Поиск авторов по алфавиту

Крещенский Сочельник. Святое Богоявление

Совсем недавно в этом святом храме мы торжественно встречали праздник Рождества Христова. Тогда перед нашим мысленным взором предстояла убогая Вифлеемская пещера, где Господь как Младенец возлежал в яслях. А сегодня мы радуемся и ликуем вместе со всем родом человеческим, живо представляя себе, как Христос является на берегах Иордана и принимает крещение от Иоанна Предтечи. Святой Иоанн Златоуст, говоря об этом событии, выражает веру, что «в этот великий праздник каждый год освящается водное естество и в любом месте, где бы ни жил человек, он может почерпать воду с верой, что она освящена».

Какое духовное утешение имеем мы, дорогие братья и сестры, когда молитвой Церкви в храмах Божиих освящаем воду. Мы призываем на нее «благословение Иорданово», то есть просим Господа, чтобы эта освященная вода была такой же, какой была она, когда Христос Спаситель вошел в реку Иордан и через это освятил ее воды. Мы веруем, что с тех пор и до сегодняшнего дня благодатью Божией через нашу веру Христос Спаситель подает это освящение. И не случайно мы ждем с трепетом этот праздник и стараемся присутствовать при Великом освящении воды, чтобы, как видимый знак Божиего благоволения, взять святую воду в свое жилище, в свои семьи и кроплением ее и причащением принять с верой и страхом Божиим благословение Господне.

Вместе с тем мы сегодня празднуем Богоявление, ибо во время Крещения Сына Божия род человеческий явственно слышал голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). И сходил на Сына Божия Дух Святой, как голубь (Лк. 3:22), так, как это доступно восприятию ограниченного человеческого разума. Бог открыл Себя в этот день в виде Святой Троицы, и мы радуемся, чувствуя в этот праздник, как близок Бог к роду человеческому и к каждому из нас. Мы благодарим

106

 

 

Господа, что несмотря на наше недостоинство, на наши грехи, пороки, отступничество, - Он не покидает нас.

С этими мыслями будем радоваться и торжествовать, встречая великий праздник Крещения Господня, с благоговением и страхом Божиим будем принимать освященную воду, и да будет она всем нам, с верой принимающим ее, во здравие, спасение и благопоспешение.

* * *

Крещенский Сочельник и вся его служба наполнены призывом к покаянию. Из Священного Писания, из Святого Евангелия вы, братия и сестры, знаете, как Предтеча Господень прежде, чем встретить явившегося на берегах Иордана нашего Господа и Спасителя, призывал всех к покаянию. И Церковь Христова напоминает сегодня, чтобы мы со смиренным и чистым сердцем прикоснулись к великой святыне, к крещенской воде, ибо она освящена молитвами и призыванием благодати Божией. Не с раздражением или торопливостью, а благоговейно и с веселием почерпите эту благословенную воду, бережно храните и потребляйте ее в течение года. Пусть она будет видимым знаком Божиего благословения для каждого из вас, для ваших близких и для ваших жилищ. И всем вам, дорогие братья и сестры, от души желаю счастливого и радостного праздника Богоявления Господня, на всех вас призываю Божие благословение.

* * *

Не часто этот храм бывает столь наполнен, как в такие великие праздники. Поэтому с чувством особой радости я хочу приветствовать всех: и наших постоянных богомольцев, и тех, кто редко приходит помолиться. Сегодня каждый, чье сердце открыто к вере в Бога, может в доступной для себя степени понять, как близок нам Господь, прикоснуться к тайне - Бог Троичен в Лицах и Един в Существе Своем.

Святой Креститель Господень Иоанн, когда начал крестить людей, призывал, чтобы они засвидетельствовали свое покаяние. И каждый хотел исправиться, сделать что-то доброе, каждый спрашивал: «А что мне делать?» Вы знаете, что Иоанн Креститель не требовал от людей каких-то сверхъестественных подвигов или чего-то непосильного. Он требовал честности и доброты в служении ближним.

107

 

 

Нас всему этому научил Господь, и Святая Церковь, не умолкая в течение своего двухтысячелетнего бытия, зовет нас ко спасению через покаяние и исполнение заповедей Христовых. Для нас подчас так вдохновляюще звучат слова людей, которые не принадлежат к Церкви, но говорят о духовности, о милосердии. А ведь истоки и основа всего этого, братья и сестры, в учении Христовом, в Святом Евангелии, которое дано нам как бесценное достояние и закон нашей духовной жизни.

Христос и от нас с вами не требует чего-то непосильного. Если мы хотим показать любовь и милосердие ближнему, то не нужно для этого искать вдалеке тех, кому мы можем помочь. В первую очередь надо стяжать дух мира, любви Христовой - в своей семье, среди своих родных. В ссорах - быть уступчивыми, в искушениях -терпеливыми, помогать немощным, заблуждающимся. И если каждая христианская семья будет образцом любви, то изменится в добрую сторону и духовный климат всего нашего общества. Я думаю, что мы напрасно проводим время в наших храмах, если считаем, что, отстояв богослужение, мы перед Богом выполнили свой долг, а за порогом храма можем оставаться черствыми и бесчувственными к горю и несчастью ближних.

Святая Церковь, освящая в праздник Крещения воду, дает каждому из вас видимый знак всесильной Божией помощи. Пророк нас призывает: «Почерпите воду с веселием» (см.: Ис. 12:3). С весельем, радостью и мирным благочестивым сердцем должны мы прикоснуться к этой святыне, ибо если мы в храме не сможем сохранить это благочестие, то как же ждать от нас, что за его порогом мы соблюдем то, чему нас учит Святая Церковь?

Пусть Святая и Живоначальная Троица просветит каждого из нас, пусть Любовь Божия вселится в наши сердца, и да получим мы духовную небесную радость и всяческие исцеления от освященной крещенской воды.

Не иначе, как великой святыней, агиасмой, называется отцами Церкви и в молитвословиях богослужения крещенская вода.

С древности, со времен святого Иоанна Златоуста бытовало глубокое убеждение, что крещенская вода долго хранится и является целительной для христиан, с верою принимающих ее. В Уставе Церкви сказано о том, что крещенской водой подобает освящать дома, все жилище. Сказано даже кропить ею и в скаредных местах.

108

 

 

На это обстоятельство также обращено внимание у отцов Церкви, которые говорят: некоторые люди принимают крещенскую воду после поста, до еды, то есть натощак, а те, кто уже приняли пищу, уклонялись от питья святой воды. Святые отцы указывали, что это делается напрасно. Верующие всегда могут приступать к святой воде, следует лишь сохранять благоговение. Святые отцы упоминают именно это место в Уставе.

Если даже в скаредных местах можно кропить святой водой, то тем более нас не может осквернить пища. Поэтому, по разуму Церкви, крещенская вода целительна и благодатна для верующих во все время их жизни. И больше того, если есть определенная церковная дисциплина для женщин, когда они не прошли очищение после родов или в другие периоды и уклоняются от прикосновения к святыне, то в данном случае есть ясное указание, что и в эти периоды при сильной болезни они могут кропиться святой водой, и, как сказано в богослужебной книге, помазываться ею для своего исцеления.

В Древней Церкви был очень строгий дисциплинарный Устав: если люди согрешали, то им не разрешали в течение весьма длительного времени причащаться Святых Христовых Тайн. Тем же, кто показывал истинное раскаяние, Церковь дозволяла вместо причащения принимать крещенскую богоявленскую воду. Братья и сестры, я сказал вам это, чтобы вы знали, как Святая Церковь смотрит на эту святыню и какое значение она имеет для нас, дочерей и сыновей Святой Христовой Церкви.

* * *

Сегодня, готовясь к Божественной службе, я вновь обратился к слову святителя Иоанна Златоуста на Богоявление Господне, в котором он напоминает, почему праздник называется Богоявлением. Святитель поясняет: в этот день роду человеческому была явлена Святая Троица. Когда Господь крестился в Иордане, - Дух Святой в виде голубя сходил на Него, на Сына Божия, и о Нем с небес вещал Бог Отец: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих!» (Мф. 3:17)
Поэтому и каждый из нас, принимая веру православную и крестясь, крестится в честь Святой Троицы: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Крещение в честь Святой Троицы, с тремя погружениями в воду, исходит еще из традиции первых веков христианства. Почему мы и перекрещиваем тех, кто крещен неправильно, не в честь Святой Троицы.

109

 

 

Я вновь хочу вам напомнить и слова святого Иоанна Златоуста о свойствах крещенской Богоявленской воды: «В этот праздник, в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды, и происходит явное знамение — эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто — два и три года, остается неповрежденной и свежей и после столь долгого времени не уступает воде, только что взятой из источников».

Я помню ранние годы своего пастырства, когда еще не было открыто столько храмов, сколько сейчас. Во многих городах, особенно новых, не было вообще ни одного храма. В то время мы, архипастыри и пастыри Церкви, ссылаясь на эти слова святителя Иоанна Златоуста, указывая на Предание Церкви, советовали всем верующим, после наступления праздника, считать любую воду, взятую на Крещение, освященной и святой, ибо в этот день освящается «всех вод естество». А мы с вами, дорогие братья и сестры, имеем великую радость и счастье присутствовать в храме Божием и участвовать в освящении воды, почерпать ее для своего исцеления, для освящения домов, для хранения ее в своих жилищах как Божие благословение.

И, наконец, я не могу не обратиться к вам со следующими словами святого Иоанна Златоуста, который говорит: «Как радостно видеть вас всех во множестве в этот великий день. Но где лее эти сыны и дочери Церкви в остальные времена года, когда мало людей посещают храм Божий?» Прошло столько времени, а природа человеческая осталась прежней. Поэтому мне хочется пожелать, чтобы душа ваша чаще стремилась в храм Божий, к молитве, к святыне, чтобы с помощью Господа вы укреплялись не только физически, но и духовно. Я горячо и сердечно поздравляю вас с великим праздником и призываю на всех вас Божие благословение.

110


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.