Поиск авторов по алфавиту

В Прощеное воскресенье

Сегодняшнее воскресенье называется Прощеным, потому что в этот день перед наступлением Великого поста Церковь призывает своих сынов и дочерей простить друг другу все обиды, которые накопились в сердце. Для христиан, понимающих смысл и значение этого очистительного духовного периода, пост - время не тоски и уныния, но радости. Не случайно сегодня за Божественной литургией вы слышали слова из послания святого апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). Святая Церковь призывает посвятить долгое время поста исправлению нашей греховной жизни. Долгое - чтобы успеть одуматься, покаяться и измениться.

Много раз в течение поста за богослужениями читается молитва преподобного Ефрема Сирина со словами: «Ей, Господи Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Но почему мы просим, чтобы Господь дал нам зреть наши прегрешения? Неужели мы слепы? Оказывается, да. Наше духовное зрение повреждено грехами, и мы не ощущаем всего ужаса той скверны, которая покрыла нашу совесть. В таком состоянии мы привыкли к греху и пороку, сжились с ними и, действительно, говоря словами апостола Иоанна Богослова, «ходим во тьме» (1 Ин. 1:6).

Как же выйти из этого положения? У нас есть Целитель душ и телес - Господь наш Иисус Христос, Который при жизни Своей, проповедуя словеса вечного спасения, исцелял физически слепых людей, когда они многократно, как об этом говорит Святое Евангелие, взывали к Нему: «Помилуй мя, Сыне Давидов!» (Мф. 9:27; 15:22; 20:30; Мк. 10:47; Лк. 18:38). Вот для нас и открывается путь к духовному прозрению, к исцелению нашей слепоты. Святая Церковь призывает нас через покаяние и причащение Святых Христовых Тайн к тому, чтобы мы реально соединились с Господом нашим Иисусом Христом, Который даст нам и исцеление, и всесовершенное спасение. И если наша вера еще слаба, если мы немощны, если

132

 

 

мы сразу неспособны воспринять это духовное лечение, мы должны с дерзновением чаще к нему приступать: чаще молиться, чаще исповедоваться, чаще причащаться Святых Христовых Тайн.

А что значат слова преподобного Ефрема Сирина «не осуждать брата своего»? Есть такой святоотеческий рассказ. В одном монастыре был обычай: когда умирал насельник обители, вся братия собиралась к его одру, чтобы молиться о его духовном спасении. И вот однажды монах, который, как казалось другим, не отличался благочестием и усердием, впал в тяжелую болезнь, и братья поняли, что он находится при смерти. Они пришли в его келью помолиться о нем и, наблюдая за ним, удивлялись, что он весел, радостен и любвеобилен. И тогда его спросили: «Неужели тебе не страшно умирать? Ты, наверное, знаешь за собой множество грехов...» И он ответил: «Нет, не страшно, потому что в эти дни, во время болезни, мне было такое видение. Предстал Ангел Господень с большим свитком моих грехов и показал мне их, а потом спросил.: «Это твои грехи?» - «Да, - ответил я, - но я верю в Божие милосердие и с тех пор, как я стал монахом, никогда никого не осуждал. Я верю в слова Господа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). И монах рассказал братии, что на его глазах Ангел уничтожил свиток грехов, которые отягощали душу инока. «И вот поэтому, - сказал он, - я с радостью готов перейти в вечную жизнь в надежде на Божие милосердие».

Все это, дорогие братья и сестры, показывает нам, с какими мыслями мы должны начать период поста, молитвы и воздержания. Мы умеем молиться, мы умеем, хотя, может быть, не все еще, просить у Бога прощения и каяться. Но чтобы начать пост, чтобы просить у Бога о себе, сначала нужно совершить подвиг - попросить прощения у наших ближних, даже у тех, кто нас обидел. И не только попросить формально, но и простить их, не рассуждая по-человечески, кто больше виноват в ссоре. Невозможно начинать поста

без того, чтобы не примириться друг с другом.

* * *

Мы стоим на пороге святого и Великого поста. «Святые отцы, -учит святитель Иоанн Златоуст, - назначили сорок дней поста, чтобы в эти дни люди, сознательно очистившись молитвою, постом, исповедью во грехах, с чистой совестью приступили ко Святому Причащению».

Покаяние в Церкви - это не просто признание вины друг перед другом: это благодатный акт, Таинство, во время которого искрен-

133

 

 

не раскаивающийся человек через своего духовника таинственно, но реально от Самого Господа нашего Иисуса Христа получает полное прощение. Он получает возможность, как чистый младенец, начать новую жизнь, на что ниспосылается ему благодатная сила от Бога.

Каждый из нас испытал тяжесть греха, опытно познал, что, помимо телесных болезней, есть болезни души, которые порой тяжелее физических. Да, Церковь Христова обладает всеми средствами, чтобы исцелить, уврачевать душу и, говоря словами преподобного Андрея Критского, чтобы она «стала чище снега, светлее солнца». Вы, дорогие братья и сестры, сами знаете, какая бывает тяжесть на сердце при вражде с ближними. Вы знаете о губительной силе греха. От его последствий страдают и распадаются семьи, от этого бывают раздоры в обществе и войны между народами. Мир надо строить, возлюбленные, в первую очередь в своей душе, и тогда мы будем способны строить здоровую семейную жизнь, тогда сможем нести мир дальним и ближним, а Господь примет наши молитвы и о мире во всем мире.

Не будем считаться, кто первый или кто больше обидел, досадил или оскорбил. Будем взирать на то, как Христос Спаситель с Креста молился за Своих распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Сегодня, когда мы уже готовы приступить к подвигу поста и покаяния, что мы можем сказать перед очами Живого и Всеведущего Бога? Лишь повторить слова молитвы: «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже сохранихом, ниже соблюдохом, яко же заповедал еси нам. Но не предаждь нас до конца, отцев Боже».

Мы знаем неисчерпаемое, безграничное море Божия милосердия к человеку. Даже когда мы и грешим, и забываем Бога, Господь не отступает от нас, как любящие родители не оставляют своих порочных детей.

Сегодня Святая Церковь призывает нас ко всепрощению. Кого должны мы простить? С кем мы должны примириться? Как ни странно, но порой самые близкие, самые дорогие нам люди, с которыми мы живем, молимся в храме, трудимся, вдруг становятся нашими «врагами»! И невольно хочется повторить: «Враги человеку -домашние его» (Мф. 10:36). И как отрадно, что эта вражда между самыми близкими и дорогими нам людьми по крови, по вере может с помощью Божией прекратиться в Прощеное воскресенье.

Если мы подумаем о предметах нашей вражды, несогласия, ссор, то увидим, как мелочны они порой бывают, как противоестествен-

134

 

 

ны для верующих во Христа, которым заповедана любовь до самопожертвования. Каждый из нас испытал, что, несмотря на большое желание примириться с оскорбившим тебя, трудно самому сделать первый шаг к примирению. Мы порой изобретаем для себя много оправданий, чтобы не сказать в глаза ближним своим: «Прости меня». Мы ложно внушаем себе: «Я в душе простил, я не имею зла!» Но ведь человек, с которым мы во вражде, этого не слышит, и обида продолжает жить в его сердце. Во имя Христово смиряясь перед ближним своим, мы должны пасть пред ним ниц и просить прощения. Такое сокрушение не может не растопить любое очерствелое сердце. Мы знаем, как ожидает нашего покаяния Господь. В притче о блудном сыне Он представил нам образ милующего Отца, Который примет нас, как бы ни пали мы, как бы далеко мы ни ушли на страну далече от Бога, Творца и Спасителя нашего.

Сорок дней наедине со своей совестью и с Богом мы будем пытаться исправить свою греховную жизнь. Священное Писание сохранило нам многие свидетельства, как милостив бывал Господь к кающимся людям, когда изменял судьбы отдельных людей и целых городов, которые слышали голос пророков, призывающих их к покаянию. Если они исправлялись, Бог не совершал над ними суда, не наказывал их за прегрешения. Мы, наконец, знаем, как на Голгофе, уже в предсмертном состоянии покаяние распятого со Христом разбойника удостоило его услышать от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

С чего начинается покаяние? Воздержание от скоромной пищи -это лишь средство для обуздания нашей грехолюбивой плоти. Начинать нужно с примиренного состояния сердца.

Для многих мирских людей Великий пост представляется чем-то унылым и грустным, потому что им ближе праздники, радость и веселие. Для нас же, братья и сестры, пост - это желанное время, по выражению святых отцов - это весна душам человеческим, это время, когда мы очищаем нашу греховную совесть, когда мы видим открытым для себя Небо, когда мы имеем дерзновение Бога называть своим Отцом.

* * *

В эти дни мы всюду слышим слова о покаянии, но покаяние, к которому призывает Церковь, носит несколько другой характер.

Христос дал Своим ученикам, апостолам и их преемникам власть отпускать грехи человеческие, дал благодатную силу помогать че-

135

 

 

ловеку начать новую жизнь, оставляя исповеданные грехи и пороки. Силой благодати Святого Духа Церковь разрешает от грехов кающихся. Это благодатное действие является светлой надеждой в жизни людей.

Для нас пост - это желанное время, когда мы дочиста отмываем нашу грешную душу.

Мы имеем на пост благословение Самого Господа. Напомню, что Он сказал Своим слушателям, которые смутились тем, что Его апостолы не постились, в то время как ученики фарисейские и Иоанна Крестителя постились: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2:19-20). И мы знаем, что эти слова Господа святые апостолы исполняли, проповедуя Евангелие Христово после сошествия на них Святого Духа. История поста имеет длительную благочестивую традицию. Многие отцы и учители Церкви третьего и последующих веков оставили нам поучения, назидания, связанные с постом в Четыредесятницу. Вот как учит блаженный Августин: «Дни Четыредесятницы, если тщательно вникнем, означают жизнь настоящего века, а дни Святой Пасхи изображают вечное блаженство, в Четыредесятницу мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости. И так каждый в продолжении земной жизни, должен воздыхать о своих грехах, проливать слезы, творить милостыню. Но если в этом часто мешают нам препятствия мира, то, по крайней мере, в дни Святой Четыредесятницы исполним сердце наше сладости о законе Божием».

По учению преподобного Аввы Дорофея, «Бог дал святые дни для того, чтобы если кто постарается со вниманием и целомудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, он очистился от грехов, которые сделал в продолжение всего дня, всего года и неосужденно причастился Святых Тайн, сделавшись через покаяние, через святой пост, новым человеком».

Святитель Иоанн Златоуст однажды во время поста, придя в храм, увидел прихожан меньше обычного. Оказалось, что многие из них, приняв пищу перед службой, посчитали себя недостойными прийти и слушать его проповедь. Это явилось поводом для поучения, в котором святитель объяснил значение поста, на первое место поставив духовную пищу, добрые дела, жизнь по заповедям Христовым. Такие рассуждения в его творениях имеют для нас особое значение. Ведь у многих при наступлении поста возникают различные вопросы. Как поститься? А что, если я больной или больна,

136

 

 

и не могу исполнять пост? А если я живу в семье, где не постятся, как мне быть? А можно ли причащаться, если я нарушу пост? На все эти вопросы мы будем искать ответы, исходя из учения Церкви, Священного Писания и взглядов святых подвижников веры и благочестия.

Для нас ценны назидания святого апостола Павла о неосуждении. Грех осуждения очень распространен, он вошел в нашу плоть и кровь, и потому мы порой не обращаем внимания на свое внутреннее состояние, на свои поступки, а очень любим судить друг друга, осуждать ближних своих. Еще во времена апостола Павла христиане, видимо, по-разному исполняли пост. Тогда были и не-постящиеся, и подвижники, которые строго исполняли предписания поста. Ко всем, и к нам тоже, обращены слова апостола Павла: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай тою, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:3-4).

Вот с этими мыслями будем готовиться к подвигу святого поста, постараемся, как сказано в притче Господней о блудном сыне, придти в себя, потому что нам нужно отстать от греховного образа мышления и жизни. Придя в себя, важно не только покаяться в содеянном, но и начать новую жизнь.

Трудно, конечно, живя в миру, сохранить все предписания Церкви, но старайтесь, дорогие братья и сестры, почаще посещать храм Божий, чтобы здесь черпать духовные силы для нравственного совершенствования, и стремитесь хотя бы во время Великого поста ограничить свое внимание к слушанию тех телевизионных программ, которые носят развлекательный и духовно разлагающий характер. Речь не идет о том, чтобы вы вовсе не читали газет или не смотрели телевизионные новости, - я говорю об увеселительных и безнравственных передачах. Постарайтесь в этот период обратить свой взор к Богу, почитать Священное Писание, жития святых, книги об истории Церкви, чтобы больше понять, что такое для нас быть христианином, что дает нам Церковь, к чему призывает нас Господь.

А сегодня нам дается радость начать путь покаяния со взаимного прощения друг другу. Простить нужно так, как заповедал нам Господь Иисус Христос, в надежде, что и наши великие грехи Он простит по Своему милосердию.

Ныне от себя и от имени нашего духовенства я, в первую очередь, дорогие наши прихожане, хочу просить прощения у вас, по-

137

 

 

тому что мы, недостойные, находясь на духовной свещнице, живя и совершая свое служение у вас на глазах, можем невольно принести огорчение, можем смутить ваши души вместо того, чтобы вести ко Христу. Мы каемся в том, что слишком прохладно несем свое пастырское служение, не отдаем всей души каждому из вас.

Сегодня в нашем обществе много говорят о прошлом пути нашей Церкви, нашего духовенства, нашей иерархии в трудные годы минувшего семидесятилетия. Мы не родились ни митрополитами, ни священниками, ни служителями Церкви, но из недр народных мы получили от Господа призвание служить Богу и людям через нашу Русскую Православную Церковь. И мы сделали это так, как Господь дает каждому из нас: желая послужить спасению наших ближних и самим сподобиться вечной жизни. Господь дал нам радость через эти трудные годы пронести неповрежденной, в полной чистоте святую православную веру, передать ее грядущим поколениям. Простите нас Христа Бога ради, чем согрешили мы перед вами: словом, делом, помышлением и всеми нашими чувствами.

* * *

Сегодня мы собрались в этом святом храме, чтобы попросить друг у друга прощения, а у Господа благословения на предстоящий подвиг. Ни один период в течение года Святая Церковь не оказывает такого спасительного, волнующего и ощутимого действия на души людей, как Великий пост. В течение тысячелетней истории Русской Православной Церкви этот пост глубоко вошел в нашу жизнь, в наш быт и обычаи. С непередаваемым трепетом из года в год встречает христианская душа наступление святой Четыредесятницы. И это бывает так потому, что каждый из нас, независимо от возраста, пола, служебного положения, - каждый человек нуждается в покаянии, ибо греховная жизнь, подобно тяжелой болезни, тяготит душу.

Посещая поликлинику или больницу, вы видите людей, угнетенных физической болезнью и ожидающих помощи врача. Больной должен не только назвать врачу свою болезнь, но и подумать о ее причине. Так точно и в духовной жизни мы нуждаемся в Небесном Враче, Который снимет с нас бремя греховной болезни.

На этот раз хочется сказать, обращаясь к постоянным прихожанам нашего храма, о том, как: важно не только думать о личном спасении, но и о том, чтобы каждый из нас получал духовную радость от молитвы и общения с Богом.

138

 

 

На всех лежит большая ответственность свидетельствовать о любви Христовой людям, вновь приходящим в храм. Многие бывают в этом монастыре, знакомясь с его историей. Это приносит некоторые неудобства в молитве, когда посетители не умеют порой вести себя в храме во время богослужения, придя, может быть, в первый раз. Но если человек переступил порог храма, он уже наш собрат в молитве. Он должен получить Божие благословение и радость от первой встречи с Богом.

Порой же бывает наоборот. У тех, кто ходит давно в храм, есть «свои», излюбленные места, и они не хотят уступать их другим. Недавно, совсем случайно, я разговорился с одной женщиной и спросил ее, ходит ли она в храм. К моему удивлению, она рассказала, что была в храме один раз в жизни и очень неудачно. Несколько лет назад во время службы в нашем храме ее попросили передать свечу, а она не знала, что с ней делать, и не знала, что при этом говорить. И некая прихожанка сказала ей недоброе слово, и та, огорчившись, оставила храм. У нее не возникло больше желания идти в церковь.

Вот почему я начал с того, что на каждом из нас лежит большая ответственность. Если мы вольно или невольно огорчим нашего брата или сестру, ради которых Господь пришел на землю, ради которых Он пролил Свою Кровь, то берем на душу большой грех.

То же самое мне хочется в это Прощеное воскресенье сказать и о нашей повседневной жизни в семье и взаимоотношениях с родственниками, о нашем поведении на работе или в общественном транспорте. Мы никогда не должны забывать, что, как носители великого имени Христова, мы должны быть терпеливы, братолюбивы, незлобивы, милосердны. И о многом ином можно сегодня говорить, что привело к греховной болезни нашу душу, что тяготит ее, подобно тяжелому бремени.

Святая Церковь уже перед Великим постом приготовляла, предрасполагала нас к покаянию и умилительными песнопениями, и евангельскими сказаниями, показывая, как близок каждой душе человеческой Господь, как велико Его милосердие. Мы знаем, нет такого греха, который бы не смывался искренним покаянием. И вот теперь мы входим в этот спасительный период. Пост предусматривает и физическое, и духовное воздержание, обуздание своего языка, чтобы не говорить неправды и зла. Это период, когда мы должны показать свою христианскую любовь на деле, а не на словах. Изо дня в день, от воскресенья к воскресенью Святая Церковь будет звать каждого человека к раскаянию и исправлению греховной жизни.

139

 

 

И нашим вдохновением, нашей надеждой в этот период будет Светлое Христово Воскресение, которым закончится подвиг поста.

Не нужно вам повторять, вы прекрасно знаете из слова Божия, что мы не можем просить у Бога прощения, не попросив прощения друг у друга. Так трудно человеку первому обратиться с просьбой о прощении к другому человеку, которого мы называем врагом. Некоторые успокаивают свою совесть, говоря, что в душе прощают этого человека, но это недостаточно. Сами мы знаем это из повседневной жизни, так как при следующей встрече вражда продолжается. Нужно показать прощение в глубоком смирении и независимо оттого, кто первый другого обидел, имеется ли внешняя неприязнь, - нужно у всех просить прощения. Чтобы создать атмосферу христианской любви, и здесь, в этом святом храме, где мы собираемся для молитвы, знакомы мы друг с другом или нет, тоже попросим прощения, чтобы в чистоте сердца прославлять Господа и просить, чтобы и нас Христос простил и сподобил причаститься Святых Тайн.

* * *

В Церкви Христовой верные сыны и дочери ее все делают с Божиего благословения, с призыванием помощи Его всесильной и спасительной благодати во всех обстоятельствах своей жизни. Получая небесную помощь в борьбе с плотью, возвышается дух человека, ибо, как мы знаем из Священного Писания: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). И в Церкви наши торжества, наши праздники носят совсем другой характер, чем это делается в светском мире. Может быть, для нецерковного человека наши поучения и молитвы могут казаться скучными и не коснутся его души! Но так происходит до тех пор, пока он не обратится к Богу и не осознает, и не прочувствует свои падения и пороки. Тогда душа его будет трепетно стремиться к Господу. Это состояние переживает каждый верующий человек, ибо случается, что мы, христиане, забывая заповеди Божии, нарушаем свои обеты, данные при крещении, и другие христианские обещания: в супружестве, в монашестве, в священстве. Церковь же, зная слабое естество человеческое, но в то же время зная и способность человека, оставившего грех, возвыситься духовно, обратиться к Господу, установила в течение года особые дни для исправления и покаяния.

И вот мы стоим с вами на пороге спасительного периода Великого поста. Хочется вновь напомнить, что пост не есть только воз-

140

 

 

держание от скоромной пищи, это лишь способ помочь нам взять себя в руки, духовно возвыситься над всем мирским и глубже понять Евангелие Христово. Особенно на Страстной седмице Святая Церковь представит нам во всем духовном величии образ Христа Спасителя, претерпевшего страшные муки, добровольное страдание и Животворящий Крест. И тогда мы глубже поймем учение Христово, тот спасительный подвиг, который совершил Христос на Голгофе. Как ничтожны, как малы покажутся наши беды по сравнению с Его страданиями, как будет нам стыдно в душе, что творим зло, имеем ненависть, враждуем друг с другом, с семейными своими. Но мы дальше пойдем - мы поймем, что мы не выполнили христианского долга. Мы не служили ближним, потому что для нас мало отойти от зла, не творить его. Мы призваны нести Божию любовь, милосердие, братолюбие. Мы должны показать пример нашей христианской любви.

Сейчас, когда мы находимся в храме, чтобы с Божиего благословения начать предлежащий нам подвиг поста, молитвы, покаяния, мы, может быть, еще не готовы полностью вступить на этот путь, наше сердце еще не примирено. Святая Церковь после подготовительных недель к Великому посту в сегодняшний воскресный день призывает своих верных сынов и дочерей к всепрощению, ибо невозможно обращаться к Господу с просьбой простить наши грехи, когда мы питаем злобу и ненависть в сердце своем против наших ближних! (См.: Мф. 6:15).

Мы часто не замечаем за собой, как обижаем ближних черствым к ним отношением, особенно в нашей повседневной жизни: в семье, среди соседей, среди тех, с кем мы рука об руку работаем на предприятиях, встречаемся в транспорте и на улице. Нам кажется, что мы вправе сказать им что угодно, и не замечаем, что раним их сердце, не говоря уже о том, что вызываем их гнев и осуждение.

Поэтому, дорогие братья и сестры, чтобы приступить к покаянию, собственному исправлению греховной жизни, нужно и около себя создать атмосферу любви и доброжелательства. Об этом напоминает нам и Спаситель: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Эти слова Спасителя научают нас тому, что от озлобленного, непримиримого сердца не может исходить подлинное

141

 

 

с примирения, и с примирения не формального, когда устами человек произносит: «Прости меня Христа ради», - а в сердце кипит злоба. Нельзя, оправдываясь, говорить: «Да не о чем мне просить его, потому что мы с ним не ссорились». А, может быть, брат твой или сестра обижены тобой, незаслуженно обижены, духовно пострадали от тебя и из-за этого не могут тоже вступить примиренным в спасительные дни поста.

Мы знаем, как бы глубоко ни было падение, Господь, как любвеобильный Отец, ждет нашего покаяния. Он так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного послал для того, чтобы научить нас покаянию и приготовить к вечной жизни в Царствии Небесном.

Я думаю, дорогие братья и сестры, не нужно мне дальше продолжать своего слова. Вы сами знаете, как трудно переломить себя, попросив прощения, и примириться со своим недругом. Вы знаете и ту радость, когда вновь мы обретаем друг в друге своих ближних, своих друзей. Так не будем же откладывать благого дела; здесь, сейчас начнем подвиг покаяния, попросим друг у друга прощения и будем молить Господа, чтобы как недостойных, великих грешников Он простил, разрешил от наших грехов, как от тяжкой болезни, и сподобил неосужденно приступить к Чаше Господней.

142


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.