Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Молящийся ум взыскует соединения с сердцем

299

 

МОЛЯЩИЙСЯ УМ

ВЗЫСКУЕТ СОЕДИНЕНИЯ С СЕРДЦЕМ.

Затворились двери чувств: язык безмолвствует, глаза закрылись, слух не внемлет ничему, что вне меня. Ум, одеянный в молитву, сложив бремя земных помышлений, нисходит к сердечной клети. Двери клети замкнуты; повсюду темнота, мрак непроницаемый. И ум, в недоумении, начинает стучаться молитвою в двери сердца; стоит терпеливо при дверях, стучится, ждет, опять стучится, опять ждет, опять молится. Нет никакого ответа, не раздается никакого голоса! Мертвая тишина и мрак отвечают гробовым молчанием. Ум отходит от дверей сердца, печальный, и в горьком плаче ищет отрады. Он не был допущен предстать Царю царей в святилище внутренней клети.

За что, за что ты отвергнут?

На мне печать греха. Навык помышлять о земном меня развлекает. Нет во мне силы: потому что Дух не приходит ко мне на помощь, Дух всесвятой и всеблагий, восстановляющий соединение ума, сердца и тела, которые разобщены страшным падением человека. Без всемогущей, творческой помощи Духа, одни мои собственные усилия тщетны! Он многомилостив, человеколюбив бесконечно: но нечистота моя не допускает Его ко мне. Умоюсь в слезах, очищусь исповеданием грехов моих, не дам телу моему пищи и сна, от изобилия которых сообщается дебелость душе; весь, облеченный в плач покаяния, сойду к дверям моего сердца. Там встану, иди сяду, как евангельский слепец, буду претерпевать тягость и скуку мрака, буду вопиять в Могущему помиловать: помилуй мя! 1).

И низшел, и встал, и начал взывать с плачем. Уподоблял он себя слепому, невидящему истинного, незаходимого Света,—глухому и немому, не могущему ни говорить, ни слышать духовно; ощущал по самой вещи, что он точно слеп, глух,

1) Марк. X, 48.

 

 

300

нем, стоит при вратах Иерихона—сердца, обитаемого грехами— ожидает исцеления от Спасителя, Которого не видит, Которого не слышит, к Которому вопиет—разве одним своим бедственным состоянием. Он не знает Его имени, именует Сына Божия сыном Давидовым: плоть и кровь не могут почтить Бога, как Бога.

Укажите мне путь, по которому пойдет Спаситель? Этот путь—молитва, как сказал человеку Пророк от лица Божия и Духом Божиим: Жертва хвалы прославит Мя и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое 1). Скажите мне, в который час пойдет Спаситель? Утром ли, или в полдень, или к вечеру? Бдите и молитеся, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет 2).

Путь известен, час не назначен!—Виду за город, встану или сяду у врать Иерихона, как советует святой Павел: Темже да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще 3). Мир преходит; все в нем непостоянно: он не назван даже городом, но станом. Оставлю пристрастие к имуществу, которое невольно оставляется при смерти, а часто и прежде смерти; оставлю почести и славу гибнущую; оставлю наслаждения чувственные, отнимающие способность к подвигам и занятиям духовным. Не имам зде пребывающего града, но грядущего взыскую 4), который должен открыться мне предварительно в сердце моем милостию и благодатью Бога—Спасителя моего. Кто не взойдет в таинственный Иерусалим духом во время земной жизни: тот и по исшествии душою из тела не может иметь удостоверения, что дозволен ему будет вход в Иерусалим небесный. Первое служит залогом второго 5). Аминь.

1) Ис. XLIX, 23. 2) Матф. XXIV, 42. Марк. ХIII, 33. 3) Евр. XIII, 13. 4) Евр. XIII, 14. 5) Преподобный Исихий Добротолюбие, ч. 2, гл. 4. Согласно сему рассуждают и прочие святые Отцы.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.