Поиск авторов по алфавиту

Автор:Парфений, патриарх Константинопольский

Парфений, патр. Константинопольский Грамота к патриарху Московскому и всея Русии Иосифу от 16 августа 7159 (1650) года

«Перевод с грамоты, какову писал к великому господину Иосифу патриарху московскому и всеа Русии цареградской Парфений патриарх, в нынешнем 159 году декабря в 8-й день.

Парфений милостию Божиею архиепископ Константинополя нового Рима и вселенский патриарх.

Божие слово и учение святаго Евангелия понуждает верных благочестивых православных христиан: просите и обрящете, толцете и отверзется во всякое время всякое разрешение реченных и неподвижных прошений, якоже и наша святая, истинная, апостольская, восточная, великая церкви Христова, от превысокаго и великаго вселенскаго престолу, держит убо и восприяла от Бога силу отверзати верных к разумию божественнаго учения, утвержати на разумие истинныя и пресветлыя веры христианския, и давати тем, которые желают божественных догмат духовнаго снискания, со желанием обрести многоценнаго бисера истинный разум и вся божественныя стопы, яко же писанием и посланием советно блаженнейшему патриарху московскому и всеа Русии господину Иосифу, о Святем Дусе брату возлюблен-

1) Списки и перевод ее находятся в связке 29, дело № 8. Грамота п. Парфения переведена в Москве 8 декабря 7159 г. и прислана была с греком Фомою Ивановым. В греческих делах московского главного архива иностранных дел находятся указания и на другие письма п. Парфения II в Москву, привезенные другими греками, но писем и грамот патриарха к этим делам не приложено (Связка 28, дела № 14 и 28; связка 29, дело № 40; связка 30, дело № 27). Известно, что п. Парфений участвовал в присылке в Москву иверской иконы Божией Матери (Дворц, разр. III, 410). Ему неоднократно посылалось денежное вспомоществование из Москвы, но однажды эти деньги были отняты в Яссах воеводою Василием за долг патриарха (связка 29, дело № 31).

 

 

— 261

ному и сослужителю нашего смирения, объявися отверзати двери церковные, якоже он есть источник и начало всем церквам, и первый братом, и духовностию напаяет и подает живот всем благочестивым християном во вся церкви, от времени благочестиваго и приснопамятнаго святаго великаго царя Константина и прочих блаженныя памяти благочестивых царей и доднесь всех благочестивых догматов, что приняли все церкви от востоку и до западу, и северныя страны сербский и мисийский, молдавский и мутьянский, болгарский и малая Россия и великая Московия, и вся тамошняя страна и хранят нерушимо и неподвижно, как сначала приняли, не умалили и не прибавили по преданию апостольскому, и по уложению святых седьми соборов и местных и святых канонов, и требует духовнаго разума и учения разрешения сих прошений. И сия есть первое, аще мощно многим архиереем и иереем служити божественную литоргию двемя потироми; и мы объявляем: нашею великою церковью Христовою, архиереи имеют место Господа нашего Иисуса Христа, а священники апостольский лик, и совокупляются Святым Духом за едино, и совершают божественную литоргию о Святем Дусе единым потирем, и из него причащаются вернии, кои сподобились причаститись со благоговением для очищения, понеже само начало спасения, великий учитель, Господь наш Иисус Христос и Бог всех со единым потирем объявился учеником своим и апостолом, и предал блаженным апостолом пречистое свое тело и пречистую кровь свою; и по всем церквам за единым потырем совершается божественная служба, по преданию святых апостол, яко объявлено во святом Евангелии, и держится и хранится сей божественный чин по всем церквам; и сего ради подобает единым потирем совершати сия тайна. Второе: Подобает в службе по мирским церквам и по монастырем честь единогласно, и о том объявляем по реченному святаго апостола Павла, сосуда словеснаго, глаголет к Коринфяном, в первом послании в четвертой надесять главе: хощу глаголати пять слов

 

 

— 262 —

в разумении, а не нечетно в языце, аще молюся устнами, а разумом бесплоден, ничтоже есть, и труба, аще вострубит не согласно и кто постоит к битве; а молитве подобает быти с постоянным разумом и душевным не смущением, и помня все свое творение пред Богом и ко святым ангелом с сокрушенным сердцем, и со слезами да возносится молитва пред Богом, яко кадило. Такожде подобает и чтение быти со тщанием и вслух всем слышащим совершенным разумом, единогласно, а не всем вместе, потому, что ум зря и Бога и истинну, и нам в разуме его воспевати и служити и поклонятися духом и истинною, а не с смущением. По уставу святаго шестаго собора, а певцем пети согласно, а не рыканием неподобным. А по сем и се объявим, что молитве и церковной службе совершатися со благоговением и с послушанием и со вниманием по преданию из-начала, что держится в великой церкви и по всем церквам здешния страны, со вниманием и с послушанием совершаются вечерняя и утренняя пения и страшная божественная литоргия. А певцем пети тропари по чину на правом и на левом клиросех по единому, или по два, а не многим, а прочему народу слушати. А псалтырь чести не спешно и прочим слушати, и всякое-бы чтение лучитца чести всем вслух, такожде и на актенье лучитца чести священнику, или дьякону в божественней литоргии и народу в то время говорити Господи помилуй по уставу церковному всем единым гласом с тихостию и с молчанием, а певцем пети одним. А парамии и божественныя учительныя словеса предани от святых отец, на шестом соборе. И как сие совершается, будет душеполезно и плод к богоразумию и приобретение словесного плода благочестия. Третие ж речение есть: некия жены оставляют мужей своих по нелюбию и постригаются, а мужи оставляют жен своих. И о том объявляем о Бозе дающего премудрость и разум во истинну призывающих его, по уложению приснопамятных благочестивых царей, великого царя Иустиниана и прочих благочестивых царей, и по

 

 

— 263 —

их царских соборах, по соборному уставу: аще муж, или жена оставятся и постригутся, а которой останется в мире, и им подобает иным браком совокупиться без запрещения, и никому их не запрещати, как о том пишет в законех в третьей на десять главе, разрешение брака. Четвертое речение сие: объявляет во святых канонех апостольских и вселенских соборов и поместных: в седьмом надесять каноне: кто щенится на вдове, или на работнице своей, или на девице своей работницы, или на блуднице, или на скомрашей жене, не подобает ему священствовати, но токмо быти ему мирянину; а священником же вторым браком не быти и епископом быти ему невозможно, потому что священство есть превысокий дар небесный и велико дело и имя его ко ангелом и архангелом равен и корень и источник христианский, и подобает ему быти в телесной чистоте, непорочну; а в ветхом 1) законе евреяне священником своим на то не изволяли, потомуж и нам подобает плоду духовного, по святому Евангелию и по преданию апостольскому, сохранять, кому быти во священстве, от телесные нечистоты быти чужду; глаголет апостольский канон: которой священник сотворит вышереченное и ему не подобает быть во священстве и не нарицается священником, ни благословляти, ни освящати, и ни которого священнического дела не совершати, и быти ему мирянином и имети свое рукодеяние. О том же объявляют священные каноны Неокесарии, в первом своем каноне, аще презвитер блуд сотворит со вдовою, или с мужатою, отлучити ево от церкви конечно и послати в смирение, а великий Василий, в тридесять втором правиле: которой священник вторым браком совокупится, отлучен будет от священного чину, и быти ему мирянину; а будет впадет в блуд со вдовою, или с мужатою женою, отлучити его от церкви и плакати ему о своем согрешении, и прошати покаяния и прощения и каятися ему всею

1) Зачеркнуто в рукописи: завете.

 

 

— 264

душою и всем сердцем и помышлением, и как совершит заповедь отца своего духовного да сподобится причаститися. Сие писание писали с великим свидетельством и с великим снисканием от святых царственных книг и уставов святых отец от святых соборов, и о том учинился сей священный собор и чтено и свидетельствовано и изволили тех четырех вопрошений достоверно и нерушимо во веки, а мне изволили ответ держати по сем в славу Отцу и Сыну и Св. Духу во едином божестве и во едином царствии, ему же подобает слава, честь и поклонение во веки аминь.

Писаны сия соборные ответы, в нашем вселенском великие церкви престоле на харатии для объявления всегдашнего с вислою печатью Богородицы всеблаженные. Лета от P. X. 1650 г. августа в 16 д. индикта 3.

А внизу припись: Парфений милостию Божиею архиепископ Константинополя нового Рима и вселенский патриарх».


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.