Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 11. На слова: Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденного, прежде всех век

136

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления на сии слова: Сына Божия Единородного, Иже от Отца рожденного, прежде всех век, Бога истинна, Имже вся быта. И также на слова из послания ко Евреем: Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый Отцем во Пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне, и проч. Евр. 1, и. 2].

1. Что мы имеем надежду на Иисуса Христа, о сем по возможности довольно сказано в поучении, преподанном вам вчера. Но не просто должно веровать в Иисуса Христа, и не должно почитать Его наравне с кем-либо из множества тех, которые в несобственном смысле названы христами: они были прообразовательными христами, а Сей есть истинный Христос, не из числа людей по преемству вступивший во священство, но всегда имеющий достоинство священства, данное от Отца. Посему-то вера, предостерегая нас, дабы между простыми помазанниками не искали Христа истинного, присоединяет: Единого, возвещая в Символе веры, что мы веруем во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго.

 

137

2. Теперь, когда ты слышишь, Сына, не разумей Сына усыновленного, но естественного, Сына Единородного, Который не имеет у Себя другого брата. Единородным Он называется для того, что по Божественному достоинству и рождению от Отца, не имеет брата; а Сыном Божиим называем Его мы не от себя, но потому, что Сам Отец наименовал Иисуса Христа Сыном Божиим. Наименование же, даемое от Отца детям, истинно.

3. Вочеловечился Господь наш Иисус Христос; но многими не был познан. А когда желая открыть непознаваемое, в собрании учеников, спросил: Кою Мл глаголют быти Сына Человеческого (Матф. 16, 13)? (Спросил о сем не по тщеславию, но в намерении показать им истину, дабы они живя вместе с Богом, Единородным Божиим, не думали об Нем, как о простом человеке). И когда ученики отвечали Ему: инии Илию, друзии же Иеремию (14): Он сказал им: сим незнающим Меня извинительно; а вам, Апостолы, которые именем Моим очищаете прокаженных, изгоняете бесов, воскрешаете мертвых, нельзя не знать Того, силою Которого творите чудеса. Когда все молчали (ибо учение сие было выше разумения человеческого): тогда Петр, первенствующий между Апостолами, и верховный проповедник в церкви, не вымыслам и человеческим умозаключениям следуя, но быв просвещен в разуме от Самого Отца Бога, сказал Ему: Ты еси Христос, притом не просто, но Сын Бога Живого (Матф. 16, 16). И за словами сими следовало наименование блаженным. Поистине, они были выше разумения человеческого, и запечатлели истину того, что Отец открыл оные. Ибо Спаситель сказал: блажен еси, Симоне вар Иона, яко плот и кров не Яви тебе, но Отец Мой, Иже есть

 

 

138

на небесех (17). Итак, признающий Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим имеет часть в блаженстве, а непризнающий Его Сыном Божиим есть несчастный и бедный человек.

4. Опять когда слышишь, что Христос есть Сын Божий, не принимай сего в несобственном смысле, но верь, что Он есть истинно Сын, Сын естественный, безначальный, не из рабства перешедший в достояние усыновления, но Сын предвечно рожденный рождением неизъяснимым и непостижимым. Равно, когда слышишь, что Он есть перворожденный, не думай, что Он таков по человечески. Ибо первенцы людей имеют и других братьев, как негде и сказано в Писании: Сын первенец Мой Израиль (Исх. 4, 22). Но как первенец Рувим, так и Израиль лишились первенства. Ибо тот взошел на ложе отца своего, а Израиль изгнав Сына Отцева из виноградника, распял Его. Писание и к другим говорит: Сынове есте Господа Бога вашего (Втор. 14, 1): также, Аз рех: бози есте, и сынове Вышнего вси (Псал. 81, 6); сказал только, а не родил. Они чрез сие слово Божие получили усыновление, которого не имели. А Христос не иным чем-либо прежде был, и другим соделался по рождении, но от начала родился Сыном, Сыном Отца, подобным во всем родившему Его, родился, как жизнь от жизни, свет от света, истина от истины, премудрость от премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога.

5. Итак, когда услышишь слова Евангелия: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Матф. 1, 1), разумей здесь рождение по плоти. Ибо Он Сыном Давида соделался под конец веков: а Сыном Божиим есть прежде всех веков, безначально. В первом случае Он получил то, чего

 

 

139

не имел; а здесь что имеет, имеет всегда, быв рожден от Отца. Он двух имеет Отцов, Давида по плоти, и Бога Отца по Божеству. Но рождение от Давида и времени подлежит и изысканиям, и родословному исчислению; а рождение по Божеству не подлежит ни времени, ни месту, ни родословному исчислению. Ибо род Его кто исповесть (Исаии 53, 8)? Бог Дух, как Дух, как бестелесный, духовно родил рождением неисследимым и непостижимым. Сам Сын говорит об Отце: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Псал. 2, 7), днесь сие есть не что-либо недавнее, но, вечное, безвременное, днесь, прежде всех веков: из чрева прежде денницы родих Тя (Псал. 109, 3).

6. Итак, веруй в Иисуса Христа, Сына Бога, Живого, Сына же Единородного по слову Евангельскому: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своею Единородного дал есть, да всяк веруяй вонь не погибнет, поймать живот вечный (Иоан. 3, 16); и в другом месте: веруяй в Сына несть осужден: но прейде от смерти в живот (3, 18): а иже не верует в Сына, не у зрит, живота, но гнев Божий пребывает на нем, яко не верова в Сына Божия Единородного (Иоан. 3,3 6), о Котором свидетельствуя Иоанн сказал: и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Иоан. 1,14). Демоны, трепеща Его, говорили: остави, что нам и Тебе, Иисусе, Сыне Бога Живого (Лук. 4, 34. Марк. 5, 7).

7. Итак, Он есть Сын Божий по естеству, не по усыновлению, рожденный от Отца. И всяк любяй Родшего, любит и Рожденного от Него (1 Иоан. 5, 1); а отвергающий рожденного причиняет оскорбление родшему. Когда же ты слышишь о Боге рождающем, не впади в помышления плотские, не разумей рождения тленного, дабы не сделаться нечестивым. Бог

 

 

140

есть Дух, и рождение духовное. От тел тела и рождаются, и для рождения телесного потребно известное продолжение времени. Напротив, рождение Сына от Отца—без посредства времени. Притом, рождаемое там рождается несовершенным: но Сын Божий родился совершенным. Ибо, что Он теперь есть; тем от начала есть, быв рожден безначально. Мы, рождаясь, из состояния младенческого неразумения переходим в состояние рассудка. Рождение твое, человек, несовершенно. Возрастание твое бывает постепенно. Но об оном рождении не думай, так и не обвиняй родившего в слабости. Ибо, если Он родил несовершенного, и во времени уже рожденный получил совершенство: так думая, ты родившего обвиняешь в слабости. Если же рожденный получил что впоследствии времени: то конечно сего, по мнению твоему, родивший не даровал Ему сначала.

8. Итак, сего рождения не почитай человеческим, ниже таковым, как родил Авраам Исаака. Авраам родил Исаака, но родил не того, кого бы хотел родить, а кого другой ему даровал. Но когда рождает Бог Отец, здесь не имеет места ни незнание, ни размышление. Говорить, что Он не знал Рождаемого от Себя, есть величайшее нечестие; говорить также, что Он по размышлении во времени наконец соделался Отцем, есть такое же нечестие. Ибо Бог прежде не был без Сына, и не соделался Отцем после во времени; но всегда имеет Сына, родивши Его не так, как люди рождают людей же, но, так, как Сам один знал, родивши Его прежде всех веков, родивши Бога истинного,

9. Отец, Бог истинный, родил и Сына подобного Себе, Бога истинного, родил не так, какучители рождают учеников, не так, как Павел

 

 

141

говорит к некоторым: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1 Кор. 4, 15). Здесь Тот, который не был сыном Павла по естеству, соделался сыном чрез научение от него; а там Сын естественный, истинный Сын, не так, как вы готовящиеся к просвещению соделываетесь теперь сынами Божиими. И вы соделываетесь сынами Божиими, но по усыновлению чрез благодать, как написано: елицы же прията Его, даде им облает чадом Божиим быти верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Иоан. 1, 12. 13). Хотя и мы рождаемся водою и Духом; но не так родился Христос от Отца, Который во время Его крещения велегласно сказал: Сей есть Сын Мой (Матф. 3, 17): не сказал: ныне соделался Сыном Моим, но: Сей есть Сын Мой, дабы показать, что и прежде действия крещения Он был Сыном.

10. Отец родил Сына, не так, как ум в человеке рождает слово. Ибо ум пребывает в нас неизменным, а слово произнесенное, рассеваясь в воздухе, теряется. Но мы знаем, что Христос родивщийся, есть Слово не произнесенное, но Слово постоянно пребывающее и живущее, не устами изреченное, но вечно, неизреченным образом, как лице, рожденное от Отца. В начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1), Слово седящее одесную, разумеющее волю Отца, и по Его манию во всем действующее; Слово нисшедшее, и восшедшее: ибо Слово устно произносимое ни нисходит, ни восходит:: Слово глаголющее и говорящее: Аз еже видех у Отца Моею, глаголю (Иоан. 8, 3 8); Слово могущественное и царствующее над всем: ибо вся даде Отец Сынови (Иоан. 13, 3).

 

 

142

11. Отец родил Сына не так, как бы кто из людей подумал, но так, как Сам Он один знает. Как Он Его родил, о сем обещаю сказать, а что родил Его не так, сие вновь подтверждаю. Да не только мы одни не знаем рождения Сына от Отца, но и вся сотворенная природа. Повеждь земли, аще ти скажет (Иов. 12, 8)? И если от всего находящегося на земли ты начнешь исследовать, то ничто не возможет сказать о сем. Ибо земля не может сказать о существе Создавшего и Образовавшего ее. И не только земля, но и солнце не знает оного. Ибо солнце, быв сотворено в четвертый день, не знает, что происходило в три дня до него; а не зная, что происходило до него в три дня, не возможет сказать о существе Самого Создателя. Самое небо сего не изъяснит. Ибо и небо мановением Отца чрез Христа яко дым утвердися (Исаии 51, 6). И небеса небес не поведают, и воды, которые превыше небес (Псал. 14-8, 4), не поведают сего. Итак, для чего тебе смущаться, человек, если не знаешь того, чего не знают и небеса! Да не только небеса не знают оного рождения, но и все Ангельское естество. Ибо если бы кто, (когда бы только было возможно, взошедши на первое небо и рассмотревши состояние находящихся там Ангелов), приступивши к ним, спросил, как родил Бог Сына Своего: думаю, они сказали бы: над нами выше есть большие, тех спроси. Взойди теперь на второе и третье небо, достигни, если можешь, до Престолов и Господствий, Начал, и Властей. Если бы и до них достигнул, что невозможно, то и они отрекутся и не скажут тебе, потому что не знают.

12. Всегда я удивлялся любопытству тех дерзновенных, которые чрез мнимое благочестие впадают

 

 

143

в нечестие. Ибо не зная ни Престолов, ни Господствий, ни Начал и Властей, сотворенных Христом, осмеливаются любопытствовать о Творце их. Скажи мне наперед ты, дерзновенный, какое различие между Престолом от Господствия? И тогда любопытствуй о Христе. Скажи мне, что такое есть Начало, Власть, Сила, Ангел? И тогда любопытствуй о Создателе их. Ибо вся тем быта (Иоан. 1, 3). Но ты не хочешь, или не можешь вопрошать Престолов и Господствий. Кто иной знает глубины Божия (1 Кор. 2, 10), кроме одного Духа Святого, изглаголавшего Божественное Писание? Но и Сам Дух Святый не изъяснил в Писании рождения Сына, от Отца. Итак для чего же ты любопытствуешь о том, чего и Дух Святый не сказал в Писании? Не зная и написанного, ты любопытствуешь о том, что не написано. В Божественном Писании много находится предметов для изыскания, и написанного мы не понимаем. Для чего же любопытствовать нам о том, чего не написано? Довольно нам знать, что Бог родил Единого только Сына.

13. Не стыдись сознавать своего незнания; ибо ты не знаешь того, чего не знают Ангелы. Один Родивший знает Рожденного; и Родившийся от Него знает Родившего. Родивший знает, кого Он родил; а Святый Дух Божий свидетельствует в Писании, что Родившийся есть Бог безначальный. Кто бо веет от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? Такожде и Божия никто же веет, точию Дух Божий (1 Кор. 2, 1). Яко же бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сыновы. живот имении в Себе (Иоан. 5, 26). Да вей чтут Сына, якоже чтут Отца (23), и яко Отец, ихже хощет, животворит, тако и Сын, ихже хощет, живит (21). Ни Родивший

 

 

144

ничего не лишился, ни Рожденный не имеет никакого недостатка, (знаю, что многократно о сем я вам говорил, но говорил многократно для вашего же утверждения), ни Родивший не имеет у Себя Отца, ни Рожденный не имеет брата, ни Родивший не изменился в Сына, ни Рожденный не соделался Отцем. От Единого только Отца один родился Единородный Сын, ниже два не рожденные, ниже два единородные. Один есть Отец не рожденный (не рожденный же есть Тот, Который Отца не имеет), и один есть Сын, вечно рожденный от Отца, не во времени родившийся, но рожденный прежде веков, не постепенно возрастший, но рожденный Тем, что Он теперь есть.

14. Итак, мы веруем в Сына Божия Единородною, от Отца рожденного, Бога истинного. Ибо истинный Бог не рождает ложного, как уже сказано. Притом Он родил Его не по предварительном размышлении; но вечно родил, родил несравненно скорее, нежели как у нас рождаются слова и мысли. Ибо мы, произнося слова во времени, употребляем на сие время; но рождение, силою Божией совершаемое, не имеет времени. Бог, как многократно уже сказано, не привел Сына Своего из небытия в бытие, не принял в усыновление такое липе, которое не было Сыном; но быв вечным Отцем, вечно и неизреченно родил Единого только Сына, Который не имеет брата. Не два Начала, но одно Начало, Отец—глава Сына. Ибо Отец родил Бога истинного, называемого Еммануилом. А Еммануил значит: с нами Бог (Матф. 1, 23).

15. И если хочешь знать, что родившийся от Отца и после вочеловечившийся, есть Бог: то выслушай слова Пророка: Сей, Бог наш, не вменится ин к Нему,

 

 

145

изобрете всяк пут хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Нею. Посем на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3, 3638). Видишь ли, что Бог вочеловечился после Законодательства Моисея? Прими же и другое свидетельство о Божестве Христа, недавно прочитанное: Престол Твой, Боже, во век века (Псал. 44, 7). А дабы, по причине явления Его во плоти здесь, не подумал кто, что Он впоследствии времени получил достояние Божества, ясно говорится: сею ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник твоих (Евр. 1, 9). Видишь ли, что Христос Бог помазан от Бога Отца.

16. Хочешь ли знать и третье свидетельство о Божественности Христа? Выслушай слова Исаии: утрудися Египет, и купля Ефиопска (Исаии 45, 14): и потом: и в Тебе помолятся, яко в Тебе Бог есть, и несть Бога разве Тебе. Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Израилев Спас (15). Видишь ли, что Бог Сын имеет в Самом Себе Бога Отца, когда почти то же самое говорит, что сказал в Евангелии: Отец во Мне, и Аз во Отце (Иоан. 14, 20)? Не сказал: Я есмь Отец, но Отец во Мне, и Аз во Отце. И в другом месте, не сказал: Аз и Отец, едино есмь; но Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30), дабы мы не отделяли Одного от Другого, или не смешивали чрез Сыно-Отечество. Они суть Едино по достоинству Божества; поелику Бог родил Бога: суть Едино: по власти Царственной; ибо не над одними царствует Отец, а над. другими Сын (как Авессалом, восстававший против своего отца); но над которыми царствует Отец, над теми же царствует и Сын: суть Едино; так как нет между ними никакого разногласия, или расстояния; ибо не иное хотение Отца, а иное Сына: суть Едино; так как не иные твари

 

 

146

Христа, и иные Отца; ибо едино творение всего, творение Отца чрез Сына: яко Той рече, и дыша, Той повеле, и создашася (Псал. 148, 5), говорит Псалмопевец. Говорящий говорит слушающему, и повелевающий повелевает находящемуся с Ним.

17. Итак, Сын есть Бог истинный, имеющий в Самом Себе Отца, неизменившийся во Отца. Ибо не Отец вочеловечился, но Сын. Изъясним истину свободнее. Не Отец пострадал за нас, но Отец послал пострадавшего за нас. Не будем говорить, что Он некогда существовал и не был Сыном; также не будем допускать Сыно-Отечества: но пойдем Царским путем, не уклоняясь ни на лево, ни на право. Не будем называть Сына Отцем, думай воздать Ему сим честь; также не будем почитать Сына за одну какую-либо из- тварей, думая сим воздать честь Отцу. Надобно покланяться Единому Отцу чрез Единого Сына и не разделять поклонения. Да проповедуется Един Сын прежде веков, седящий одесную Отца, не во времени, после страдания по мере усовершения, получивший сие седение, но имеющий оное от вечности.

18. Видевый Сына виде Отца (Иоан. 14, 9), ибо Сын во всем подобен Родившему, быв рожден жизнью от жизни, светом от света, силою от силы, Богом от Бога. Свойства Божественные в Сыне нимало не различны. Посему удостоившийся зреть Божество Сына наслаждается зрением Родившего. Это не мои слова, но слова Единородного Сына: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? Видевый Мене, виде Отца (Иоан. 14, 9). Короче сказать, мы не должны ни разделять их, ни делать смешения. Не говори, будто Сын когда-либо был отчужден от Отца,

 

 

147

и не слушай тех, которые говорят об Отце, будто Он> в одно время Отец, а в другое Сын. Таковое учение есть учение чуждое, нечестивое и не учение Церкви. Отец, Родивший Сына, пребыл Отцем и не изменился. Он родил премудрость; но Сам не остался без премудрости; родил силу, но не изнемог; родил Бога, но Сам не лишился Божества, и ничего не потерял, не умалился, не изменился: равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный. Он Бог всего, впрочем Отца почитает Своим Богом. Ибо не устыдился сказать: восхожду ко Отцу Моему, и Отцу вашему: и Богу Моему и Богу вашему. (Иоан. 20, 17).

19. Но дабы ты не подумал, что Он в одном смысле есть Отец Сына и тварей: то Христос здесь сделал разделение. Не сказал: восхожду ко Отцу нашему, дабы не вышло общения тварей с Единородным, но сказал: ко Отцу Моему и Отцу вашему; иное Моему, Отцу по естеству, иное вашему, по усыновлению; и опять: к Богу Моему, и Богу вашему, иное Моему, так как Я Сын истинный и Единородный; иное вашему, так как вы твари. Итак, Сын Божий есть, истинный Бог, неизреченно рожденный прежде веков. Многократно говорю я вам об одном и том же, дабы напечатлеть оное в вашем уме. Что Бог имеет Сына, веруй сему; а как имеет, не любопытствуй. Ибо чрез изыскания не постигнешь сего. Не. возносись, чрез меру, дабы не упасть. Яже ти повеленна, сия разумевай едина. (Сирах. 3, 22). Скажи мне сперва кто есть Родивший, и тогда узнавай, что Он родил. Если не можешь представить естества Родившего, то не любопытствуй о свойствах Рожденного.

 

 

148

20. Для благочестия довольно тебе знать, как я сказал, что Бог единого только имеет Сына, единого естественно рожденного, не тогда начавшего существовать, когда родился в Вифлееме, но прежде всех веков. Выслушай слова Михея Пророка: и ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, Иже упасет люди Моя Израиля, исходи же Его из начала от дней века (Мих. 5, 2). Не смотри на Него, как теперь родившегося в Вифлееме, но покланяйся Ему, как предвечно рожденному от Отца. Не слушай, если бы кто сказал, что начало Сына есть временное, но знай, что начало Его есть безвременное, Отец. Начало Сына, есть безвременное, непостижимое, безначальный Отец, Источник реки правды, Отец Единородного, родивший Его так, как Сам один знал. Если же хочешь знать, что Господь наш Иисус Христос есть и Царь вечный: послушай опять слов Его Самого: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде и возрадовася (Иоан. 8, 5 6). Потом, когда Иудеи с огорчением приняли сии слова, то Он к большему их огорчению сказал: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (58). В другом месте, обращаясь к Отцу, Он говорит: И ныне прослави Мя, Ты Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Иоан. 17, 5). Ясно сказал, что прежде, нежели мир был, Я имел у Тебя славу. Также, когда говорит: яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира (24), ясно говорит, что Я у Тебя имею вечную славу.

21. Итак, мы веруем во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденного, Бога истинна прежде всех век, Имже вся быша; аще Престоли, аще Господствия, аще Начала, аще

 

 

149

Власти (Кол. 1, 16); вся Тем быша (Иоан. 1, з) и нет ничего из сотворенного, что бы изъято было из власти Его. Да умолкнет всякая ересь, вводящая различных создателей и миротворителей. Да умолкнет язык, хулящий Христа Сына Божия. Да умолкнут говорящие, что солнце есть Христос; ибо Он есть Создатель солнца, а не солнце видимое. Да умолкнут те, которые, желая восхитить достоинство у Единородного, говорят, что мир есть творение Ангелов. Ибо видимая и невидимая,— аще Престолы, аще Господствия (Кол. 1, 16), или как бы что ни называлось— вся Христом быша. Он царствует над всем сотворенным от Него, царствует не чужое стяжание восхитивши, но царствует над собственными Своими тварями, как сказал Евангелист Иоанн: Вся Тем быша, и без Нею ничтоже бысть, еже бысть (Иоан. 1, 3). Вся Тем быша, так как Отец творил чрез Сына.

22. Хотел бы я и пример представить вам на сказанное: но знаю, что он будет слаб. Ибо из видимых вещей, что может служить примером для изъяснения Божественной и невидимой силы? Впрочем, от слабых для слабых пусть скажу и пример слабый. Как, если бы какой царь, имеющий сына царя, желая устроить город, поручил сыну своему соцарственнику устроение города и он бы получив план, привел к концу начертанное в уме: так,когда Отец восхотел все создать, Сын по манию Отца все устроил, так что манием сим вполне сохраняется власть Отца, да и Сын вместе имеет власть над собственными Его тварями, и как Отец не удален от Владычества над Своими тварями, так и Сын царствует над тварями не другим кем-либо сотворенными, но Им Самим.

 

 

150

Ибо не Ангелы, как я сказал, создали мир, но Единородный Сын, рожденный прежде всех веков, как и сказано: Имже вся быша, не исключая ни одной твари Его. И сего сказанного мною по благодати Христовой пока довольно.

23. Обратившись опять к Символу веры, окончим теперь наше слово. Все сотворил Христос, и Ангелов и Архангелов, и Господствия, и Престолы, не потому, чтобы Отец не мог Сам создать тварей, но потому, что восхотел, дабы Сын царствовал над сотворенным от Него, Сам показывая Ему образец творения. Ибо Единородный, воздавая честь Своему Отцу, говорит: не может Сын творипш о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща. Яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит (Иоан. 5, 19); также: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Иоан. 5, 17), так что нет ничего противоположного в делах производимых. Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя (Иоан. 17, 10), говорит во Евангелии Господь, что самое ясно можно видеть из Ветхого и Нового Завета. Ибо Тот, Кто говорил: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26), без сомнения разглагольствовал с кем-либо находившимся с Ним. Но гораздо яснее сказал Псалмопевец: Той рече, и быша. Той повеле, и создашася (Псал. 148, 5). Отец повелевал и говорил, а Сын по манию Его все творил. О чем и Иов таинственно сказал: прострый един небо, и ходяй по морю Яко по земли (Иов. 9, 8), показывая чрез сие разумеющим, что ходивший по морю во время пребывания Своего на земле, был прежде того Творец небес. И в другом месте Господь говорит: или ты бренге взем от земли создал еси животно, и глаголиваю сею посадил еси на земли (Иов. 38, 14)? потом: отверзаются

 

151

же ли тебе страхом врата смертная, вратницы же адовы видевше тя убояшася ли (17)? Показывая сим, что Тот же, Который сошел во ад по человеколюбию, в начале создал человека из брения.

24. Итак, Христос есть Единородный Сын Божий и Творец мира. В мире бе, и мир Тем бысть (Иоан. 1, 10); и: во Своя прииде (11), как учит нас Евангелие. Христос не только видимых, но и невидимых есть творец, манием Отца. О Нем бо создана быша всяческая (Колос. 1, 16), по словам Апостола, яже на небеси, яже на земли, видимая и невидимая: аще Престола, аще Господствия, аще Начала, аще Власти, всяческая Тем, и о Нем создашася. И Той есть прежде всех и всяческая о Нем состоятся (17). Если бы ты стал говорить и о самых веках, то и оных Творец по манию Отца есть Иисус Христос. Ибо в последок дний сих глагола нам в Сыт, Еюже положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр. 1, 2). Да будет Ему слава, честь, сила, со Отцем и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.