Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Описание открытия мощей св. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского

XIX.

Описание открытия мощей св. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского.

 

(Из Церковных Ведомостей, издаваемых при св. Синоде, 14 Сентября 1896-го года, № 37, стрр. 1332—1336).

«5-го Сентября в пещере Борисоглебского собора, после установленного молебствия, преосвященные Антоний, епископ Черниговский и Нежинский, Питирим Новгородсеверский, кафедральный протоиерей, ключарь и иеромонах Киево-Печерской лавры Алексий совершали переоблачение мощей святителя и чудотворца Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Когда с мощей было снято облачение, в котором они покоились двести лет, духовенство нашло на мощах святителя нетленно сохранившиеся шейный крест на шнурке, носимый монашествующими на раменах параман с отпечатанными на шелке орудиями страданий Христа Спасителя. Мощи святителя были облачены в благолепное архиерейское облачение из белой парчи с вышитыми золотом цветами. Панагия и митра возложены на святителя те самые, которые были на нем при погребении в 1696 г. По переоблачении мощи возложены на доску, обитую желтым с цветами шелком. Для мощей приготовлен новый кипарисовый гроб, обитый желтой шелковой материей.

В двенадцать часов дна благовест в кафедральном соборе и во всех церквах города созвал народ в храмы. Торжественную панихиду в Спасо-Преображенском соборе служил епископ Питирим с духовенством. Собор был переполнен; множество богомольцев стояли в ограде храма. При поминовении патриарха Адриана, совершавшего хиротонию святителя Феодосия во епископа, благочестивейших Государей и Государынь от Императора Петра I до Александра III включительно, родителей святителя Феодосия—иерея Никиты и Марии, а также всех почивших архипастырей Черниговских,—народ стал на колена. Богослужение производило на всех?» трогательное глубоко-религиозное впечатление. Среди богомольцев

509

 

 

было немало больных, калек и слабоумных, искавших исцеления у мощей святителя. Стечение богомольцев с каждым днем увеличивалось. Гостиницы были все заняты; богомольцы располагались на ночлег близ соборов на открытом воздухе и на бульваре.

6-го Сентябрь в исходе четвертого часа духовенство Чернигова торжественно встретило святые хоругви, принесенные в жертву от общества Московских хоругвеносцев кремлевских соборов и монастырей и Казанского собора. На вокзале хоругви были встречены кафедральным протоиереем с диаконами и псаломщиками, у Екатерининской церкви их ожидало с крестным ходом все духовенство Чернигова. На пути от вокзала духовную процессию встретил начальник губернии. При торжественном колокольном звоне и пении: «Спаси Господи», духовная процессия направилась в Спасо-Преображенский собор. Кроме того общество хоругвеносцев пожертвовало ценные сосуды, два евангелия, крест и 135 р. на масло к неугасаемой лампаде пред мощами Святителя Феодосия.

В тот же день установлена по правую сторону Спасо-Преображенского собора новая рака для мощей святителя Феодосия. Драгоценная серебряная рака, весом в 10 пудов слишком, сделана на фабрике Овчинникова по рисунку профессора Прахова. Она имеет вид древнего саркофага, утвержденного на бронзовой вызолоченной подставе, длиною в сажень слишком, шириною и вышиной более аршина. Величина самой раки такова: длина 3 аршина и 1 вершок и ширина 1 аршин и 2 вершка, высота аршин и полвершка. Вся рака вызолочена, кроме орнаментов. Вокруг идет серебряный орнамент в виде круглых, выпуклых щитов, прекрасной чеканной работы; внизу—-надпись: «Сия честная рака святым и многоцелебным мощам преподобного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, сооружена в благополучное царствование Государя Императора, всея России Самодержца Николая Александровича, при епископе Черниговском и Нежинском Антонии, действительным статским советником Николаем Артемьевичем Терещенко и супругою его Пелагеею Георгиевною в 1896 г., ко дню открытия святых мощей». На боку раки, в клейме помещены: надпись славянскими буквами о том, что здесь почивают мощи святителя Феодосия, год его посвящения в архиерейский сан—1692 и его кончины—5 февраля 1696 г. Сверху—массивная серебряная крыша, с восьмиконечным крестом; на внутренней стороне крыши выгравирован вид Чернигова. Стоимость раки 35,000 руб. В стороне, у самой стены поставлен новый кипарисовый гроб для мощей святителя, обитый зо-

510

 

 

лотою парчой: он, по переложении мощей, имели быть вставлен в раку. Перед ракой поставлен богатый подсвечник с лампадою — дар Московских хоругвеносцев, которые пожертвовали еще я другую лампаду. В шесть часов вечера, в кафедральном соборе и всех церквах города совершено заупокойное всенощное бдение с пространною панихидою, на ектениях поминалось имя преосвященного Феодосия, архиепископа Черниговского. Стечение богомольцев настолько усилилось, что доступ в пещеру к мощам Чудотворца «тал затруднителен. По уверению богомольцев, в течение этих первых дней, у святых мощей получило исцеление от болезней до двадцати человек.

Богомольцев прибывало ежедневно до четырех тысяч. Начальником губернии были приняты все меры для более удобного расположения богомольцев. На берегу Десны построен из целого ряда бараков «городок святителя Феодосия» с бесплатными ночлежными помещениями и дешевыми столовыми и чайными. Против соборов, для оказания медицинской помощи, разбито несколько лазаретных палаток общества Красного Креста. Городская управа перенесла свое квартирное справочное бюро на станцию железной дороги, где богомольцам бесплатно указывались квартиры по дешевым ценам

Погода стояла совершенно летняя, солнечная; заболеваний среди массы собравшихся богомольцев не было.

7-го Сентября, в 9 часов утра прибыли высокопреосвященные митрополит Киевский Иоанникий и архиепископы Иустин Херсонский и Модест Волынский, наместник Почаевской лавры, Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода сенатор В. К. Саблер и настоятельница Петербургского девичьего монастыря Валентина. На вокзале владыка-митрополит и его спутники были встречены епископом Антонием Черниговским, начальником губернии, вице-губернатором, предводителем дворянства и кафедральным протоиереем. С вокзала митрополит проследовал в Спасо-Преображенский собор. В десятом часу, в присутствии начальника губернии и других властей Чернигова и прибывшего на торжество духовенства, монашествующей братии, хоругвеносцев и громадного стечения богомольцев, в соборе и во всех церквах города совершена последняя заупокойная литургия по святителе Феодосии. В кафедральном соборе заупокойную литургию совершил преосвященный епископ Новгородсеверский Питирим, который произнес слово о значении торжества. После заупокойной литургии последнюю панихиду по святителе Феодосии совершил высокопреосвященный митрополит Киевский с архиепископом

511

 

 

Волынским, епископами Самарским и Новгородсеверский, 7 архимандритами, 5 игуменами, 42 протоиереями и священниками. В течение дня от собора роздано до 20,000 «Троицких листков» с жизнеописанием святителя.

Принесенные от общества хоругвеносцев Троице-Сергиевской лавры четыре богатые хоругви были встречены 7-го числа вечером крестным ходом, в котором шли вое настоятели доборов, церквей и монастырей. Две хоругвии серебряные вызолоченные, две резные кипарисные. Металлические хоругви поставлены у иконостаса рядом с соборными, а кипарисовые у раки. Хоругвеносцы Московского Успенского и других кремлевских соборов на экстренном собрании постановили собрать между своими членами деньги, как начало добровольных пожертвований на сооружение нового храма в пещере, где покоились мощи святителя Феодосия. В четвертом часу утра, 8-го сентября, богомольцы несметными толпами тянулись в Спасо-Преображенский и Борисо-Глебский соборы, где после ранней литургии приобщались Святых Тайн.

8-го сентября, в 8-м часу вечера, состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феодосия из пещеры Борисо-Глебского собора в Преображенский собор. Но совершении начала всенощного бдения, из Спасо-Преображенского собора вышел крестный ход в Борисо-Глебский собор. Хоругви, кресты и фонари, украшенный цветами, несли Московские и Троице-Сергиевские хоругвеносцы. Впереди несли крест из живых цветов—дар ко гробу Святителя от Черниговских дам. По прибытии крестного хода к Благовещенскому собору, митрополит с архиереями опустился в пещеру, где окропил святой водою гробницу и покровы. Архиереи переложили мощи Святителя в новый кипарисовый гроб, обитый шелковой материей, украшенною золотым галуном; архимандриты Филарет из Почаевской лавры, Герман из Новгородсеверского монастыря и Евлогий из Выдубицкого и старейшие протоиереи, подняв гроб, вынесли его из пещеры и храма. По установлении на носилки, архимандриты, подняв гроб с мощами на плечи, при содействии некоторых богомольцев, понесли его вдоль монастырской ограды, при пении литийных стихир. Вокруг ограды и в самой ограде стечение богомольцев было необычайное. Говорят, что здесь собралось до 75,000 человек Когда показался гроб из Борисо-Глебского собора, вся эта многочисленная толпа народа опустилась на колена и с рыданиями стала возносить свои горячие молитвы Всевышнему. Гробу предшествовал крестный ход. За гробом шли митрополит, архиепископы, епи-

512

 

 

скопы в высокопоставленные лица. Во время обнесения мощей кругом Преображенского собора процессия на каждой стороне его останавливалась для произнесения по одному прошению литийной ектении. У западных дверей собора была прочтена литийная молитва «Владыко многомилостиво», затем гроб был внесен в собор и установлен посредине его. Во время перенесения мощей производился торжественный трезвон и все были с зажженными свечами. После благословения хлебов всенощное бдение продолжалось в соборе по устану до полиелея. Между кафизмами Антоний, епископ Черниговский, сказал слово о значений торжества. Во время полиелея все служащие вышли на средину храма, владыка митрополит роздал свечи служащим, а прочие архиереи народу. Сойдя с амвона к гробнице Святителя, митрополит открыл крышку гроба, и совершилось общее поклонение святителю Феодосию. После этого пели величание Святителю. По прочтении Евангелия, митрополит, архиереи, духовенство, а затем и народ прикладывались к мощам, причем два преосвященных, стоя на возвышении, помазывали богомольцев благословенным елеем.

По окончании всенощного бдения, храм оставлен открытым на всю ночь, для поклонения мощам Святителя. Всю ночь богомольцы один за другим подходили ко гробу, прикладывались к мощам Святителя и принимали помазание елеем от назначенных священнослужителей. Многие тут же полутона исцеление. В особенности резко выделилось новое чудесное исцеление крестьянина Орловский губернии Дионисии Иванина, 32 лет, который был расслабленным последние 16 лет. Приняв в воскресенье утром Святые тайны, он был внесен в Спасо-Преображенский собор к мощам, после всенощного бдения. Приложившись к святым мощам и припав помазание елеем, Иванин встал с своего ложа, чтобы воздать благодарение Творцу за чудесное исцеление. Затем, в пещеру ввели крестьяне слепого мальчика лет шести, который ощупью взял восковую свечу и стал на колена пред гробницею Святителя. Дитя горячо молилось, и слезы капали из его глаз. Молитва ребенка была услышана Богом—он прозрел. Нельзя описать радости ребенка, увидавшего вновь свет Божий. Смотреть без слез умиления на радость его и родителей не было возможности. Вое свидетели этого чуда плакали навзрыд. Были и другие исцеления.

9-го сентября чуть забрезжил свет, как толпы богомольцев потянулись к собору; часть их проникла за ограду и в Спасо-Преображенский собор, другая часть встала вокруг ограды соборов сплошною стеною. Не смотря на такое громадное стечение народа, по-

513

 

 

рядок сыт всюду образцовый. Распоряжался лично начальник губернии. В девятом часу утра, к собору прибыли войска: Острожский батальон и Луцкий пехотный полк. Они выстроились в две линии по сторонам ворот пробив входа в Спасо-Преображенский собор. Знамена были внесены из собор и поставлены у гроба Святителя. В 9 часов утра раздался торжественный благовест к поздней литургии, которую совершал высокопреосвященный митрополит Киевский Иоанникий с преосвященными архиепископами Иустином Херсонским и Модестом Волынским, епископами Антонием Черниговским, Гурием Самарским, Назарием Гдовским (викарием С.-Петербургской епархии) и Питиримом Новгородсеверским, 9 архимандритами и многочисленным духовенством. На малом входе с Евангелием, при пении «Приидите поклонимся», священнослужители, подпав кипарисовый гроб со святыми мощами, внесли его чрез царские двери в алтарь и поставили пред святым престолом так, что лицо Святителя было обращено к престолу, как служащего. За мощами в алтарь вошли архиереи. Во время трисвятого священнослужители перенесли мощи Святителя на горнее место и поставили опять лицом к святому престолу, причем главу Святителя возвысили во гробе настолько, что почивающий во гробе Святитель был виден народу, стоящему в храме Четыре иподиакона в орарях в продолжение всей литургии держали над Святителем с обеих сторон рипиды, дикирий и трикирий с возженными свечами. В это же время к Спасо-Преображенскому собору прибывали крестные ходы из всех Черниговских церквей. Крестные ходы медленно двигались по улицам Чернигова при торжественном колокольном звоне. Войска отдавали честь святыням. В собор были внесены чудотворные иконы: Елецкая и Троицкая. В обычное время пред окончанием литургии, высокопреосвященный митрополит сказал слово о нетлении святых мощей. По окончании литургии, мощи Святителя были вынесены из алтаря и установлены посредине храма. В начале молебного пения гроб со святыми мощами был вынесен архимандритами из храма на носилках и обычным порядком совершился крестный ход внутри ограды Спасо-Преображенского соборного храма. Впереди несли 46 хоругвей, много запрестольных крестов и святых икон. В крестном ходе, кроме архипастырей, участвовало до ста священников и иеромонахов. По пути следования крестного хода стояли воспитанники и воспитанницы семинарии, женского епархиального училища, женской и мужской гимназии, мужского духовного училища и церковно-приходских школ гор. Чернигова. По возвращении крест-

514

 

 

ного хода в собор, гроб с мощами Святителя был вставлен в серебряную раку, между колоннами по правую сторону собора. Митрополит с архиереями и духовенством окружили раку Святителя. Протодиакон возгласил: «Паки и паки, преклоньше колена, святителю и чудотворцу Феодосию помолимся». Все опустившись на колена; митрополит прочел пред мощами молитву Святителю. Затем прикладывались ко святым мощам духовенство, власти и народ. За торжественными богослужениями пел величественный хор, составившийся из трех хоров—Троицкого и Елецкого архиерейских и соборного, всего в 150 человек, с прекрасными голосами, которыми славится Малороссия. Колокольный звон во всех церквах продолжался весь этот и следующие два дня. На торжество съехалось множество миссионеров. Немало прибыло сюда раскольников поморского и безпоповщинского толков с целью убедиться в нетлении мощей Святителя Феодосия. Митрополит разрешил после окончания торжества открыть для них лик Святителя, дабы они уверовали и стали сынами православной Церкви.

На другой день после торжественного открытия мощей Святителя Феодосия, 10 сентября, в Спасо-Преображенском соборе была совершена архиерейским служением божественная литургия, по окончании которой пред святыми мощами был совершен молебен Святителю Феодосию высокопреосвященным митрополитом и прочими архиереями. Собор был переполнен богомольцами. На богослужении присутствовали: Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблер, губернатор, вице-губернатор. После литургии прибывшим с Дону, Кубани и из Владимира раскольничьим учителям и начетчикам преосвященный Питирим открывал мощи, раскольники приложились. Они были свидетелями чудесного исцеления расслабленного, пребывавшего в болезненном состоянии 15 лет, по молитвам новоявленного Чудотворца».

515


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.