетельство, врагом возвещаемое, бывает сомнительно? Быв прежде гонителем, ныне я благовествую воскресение.

22. Много свидетелей о воскресении Спасителя: ночь и свет полные луны (ибо шестнадцатая то была ночь); камень гробный вместивший Его,—и камень противустанет в лицо Иудеям, ибо он видел Господа. И камень отваленный, который и доселе лежит, будет свидетельствовать о воскресении. Ангелы Божии, находившиеся тут, засвидетельствовали о воскресении Единородного. Петр и Иоанн, и Фома, и все прочие Апостолы, из которых одни, притекшие ко гробу, видели погребальные пелены, которыми Он прежде был обвит, лежащими там после воскресения, а другие осязали руки и ноги Его, и видели раны от гвоздей;, все же вместе принявшие Спасительное дуновение, и удостоившиеся власти прощать грехи силою Духа Святого: жены державшиеся за ноги, и зревшие сильное землетрясение и свет находившегося тут Ангела: те пелены, которыми Он обвит был, и которые воскресши оставил: воины, и сребро данное

 

 

218

им; самое место и теперь видимое, и сей Святые церкви дом, воздвигнутый Христолюбивою ревностью блаженные памяти Царя Константина, и так, как ты видишь, украшенный: (все сие свидетельствует).

23. Свидетельствует о воскресении Иисуса и Тавифа, воскрешенная из мертвых именем Его. Как же не верить воскресению Христа, когда даже имя Его воскрешало мертвых? О воскресении Иисуса и море свидетельствует, как ты прежде слышал: свидетельствует и ловля рыбы, и уголье лежащее, и рыба положенная на оное. Свидетельствует и Петр, прежде три раза отрекшийся от Него, и потом три раза исповедавший Его, и принявший повеление пасти духовных овец. Доныне стоит Елеон, как бы доселе показывающий очам верных восшедшего на облаке, и небесные врата, в кои вшел Он. Ибо в Вифлеем Он сошел с небес; а с горы Елеонской вознесся на небеса. Там начал подвиги Свои; а здесь увенчан за подвиги. Итак, ты много имеешь свидетелей. Имеешь свидетелем сие место Воскресения, и место Вознесения, лежащее от нас на восток. Имеешь свидетелями там свидетельствовавших Ангелов и то облако, на котором Он вознесся, и учеников, сошедших оттуда.

24. Порядок учения веры требовал, чтобы я сказал и о Вознесении: но Благодать Божия устроила, что ты по смотрению сей Божественной благодати, весьма довольно, сколько позволяет немощь наша, слышал о том вчерашний день Воскресения Господня, в собрании при предлагаемом по порядку чтении, которое содержит в себе все о Вознесении Спасителя на небеса. Предложенное тогда хотя говорено было для всех, и вместе для собравшихся во множестве

 

 

219

верующих; однако же особенно относится к тебе, (готовящийся к просвещению)! Но спрашивается, вникнул ли ты в сказанное? Знаешь, что порядок Символа веры научает тебя веровать в воскресшего в третий день: и вошедшего на небеса, и седяща одесную Отца. Хотя я и думаю, что ты помнишь мое изъяснение: впрочем, и теперь мимоходом напомню тебе о сказанном. Вспомни то, что ясно написано во Псалмах: взыде Бог в воскликновении (Псал. 46, 6); вспомни, что говорили друг другу и Божественные Силы: возмите врата князи ваша и проч. (Псал. 23, 7), вспомни и слова Псалма: вошел еси на высоту, пленил еси плен (Ефес. 4, 8); вспомни и слова Пророка: сотворяяй на небо восход свой (Амоса 9, 6), и все прочее, что вчера было сказано против прекословящих Иудеев.

25. Так как они вознесению Спасителя прекословят, как будто чему невозможному; то вспомни сказанное о перенесении Аввакума. Ибо если Аввакум перенесен Ангелом, быв взят за волосы головы своей: тем паче Владыка и Пророков и Ангелов, вознесшийся на облаке с горы Елеонской, мог собственною силою взойти на небеса. Вспомни и о подобных сим чудесах: но преимущество предоставляй творящему чудеса Владыке. Ибо те были носимы, а сей носит все. Вспомни о том, что Енох преложися (Быт. 5, 24), но Иисус вознесся. Вспомни то, что вчера сказано было об Илии: Илия подъят был на колеснице огненной; Христова же колесница есть тмами тем, тысяща юбзующих (Псал. 67, 18). Илия подъят был к восточной стороне Иордана, а Христос вознесся к восточной стороне потока Кедрского; тот аки на небо (4 Цар. 2, 1), а Иисус прямо на небо; тот сказал: даны будут ученику сугубые дары Духом Святым, а Христос в таком обилии да

 

 

220

ровал ученикам благодать Святого Духа, что они не только сами в себе имели Его, но сообщали и верующим чрез возложение рук своих.

26. Когда таким образом будем сражаться с Иудеями, когда победим их, приводя подобные примеры: тогда обратись к превосходству славы Спасителя, потому что они рабы, а сей Сын Божий. Превосходство сие ты вспомнишь и тогда, когда помыслишь, что Павел, Христов раб, восхищен бысть до третьяго небесе (2 Кор. 12, 2). Ибо если Илия достиг только до первого неба, а Павел до третьего; то конечно сей удостоен большей чести. Не стыдись своих Апостолов. Они не хуже Моисея и не ниже Пророков; они хороши между хорошими, и еще лучше хороших. Ибо Илия хотя взят на небо, но Петр имеет ключи Царствия Небесного, который слышал слова сии: еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех (Матф. 16, 19). Илия только на небо взят был, а Павел и на небо, и в рай, (ибо ученикам Иисуса надлежало получить гораздо большую благодать): слыша неизреченны глаголы, ихже не лет есть человеку глаюлати (2 Кор. 12, 4). Павел обратно сошел с высоты не потому, чтобы он недостоин был пребывать на третьем небе; но для того, чтобы насладившись тем, что превышает понятие человека, и со славою сошедши, по проповедании Христа и по принятии смерти за Него, получил венец мученический. Оставляю все прочее, относящееся к сему предмету, что сказано было вчера в воскресном чтении. Ибо для рассудительных слушателей довольно напомянуть только, чтобы вразумить.

27. Помни и то, что я многократно говорил о седении Сына одесную Отца, о Котором по порядку в Символе веры говорится: и восшедшаго на небеса, и

 

 

221

седяща одесную Отца. Не будем много любопытствовать о свойстве престола, ибо сие непостижимо; не будем также слушать злонамеренно говорящих, что Сын начал сидеть одесную Отца после Распятия и Воскресения, и по восшествии на небеса. Ибо Он не впоследствии времена получил престол, но от начала, как Он существует. Он всегда пребывает рожденным Сыном, и седит со Отцем. И сей престол, до пришествия Спасителева во плоти, созерцая Пророк Исаия говорит: видех Господа седящя на престоле высоце и превознесенне, и проч. (Исаии 6, 1). Ибо Отца никто никогда не видал. Тот же, кто явился тогда Пророку, был Сын. И Псалмопевец говорит: ютов престол Твой оттоле, от века Ты еси (Псал. 92, 2). Так, как много находится о сем свидетельств, то для краткости времени будем довольны и сими.

28. А теперь нужно несколько привести вам на память из того, что пространно изложено было касательно седения Сына одесную Отца. Сто девятый Псалом ясно говорит: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Псал. 109, 1). Спаситель, утверждая сказанное в Евангелии, говорит, что Давид не сам от себя, но по вдохновению Святого Духа сказал сие: како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя: рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене и проч. (Матф. 22, 43 и 44), и в Деяниях Апостольских (сказано): что в день Пятидесятницы, Петр, ставши с одиннадцатью Апостолами и беседуя с Израильтянами, теми же словами упомянул о сем свидетельстве, во сто девятом Псалме находящемся.

29. Должно напомнить вам и о других некоторых подобных свидетельствах, касательно седения

 

 

222

Сына одесную Отца. В Евангелии от Матфея написано: обаче глаголю вам, отселе узрите Сына Человеческого седяща одесную силы и проч. (Матф. 26, 64). Согласно с сим и Апостол Петр говорит в Послании своем: Воскресением Иисус Христовым, иже есть одесную Бога, возшед на небо, (1 Петр. 3, 21. 22). И Апостол Павел пиша к Римлянам, говорит: Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога (Римл. 8, 34). В Послании же к Ефесеям сказал: по действу державы крепости Его, юже содея о Христе, воскресив Его от мертвых, и посадив одесную Себе и проч. (Ефес. 1, 19. 20); а Колоссаев учил так: аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя (Колос. 3, 1). В Послании к Евреям говорит: очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких (Евр. 1, 3); и после: кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (13)? Еще: Он же едину (10, 12) за всех принес жертву, всегда сидиш одесную Бога, прочее ожидая, дондеже положатся врази Его подножие ног Его (13); далее: взирающе на Начальника веры, и Совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе Крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе (Евр. 12, 2).

30. Есть и другие свидетельства о седении Единородного одесную Отца, но мы в настоящее время будем довольны и сими, то же самое опять напоминая вам, что не после пришествия во плоти Он получил честь сего седения, но прежде всех веков Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, имеет всегда престол одесную Отца. Сам же Бог всего, Отец Христа и Господь наш Иисус Христос, сошедший, и восшедший, и седящий вместе

 

 

223

со Отцем, да хранит души ваши, и да соблюдет непоколебимою и твердою надежду вашу на Воскресшего; да воскресит вас от смертоносных грехов ваших, и сподобит пренебесного своего дара; да удостоит вас быть восхищенными па облацех в сретение Господне на воздусе (и Сол. 4, 17), во время благоприятное; и доколе не настанет сие время предуставленного и славного второго Его пришествия, да напишет имена всех вас в книге живых, и написав. никогда да не изгладит. (Ибо многих, которые отпадают, изглаждаются имена); да сподобит же всех вас уверовать в Воскресшего, и принять Вознесшагося, и паки грядущего, но не от земли грядущего, (предостерегай, человек, самого себя от имеющих прийти обольстителей), седяшего на высоте и вместе находящегося здесь с нами, Который видит образ и твердость веры в каждом. Что Он отсутствует ныне плотью, не подумай по сему, чтобы и Духом не присутствовал. Он здесь посреди; Он слышит, что говорим о Нем, видит помышления твоя, и испытует сердца и утробы. Он и теперь готов всех вас, приступающих ко крещению, представить Отцу во Святом Духе и сказать: се аз и дети, яже ми дал еси (Евр. 2, 13), Боже! Да будет Ему слава во веки. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.