Поиск авторов по алфавиту

Автор:Трубецкой Сергий Николаевич, князь

Глава 10

Софисты.

 

Появление софистов в качестве профессиональных учителей.

Первоначально софистом называли всякого человека, посвящающего себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости и учености. Так, Геродот называет софистами Солона и Пифагора, а Андротион – знаменитых «7 мудрецов». Только в конце V в. значение этого термина сузилось, хотя все-таки не заключало еще дурного или унизительного смысла, который всего более придает ему Платон. Прежде философы и поэты были учителями мудрости; теперь в связи с развивающейся потребностью в общем образовании является новая, особая профессия наемных преподавателей мудрости. Прежде довольствовались учителями грамоты, музыки (в связи с поэзией) и гимнастики; теперь понадобились профессора – преподаватели языка и словесности, философии и риторики, популяризаторы научных знаний. Переход совершается посте­пенно. Иные учителя музыки, как Дамон, друг Перикла, придают своему преподаванию философский характер, делаются про­поведниками философского просвещения; с другой стороны, и некоторые философы выступают в качестве публичных препо­давателей, как Зенон, или воспитателей, как пифагореец Лисис, воспитавший Эпаминонда.

Прежние философы посвящали жизнь исканию истины ради нее самой; они замыкались в тесном кругу друзей, с которыми они соединялись идеальными интересами и делились знаниями и мыслями. Если они путешествовали с целью приобретения но­вых знаний или по каким-либо другим побуждениям, то они оста­вались неизвестными или, во всяком случае, не искали публич­ности и даже нисколько не стремились к распространению своих учений, хотя, если они основывались прочно в каком-либо но­вом месте, им и случалось соединять вокруг себя группу едино­мышленников, образовывавших школьный союз.

Новые профессора, сделавшие себе ремесло из мудрости 1), напротив того, стремились прежде всего привлекать учеников, так как они жили гонораром. С этою целью они странствовали, читали публичные лекции, давали риторские представления, выставляли напоказ свое умение, свое красноречие и познания. Они стремились к внешнему успеху и для достижения его нередко прибегали к внешним средствам – главным образом к ритори­ке и к рекламам, иногда не брезгая и грубыми приемами, – нап­ример, пурпурное облачение или тот самодельный костюм, в котором софист Гиппий появился на Олимпийских играх (Рl. Hipp. min. 368 В). Эти особенности, несмотря на громадный успех и популярность софистов, объясняют несколько пренебре­жительное отношение к ним со стороны общества и даже со стороны их поклонников. Молодой Гиппократ, который еще до зари при-

1) Ср. эпитафию Фрасимаха Халкидонского у Athem. X, 454 F (D, 542, 21).

151

 

 

ходит будить Сократа, чтобы идти посмотреть на знаменитого Протагора, краснеет при одной мысли, что его могут заподозрить в желании сделаться софистом, и говорит, что ему было бы стыдно представиться соотечественникам в этом качестве (Prot. 312 А).

Если с понятием платного наемного труда у многих связывались аристократические предрассудки, то торговать словом, а не делом, торговать мудростью, и притом профессио­нальной мудростью нередко сомнительной доброты, казалось предосудительным. Погоня за популярностью, иногда примесь шарлатанства, наконец сам бродячий образ жизни этих стран­ствующих профессоров нередко возбуждали недоброжелате­льство или иронию. Добрые граждане относились подозрительно к иноземным воспитателям, которые не могли внушать своим питомцам уважения к отеческим обычаям; напротив, они расша­тывали традиции. Такое мнение существовало в Афинах, где успех софистов был особенно значителен.

Правда, подозрения эти не всегда были справедливы, и упрекать софистов в поголовном космополитизме было бы несправедливо. Некоторые из софистов посещали Афины в ка­честве уполномоченных от своих государств (напр., Горгий из Леонтин в Сицилии или Продик из Кеоса), отстаивая интересы своего отечества. Сам Гиппий из Элиды, которого считали чуть ли не первым глашатаем космополитических идей, постоянно исполнял дипломатические поручения родного города, в особен­ности в переговорах со Спартой.

Гонорары софистов были действительно очень велики. Но это только свидетельствует о степени их успеха и о крупном об­щественном спросе на их мудрость. Протагор предоставлял уче­никам своим, по желанию, самим определять размер уплачи­ваемого гонорара – правда, под присягой в храме, что они действительно оценивают во столько-то его учение (Prot. 328 В). И однако своею мудростью он нажил золота более, нежели Фи­дий своим искусством (Plat. Men. 91 D). Горгий поставил сам себе статую из золота в Дельфах – «не в знак богатства, а в знак бла­гочестия», как гласит найденная в Дельфах надпись. А Гиппий хвалится у Платона (Hipp. maj. 282 D) тем, что, приехав однаж­ды в Сицилию, когда там проживал и славился Протагор, он, бу­дучи много его моложе, в очень короткое время заработал более 150 мин и в одном только Инике, очень маленьком сикелиотском местечке, более 20 мин. Диалоги Платона показывают, как велико было увлечение софистами в Афинах, этом «присутственном мес­те мудрости». Стоит вспомнить художественную картину «Прота­гор» – поразительное по своей яркости изображение общества почитателей, собравшихся вокруг трех знаменитейших софистов – Протагора, Гиппия и Продика. Сократ приходит до света, а дом уже полон, и привратник едва его пропускает. Продик еще лежит, укутанный в одеяла, и его густой бас раздается из-за перегородки отведенного ему помещения, где он беседует с окру­жающими его поклонниками; другой кружок толпится около Гип­пия, который беседует о небесных явлениях, а Протагор прохажи­вается взад и вперед с многочисленными слушателями, многие из ко-

152

 

 

торых, «как завороженные», последовали за ним из других городов и слушают его с благоговением. Платон изображает, как все они останавливаются и чинно расступаются, когда Протагор, дойдя до стены, оборачивается назад, чтобы, пропустив его, снова идти за учителем. Афинские юноши, литераторы, полити­ческие деятели способны проводить целые дни в беседах и слово­прениях, слушая проезжих софистов. На улицах, в гимназиях за ними ходят толпы, и к множеству празднеств, развлечений, состя­заний и зрелищ, которыми наполнялась афинская жизнь Периклова века, присоединяются словесные представления виртуозов речи – новый ἀγών, или состязание атлетов слова или диалек­тики.

То, что было в Афинах и Сицилии, повторяется повсе­местно. Софисты появляются всюду: Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин в Сицилии, Гиппий из Элиды, Продик из Кеоса, Фрасимах из Халкедона, Ксениад из Коринфа, Евен из Пароса, Антифон из Афин, толкователь снов, изобретатель искусства беспечалия, который, поселившись у площади в Коринфе, вывесил вывеску, что он может врачевать словами страждущих, и, расспрашивая о причинах горя, утешал обремененных; впрочем, он скоро нашел это искусство ниже себя и обратился к более доходной риторике (Plut. Vita X orat. 1 p. 833 С). Естественно, при таком общем движении влияние софистов не могло отразиться на литературе конца V и половины IV в. Драмы Еврипида, произведения аттических ораторов, изящная проза ярко отражают это влияние как по риторической форме, стилистике, так и по содержанию, – влияние руководящих идей рассудочного просвещения.

 

Преподавательская деятельность софистов.

Что же составляло причину этого общего распространения и успеха софистики, и в чем состояло общее содержание их уче­ния, общий запас идей, который они вносили с собою? Софисты учили решительно всему на свете: физике, астрономии, математике, красноречию, археологии, поэтике – всем искусствам и наукам – чем Гиппий величается «на площади у лавок» (Plat. Hipp. min. 368 В); есть софисты медики, музыканты, даже стра­теги. Все они торгуют мудростью «оптом и в розницу» (πωλοῦντες καὶ καπηλεύοντες, Prot. 314 А). Можно ли при таких условиях говорить вообще о каком-либо общем учении стольких различ­ных профессиональных учителей, которые соперничали друг с другом, не принадлежа ни к какой определенной философской школе, сходились лишь в том, что принадлежали к той же про­фессии?

Потребность в высшем общем образовании, вызвавшая появление софистов как новых «учителей мудрости», отчасти определяла собою и общую цель, и содержание их преподавания. Общее образование есть прежде всего литературное, словесное. При громадной и необычайно богатой литературе, образован­ный человек конца V в. не мог ограничиваться одним и тем же знанием Гомера, которое он выносил из элементарного обуче­ния. Далее, общее образование предполагает прежде всего фор­мальное развитие

153

 

 

ума: образованный человек должен прежде всего уметь мыслить и выражать свою мысль. И как ни различны были особенности преподавания отдельных софистов, все они учили своих питомцев «мыслить и говорить» – φρονεῖν τε καὶ λέγευ. Основной принцип «классического образования» – как формального развития мысли посредством формального изуче­ния языка и изучения словесности – выдвинулся сам собою. Со­фисты были прежде всего учителями словесности, и главным ис­кусством их было искусство слова. В этом отношении заслуги их были немаловажны. Они были основателями науки о языке, разрабатывали грамматику, установили некоторые основные грамматические категории. Они учили сознательному отноше­нию к языку и самое изучение литературных образцов ставили в связь с изучением слова. Они разрабатывали стилистику, пра­вильное построение периодов и тем самым выработали нормы, послужившие впоследствии всем литературным языкам. Этого мало – они впервые сделали аттическое наречие литературным языком всей Греции вместо ионийского наречия, преобладавшего ранее в литературной прозе: уже Горгий, прибывший в Афины впервые лишь в старости, в 427 г., писал на аттическом наречии, и то же делали и другие иногородние софисты, подолгу гостив­шие в Афинах.

Главным, иногда исключительным предметом преподава­ния софистов было словесное искусство или риторика. Искусство это родилось в Сицилии, где отцом его считался Эмпедокл, а первыми учителями Коракс и Тисий, составившие системати­ческие руководства по риторике – главным образом судебного красноречия. Такие же руководства составляли, по-видимому, и все наиболее выдающиеся софисты, причем наряду с судебным красноречием разрабатывалось и красноречие изящное и политическое. С теорией были связаны практические упражнения во всех родах красноречия – изящного, судебного, политиче­ского, в искусстве говорить или отвечать по произволу кратко 1) или пространно, говорить без подготовки, защищать парадок­сы, спорить за и против одного и того же положения, спорить против очевидности, сбивать, запутывать противника. Учителя давали образцы, которые ученики должны были заучивать – об­щие места, общие уловки и приемы, которые они должны были усвоить, как прежде рапсоды заставляли своих учеников заучи­вать эпос и стереотипные общие места эпической поэзии. Ранняя софистическая проза Горгия представляется, на наш взгляд, напы­щенной, безвкусно-манерной, искусственной. Но эта искусственность была неизбежной при первых опытах создания художест­венной прозы, и она постепенно сглаживалась сама собою, от­шлифовывалась, упрощалась: великие аттические ораторы бы­ли учениками софистов, отчасти их преемниками. Исократ и Фукидид были учениками Горгия, и одно это уже показывает, что влияние его на аттическую прозу было не только отрица­тельное. Да и одно знакомство с произведениями Платона пока­зывает, как тщательно он изучал риторику софистов 2).

1) Протагор у Платона (Prot. 329 В); Горгий (Gorg. 477 С).

2) См. хотя бы «Федра» (266 В sq.), где Платон показывает свое знакомство совсей литературой предмета.

154

 

 

Горгий у Платона определяет искусство слова как «наивыс­шее благо, которому люди обязаны своею свободой, а равным образом и тою властью, которою каждый из нас обладает в своем городе. Она заключается в том, чтобы уметь убеждать судей в судилищах, членов совета – в совете, народ – на народном соб­рании и во всяком другом каком бы то ни было политическом собрании. И в этом искусстве рабом тебе будет и врач, и вос­питатель. И любой банкир окажется в положении человека, на­живавшего не для себя, а для другого, – для тебя, если ты умеешь говорить и убеждать толпу» 1). Протагор определяет свою науку как «политическое искус­ство», дающее благоуспешность в делах частных и обществен­ных и делающее человека всего более способным к обсуждению и ведению дел государственных (Prot. 2138 Е).

В этом преимущественная цель софистического образо­вания, как ни различны приемы и предметы преподавания. Гиппий преподает «все искусства и науки», арифметику, геомет­рию, музыку, астрономию, мнемотехнику, археологию, объясняет Гомера; Антифон интересуется физикой, проблемой квадратуры круга и толкованием снов; Продик – синонимикой, физикой, эти­кой; другие, как Евтидем и Дионисидор, преподавали и военные искусства; наконец были просто учителя риторики: в конце кон­цов все сводилось именно к ней – к высшему из искусств. «Уметь вкратце разговаривать, знать истину вещей, уметь правильно судить, быть способным говорить публично, обладать словес­ными искусствами и учить о природе вещей, ее устройстве и происхождении» – вот идеал софистики Гиппия. «Поли­тическое искусство» как умение публично защищать свои част­ные интересы и обсуждать дела общественные – вот конечная цель Протагора.

Отдельные научные и философские знания как для софистов, так и для их клиентов имеют цену не сами по себе, а постоль­ку, поскольку они соответствуют общей и главной образователь­ной цели: философия, как и наука, получает прикладное значение в качестве воспитательного и образовательного средства. Пи­томец софистической культуры, Калликл, столь ярко изображае­мый в Платоновой «Горгии», прямо обсуждает со своими дру­зьями вопрос о том, до каких пределов следует предаваться фило­софии, и приходит к заключению, что специализироваться на ней смешно и предосудительно: она похвальна и полезна в юноше­ском возрасте, но она – недостойное занятие для зрелого мужа (485).

Веры в философию, веры в научное знание при таком от­ношении, очевидно, быть не может. Философия является пред­метом литературного интереса, о котором свидетельствуют хотя бы комики или драмы Еврипида, а также и предметом умст­венного любопытства. Она служит средством к развитию фор­мальной рассудочности, она освобождает от предрассудков наив­ного мифологического миропонимания, но взамен этих предрас­судков еще не дает никакого положительного знания. Интере­сует ее фор-

1) Горгий 452 Е; ср. Филеб 58 А – по видимому, близкая передача мысли самого Горгия. Ср. Гекубу Еврипида ст. 814.

155

 

 

мальная сторона, ее способы доказательства и убеж­дения, например, диалектическое искусство Зенона, торжество­вавшее над чувственной очевидностью.

 

Скептицизм софистов. Протагор и Горгий.

С софистикой в греческую мысль вливается скептическая струя. Не потому, чтобы все софисты были скептиками, а потому, что та субъективная рассудочность, которую они развивали, неизбежно влечет к скептицизму. Скептицизм софистов и того светского общества, которое они воспитывали, есть явление весьма сложное: в нем можно видеть, во-первых, типичное выражение чисто светского равнодушия к «истине» («что есть ис­тина?» Пилата); затем в нем высказывается результат разложе­ния античной физики во взаимном столкновении ее различных систем и построений; наконец, у двух мыслителей, выдавшихся среди софистов, у Протагора и Горгия, мы находим и общую теорию скептицизма, служащую философским обоснованием их ан­тилогики, эристики (искусства спора), их «словесного искусства» вообще.

Все предшествовавшие философские учения сходились на том, что мир не существует так, как он является, что наши чувственные восприятия обманчивы, что мир чувственного явления не обладает подлинным бытием; элеаты видят в нем иллюзию, и все прочие философы настаивают на субъективности наших оценок и наших чувственных восприятий – особенно физики V в.: мы видели, что, по учению атомистов, все чувст­венные качества существуют только «по мнению». Чувственно­му познанию противополагалось рациональное познание как «путь истины»; чувственным явлениям противополагались те или дру­гие «умопостигаемые начала» – огонь Гераклита, сущее Парменида, атомы, стихии, частицы Анаксагора, числа пифагорей­цев и т. д. Но оказалось, что и здесь вместо одного «истинно-сущего» получалось лишь множество мнений, и притом раз­личных и противоречивых; оказалось, что и умозрение приводит лишь к «мнениям». Отсюда вывод – что нет объективной исти­ны, а только видимость такой истины, и что высшее из искусств есть искусство производить такую видимость, производить убеж­дение.

Этом объясняется знаменитое положение Протагора: «чело­век есть мера всех вещей, – существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют» 1), или кому что ка­жется, так для него оно и есть, потому что собственно никакого другого «бытия», кроме того, которое нам представляется и воспринимается нами, для нас безусловно не существует. Ни «теп­лое и холодное» старых и новых физиков, ни сладкое или горь­кое, ни что-либо чувственное вообще не существует помимо ощу­щения. Все наши ощущения субъективны, все наши восприятия субъективны, а, следовательно, и все наши суждения, оценки, мне­ния и познания тоже субъективны: мера всех вещей есть чело­век, как восприни-

1) Феатет 152 A... πάντων χρημ΄΄ατων μέτρον ἄνδρωπον εἶναι, μὲν ὄντων, ὡς ἔστι, τῶν δ[ε μὴ ὄντων οὐκ ἔστιν.

156

 

 

мающий субъект. Всякое наше суждение о бытии или небытии, или том или другом качестве вещей истинно не безусловно, а только относительно для данного человека, выска­зывающего данное суждение, и притом в данное время.

Это подтверждается историей предшествующей философии – историей человеческих мнений, это подтверждается и повсе­дневным опытом и самонаблюдением: относительность челове­ческих мнений, суждений, восприятий и оценок раскрывается на каждом шагу, иллюстрируется множеством примеров из нравст­венной области 1) и из области чувственных восприятий. Таким образом Протагор является основателем релятивизма или уче­ния об относительности всего воспринимаемого и познаваемо­го, всего существующего, поскольку оно для нас существует. Это – важный и необходимый шаг от наивного догматизма к фило­софскому идеализму, необходимая ступень в развитии мысли. Правда, с релятивизмом, как и со всяким важным приобретением в философии, связаны новые проблемы, – проблемы, которые были еще не ясны самому Протагору и которые впоследствии так тонко и глубоко освещает Платон в своем Феэтете – с полною признательностью к старому софисту. Если все наши вос­приятия и суждения относительны, если все относительно и мера всего – всех восприятий и суждений, «всех вещей» вообще – есть человек, то, спрашивается, нет ли в самом человеке всеоб­щей и объективной меры, критерия суждений и оценок? Это – вопрос, который поставил Сократ. Для Протагора он не ставился, и потому само провозглашение человека мерою всех вещей име­ло значение крайнего индивидуализма и субъективизма, т.е. отрицания какой бы то ни было объективной мерки, кроме инди­видуального человеческого мнения и человеческого произвола. Но в таком случае спрашивается, как же возможен спор о чем бы то ни было, раз всякий может быть прав со своим утверждением? Это именно и есть источник всех споров: «обо всяком предмете существуют два рассуждения, противоположные друг другу», – тезис, который Протагор развивает в своем особом сочинении, озаглавленном «Ниспровергающие речи». Субъективизм есть прямое основание софистики. Протагору возражали, что с его точки зрения нельзя браться учить чему бы то ни было или воспиты­вать кого бы то ни было, потому что и то и другое предполагает объективную норму, определенную и правильную цель умствен­ного и нравственного развития, к которой учитель ведет учени­ка: сам Протагор недаром же утверждал, что обучение предпо­лагает не только естественные задатки, но и упражнение, и что учиться надо смолоду. Но Протагор мог бы ответить, что роль учителя сводится лишь к развитию естественных задатков.

Скептическое учение Горгия представляется конечным завершением диалектики Зенона. В своем сочинении «О несу­ществующем или о природе» Горгий подводит итоги элейской диалектики в трех тезисах:

1) Ср., напр., «Протагор» Платона, 334 А след.

157

 

 

1) ничто не существует, 2) если было бы сущее, оно было бы непознаваемым, 3) если бы оно было позна­ваемо, такое познание не было бы выразимо в словах, не под­давалось бы передаче.

1. Ничто не существует. Это показывают противоречия элей-скогб понятия о сущем. Парменид представлял его себе как конк­ретную величину, Мелисс – как бесконечную величину; но раз оно не имеет начала и предела, оно перестает существовать где бы то ни было (т.е. в определенном месте); раз его нет «нигде» – его вовсе нет; чистое «бытие» равно ничто. Его нельзя мыслить ни как конечное, ни как бесконечное, ни как единое, ни как мно­гое, ни как имеющее величину, ни как не имеющее величины. Ес­ли оно не имеет величины, оно есть ничто (равно нулю), а если оно имеет величину, оно имеет части, перестает быть единым и делается множественным; в таком случае, однако, каждая часть этого множества в свою очередь не может быть мыслима ни как единое, ни как многое, ни как нуль, ни как величина.

2. Но если бы даже существовало сущее, – оно было бы не­познаваемо и немыслимо: сущее отлично от мыслимого нами, – иначе все мыслимое было бы сущим. Если же сущее не есть мыс­лимое, то оно непознаваемо.

3. Наконец, если бы сущее было мыслимо и познаваемо, то оно не было бы выразимо в словах, поскольку вещи не суть слова, и сущее (существо вещей) не есть слово.

Итак, истины нет, знания нет; есть только мнение и убеж­дение, вселяемое посредством слов. Искусство доказательства есть лишь часть риторического искусства. Диалектические улов­ки и ухищрения, «софизмы» в собственном смысле слова, наря­ду с риторическими приемами, входят в общий арсенал «словес­ного искусства». Систематической теории софистики, правда, не существовало: учение о ложных умозаключениях могло быть разработано лишь после разработки общего учения об умозаклю­чении 1). Но самое смешение диалектики с словесным искусством, столь характерное для софистики, должно было пробудить в фи­лософии искание логических норм, без которых софистику невоз­можно было преодолеть.

 

Нравственные учения софистов.

В нравственной области точно так же, как и в области теоретической, софисты отнюдь не являются глашатаями какого-либо одного определенного учения: хотя этические вопросы и занимали их, они и здесь распадались на множество различных направлений, хотя и здесь объединялись некоторыми общими чертами – отсутствием высшего идеального интереса и рас­судочностью, которые, как и в области теоретической, вели к субъективизму и скептицизму. «Мера всего – человек» – это положение имеет прежде всего отношение к области оценок и ценностей.

1) Это было сделано Аристотелем.

158

 

 

Было бы крайне ошибочным видеть в софистах «развра­тителей» юношества, как это делали иные древние и новые судьи, или же считать их проповедниками чистого имморализма, хотя некоторые из представителей софистического движения и не останавливались перед крайними выводами субъективизма. Но в общем нравственный результат софистической культуры не мог быть и положительным: давая уму формальное образование, эмансипируя личность, освобождая ее от предрассудков, обучая ее «мыслить и говорить», софисты не задавались целью внушить ей новые положительные идеалы взамен старых. Иные из них, как Протагор, величали себя «учителями добродетели»; но самое понятие и термин «добродетель» (ἀρετή) означает у греков нечто иное, нежели у нас: это своего рода хорошее качество, доброт­ность, сила (vis, virtus), или «способность», полезная тому, кто ею обладает: Горгий ставит себе целью формировать сильных, способных людей (δεινούς ποιεῖν τοὺς ἀνθρώπους), Протагор воспитывает «добродетель», полезную для наилучшего ведения своих собственных и общественных дел, – находчивый ум, свободный от предрассудков, и «политическую добродетель» – красноречие. Подобно логике, и этика поглощалась риторикой. Честный Продик, обучая риторике, декламировал о добродетели, превознося ее над призрачными внешними благами, что не мешало ему зарабатывать «удивительно сколько денег» своим красноречием и преподаванием (PI. Hipp. maj. 282 С). Другие софисты, подобно ему, составляли образцовые похвальные слова в честь тех или других героев, победителей городов, надгробные слова, моральные декламации 1), в которых прослав­ляются те или другие добродетели и в которых софисты опе­рируют с общепринятыми нравственными понятиями и воззре­ниями. Это делают, по-видимому, и Горгий, и Протагор, что не заставляет их, однако, подчинять свое «словесное искусство», или искусство убеждать людей, каким-либо объективным этическим нормам. Настоящий адвокат, настоящий ритор, умеющий спо­рить за и против любого положения, должен уметь делать сильное слабым и слабое сильным (τὸν ἥττω λόγον κρείττω ποιεῖν). Учи­тель дает своим ученикам оружие и научает их владеть им: от них зависит то употребление, какое они из него сделают. При этом, однако, при отсутствии ясно осознанных нравственных принципов, этическое до такой степени подчиняется ритори­ческому, что само «оружие» софистов и те приемы владения им, которым они обучали, были сами по себе далеко не безразлич­ными в нравственном отношении и возбуждали к себе отрица­тельное отношение как со стороны представителей традицион­ной морали, так и со стороны углубленного философией нравст­венного сознания, высказавшегося в лице Сократа.

Мысль об относительности всех нравственных и правовых норм, об условности всех человеческих оценок естественно сама собою про-

1) Продик написал своего «Геракла у распутья» (Xen. Mem. 11,1, 21–34). Гиппий – поучения Нестора Неоптелему. Антифон – о единомыслии, Горгий – мно­гие похвальные и надгробные слова. Ср. также «Миф Протагора» у Платона (Prot. 320 С sq.).

159

 

 

кладывает дорогу среди распространения рациона­листической культуры и разложения традиционного быта и воззрений. Верования, нравы, обычаи, законы или установления, все то, что «почитается» (ἅ νομίζεται) людьми, – различно у раз­ных народов. Софисты с интересом останавливаются на этих различиях, которые отмечает уже Геродот. Да и не выходя за пре­делы греческого народа, не встречаемся ли мы с величайшим различием в нравах, обычаях, нравственных воззрениях и право­вых установлениях? Эти последние являлись особенно изменчи­выми, и всякий влиятельный политик или демагог мог способст­вовать их изменению. Законы – нормы справедливого и неспра­ведливого – сами зависят от произвола правителей, обладате­лей законодательной власти.

И вот в связи с сознанием условности человеческих зако­нов и установлений является вопрос о естественном основании и происхождении права и нравственности. С одной стороны, еще жива старинная идея о вечном, неписаном божественном зако­не, вечной правде, – идея, которую высказывал уже Гесиод, и отголоски которой слышатся еще в софистической литературе. Вера в «закон» как высшую, единственную власть в свободном человеческом обществе характеризует собою политические идеа­лы Периклова века. Но относительно самого содержания веч­ного, естественного «закона», или права, мнения расходились и до и после софистов. Согласно традиционному представлению, в нем заключалась высшая божественная санкция справедливости, добра, верности долгу, человеколюбия, благочестия. Но уже для Гераклита, например, вечный и естественный закон определяет­ся как закон всеобщей борьбы и вражды. Это – закон природы, стоящий выше условных человеческих понятий добра и зла и санкционирующий неравенство, обусловленное борьбой.

В эпоху софистов спор о естественном основании права и нравственности, об отношении «природы» к «установлению», естественного права к положительным законам – занимает умы, волнует общество, проникает на площадь, на театральные под­мостки. Отдельные законы (νόμιμα), учреждения, обычаи гре­ческих и варварских племен делаются предметом сравнительно­го изучения. Одни софисты, как Гиппий, противополагают веч­ное «естественное» право, сближающее всех людей в общем ра­венстве и братстве, – человеческому «закону», который разде­ляет «насилует» их, принуждая их жить противно природе. Дру­гие софисты, как более скептический Протагор, видят в «естест­венном состоянии» лишь общую борьбу и анархию и ищут основа­ния нравственности в нормах и законах упорядоченного граждан­ского союза. Как человек есть мера всех вещей, так мерою справед­ливого и несправедливого, доброго и недоброго является общест­венный союз: что в каком государстве считается справедливым и хорошим, то для него так и есть, пока оно признает его таковым. Такой вывод делает Платон из основного положения Протагора (Theat. 167 С), хотя нет основания полагать, чтобы он сам его делал. Но уже Архелай, последователь Анаксагора, признавал, что доброе и дурное, справедливое и постыдное существует не по природе, а по установлению (νόμῳ,

160

 

 

Diog. L. II, 16). Но если нрав­ственные понятия создаются и воспитываются учреждениями и законами посредством наказаний и наград или похвал и пори­цаний, то где граница между законом и насилием, произволом законодателей, власть имущих? Не сводится ли все к субъектив­ному произволу и к тому «политическому» искусству слова, которое дает человеку власть в государстве и средство для удовлетворения своих желаний? По мнению Протагора, существуют, по-видимому, нравственные нормы, без которых ни­какое общежитие не может существовать. Другие софисты, как Антифон, тоже указывают на необходимость единодушия или внутренней солидарности (ὁμόνοια) для существования общественного союза. Стало быть, существуют естественные законы человеческого общества; но положительные законы отдельных государств, очевидно, не только не совпадают с ними (будучи все различны), но даже нередко явно им противоречат, где они являются результатом насилия и произвола или обусловливают собою пороки общественного строя.

Такое противоположение естественного права (τὸ φύσει δίκαιον) положительному (τὰ νομιζόμενα) сильно занимает общественную мысль. Естественное право уже тогда понимается одними как основание общего равенства и братства. Мы только что видели зачаток этой мысли у Гиппия: по природе все люди – «сродники, сограждане друг другу, – не по закону; ибо подобное подобному сродно, но закон, тиранически властвуя над людьми, принуждает ко многому противно природе» (Plat. Prot. 337 С). Софисты Алкидам и Ликофрон (Горгиевой школы) восстают против института рабства и родовой аристократии: «природа никого не создала рабом». И эти мыслители встречают отголосок в драме Еврипида. Ἰσότης, равенство, говорит Иокаста, связы­вает, соединяет друзей, государства, союзников между собою – «ведь равноправие есть правда людям от природы» 1). Но существует и другое воззрение: мы видели, что уже Гераклит признает неравенство между людьми естественным законом. И мы видим отдельных младших представителей софистической культуры, особенно в ярком образе Платонова Калликла (в «Горгии»), которые видят в «естественном праве» лишь право силь­ного: законы человеческие суть лишь путы, которыми слабые связывают сильных, «справедливое» и «законное» есть лишь то, что выгодно обладателям власти. Законы установлены слабыми. «Ради себя самих и своей выгоды, – говорит Калликл, – они и устанавливают законы, и воздают хвалу, и преследуют порица­ниями. Запугивая сильнейших себя и способных достигнуть преобладания, чтобы они не возобладали над ними, эти слабые говорят, что своекорыстное притязание постыдно и неправедно и что неправда состоит в том, чтобы стремиться к преобладанию над другими; ведь и сами-то они, я полагаю, дорожат равенством, будучи ничтожнее. Вследствие этого стремление к преобладанию над большинством и признано дурным и постыдным, и это называют нарушать справедливость. А между тем, я думаю, сама природа учит тому, что лучшему

1) Финикиянки, 536–538.

161

 

 

справедливо преобладать над худшими и сильнейшему над слабейшим. И часто показывает она, что это действительно так – как среди прочих животных, так и в целых государствах и родах человеческих, т.е., что суть права в том, чтобы сильнейший имел власть и перевес над слабейшим. А то по какому другому праву Ксеркс пошел походом на Грецию, или отец его на скифов, или еще – десятки тысяч примеров мож­но было бы привести. И я думаю, что эти люди действуют сооб­разно природе самого права и, клянусь Зевсом, по закону самой природы, хотя, уж конечно, не по тому закону, какой измышляем мы, когда, взявши смолоду наилучших и наисильнейших из нас, заговаривая и завораживая их как (приручаемых) львов, мы пора­бощаем их, говоря, что следует держаться равенства и что оно-то есть прекрасное и справедливое. Когда же, полагаю я, найдется муж, обладающий достаточно сильным характером, то он все это стряхнет с себя и разорвет, убежит от всего этого и, растоптав ваши писания, и чары, и заклинания, и законы – те, что против­ны природе, восстанет и явит себя господином ваш бывший раб, и здесь-то просияет естественное право. Мне думается, что и Пиндар указывает на то, что я говорю, в песне, где он говорит:

Закон, царящий надо всеми,

Над смертными и над богами,

этот закон, по его словам,

Правит, оправдывая высшее насилье,

Горней рукой: свидетельствуюсь я

Геракла подвигами, как он, не купив –

так приблизительно он говорит: самую песнь-то я не знаю, только говорит он, что Геракл угнал быков, не купивши их и без того, чтобы ему подарил их Герион, так как это-то и есть право по природе, и быки и прочее достояние худших и слабейших – все принадлежит лучшему и сильнейшему» (Gorg. 483-4).

Такова «господская мораль» Калликла, выражение край­него анархического индивидуализма, одна из разновидностей морали Геракла – могучей человеческой личности. Подобные крайние воззрение, распространявшиеся в обществе, находившие отголоски в драме, в публицистике, в самой политической практике тиранов и демагогов, образы которых нередко окру­жались своеобразным обаянием, возносясь «по ту сторону доб­ра и зла», – подобные воззрения естественно возбуждали реак­цию. Большинство софистов прославляют добродетель, восхва­ляют доблесть героев, взывают к общественной солидарности и благочестию, в которых иные признавали «неписаный» божест­венный закон. Гиппий и Продик проповедовали упрощение жизни, возвращение к природе, к первобытной простоте нравов предков. Протагор указывал гарантию мира и безопасности в за­конном гражданском порядке.

Но основы традиционной морали и права расшатались. Проповедь безнравственных разрушительных учений, правда, могла иметь лишь успех

162

 

 

скандала или смелого парадокса, но общие места моральной риторики могли мало помочь делу. Не помогала, очевидно, и реакция против нового течения. Воз­вращение к золотому веку наивной веры было немыслимо. Стрепсиад Аристофана, поджигающий «мудрилище» Сократа, противополагает натурфилософии старые мифологические объяснения, которые, очевидно, вызывали в публике большую веселость, нежели осмеиваемые гипотезы физиологов, – вспом­ним его объяснения дождя и грома в особенности 1)... Да и сам Аристофан, искренно указывающий на великую опасность на­двигающегося течения философов, в своих комедиях обращает богов в такие же комические маски, какими они являются в опе­ретках XIX века. Пути назад не было. Приходилось искать нового обосно­вания нравственности, и понятие «естественного закона», выдви­нутое в эпоху софистов, было слишком двусмысленно, чтобы служить таким обоснованием, в особенности в своем противопо­ложении положительному закону.

В области религиозных верований софистика вносит с собою то же начало рационалистического скептицизма. «О бо­гах, – говорит Протагор, – я не могу знать, ни что они есть, ни что их нет, ни каковы они видом, ибо есть многое, что мешает их знать, – и неясность предмета и жизнь человеческая, которая так коротка». – Таково начало сочинения Протагора о богах, за которое он был осужден в атеизме. Из этого начала мы видим только агностицизм философа, который вполне последователь­но согласуется с его основным положением о субъективности человеческого познания и его относительности.

В связи с сознанием относительности всех человеческих учреждений естественно явилась мысль и об относительности, условности религиозных установлений: боги, различные у различных народов, чтимы по «закону» каждой страны. Религия, как и нравственность, держится «установлением» – мысль, которая настолько проста, что для ее выражения требовалось бо­лее дерзости, нежели оригинальности. Но, с другой стороны, не есть ли религия, культ богов вообще – всеобщий, неписаный за­кон всех народов?

Рационалистическое отношение к богам и к мифам отли­чает философию со времен Ксенофана. Физика радикально изме­нила религиозно-мифологическую концепцию природы. Задол­го до софистов появляются попытки рационального объяснения мифов, делаются опыты аллегорического истолкования Гомера, которые тянутся от VI в. до Р. Х. вплоть до того времени, когда этот аллегорический метод переносится в Александрии на истол­кование священных книг Ветхого Завета! Здесь софисты лишь продолжали дело своих предшественников. Первым по времени истолкователем Гомера в этом смысле был некто Феаген из Ре­гиона, современник Ксенофана, столь жестоко нападавшего на нечестие Гомера. Феаген истолковывает его в «физическом» и в «моральном» смысле (см. D. Fr. параграф 72, р. 510), объясняя борьбу богов борьбой стихий или столкновением страстей, ко­торые они олицетворяют. Позже такими истолкованиями занима­лись Демокрит

1) Облака 372 сл.

163

 

 

(fr. 25 и др.), Анаксагор и в особенности его Метродор из Лампсака, который обращает Агамемнона в эфир, Ахилла – в солнце, Гектора – в луну, а богиню Деметру – не более и не менее, как в печень, Аполлона – в желчь и Диониса – в селезенку (Fr. параграф 48, 3 и 4). После таких попыток нас не должна удивлять попытка Продика объяснить происхож­дение религии из боготворения полезных человеку предметов: «Солнце и луну и реки и источники и вообще то, что приносит пользу человеческой жизни, древние признали богами вследст­вие вытекающей от них пользы, например, египтяне – Нил, и через это хлеб был признан Деметрой, вино – Дионисом, вода – Посейдоном, огонь – Гефестом, и так каждая из благопотребных вещей» (Fr. пар. 77 В 5; Sext. adv. math. IX, 18). Иначе учил о происхождении религии Критий, один из «тридцати» ти­ранов, ученик Горгия, яркий представитель второго поколения софистической культуры (Fr. пар. 81 В 25).

Было время – была беспорядочна жизнь человека:

Зверской силе одной служила она в подчиненьи.

Не было в те времена ни доблестным славной награды,

Ни наказание злым никакое тогда не грозило.

Думаю я, что затем уставили люди законы

С силой карательной, дабы над всеми правда царила

Всюду равно и в рабстве обиду держала;

Так они стали карать того, кто творит преступленья.

Вслед же за тем как законы стали препятствовать людям

Явно насилья творить, – они стали делать их тайно.

Тут-то впервые, должно быть, какой-нибудь мудрый умыслил

Страх изобресть пред богами для смертных людей, чтобы было

Пугало злым на тот случай, если хотя бы и тайно

Будут творить что-нибудь, или скажут, иль даже замыслят.

Вот для того-то и ввел мудрец священную веру

В то, что есть божество, цветущее жизнью нетленной:

Духом своим оно видит и слышит и все разумеет,

Ум направляя к тому и божественно всюду витая,

Дабы услышать все то, что между людей говорится,

Дабы все то, что творится, видеть оно бы могло.

Если же ты и в молчаньи зло умышляешь какое,

Даже и то от богов не укроется: мудрая сила

Всюду присуща. Такими словами он убеждая,

Это учение ввел сладчайшее всяких учений,

Истину скрыв от людей одеждой обманчивой речи.

Он рассказал им, что боги живут на месте том самом,

Где всего более мог поразить он их своей речью, –

Месте, откуда, он знал, исходит все страшное смертным,

Также и то, что пользу приносит их горестной жизни –

С горнего круга небес, откуда перуны сверкают,

Где наводящие страх слышатся грома раскаты,

Звездноочитого неба образ великий и дивный,

Времени пестрый покров – строителя мудрого дело,

Там, где восходит в лучах раскаленная масса светила 1),

1)  ἀστέρος – такими считал солнце и Анаксагор μύδρον η πέτρον διάπυρον (Aet. II, 20, 6).

164

 

 

Где образуется дождь, орошающий землю собою.

Всюду мудрец разбросал людям страхи такие.

Помощью этих-то страхов, прекрасно и мыслью разумной,

Он божество поселил, притом в подобающем месте,

Помощью их беззаконье законами он упразднил.

Таким образом религия есть изобретение мудрого законо­дателя, как и прочие законы. Но это тоже один взгляд среди многих других. Во всех теоретических и практических вопросах софистика открывает поле для состязания противоположных взглядов, да и каждый искусный софист в отдельности должен уметь по каждому данному вопросу защищать противопо­ложные положения, как мы видим это в Διαλέξεις («разговорах») – наиболее обширном изо всех остатков обильной софистиче­ской литературы, до нас дошедших, где неизвестный софист, писавший около 400 г. на дорийском наречии, доказывает, что добро и зло, хорошее и дурное, справедливое и несправедливое, истина и ложь – тожественны и различны. Всемогущие боги софистов, вытеснившие прежних богов, суть «язык и облака», по выражению Аристофана – риторика и туман, оставшийся от прежней натурфилософии и «метеорологии».

Религия, нравственность разлагались сами собою. Софис­ты сделали многое для их критики, частью путем популяризации знаний, частью путем развития скептицизма. Этим они подгото­вили реформу Сократа, положившего начало рациональной эти­ке и рациональной теории познания.

 


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.