Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 1. Вводящее приступающих ко крещению

13

СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО

КИРИЛЛА,

АРХИЕПИСКОПА ИЕРУСАЛИМСКОГО,

 

Огласительное поучение первое.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, без приготовления говоренное, вводящее приступающих ко крещению, из слов Исаии Пророка: измыйтеся и проч. (Исаии гл. 1, ст. 16)].

1. Ученики Нового Завета и причастники тайн Христовых! теперь званием, вскоре же и благодатью, соделайте себе сердце ново и дух нов (Иезек. 18, 31), дабы возвеселились небожители. Ибо, ежели, по Евангелию, о едином грешнице кающемся радость бывает (Лук. 15, 7); то не паче ли спасение столь многих душ возбудит к веселию небеса? Вступив на путь блаженный и благий, теките благоговейно поприщем благочестия; ибо всегда готовый ко избавлению вашему, предстоит здесь Единородный Сын Божий, говоря: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11, 28). Отягощенные преступлениями и связанные узами грехов своих! услы-

 

 

14

шите пророческий глас вопиющий: Измыйтеся, чисти будите, отимите лукавства от душ ваших пред очима Моима (Исаии 1, 16); дабы воззвал к вам Ангельский лик: Блажени, ихже оставшийся беззакония, и ихже прикрышася греси (Псал. 31, 1). Возжегшие ныне светильники веры, сохраняйте их неугасимыми в руках; дабы отверзший тогда на сей всесвятой Голгофе рай разбойнику, за веру его, сподобил и вас воспеть брачную песнь

2. Ежели кто здесь раб греха, тот да приуготовится верою к свободе и от рождению усыновления: и сложив с себя поноснейшее рабство греховное, вступивши же в блаженнейшее служение Господне; да удостоится наследовать царство небесное чрез исповедание, совлецытеся ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных (Ефес. 4, 22. 24), дабы облещися в нового, обновляемого в разум по образу создавшего его (Кол. 3, 10). Чрез веру приобретите залог Святого Духа, дабы возмочь вам быть принятыми в селения вечные. Приступите к таинственному запечатлению, чтоб быть известными Владыке, и чтоб сопричислившись святому и словесному Христову стаду, стать одесную Его, и наследовать уготованную вам жизнь. Ибо, которые еще под тяжестью грехов, те остаются ошуюю, потому что не приступают к благодати Божией, даруемой Христом в возрождении чрез крещение. Возрождение же я разумею не телес, но души духовное перерождение. Ибо тела рождаются от видимых родителей, души же возрождаются верою: ибо дух, идеже хощет дышет (Иоан. 3, 8). И тогда, ежели ты будешь достоин, услышать: добре, рабе благий и верный (Матф. 25, 21)! когда, т. е. ни малейшей скверны притворства не найдется в совести.

 

 

15

3. Ибо ежели кто из находящихся здесь думает искушать благодать, тот обманывает сам себя и не знает силы. Имей, о человек! душу беспритворную, ради испытующего сердца и утробы (Псал. 7, 10). Ибо как набирающие людей для войска смотрят прилежно на возраст и телесное сложение избираемых; так и Господь, избирая Души, испытывает произволения. И если в ком сокрыто притворство; то и отвергает такого человека, как неспособного к истинному воинскому служению. Если же кого находит достойным, тому поспешно даст благодать: Не дает святая псом (Матф. 7, 6), но в ком видит добрую совесть, на том спасительную, чудесную полагает печать, коея трепещут злые духи, и которую знают Ангелы: дабы те, будучи прогоняемы, убегали, а сии, как свои, ему сопутствовали. Итак, получающим духовную сию и спасительную печать нужно иметь и свое произволение. Ибо как для пера, или меча потребен действующий: так и. для благодати потребны верующие.

4. Ты приемлешь оружие не тленное, но духовное. Насаждаешься напоследок в духовный рай. Получаешь имя новое, которого прежде не имел. Ибо пред сим был оглашенным, отныне же назовешься верным. Пересаждаешься наконец в маслины духовные; от маслины дикой будучи привит к плодовитой, от грехов к правде, от скверн к чистоте, прививаешься к святой лозе. Впрочем, ежели пребудешь в сей лозе, умножишься, как ветвь плодовитая; ежели же не пребудешь, потребишися огнем. Итак, да, приносим плод надлежащим образом; да не случится и с нами того же, что с бесплодною оною смоковницею; чтобы Иисус, пришед, и ныне не проклял за неплодие; но чтоб

 

 

16

можно было всем сказать сие: Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век (Псал. 51, 10) маслина не вещественная, но духовная, светоносная. Итак, дело Божие насаждать и орошать, а твое. приносить плод; дело Божие низпосылать благодать, а твое принимать и сохранять. Не презирай благодати потому, что дается она туне, но получив, сохраняй благоговейно.

5. Настоящее время есть время исповедания. Исповедуй содеянное словом, делом, в ночи, во дни. Исповедуй во время приятно и в день спасения (2 Кор. 6, 2). Прими небесное сокровище. Будь прилежен к заклинаниям. Ходи неопустительно на огласительные поучения и помни, что говорено будет. Ибо говорится не для того, чтобы ты только слушал, но чтобы верою запечатлевал говоримое. Отложи всякое человеческое попечение: ибо ради души подвизаешься; все мирское совершенно оставляешь. Маловажно оставляемое, а велико от Господа даруемое. Оставь настоящее и верь в будущее. Столько лет провел ты в напрасных трудах для мира, и в продолжение ли сорока дней не займешься молитвою, в пользу души своей? упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Псал. 45, 1), говорит Писание. Убегай празднословия, и ни сам не говори о другом худо, ни другого худо говорящего не слушай; но паче будь готов на молитву. Покажи в себе затворника, уединением сердца твоего. Очисти сосуд твой, дабы получить тебе большую благодать. Ибо отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого. Если мало трудишься, мало получишь; если же делаешь много, то велика и награда. Для самого себя подвизаешься; смотри, что тебе полезно.

 

 

17

6. Если на кого гневаешься, прости. Ты приступаешь ко принятию прощения грехов; нужно, чтоб и сам ты простил согрешившему. Иначе с каким видом скажешь Владыке: отпусти мне многие мои грехи, когда сам ты даже и малых не простил своему сослужителю? Будь прилежен ко благочестивым собраниям не только ныне, когда и служители Церкви требуют от тебя сего, но и после принятия благодати. Ибо ежели вещь хороша, прежде нежели получил ты ее; то неужели после получения она не будет хороша? Ежели до насаждения с пользою мог ты быть напаяем и возделываем; то не с большею ли пользою можешь после насаждения? Подвизайся для души своей наипаче в сии дни. Питай ее чтением Божественных Писаний; ибо духовную приуготовил тебе вечерю Владыка. Скажи и ты с Псалмопевцем: Господь пасет мл, и ничтоже мл лишит;. на месте злачне, тамо всели мл; на воде покойне воспита мя: душу мою обрати (Псал. 22, и—з); дабы и Ангелы возрадовались вместе с вами, и сам Христос, Великий Архиерей, принявши ваше произволение, и представляя всех вас Отцу Своему, сказал: Се аз, и дети, яже ми даде Бог (Исаии 8, 18. Евр. 2, 13). Да сохранит Он всех вас благоугодными Себе. Слава Ему и держава в бесконечные веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.45 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.