Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ириней Лионский, святитель

Ириней Лионский, свт. Творения


Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление размещено в начале.

 

СОЧИНЕНІЯ

СВЯТАГО ИРИНЕЯ,

ЕПИСКОПА ЛІОНСКАГО.

 

ИЗДАНЫ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ

ПРОТОІЕРЕЕМЪ

П. Преображенскимъ.

 

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

1900.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

протоиерей Петр Преображенский. О святом Иринее Лионском и его сочинениях. 3

ПЯТЬ КНИГ

ОБЛИЧЕНИЯ И ОПРОВЕРЖЕНИЯ ЛЖЕИМЕННОГО ЗНАНИЯ

[Против ересей]

КНИГА ПЕРВАЯ.

Предисловие 19.

I. Учение валентиниан об эонах 21.

II. Неудача премудрости. Произведение Христа и Св. Духа. 23.

ІII. Места свящ. Писания, на которые ссылались еретики. 26.

IV. Ахамоф и происхождение видимого мира 29.

V. Образование Димиурга 33.

VI. Учение валентиниан о трех родах людей и о добрых делах 36.

VII. Учение о судьбе Ахамофы, Димиурга и проч. о воп­лощении Христа от Девы Марии 38.

VIII. Как валентиниане извращают Писание в подкреп­ление своих мнений 41.

IX. Опровержение еретических толкований 46.

X. Единство Веры церкви во всем мире. 49.

XI. Мнение Валентина и разногласие с ним учеников его 52.

XII. Учение последователей Птолемея и Колорваса. 55

XIII. Обманчивые и нечестивые действия Марка. 57.

XIV. Гипотезы Марка и других относительно букв и слогов 61.

XV. Сказание Молчания о происхождении двадцати четы­рех стихий 67.

XVI. Нелепые толкования маркосиан 72.

XVII. Теория маркосиан, что вещи сотворены по образу невидимых вещей 74.

XVIII. Места из Моисея, извращаемые еретиками в под­тверждение их мнений 76.

XIX. Места из Писания, приводимые еретиками в под­тверждение мнения, будто. Отец был неведом до Христа  79.

XX. Указания еретиков на апокрифические книги 80.

XXI. Мнения маркосиан об искуплении. 82.

XXII. Уклонение еретиков от истины 85.

XXIII. Учение Симона Волхва и Менандра 86.

XXIV. Учения Сатурнина и Василида 88.

XXV. Учение Карпократа 92.

XXVI. Учение Керинфа, евионитов и николаитов 94.

XXVII. Учение Кердона и Маркиона 95.

XXVIII. Учение Татиана, энкратитов и других 97.

XXIX. Учения других гностических сект, в особенности варвелиотов 98.

XXX. Учение офитов 101.

XXXI. Учение каинитов 108.

КНИГА ВТОРАЯ.

Предисловие 111.

I. О том, что Един Бог, и что ни выше, ни ниже Его не может быть другого Бога, Начала, Полноты или Силы 112.

II. Мир был сотворен не ангелами, или кем-либо другим, против воли Высочайшего Отца всего, но Самим Отцом чрез Слово 115.

III. Глубина и полнота валентиниан, равно и Бог Маркиона, нелепы 117.

IV. Доказывается нелепость еретиков относительно пустоты и недостатка 118.

V. Мир не был создан кем-либо другим, вне области, принадлежащей Отцу 120.

VI. Ангелам или мироздателю не мот быть неведом Высочайший Бог 123.

VII. Твари не суть подобия эонов, находящихся в Плироме 124.

VIII. Твари не суть тень Плиромы 129.

IX. Творец мира Бог Отец, как постоянно веровала Церковь 130.

X. Писание превратно изъясняется еретиками: Бог все сотворил из ничего, а не из предсуществовавшей материи  131

XI Еретики, не веруя истине, впали в бездну заблуж­дения 133.

XII. Тридесятица у еретиков страдает и недостатком и излишеством; мудрость не могла произвести ничего без связи с своим супругом. Слово и молчание не могли быть современны 134.

XIII. Первый ряд принятых еретиками произведений никаким образом нельзя защитить 138.

XIV. Валентин и его последователи заимствовали начала своего учения, только с изменением названий, у язычников. 144.

XV. Доказательств их системы происхождения эонов нельзя указать никаких 149.

XVI. Творец мира или произвел из Самого Себя перво­образы вещей, имевших быть созданными, или же Плирома создана по какому-либо предшествующему образу, а тот в свою очередь по другому, и так далее в бесконечность 151.

XVII. Разбор учения о происхождении эонов и доказа­тельство, что оно совершенно несостоятельно, и что Ум и Отец в учении еретиков страдают неведением 153.

XVIII. Премудрость не была в неведении или страдании; ее помышление не может быть отделено от нее, а тем более иметь особенные свойства 159.

XIX. Нелепости еретиков относительно их семени, и несостоятельность их мнений о Димиурге 162.

XX. Доказательства страданий двенадцатого эона, приводимые из притчей, из отпадения Иуды и из страдания нашего Господа, не состоятельны 167.

XXI. Двенадцать апостолов не представляют собою эо­нов 170.

XXII. Тридцать эонов не знаменуются тем, что Христос на тридцатом году крестился; и Христос постра­дал не через двенадцать месяцев после крещения. 171.

ХХΙΙΙ. Жена, страдавшая кровотечением, не есть об­раз падшего эона 176.

XXIV. Нелепость доказательств, заимствуемых еретиками из числ, букв и слов 178.

XXV. Бог не исследуется буквами, слогами и числами; и не должно исследовать такие предметы, которых не может постигнуть человеческий разум, стоящий далеко ниже Бога 184.

XXVI. Знание надмевает, а любовь назидает 186.

ХXVІІ. Надлежащий способ толкования притчей и темных мест Писания 188.

ХXVIII. Совершенное знание не может быть достигнуто в настоящей жизни; многие вопросы должны быть смиренно предоставлены Богу 190.

XXIX. Опровержение мнений еретиков о будущей судьбе души и тела 196.

XXX. Нелепость еретиков, которые себя называют духов­ными, и Димиурга душевным. 198.

XXXI. Краткое повторение предшествующего опровержения. 205.

XXXII. Дальнейшее обличение нечестивых учений ерети­ков 207.

ХХХIII. Нелепость учения о переселении душ. 211.

XXXIV. Души помнят о содеянном ими в теле и бессмертны 213.

XXXV. Опровержение Василида и того мнения, будто про­роки предсказывали по внушению различных бо­гов 215.

КНИГА ТРЕТЬЯ.

Предисловие 219.

I. Апостолы начали проповедывать и излагать в пись­мена Евангелие не прежде, как были облечены силами Св. Духа. Они возвещали Единого Бога, Творца неба и земли 220.

II. Еретики не следуют ни Писанию, ни Преданию 221.

III. Опровержение еретиков на основании предания Апо­столов, хранящегося в Церкви 222.

IV. Истина находится только в католической церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси поя­вились недавно и не могут вести своего начала от Апостолов 225.

V. Христос и Его Апостолы предлагали свое учение не ложно и не приспособляясь к мнениям слуша­телей и проповедывали Единого Бога Отца и Творца всего 226.

VI. Дух Святой в ветхозаветных Писаниях не говорил об ином Боге или Господе, кроме истин­ного Бога 229.

VII. Ответ на возражение, заимствованное из слов св. Павла. Апостол употребляет иногда переста­новку слов 232.

VIII. Ответ на возражение, заимствованное из слов Христа. Один Бог безначальный и бесконечный может истинно называться Богом и Господом 234.

IX. Единого Бога Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из евангелия Матфея 236.

X. Продолжение доказательств из евангелий Марка и Луки 239.

XI. Доказательства из евангелия св. Иоанна. Евангелий четыре—ни более, ни менее 244.

XII. Учение прочих Апостолов 251.

XIII. Опровержение мнения, будто Павел один только из Апостолов знал истину 267.

XIV. О Луке, спутнике Павла, и об особенностях евангельской истории, которые известны только чрез него 268.

XV. Опровержение тех, которые унижают Апостола Павла 272.

XVI. Учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, единородном Сыне Божием 274.

XVІІ. Апостольское учение о Святом Духе, сошедшем на Иисуса Христа 283.

XVIII. О воплощении Сына Божия и что Он не мнимо, но истинно воплотился 286.

XIX. Христос был не просто человек, родившийся от Иосифа, но истинный Бог, рожденный от Отца, и истинный человек, родившийся от Девы 294.

XX. Как Бог явил Свою благость в непослушании человека 296.

XXI. Защищение пророчества Исаии (VII, 14) и история перевода семидесяти 298.

XXII. Христос принял действительную плоть, родившись от Девы 304.

XXIII. Доказывается вопреки Татиану, что Адаму надлежало первому участвовать в спасении Христовом. 306.

XXIV. Общий взгляд на учения еретиков; их противо­положность с согласным и постоянным учением церкви  312

XXV. Мир управляется провидением Бога правосудного и вместе благого 314.

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ.

Предисловие 317.

I. Господь признавал Одного только Бога и Отца 319.

ІІ. Доказательства из свидетельств Моисея и других пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого Господь проповедывал и называл Своим Отцом 320.

III. Ответ на возражение гностиков по поводу изме­няемости неба и земли 323.

IV. Ответ на другое возражение, заимствованное от разрушения Иерусалима 324.

V. Один Бог, возвещенный Законом и пророками, Которого Христос исповедует Своим Отцом и Который открыл Себя в обоих заветах 326.

VI. Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца кроме Сына 328.

VII. Авраам по откровению Слова знал Отца и пришествие Сына Божия 332.

VIII. Христос спас не только Авраама, но и его по­томков, исполняя, а не разрушая закон 334.

IX. Один виновник и одна цель Ветхого и Нового Завета 336.

X. Ветхозаветные Писания возвещали о Сыне Божием, Его пришествии и страдании 339.

XI. Пророки и праведные люди знали о пришествии Господа 341.

XII. Христос, отвергая предания и обычаи, противные ветхозаветному Закону, утвердил главные запо­веди его, и учил, что есть конец Моисеева За­кона 343.

XIII. Христос не отменил естественных заповедей Закона, но устранил иго Ветхого Завета, дабы человек свободно и, с сыновнею преданностью служил Богу 346.

XIV. Бог подчинил человека Закону для блага самого человека 349.

XV. Бог дал Закон для обуздания людей и присоеди­нил некоторые заповеди по жестокосердию их 352.

XVI. Обрезание и другие обряды не доставляли совершен­ ной праведности и были отменены Христом, а запо­веди Десятословия оставлены в силе 356.

XVII. Бог установил левитское служение не для себя и не потому, чтобы нуждался в нем 357.

XVIII. О жертвах и приношениях и о тех, кто истинно их приносит 362.

XIX. Земные вещи могут, быть образами Небесных, но Небесные не могут быть образами других выс­ших и неведомых 366.

XX. Единый Бог все в мире сотворил Словом и Святым Духом, и хотя Он в сей жизни не­видим и непостижим, однако не неведом 368.

XXI. Вера Авраама была такая же, как наша, и эта вера была предизображена словами и действиями древних патриархов 378.

XXII. Христос пришел для людей не одного племени, но для всех, которые, живя благочестиво, веровали в Него и которые будут веровать 380.

XXIII. Патриархи и пророки, предсказывая пришествие Хри­ста, пролагали потомкам путь к вере во Хри­ста, и потому труды Апостолов были меньше, так как они собирали плоды чужих-трудов 382.

XXIV. Обращение язычников было труднее обращения иудеев, и труды Апостолов, занимавшихся пер­вым, были больше, чем труды обращавших иудеев 383.

XXV. Оба Завета были предзнаменованы в Аврааме и рождении Фомари, и Один Бог того и другого Завета 385.

XXVI. Сокровище, скрытое в Писании, есть Христос; и одна Церковь правильно разумеет Писание 386.

XXVII. О грехах людей древнего времени 390.

XXVIII. Безрассудны те, которые преувеличивают милосер­дие Христа и умалчивают о суде и, полагаясь на большую благодать Нового Завета, упускают из внимания большее совершенство, которого Он тре­бует, и выдумывают Бога, отличного от Творца мира 395.

XXIX. Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей 397.

XXX. Почему Бог повелел евреям при исходе взять у египтян сосуды 398

XXXI. Мы не должны опрометчиво ставить в вину древ­ним их действия, которых Писание не осудило, но скорее видеть в них образы будущих вещей: пример—кровосмешение Лота 402

XXXII. Один Бог виновник обоих Заветов, что подтверждается свидетельством пресвитера, ученика Апостолов  404.

XXXIII. Признающий Единого Бога виновником обоих За­ветов и тщательно читающий Писания у пресви­теров церковных есть истинно духовный ученик и будет правильно разуметь все сказанное про­роками о Христе и о свободе Нового Завета 405.

XXXIV. Доказательство против маркионитов, что все пред­сказания пророков относятся к Христу 414.

XXXV. Опровержение тех, которые одни пророчества про­изводят от Всевышнего Бога, другие от Димиур­га 417.

XXXVI. Пророки были посланы от Того же Отца, от Ко­торого и Христос 420.

XXXVII. Человек свободен, и нет людей добрых и злых от природы 429.

XXXVIII Почему человек не был вначале сотворен со­вершенным? 433.

XXXIX. Человеку дана способность различать добро и зло для свободного исполнения заповедей Божиих 436.

XL. Один и Тот же Бог наказывает отверженных и награждает избранных 439.

XLI. Неверующие в Бога и Ему не повинующиеся суть ангелы и сыны диавола, впрочем не по природе, но по подражанию 440.

КНИГА ПЯТАЯ.

Предисловие 445.

I. Один Христос мог научить нас божественному и искупить; и для сего Он не мнимо, а действи­тельно принял плоть от Девы Марии; замечания против Валентина и Эвиона 446.

II. Христос, посетив нас Своею благодатию, пришел не в чужое; и даровал плоти нашей участие в спасении 448.

III. В немощи человеческой плоти открывается сила Божия, дарующая нашему телу причастие воскресе­ния и бессмертия 450.

IV. Заблуждаются выдумывающие сверх Творца мира другого Бога Отца, Который необходимо слаб и бесполезен или зол и завистлив, если не может или не хочет дать телам нашим вечную жизнь. 453.

V. Долгота жизни древних, примеры Илии и Эноха и других показывают, что Бог может восста­новить тела наши для вечной жизни 454.

VI. Бог дарует спасение целому человеку, состоя­щему из тела и души. 455.

VII. Воскресение Христа доказывает и наше воскресение во плоти 458.

VIII. Дары Святого Духа приготовляют нас к, нетле­нию и делают духовными в отличие от плотских людей, что в Законе означено чистыми и нечи­стыми животными 459.

IX. Объяснение слов Апостола: плоть и кровь не на­следуют Царства Божия 462.

X. Объяснение вышесказанного чрез сравнение с ди­кою маслиною   464.

XI. О делах плотских и духовных людей   466.

XII. О различии между смертию и жизнию, о дыхании жизни и животворящем духе 467.

ХΙΙΙ. Мертвые, воскрешенные Христом, служат сильней­шим доказательством воскресения 471.

XIV. Если бы плоть не участвовала в спасении, то Сло­во не приняло бы плоти одинаковой сущности с нашею 474.

XV. Доказательства воскресения из Исаии и Иезекииля. 477.

XVI. Из того, что тела наши возвращаются в землю, следует, что они из нее и произошли; чрез пришествие Слова образ Божий явился в нас яснее. 480.

XVII. Един Господь, Бог, Отец и Творец всего, воз­любивший нас во Христе, давший заповеди и от­пустивший нам грехи: Его Сыном и Словом показал Себя Христос, когда прощал грехи 481.

XVIII. Все сотворено силою и мудростию Бога Отца и Его Слова, а не произошло от несовершенства или неведения; иначе Сын Божий, получивший свою власть от Отца, не принял бы плоти 484.

XIX. Сравнение между непослушною Евою и святою Де­вою Мариею; упоминание о различных ересях 486.

XX. Должно внимать пастырям, коим апостолы вве­рили церкви, содержащим одно и то же учение о спасении, еретиков же избегать; и о таинствах веры мудрствовать благоразумно 487.

XXI. Глава всего Христос; Ему надлежало быть послан­ным от Отца Творца всего, принять человеческое естество и быть искушенным сатаною для того, что­бы исполнить обетования и одержать совершенную победу 489.

XXII. Истинный Господь и единый Бог возвещает за­коном и открывается чрез Его Сына Христа в Евангелии; Ему одному должно поклониться и от Него ожидать всякого блага 492.

XXIII. Чрез ложь диавола Адам согрешил в шестой день творения, в который и восстановлен чрез Христа 494.

XXIV. О постоянной лжи диавола, и о земных властях, которым должно повиноваться, так как они уста­новлены Богом а не диаволом 496.

XXV. Обман, гордость и тираническое царство антихри­ста, как они описаны у Даниила и Павла 498

XXVI. Иоанн и Даниил предсказали разрушение римской империи, предшествующее концу мира и вечному Цар­ству Христа 501.

XXVII. О будущем суде Христовом, об обращении с Богом; о вечном мучении неверующих 504.

XXVIII. О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при антихристе и о конце мира 506.

XXIX. Все сотворено на пользу человека; о коварстве и злобе антихриста 508.

XXX. Хотя известно число имени антихриста, но мы. не должны ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим име­нам; о царстве и о смерти антихриста 509.

XXXI. Сохранение наших тел подтверждается воскресе­нием и вознесением Христа; души святых нахо­дятся в ожидании времени, когда получат полную славу 512.

XXXII. Святые в той плоти, в которой много пострадали здесь, получат плоды своих подвигов 514.

XXXIII. Подтверждение того же из обетований Христа Спа­сителя и из благословения Иакова, согласно тол­кованию Папия и пресвитеров 516.

XXXIV. Подтверждение мнения о земном царстве святых свидетельствами Исаии, Иезекииля, Иеремии и Даниила, а также и притчею о бодрствующих слугах 519.

XXXV. Продолжение о том же 523.

XXXVI. Люди истинно воскреснут; мир не уничтожится, но будут различные обители для святых по до­стоинству каждого; все покорится Богу Отцу, и Он будет все во всем 526.

ОТРЫВКИ

из утраченных сочинений Св. Иринея, сохранившиеся:

а) на Греческом языке I—XLIV

[Из «Об оcмерице» к Флорину   529

Из «Об оcмерице» к Флорину   529

Из послания к епископу римскому Виктору по случаю спора о Пасхе 530

Из послания к папе Виктору  531

Из «О вере», к Димитрию диакону Вьенскому  531

Из «О вере», к Димитрию диакону Вьенскому  532

Из «День Господний» (Пасха)  532

Из «Об осмерице» к Флорину (?) 533

Из «О Воскресении» (Пасхе)  533

Из «О Воскресении» (Пасхе)  533

Из «Различные рассуждения»  533

Из «О Воскресении» (Пасхе)  533

Из толкования на 1 послание ап. Петра, гл. III  534

Из Размышления на шестоднев  535

Из «Различные рассуждения»  536

Из «О познании» (?) 539

Из толкования на ев. Матфея  539

Толкование на ев. Луки 540

Из «О вселенной или о субстанции мира» (?) 541

Из толкование на книги Царств  542

Из неизвестного произведения  542

Из послание к Власту о расколе  543

Из «О воскресении» (?)  544

Из толкования на книги Царств (?)  544

Из толкования на книги Царств (?)  544

Из толкование на книгу Судей (на 3 и 4 гл. Иезекииля?) (?)  545

Из толкования на книги Царств  (об Осмерице?) (?)  545

Из толкования на книги Царств (?)  545

Из толкования на посл. к Коринфянам  545

Из рукописи Венской библиотеки] 545

б) на Сирском XLVLI

[Из неизвестного произведения   546

Из толкования на Песнь Песней   546

Из послания к Власту о расколе 546

Из послания Виктору еп. Римскому о Флорине пресвитере  547

Из «О Воскресении» (Пасхе) (?)] 548


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.