Поиск авторов по алфавиту

Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич

Голубинский Е. Дополнительные сведения о мощах святых

XX.

Дополнительные сведения о мощах святых.

Выписки мест о мощах святых из слов св. Иоанна Златоустого.—Отношение мощей святых к их (святых) канонизации.—Мощи святых, находившиеся то или другое время на вскрытии, и теперь снова находящиеся под спудом.—Мощи, подвергшиеся большему или меньшему действию огня во время поваров.—Какие на телесных останков усопших, быв обретаемы истленными, оставляемы были на вскрытии и какие снова предавались земле.—Раки святых в древнейшее время закрытые с оконцами или отверстиями в них».—Места поставления в церквах рак с мощами святых в древнейшее время.—Выкладывание мощей в праздники на налоях для лобызания и ношение их в крестных ходах.

 

Авторитет св. Иоанна Златоустого как отца церкви столько велика, что против него, конечно, не дерзнет возвысить своего голоса никакая ревность не по разуму. А поэтому для заграждения уст нашим неразумным (и преследующим корыстные цели) ревнителям приведем все известные нам места из слов Златоустого, в которых он говорит о мощах святых не как о целых телах, а как о костях и прахе. Выписки мест мы расположим не в каком-нибудь систематическом порядке, так как ни в каком подобном порядке нельзя расположить их, а по томам, и в томах по колоннам Минева издания слов Златоустого в курсе Патрологии (представляющего собою воспроизведение или перепечатку известного издания Монфоконова).

В слове 4-м на память св. апостола Павла Златоустый спрашивает: «от чего демоны чувствуют ужас не только перед Распятым, но и перед костями (τὰ ὀστᾶ πεφρίκασι) убиенных за Него»? Патролог. t. 50 (Монфоконова издания Tomi secundi pars posterior), col. 490.

В слове на блаженного Вавилу и против Иулиана и к Еллинам Златоустый говорит: «Прошло много времени после погребения (блаженного Вавилы) 1), так что остаются во гробе только кости и

1) Св. Вавила, епископ Антиохийский, пострадал при императоре Декии, в 250—51 году (память 4-го Сентября).

516

 

 

прах (ὡς ὀστᾶ λείπεσθαι μόνον καὶ κόνιν ἐν τῇ σορῷ). Того же тома col. 551.

В слове 1-м на память святых Маккавеев и их матери говорит: «Тысяч солнцев они (мученики) светозарнее и великих светил светлее; ради них земля сегодня честнейши неба; но не говори мне о прахе и не думай о пепле ни о сокрушенных временем (собственно: издержанных) костях (μὴ γὰρ μοι τὴν κόνιν εἴπης, μηδὲ τὴν τέφραν λογίζου, μηδὲ τὰ χρόνω δαπανηθέντα ὀστᾶ), а открой очи веры и созерцай приседящую им силу Божию, объемлющую их благодать Духа, украшающую их славу небесного света». Того же тома col. 617.

В слове похвальном на день святых мучениц дев Вероники и Просдоки и матери их Домнины (память 4-го Октября) говорит: «Могут и гробы мучеников иметь поликую силу (δυναμιν), как и кости мучеников имеют великую мощь (τὴν ἰσχύν), Того же тома col. 640.

В слове на день мучеников говорит: «Побудь у могилы мученика, обойми гроб, пригвоздись раке: не только кости мучеников, во и могилы и раки их великое источают благословение». Того же тома col. 664 sub fin..

В похвале св. мученику Иулиану говорит: «Бог разделил с вами мучеников,—души их взяв Себе, тела некоторым образом (до некоторой степени, τὰ σώματα πώς) дал нам, дабы святые их кисти мы постоянно имели напоминанием добродетели». Того же тома col. 671 fin..

В похвале св. великомученице Дросиде в и памятовании смерти опрашивает: «Почему праха их (мучеников) боятся демоны, почему бегут и от гробов?» И прибавляет: «(оттуда) где погребены кости мучеников, бегут (демоны) как от огня и невыносимой казни». Того же тома col. 686 fin..

В слове на св. священномученика Фоку и против еретиков и на 141 псалом: Гласом моим говорит: «Кости их (мучеников) обветшали (έδαπανήθη, собственно: издержались), а память их каждый день становится юнейшею (обновляется) «. Того же тома col. 699 fin..

В 32-й беседе на послание ап. Павла к Римлянам восклицает: «Кто дал бы мне ныне обнять тело Павлово я пригвоздиться гробу и видеть прах оного тела (τήν κόνιν ιδεΤν τοῦ σώματος ἐκείνου), которое исполняло лишения Христовы (Колосс. 1, 24), которое носило язвы . . , прах оного тела, в котором он всюду протек (по вселенной),—прах уст, чрез которые вещал Христос... Сих уст желал бы я видеть прах, чрез которые Христос глаголал вели-

517

 

 

кое и сокровенное... Но не только уст, но и сердца оного желал бы я видеть прах, которое без погрешения назвал бы кто сердцем вселенной... Желал бы я видеть прах оных в железах рук, возложением которых сообщался Дух (Святый)... Желал бы я видеть прах очей, которые знатно были ослеплены и прозрели для спасения вселенной... Желал бы я видеть прах и оных ног, которые обтекли вселенную и не чувствовали усталости»... Том 60 (издания Монфоконова Tomus nonus), coll. 678 fin.—680 fin. nn. γи δ´.

Стефан Яворский в Камне веры, приведши сейчас выписанные вами слова Златоустого, делает к ним свое замечание: «Аще убо толикого Святого, толикого Апостола мощи прахом Златоуст нарицает: тоежде быти может и о инех мощех святих; но якоже прах телесе Павлова честен есть у Вселенского учителя святого Иоанна Златоустого: тако и у нас прах иних святых мощей чести своея не погубляет; зде же глаголю,—присовокупляет Яворский, не о всех мощех, во о некиих точию, многая бо телеса святих видим нетленна»... (часть 1-я, отдел: догмат о мощах святых, издания 1841-го года стр. 856) 1).

В 26-й беседе на 2-е послание ап. Павла к Коринфянам говорит: «Кости святых порабощают и мучат демонов...; прах и кости и пепел (ἡ κόνις καὶ τὰ ὀστᾶ καὶ ἡ τέφρα,—каковы останки иных святых) терзают оныя невидимая существа». Том 61 (Монфоконова издания Tomus decimus), coll. 582 fin. и583 s).

Мощи святых, как говорили мы выше, находятся в трояком отношении к их признанию как святых или к их канонизации:

1) Вместе с великим апостолом Павлом невольно и сам собою воспоминается другой великий апостол—Иоанн Богослов. Погребенное в Ефесе тело его также вовсе не было обретаемо в виде мощей, а из гроба его ежегодно 8-го Числа Мая месяца чудесно исходила святая персть (ἁγία κόνις), которая разбираема была верующими на врачевание всяких болезней (сказание же, будто апостол взят был с плотью на небо, есть легенда, нарочитое опровержение которой свидетельствами древних см. у Никодима в Синаксаристе под 26-м Сентября, стр. 74, col. 2 sqq).

а) Преп. Исидор Пелусиот, считаемый учеником Златоустого, говорит в письме к одному язычнику: «Если ты соблазняешься о прахе (ἔπὶ τῇ κάνει) мученических тел, который почитается нами ради их любви к Богу (и их) мужества: то спроси тех, которые получают от них исцеления, и узнай, от скольких болезней они подали врачевание,—в Патрол. Миня t. 78, col. 217, Epistolarum lib. I, Epist. LV.

518

 

 

одни святые были канонизованы до открытия мощей, другие были канонизованы спустя то или другое время после открытия мощей, третий были канонизованы непосредственно вслед за открытием мощей. В первом случае святые были канонизованы до открытия мощей потому, что до сего открытия мощей начали совершаться чудеса при их гробах. Во втором случае святые канонизованы были спустя то или другое время после открытия мощей потому, что не тотчас после сего открытия, а спустя то или другое время после него, начали совершаться при их мощах чудеса. В третьем случае святые были канонизованы непосредственно вслед за открытием мощей потому, что непосредственно вслед за сим открытием начали совершаться при их мощах чудеса. Есть еще четвертый, и наиболее многочисленный, класс святых, мощи которых не были открываемы. Очевидно, что эти святые по существу своему составляют одно с святыми первого класса, как канонизованные до открытия мощей (которое потом в одних случаях имело место или последовало, а в других случаях не имело места). Таким образом, усопшие подвижники благочестия были причисляемы к лику святых или канонизуемы именно за чудотворения или потому, что были прославляемы от Бога, как чудотворцы. Что же касается до мощей святых, то они, не имея непосредственного отношения к их канонизации, служили и служат, подобно гробам святых, «земными посредствами» (выражения митр. Филарета в Катехизисе) к проявлению чудодейственной силы, дарованной от Господа Его святым 1).

1) Митр. Филарет пишет в одном письме к А. Н. Муравьеву: «Мало ли святых, которых мощи совсем не открыты и которым поют молебны»? В другом письме к тому же А. Н. Муравьеву он доказывает, что «открытие мощей не посвящает святого». См. Письма митрополита Московского Филарета кн. А. Н. М., Киев, 1869, №№ BS3 и 3S7, стрр. 589 и 591. Митрополит Киевский Иоанникий говорит в слове, которое произнесено им при открытии нощей святителя Феодосия Черниговского: «Не для всех, конечно, сие дивное прославление (чрез нетление мощей) еще здесь на земле, прежде всеобщего прославления праведных ш» блаженном царстве Христовом: мы видим, что многие и из святых Божиих не удостоены нетления»...,—Церковных Ведомостей 1896 г. № 37. стр. 1331 sub fin.. А ответь на вопрос: «Для чего благоугодно Богу, чтобы останки некоторых святых скрывались под спудом» или «Почему не всех святых телеса прославляются нетлением по смерти», см. в словах митр. Филарета: о нетлении святых мощей, говоренном на память преп. Сергия, в Троицком соборе Лавры 25 Сентября 1821 года, и в день преп. Никона, игумена Радонежского,—издания Слов и речей 1844—45 г. г. II, стр. 183 и 241; во-

519

 

 

После мощей святых, обретенных более или менее нетленными и теперь находящихся на вскрытии, и после мощей святых, которые не были обретаемы и теперь находятся под спудом, должны быть еще указаны мощи, которые были обретены нетленными и то или другое время находились на вскрытии, а потом сокрыты под спуд.

Одни из этих мощей были сокрыты по случаю нашествий неприятельских, а о причине сокрытия других ничего не может быть нами сказано. Мощи св. Ольги, свв. Бориса и Глеба и преп. Феодосия Печерского сокрыты были или сокрылись под спуд во время нашествия на Киев Монголов; мощи св. Леонтия епископа Ростовского ипрепп. Аврамия и Меркурия Смоленских сокрыты были или сокрылись под спуд при взятии Ростова войсками самозванца в 1608-м году и при взятии Смоленска Поляками в 1611-м году, а мощи кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, перенесенные в Москву из Чернигова в 1572-м году, сокрыты были или сокрылись под спуд (вероятно) при взятии Москвы Французами в 1812-м году. Из числа святых, о сокрытии под спуд мощей которых, обретенных нетленными и находившихся на вскрытии, ничего не может быть нами сказано, назовем, делая перечисление в хронологическом порядке открытия мощей: кн. Всеволода-Гавриила Псковского, мощи которого открыты были в 1812-м году 1), Никиту Переяславского, мощи которого открыты были при митр. Фотии, следовательно между 1408—1431-м годами; Мартиниана Белозерского, мощи которого открыты были около 1510-го года, Тихона Луховского, мощи которого открыты были в первой половине XVI века 2), Ефрема Пере-

прос приведен нами но Указателю к цитуемому нами изданию Слов и речей, который составлен при (в) Московской Духовной Академии.—Прежде митрр. Филарета и Иоанникия говорит, что «многих святых мужей тела раздробилися и истлели», Феофан Прокопович в своем «Разсуждении о нетлении мощей святых угодников Божиих, в Киевских пещерах нетление почивающих», —Московск. 2 изд. 1799 г. стрр· 8 и 103. А из новых говорит, что «не все тела святых Божиих остаются нетленными, но есть некоторые, кои, подобно телам обыкновенных людей, истлевают», Дм. Соснин в магистерской диссертации «О нетлении святых мощей в церкви христианской», которая напечатана вторим изданием в С.-Петербурге, в 1833 году, стрр. 46 и 51)

1) Преосв. Филарет говорит о сокрытии мощей, не объясняя причины сего: «Мощи св. князя, почивавшие открыто, закрыты при Петре I, в с того времени остаются под спудом»,—Русские святые, 11 Февраля, прим. 135.

2) По житию преп. Тихона, мощи его, обретенные нетленными 26-го Июня 1565-го года, опять сокрыты были в земле в 1569-м году после того, как

520

 

 

комского, мощи которого открыть были в 1545-м году, Стефана Махрищского, мощи которого открыты были в 1550-м году, Логгина Коряжемского, мощи которого открыты были в 1556-м году, Василия Блаженного, мощи которого открыты были в 1588-м году 1), Геннадия Любимоградского или Костромского, мощи которого открыты были в 1646-м году, Иоанна юродивого Московского, мощи которого открыты были в 1672-м году, Пахомия Нерехотского, мощи которого открыты были в 1675-м году, Аркадия Новоторжского, мощи которого открыты были при царе Федоре Алексеевиче, следовательно между 1676—1682-м годами, Иоанна и Иакова Менюжских, мощи которых открыты были при Иоанне и Петре Алексеевичах, следовательно между 1682—1689-м годами 2).

Вместе с мощами, которые то или другое время находились на вскрытии, а теперь снова находятся под спудом, должны быть указаны мощи, которые, находясь на вскрытии, подверглись большему или меньшему действию огня во время пожаров тех церквей, в которых они находятся или находились. Известные нам из таковых мощей суть: Петра митрополита, более или менее пострадавшие от огня в 1380-м году, в нашествие на Москву Тохтамыша, когда вместе

он (преподобный) поразил слепотой игумена монастыря, дерзнувшего взнести мощи из земли (у преосв. Филарета под 16-м Июня.—Житие составлено только в 1649-м году и возможно, что открытия мощей и не бывало: и о других святых, мощи которых под спудом, говорят, что были де мощи открыты, но что святой не изволил, чтобы они находились на вскрытии).

1) В летописи говорится под 1588-м годом: «Проявися блаженный Василей Нагий Московский и быша от мощей его многа исцеления»,—Собр. летт. IV, 320. Но иные разумеют это только о чудесах при гробе, а не об открытии мощей.

2) Преосв. Филарет позволяет себе иногда говорить о мощах святых -очень странным образом. Так, о мощах основателя и первого игумена Псковского Снетогорского монастыря Иоасафа, убитого в 1299-м году Немцами во время их нападения на Псков, он пишет: «Нетленные мощи преп. Иоасафа почивают к его обители под спудом, а открыто, в особом ковчеге, хранятся две кости и глава его»,—Русские святые, 4 Марта. Как будто он (Филарет) мог знать, в каком состоянии находятся мощи под спудом! Действительное положение дела относительно мощей, очевидно, таково, что когда-то они открыты были целые или нецелые и что теперь остаются от них только две кости и глава (У составителей отдельных жизнеописаний, принадлежащих к разряду тех людей с которых. так сказать, спрос не велик, не особенно редко встречается это «нетленные мощи под спудом»).

521

 

 

со всем городом сгорел и Успенский собор, в котором находятся мощи (см. выше стр. 68); князя Андрея, в монашестве Иоасафа. Спасо-Каменского, сгоревшие (так что остались только части обгорелых костей) вместе со всем Спасо-Каменским монастырем в 1472-м году (выше стр. 149); Александра Ярославича Невского, сгоревшие в 1491-ы году (выше стр. 65); Романа, князяУгличского, сгоревшие в 1609-ы году; Артемия Веркольского, сгоревшие в 1639-м году; Варсонофия, епископа Тверского, сгоревшие в 1694-м году (выше стр. 119); Иулиании княжны Ольшанской, почивающей в Киево-Печерском монастыре, сгоревшие в 1718-м году (выше стр. 214); Максима юродивого Московского, сгоревшие в 1737-м году; Ярославских князей Василия и Константина, сгоревшие в 1744-м году Свыше стр. 142); Афанасия Филипповича Берестейского, сгоревшие в 1816-м году (выше стр. 218).

Телесные «станки или мощи канонизованных святых, если по каким-либо случаям были обретаемы нетленными,—разумеем, были обретаемы нетленными именно после канонизации, оставляемы были поверх земли или на вскрытии. Но телесные останки простых усопших (не канонизованных), быв по каким-либо случаям обретаемы нетленными, не все непременно были оставляемы поверх земли или на вскрытии, но иные снопа предаваемы были земле или снова зарываемы были в землю. В 1472-м или 1473-м году, в Москве, в церкви Спаса на Бору, обретено было совершенно целым (ничим же не врежено») тело 3-й супруги вел. кн. Семена Ивановича Гордого Марии Александровны, в монашестве Фетиши (Фотинии), и снова предано было земле,—Софийск. 2 лет. в Собр. лет. VI, 198 нач., Карамз. VI, прим. 629, col. 92. В 1546-м году в Павловом Обнорском монастыре при копании рвов для фундамента новой церкви обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова преданы были земле (Ист. Иер. V, 480, у Берюжск. стр. 263). В 1549-м году в Новгороде при копании рвов для фундамента одного здания обретено было 12-ть целых тел, и по приказанию царя и митрополита, до сведения которых было доводимо о них архиепископом Новгородским, они снова преданы были земле,—Новгородск. 3-я летоп. в Собр. летт. III, 153 fin.. В 1572-м году в том же Новгороде обретено было целым, хотя и не вполне, тело одной праведной девицы, и также снопа предано было земле,— таже Новгор. летоп., ibid. стр. 172 нач.. В 1596-м году в Казани, в Спасо-Преображенским монастыре, при копании рвов для фундамента новой церкви, обретены были нетленными тела Гурия, ар-

522

 

 

хиепископа Казанского, Варсонофия, епископа Тверского, и двух в одном месте с ними погребенных монахов: тела Гурия и Варсонофия были оставлены поверх земли или на вскрытии, а тела монахов снова преданы были земле, см. сказание о обретении мощей Гурия и Варсонофия в Сборнике древностей Казанской епархии Платона Любарского, изданн. в 1868-м году Правосл. Собеседником, стр. 31. Для положительного ответа на общий вопрос: какие тела простых усопших (не канонизованных), быв обретаемы нетленными, были оставляемы поверх земли или на вскрытии и какие снова были предаваемы земле, мы знаем мало частных случаев, но вероятный ответ есть тот, что оставляемы были поверх земли или на вскрытии тела признанных людским мнением (хотя еще и не прославленных от Бога даром чудотворений) угодников или праведников, относительно которых существовала более или менее твердая надежда прославления их от Бога даром чудотворений Кроме сейчас сказанного, знаем еще случаи, что телесные останки простых (не канонизованных) усопших, быв обретены нетленными, оставляемы были поверх земли или на вскрытии, а потом, по некотором времени, если не совершалось от них чудотворений, снова предаваемы били земле или снова зарываемы были в землю. Таков случай с князьями Ярославскими, — выше стр. 48, при чем намерение снова предать земле останки князей не было приведено в исполнение; таков случай, если верно сообщаемое известие, с князем Смоленским Андреем, выше стр. 55; таков случай с телами Сорочинских неизвестных усопших, — выше стр. 302. Наконец, знаем еще случаи, когда обретенная мощи надлежало, по-видимому, оставить на вскрытии и когда они снова предаваемы были земле. Дело в этих последних случаях, вероятно, должно быть объясняемо недостаточною сохранностью мощей для того, чтобы они могли быть оставлены на вскрытии 2).

1) Митрополит Тобольский Антоний Стаховский, после вступления своего на кафедру в 1721-м году обращавшийся к Синоду с разными недоуменными вопросами, обращался и с таким вопросом: «В Тюмени обретается некое нетленное тело, над которым попы панихиды правят и оттуда себе имут покормку: что о сем укажете?»—Описания документов и дел архива св. Синода т. П, ч. 1, col. CCХХVI. Из этого вопроса митр. Антония следует, что священники (и монахи) ради покормки должны были иметь наклонность оставлять поверх земли или на вскрытии всякие нетленные тела.

2) В 1559-м году были обретены мощи архиепископа Новгородского Сера-

523

 

 

В сказании о св. вел. кн. Ольге, читаемом в Памяти и похвале монаха Иакова князю Русскому Володимеру, говорится, что в построенной Владимиром Десятинной церкви Богородицы «есть гроб блаженыя Олги, и на верху гроба оконце створено и иуда видети тело блаженыя Олги, лежаще цело, да иже с верою придет, отворится оконце, и видеть честное тело лежаще цело и дивяся (дивитися) чюду таковому, толико лет в гробе лежащие телу неразрушимуся». Автор Похвалы не говорит о назначении оконца и оно представляется у него загадочным. Но в Киевских пещерах сохранилось от старого времени шесть досок, которыми закрыты были мощи святых, лежавшие в печюрах или углублениях (нишах) пещерных стен (что в катакомбах loci или loculi), и эти доски и объясняют нам назначение оконца в гробе Ольги. В досках также есть отверстия, служившие к тому, чтобы через них богомольцы могли прикладываться к мощам святых. 1) Таким образом, относительно древнейшего времени надлежит думать, что мощи святых лежали не в открытых раках, как теперь, а в закрытых, и что для прикладывания к мощам (для их лобызания) были делаемы в раках оконца или отверстия, которые, быв закрыты (и, может быть, даже заперты) в отсутствие богомольцев, были открываемы для сих последних. Делание отверстий в досках, закрывавших мощи святых и пещерах, должно быть объясняемо нуждой, потому что иначе нельзя было бы поклонникам лобызать мощи. Но тою же нуждой

пиона, и положенные в новом гробе снова преданы были земле (Ключевск. стр. 291); в 1668-м году были обретены моща архиепископа Суздальского Арсения и переложенные в новый гроб погребены на прежнем месте (гр. Толстой в Книге глаголемой, № 385); в 1702-м году были обретены мощи преп. Корнилия Переяславского и освидетельствованные в 1705-и году св. Димитрием Ростовским, к епархии которого принадлежал тогда Переяславль, снова положены под спудом (Филарет, 22 Июля).—Знаем еще примеры мощей, которые после их открытия в смысле изнесения из земли, поверх земли очень долгое время оставались сокрытыми в гробах, см. напр., выше стр. 118, о Романе Владимировиче, князе Угличском.—Если у читателя рождается вопрос: почему в настоящее время остаются на вскрытии тела епископа Белгородского Иоасафа Горленко, и митрополита Сибирского Павла Конюскевича, на которые мы указывали выше (стр. 301): то мы с откровенностью должны сказать ему, что не можем дать на его вопрос удовлетворительного ответа.

1) О досках см. у преосв. Филарета под 28-м Августа, в прим. 472, и у преосв. Димитрия в 1-м издании Месяцеслова под тем же 28-м Августа (2-й отдел IV выпуска, стр. 268).

524

 

 

должно быть объясняемо и прорезывание оконец на верхних досках или закрышках у рак с мощами Раки древних наших святых, по преобладающему примеру Греков, были каменные; а верхние доски или закрышки каменных рак были слишком тяжелы, чтобы можно было поднимать или снимать их для богомольцев 1).

В древнейшее время раки с мощами святых были поставляемы у нас не только в самих церквах, по и в притворах церквей. Рака с мощами св. Ольги как будто находилась в самой Десятинной церкви, о чем говорится не с совершенною обстоятельностью (в сейчас выше указанном сказании об Ольге, читаемой в Похвале Иакова Владимиру). Мощи свв. Борина и Глеба, — о чем говорится уже с совершенною обстоятельностью, во всех трех, преемственно построенных в честь их, церквах, деревянных — Ярославовой и Изяславовой и каменной—внуков Ярославовых, были поставляемы в самых церквах на правой стороне и именно—в последней, каменной, церкви — в камерах или нишах, сделанных в церковной стене 2). Но мощи преп. Феодосия Печерского поставлены были в притворе церкви Печерского монастыри на правой стороне; мощи Исаии, епископа Ростовского, также поставлены были в притворе Ростовского собора. Мощи епископа Исаии были обретены не как мощи уже настоящего, канонизованного, святого, а как почитае-

1) Мы не знаем указаний на то, чтобы у Греков были делаемы оконца в верхних досках рак с нощами святых (как они были делаемы на Западе, у латинян). Но ми знаем, что имел оконца самый гроб Господень. Под 1134-м годом Ипатская летопись говорит, что в се лето принесена бысть дъска оконечная гроба Господня (неким) Дионисьем, (которого) послал бе (некий) Мирослав. Игумен Даниил говорит (гл. III), что лавица, на которой лежало тело Спасителя, покрыта мраморными досками и что для целования святого камня на стороне проделаны три оконца круглыя.—Что касается до северной, Московской, Руси, то говорится о скважне малой на раке св. Александра Невского.—Воскрес. лет. в Собр. летт. VIII, 222. Но назначение этой скважни, находившейся в самом низу раки, «близ помосту церковнаго», было какое-то другое, совсем для нас непонятное.

2) При поставлении рак с мощами в каменной церкви вышел спор между Владимиром Всеволодовичем Мономахом и Давидом и Олегом Святославичами: Владимир хотел поставить раки по середине церкви, с тем, чтобы соорудить над ними серебряный терем, а Давид и Олег хотели поставить их в каморах стены церковной (на подобие того, как в пещерах Киевских лежали в каморах сих последних мощи святых Печерского монастыря). Спор в пользу Давида и Олега решен был жеребьем (Ипатск. лет. под 1115-м годом).

525

 

 

мого усопшего пастыря, ибо ею причтение к лику святых последовало очень много спустя времени после: и это, может быть, и составляло причину, почему рака с его мощами поставлена была не в самой церкви, а в ее притворе сожалению, мы не имеем сведений, где была поставлена рака с мощами епископа Леонтия, которые обретены были одновременно с мощами Исаии икоторые также представляли собою мощи не настоящего, канонизованного, святого, а также лишь почитаемого усопшего пастыря, ибо канонизация Леонтия, хотя и последовала весьма много ранее канонизации Исаии, но во всяком случае спустя некоторое время после обретения мощей). Так как местное празднование пред. Феодосию в Печерском монастыре началось ранее, чем открыты были его мощи, то сейчас указанное нами не может быть считаемо за причину, почему рака с его мощами поставлена была в притворе церкви, а не в самой церкви. Но, может быть, различали святых общих и великих, за каковых объявлены были Борис и Глеб с самой минуты установления им празднования, и святых местных, каковым был преп. Феодосий до открытия и в минуту открытия его мощей. А может быть также, что монахами Печерскими руководило и иноческое смирение. Знаем один пример, что мощи святых оставались в притворе до позднейшего времени, именно — мощи князя Новгородского Владимира и матери его Анны были перенесены из паперти Софийского собора в самую церковь только между 1652 — 1662-м годами 1).

У нас, так же как и в Греции, части мощей святых в дни празднований святым были полагаемы на налое для лобызания 2), и так же как в Греции были носимы в крестных ходах 3).

1) Собр. летт. Ш, 192 (митр. Макарием 2-м, который именно занимал кафедру с 1602-го по 1662-й год).—В житии преп. Иова Почетного говорится, что мощи его, открытые в 1659-м году, были поставлены «по древнему обычаю» в притворе церковном, см. в Патерике Волыно-Почаевском Хойнацкого, стр. 179. Если разуметь древний обычай православный, то должно будет поникать как подражание примеру Печерского монастыря относительно избрания места для раки с мощами преп. Феодосия; но не невозможно, что разумеется и позднейший обычай католический, о котором см. у Мартиньи в его Dictionnaire des antiquités chrétiennes под с л. Reliques, стр. 575, col. 2.

2) См. Устав Московск. Успенск. собора в Вивлиофике, X, 80 sqq, 115, 353, 875.

3) См. ibici, стр. 61 в Псковскую 1-ю летопись в Собр. летт. IV, 191 (В

526

 

 

(В настоящее время целые мощи некоторых святых, вместе с раками или не быв вынимаемы из рак, обносятся в дни празднований святым вокруг монастырей или вокруг церквей, в которых они почивают. Так, обносятся—в Новгороде: мощи Антония Римлянина; в Твери и Тверской епархии: мощи вел. кн. Михаила Ярославича, Макария Колязинского, Нила Столбенского и Ефрема Новоторжского; в Вологодской губернии: мощи Феодосия Тотемского; в Воронежской губернии: мощи Тихона Задонского; в Киеве: митр. Макарии).

1352-м году архиепископ Новгородский Василий приехал во Псков, «хотя блатословити детей своих Пскович, и обоиде весь град с крести и с всем священным сбором и с всем крилосом и с мощии святых»). Cfr Лаврент. летоп. под 1218-м годом (вел. кн. Константин Всеволодович устроил торжественный крестный ход с принесенными из Греции мощами святых и другой святыней).

527


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.