Поиск авторов по алфавиту

Воздвижение Креста Господня

Все церковные песнопения и чтения из Святого Евангелия напоминают нам о том, что значит для нас Крест Христов. Мы сегодня воспеваем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». В четвертом веке по Рождестве Христовом был обретен Крест Господень, и с того времени он стал вдохновляющим доказательством пришествия в мир Спасителя, подлинности Его Божественного учения. Из года в год, воспоминая это событие, мы размышляем о том, какой дорогой ценой куплено наше спасение. Но не должно и нам при этом забывать, какой радостью является Святое Евангелие, с которым связана и земная, и будущая жизнь всякого человека.

Сегодняшний праздник отличается и от многих церковных, и, тем более, мирских. Если мы в светские праздники веселимся, услаждаем себя яствами и питием, то сегодня - день поста. Это объясняется тем, что мы вспоминаем страдания Христовы, и не приличествует в этот день предаваться мирским радостям. Хочется, чтобы все наши церковные праздники входили в жизнь, входили в сознание наших верующих и не были бы простым воспоминанием, исполнением обычая лишь посетить праздничное богослужение. Нужно, чтобы церковные праздники помогали преображать нашу греховную жизнь, чтобы они учили добру и любви Христовой, чтобы споспешествовали нам в достойной подготовке к вечной жизни.

Божие благословение и сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня да хранит всех вас, дорогие братья и сестры, в вашем повседневном несении своего жизненного креста.

* * *

Сегодняшний праздник посвящен Кресту Христову. Для человека, который, может быть, не знаком глубоко с жизнью Святой Церкви, непонятно, почему этот праздник не сопровождается той

66

 

 

радостью, которая свойственна другим памятным дням. Нынче Святой Христовой Церковью предусматривается строгий пост, строгое воздержание в пище.

Праздники Церкви - особые дни. Это всегда дни духовной радости, праздники для души, для нашего внутреннего совершенствования, для нашего спасения. Почему же ныне Святая Христова Церковь призывает своих духовных сынов и дочерей к воздержанию? Потому что мы вспоминаем, как через три столетия после Распятия Христова был вновь обретен в святом граде Иерусалиме Крест, на котором был распят Христос. Этот Крест напоминает о великой Жертве, добровольно принесенной Сыном Божиим за род человеческий, за каждого из нас.

Все в истории спасения рода человеческого промыслительно. Христос Спаситель, ожидаемый веками, пришел в этот мир, приняв образ раба, послужил роду человеческому, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Один единственный раз в истории была принесена эта бесценная Жертва. И этого было достаточно, чтобы весь род человеческий из поколения в поколение до второго Пришествия Христа Спасителя пользовался ее спасительными плодами.

Со дня обретения Креста Господня ежегодно Христова Церковь совершает праздник Воздвижения, чтобы вновь оживить нашу веру, чтобы вновь пробудить в наших сердцах любовь к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, чтобы вновь обрести надежду на вечное спасение, несмотря на наши несовершенства, несмотря на наши грехи, несмотря на нашу холодность в вере. Доныне звучат обращенные к каждому человеку слова Христа Спасителя: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:28-30).

* * *

Сегодня отдание праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Святой Крест предлежал на аналое все эти дни для того, чтобы мы, взирая на него, вспоминали спасительный голгофский подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Господь нес свой Крест на Голгофу, изнемогая под его тяжестью, и вынужден был отдать его Симону Киринейскому, чтобы тот помог Ему донести орудие нашего спасения. Это евангельское событие помогает

67

 

 

нам осмысливать всю нашу жизнь, наше служение ближним и нашу принадлежность Церкви Христовой. Мы притекаем к Церкви, чтобы испросить Божественной помощи и силы, чтобы Господь облегчил тяжесть несения нашего жизненного креста. Когда мы воспеваем в честь Креста: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», то в этой краткой молитве мы не только говорим о нашем кресте, о наших испытаниях и страданиях, но исповедуем живую веру в Воскресение Христово и веру в жизнь будущего века.

Каждому из нас, дорогие братья и сестры, - и мирянам, и священнослужителям - дается свой крест, и мы порой терпим от этого креста страдания, тяжесть и муки. Но Господь этими крестами испытывает наши сердца, нашу любовь к Нему и никогда не дает тяжести сверх меры. Если мы остаемся верны Ему, исполняем Его заповеди, через Таинство Покаяния боремся со своей греховной природой, просим Божией помощи для исправления, для исцеления души и тела нашего, — Господь всегда будет с нами, и эта Божественная сила выше и сильнее всякой злобы и тяготы.

Да хранит всех нас непобедимая и непостижимая, и Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня!

* * *

В течение первых трех столетий после проповеди Христа Спасителя языческий мир восставал на христианскую веру, предавая ее исповедников мучениям и смерти. В первые три века кровь христиан лилась рекой, но она была, по выражению одного из церковных писателей, обильным семенем для новых христиан, и языческий мир не смог сдержать распространение православной веры. В 313 году римским императором Константином Великим был принят Миланский эдикт, согласно которому христианская вера разрешалась. Завершением торжества христианской веры и утверждением Церкви был I Вселенский Собор в Никее в 325 году, в котором, по преданию, участвовал и Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.

Святой равноапостольный император Константин Великий в благодарность Богу за утверждение его царства и в знак торжества веры Христовой возымел желание на святых местах, освященных проповедью, страданием и Воскресением Христа Спасителя, построить храмы. И его мать, святая равноапостольная царица Елена, направилась для этой цели в Иерусалим. В первую очередь она стре-

68

 

 

милась обрести то Живоносное Древо, на котором был распят Христос Спаситель. Нашли одного жителя, указавшего, где был сокрыт три столетия Крест Господень. Место казни - Голгофа - все эти века хранилось в памяти иерусалимлян. В древности существовал обычай при погребении казненных вместе с ними закапывать и орудие их казни. Таким для Христа Спасителя был Крест, на котором Он был распят и который был сброшен в яму близ Голгофы. К большой радости это Древо обрели, но возникло недоумение, ибо рядом с одним крестом нашли еще два: предположительно, те, на которых были распяты два разбойника, упомянутые в Святом Евангелии. Дощечка же, на которой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19), лежала отдельно, и поэтому не могли сразу определить, который же из найденных трех крестов принадлежит Христу. Веря в Божий Промысл, во всемогущую силу Божию, тогдашний Патриарх Иерусалимский Макарий решил это узнать чудесным образом. Попеременно прикладывали найденные кресты к неисцельно болящей женщине. Когда прикоснулись третьим, - она сразу же исцелилась. Тогда уразумели, что именно этот Крест и есть тот, на котором был распят Христос. Но для того, чтобы убедиться в этом окончательно, Патриарх повелел во время шествия по городу, когда им встретилась похоронная процессия, чтобы и на покойника возлагали попеременно найденные кресты. Совершилось величайшее чудо: когда Крест, при прикосновении к которому исцелилась больная, был наложен на мертвеца, то он воскрес. Тогда уже не стало никакого сомнения, и народ, ставший свидетелем этого величайшего чуда, стремился в радости и ликовании приложиться ко Кресту Христову. Много было людей, желающих коснуться святыни, и тогда Патриарх Макарий, встав на возвышенное место, стал поднимать, воздвигать высоко перед взором людей Животворящее Древо. Народ в умилении повторял: «Господи, помилуй».

Через девять лет на месте страдания Христа, на Голгофе, был сооружен великолепный храм в честь Воскресения Христова. 13 сентября 326 года (а в тот год на это число падал субботний день) было совершено освящение храма Воскресения Христова. На следующий, воскресный день 14 сентября, было учреждено празднование в честь обретения Креста Господня и в честь его Воздвижения. До сих пор в этот праздник мы воспеваем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Этим мы особенно воспоминаем и тот воскресный день, когда был установлен праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня и само Воскресение Христово.

69

 

 

Поскольку на освящении храма было много святителей от всех Церквей, то этот праздник сразу же стал общецерковным, всемирным, почему и называется он в нашем церковном календаре всемирным Воздвижением. Помимо исторического содержания, праздник Воздвижения Креста напоминает нам о страданиях Спасителя, которые Он воспринял ради нас и ради нашего спасения, поэтому Святая Церковь призывает своих верующих в посте, молитве и благочестии провести этот праздничный день. Вспоминая, какие чудеса были совершены силою Животворящего Креста Господня и при Его обретении, и в последующие века, мы сегодня с особым благоговением поклоняемся Кресту Христову и славим трехдневное Воскресение Господа как надежду нашего спасения, нашего воскресения при втором и славном Пришествии на землю Сына Божия.

* * *

В одном из антифонных стихов, отражающем евангельское повествование, мы сегодня с вами слышали, как бы повторение того сердечного вопля к Отцу Небесному Возлюбленного Сына — Христа Спасителя со Креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Этот крик в минуту ужасных страданий передает нам состояние души Богочеловека Христа. И то, что за крестной смертью Господа последовало Его Воскресение, свидетельствует нам, что все эти муки были приняты Им на Себя добровольно, что они были исполнены ради искупления наших грехов, ради нашего спасения.

Поэтому, дорогие братья и сестры, когда мы с вами совершаем пасхальное богослужение, то, кажется, нет предела радости и ликованию, когда мы прославляем Воскресшего Господа, победившего все силы зла.

Евангельская история повторяется с каждым из нас, со Святой Церковью Христовой, когда не только радости, но и страдания выпадают на нашу долю. И тайна нашей силы, нашей жизненности заключается в тайне Креста Христова, который, являясь орудием смерти, является и предметом надежды, веры во всесильную помощь Христа Бога нашего. Этой силой мы преодолеваем любые трудности и испытания.

70


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.