Поиск авторов по алфавиту

Максим Грек

I.

МАКСИМ ГРЕК.

1.—Сказания о Максиме греке.

1) Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедские обители (позднейшее; сам непосредственно автор ничего не знал о Максиме). Нач.: «Осмей убо тысящи наставше, в четвертоенадесять лето годищного обхождения Русские земля скипетр удержавшу благочестивому и приснопамятному государю вел. князю Василию Ивановичу»... Лаврск. ркп. Сочинений Максима грека № 201, сл. 134, л. 553 обор. (составлено человеком, лично не знавшим Максима: «рождения его не вем, но токмо от сотворенных от него книг уразумех, яко учения философии прия в западных странах..», л. 554. О просьбе переводчиков у патриарха и пр. врет. О перевозе греками книг в Италию из Курбского (Предисл. к Маргариту; с переделкой), и след. сказание составлено (Курбск. † 1583 г.) в конце XVI или начале XVII в.? Выбирает историю Максима из его сочинений и не зная дела врет (Максим, считая с 1515 г., говорит, что пользовался расположением вел. князя 9 лет; автор пишет: «и сице 9 лет препроводи, труды удручался, книги переводя, л. 555 об.); о заточении в Твери, будьто 22 г. и допущен к причастью митр. Иоасафом,—вранье, сие и далее из Хронографа или в Хронограф отсюда? Из заключения видно, что сказание писано довольно много спустя времени по смерти Максима). Тоже сказание в другой Лаврск. ркп. Сочин. Максима № [200] с некоторыми дополнениями (см. Прибавл. к Твор. Свв. Отцев кн. 18, 1859 г., стр. 145 прим. б). [Ср. у С. Л. Белокурова в исследовании: «О библиотеке Московских государей в XVI столетии», М. 1899 г., стрр. XXIX—XXXVIII].

У Толстова, Отд. III, № 74, л. 150, стр. 609: «Сказание о Максиме философе, иже бысть инок св. горы Афонския, преславныя обители Ватопедския честнаго ее Благовещения, и како прииде на Москву»—одно с этим или особое? [См. у Белокурова стр. CCCI].

В библиотеке Общества ист. и Древн. Отдел. I, 225, л. 405, стр. 108: «Сказание о Максиме философе, еже бысть инок св. горы Афонския, преславные обители Ватопедския, иже зде пострада довольна лета за истину» —одно с этим или особое? [См. ibid. стр. CCXLIII].

2) Нач.: «Максим сын воеводский, инок родом грек, философ, святогорец, освященные обители Божия Матере великого Ватопеда». Сказание

 

 

233

это есть «Предисловие вкратце» к переводу Псалтири, сделанному Максимом для Нила Курлятева,—Лаврск. ркп. 62, л. 1 (Составлено писцом рукописи иноком Исаией, л. 2 об. нач.?). Составлено после 1591 г. (Сведения очень кратки; говорится о свидетельствовании книги сочинений Максима Грозным и митр. Макарием с собором, о свидетельствовании канона Параклиту патр. Иовом). См. Синодд. ркп. № 192, стр. 581. [Ср. 1-ой половины тома стр. 667 и у С. А. Белокурова стрр. I-VI Приложений].

3) В Академич. ркп. Сочинений Максима 153, на переднем белом листе, написано: «Арта 1) град от Царствующего града 18 дней и полдне к Иерусалиму путе 2), а от Арты до Иерусалима толикож, на полупути Арта меж Иерусалимом и Цариградом. Максимово греково рожение от града Арты, отца Мануила и Ирины христианех грекох философех». Тоже в Лаврск. № 200, л. 14. [Ср. 1-ой половины тома стр. 666].

4) Сказание известно о приходе на Русь Максима грека и како претерпе до скончания своего. Синодд. ркпп. № 192, л. 26, стр. Описания 579 (Позднейшее, с привираньем; есть лишнее против предидущих сказаний (о страданиях в Иосифов, мон., о пребывании в Твери и отношениях к Акакию и о самом Акакии). [См. у Белокурова стрр. XVII—XXVIII].

5) В Румянц. Музее ркп. Собрание сочинений Максима 265, на л. 283, стр. 379: «Предмова до хутливого чительника» (в которой некоторые известия о Максиме, и рассказывается, по какому поводу написано им слово на латинов). [См. ibid., стр. CCXLVIII].

6) В Лаврск. ркп. № 740, л. 173 заметка: «На Максиме греке камень подписывал Каменского монастыря постриженик чорной дьякон прозвище Ефиоп, ино сказал достоверно, что на камени надписано: Максим грек прозвище слиняло от доски». (Последние два слова по догадке читаны библиотек. Лаврск.).

2.—Книжные труды Максима до заключения в Иосифов монастырь (до 1525 г.).

1)      Перевод толковой Псалтири. Прибавл. к Твор. Св. Отц. кн. 18, 1859 г., стр. 175 sqq. О самом совершении перевода ibid. письмо Дмитрия к Мисюрю, стр. 190. Описания Синодд. ркпп. № 71 sqq (Переводил Псалтирь с величайшею ревностию, так что в то время дыхать не имел праздности,— Казанск. изд., слово XII, ч. 1, стр. 237). Что для перевода Псалтири был вызван—Казан. изд. II, 378.

2) Перевод Толкования на Апостол (неизвестного автора), оконченный в Марте 1519 г. Прибавлл. к Твор. Св. Отц. кн. 18, 1859 г., стр. 187. (Этого Апостола список в Лаврск. библиот. № 118, в лист). Прежний сводный толковый Апостол в Академич. библиот. № 17 (в 1501 г. дан

1) Лаврск. № 200: Арт.

2) Ibid: путем.

 

 

234

Симоном митр. в Троицкий монастырь, потом принадлежал Варлааму митр. (брать был на подержание?). [Ср. 1-ой половины тома стр. 680 прим. 1-ое]. Собрание ркпп. графа Толстого, Отд. I, № 297, стр. 192.—В Лаврск. библиотеке ЛИ 18 (О переводе: «помощью Божиею и повелением святейшего Варлаама митр, всеа Русии написано толкование Деянием св. Апостол от 31 зачала до конца зачала 51, и преложено с греческого языка на рускый монахом Максимом святые горы Афоня великыа обители Благовещениа пресв. Богородица Ватопедя монастыря, да Власием толмачем латинским и немецким в ... Москве в царство благоч. ... Василия в четвертоенадесятое лето его, в лето 7027 Марта».—Еще о переводах см. ниже стр. 236, 18 и 19 и стр. 242 № 1.

3) Исправление Триоди.  См. Исповедание веры Максима, слово первое, в приложении к Истории преосв. Платона, стр. 293 fin. и 295 (исправлял через Митю и Власа, не знал еще по-русски. Тут «седел» и «седев». След. исправлял по приглашению (ибо, не зная языка, по доброй воле не стал бы). И вообще исправлял книги (богослужебные разумеются?), растленные от преписующих ibid. стр. 300 нач. («и иные богодухновенныя книги изправих»). Ibid. стрр. 304, 306, 308.

4) Перевод Метафрастова жития Богородицы (в 1521 г. Прение Васьяна с митр. Даниилом,—Чтений Общества Истории и Древностей Российских 1847 г. № 9, Смесь, стр. 9 col. 2; в 1531 г. было 10 тому лет, как сделан перевод).

5) Слово противу тщащихся звездозрением написано в 1523 г. Царск. № 242, л. 290, стр. 211. В Казанск. изд. сл. XVIII, ч. 1-й стр. 399. Это слово есть первая епистолия к господину Федору Карпу Ивановичу о звездозаконии; сравни в Казанск. изд. ч. 1-й стр. 357 и 427. [Ср. 1-ой половины тома стр. 685, прим. 1-ое].

6) Господину Федору Карпу Ивановичу. Прочет еже твое ко мне послание (о звездозаконии второе послание). Написано в 1524 г. (По Измаильск. пленении Константинополя написано в 64 г.,—Казанск. изд. стр. 363). Царск. 242, л. 322, стр. 211. Волокол. ркп. № 488, л. 176. В Казанск. изд. сл. XVI, ч. 1-й стр. 347.

7) Слово о том, яко промыслом Божиим, а не звездами и колесом счастия вся человеческая устрояются (Казанск. изд. сл. XVII, стр. 377 ч. 1-й) написано, по всей вероятности, тогда же. Это слово, написанное ко всем православным христианам, составляет как бы дополнение к двум предидущим посланиям, написанным к частному лицу. Мысли те же, что в послании к Федору Ивановичу, след. тогда же; есть указание на германския бесования стр. 386 fin. Казанск. изд. Но имени Николая нет: не после ли писано? К Алексею из Твери Максим посылал слово на звездочетие (Казанск. изд. ч. 2, стр. 383; не там ли оно и написано?).

8) Послание к Феодору Ивановичу Карпову (слово на латинов), Казанск. изд. ч. 1, стр. 235, сл. XII, написано во время перевода Псалтири (см. в Казанск. изд. стр. 237 и 239). Одно послание к Максиму Карпова.—Царского стр. 224, л. 373 об.

 

 

235

9) Послание к нему же (на латинов же) Казанск. изд. сл. XIII. ч. 1, стр. 267, написано вскоре после предыдущего (это есть вторая (обещанная) пасть предыдущего послания (показывает сие и самое заглавие, которое в обоих словах одно и тоже), срав. в Казанск. изд. стр. 253 fin. (образы гиометричны) с стрр. 294—298, и стрр. 237 и 239 (дыхати не имею праздности) с стр. 320 (яко же предречеся (т. е. в первой части) времени не имам).

10) К Николаю латыннику о исхождении св. Духа.—Казанск. изд. ел. XIV, ч. 1, стр. 323.

11) К нему же о римской церкви и с убеждением обратиться к православию,—Казан. изд. сл. XV, ч. 1, стр. 341.

12)    К нему же слово ответно, когда отлучились латины от грек,— Казанск. изд. сл. XXV, ч. 1, стр. 509. Все эти три слова, по всей вероятности, написаны прежде 1525 г., около того же времени, как слова о той же материи (латинах) к Федору Ивановичу Карпову. (Что два последние написаны в след за первым cfr Казанск. изд. стр. 339 fin. и 340 (три от Николая послания, три и ответа) и начала 2-го и 3-го слов). Что в одно время с словами к Федору Ивановичу, видно из того, что в третьем слове к Николаю (Казанск. изд. сл. XXV, стр. 509) есть места буквально сходные с вторым посланием к Карпову или Казанск. изд. сл. XIII. стр. 267.

13) Противу льстивого списания Николая Немчина о совокуплении православных христиан и латинов,—Казанск. изд. ч. 1, стр. 213, сл. XI, по всей вероятности, тогда же, т. е. до 1525 г.

14) Слово обличительно отчасти латынского злословия, в нем же и на альманака и пр.,—Казанск. изд. ч. 1, стр. 457, сл. XXII, до 1525 г. (Предсказание из Альманаха о всемирном потопе распространял Николай Немчин,—см. Казанск. изд. ч. 1, стр. 455, слово XXI, на Николая Немчина слово). Иоанн Stoffler предсказывал, что в 1524 г. мир погибнет от нового потопа, и навел ужас на всю западную Европу. См. Этюды, Популярные чтения Шлейдена в русском переводе (Москва, 1861), к чтению шестому прим. 1 стр. 216 (ссылается на Bayle, Historisch-kritisches Wörterbuch, Art. Stoffler. То же предсказание, о котором Николай писал к Мисгорго Мунехину? Николаи писал к Мисюрю Мунехину, что в 32 г. (т. е. в 7032 г.) будет вселенные странам и народам и областем и пр., и пр. несомненное пременение и изменение и пр. См. у Щапова Раскол старообрядства стр. 158, выдержку из, Соловецкого Хронографа.

15) Послание к некоему иноку, бывшему во игуменех, о немецкой прелести, глаголемей фортуне, и о колесе ея,—Казанск. изд. ч. 1, сл. XX, стр. 446, до 1525 г. (восхищен учительством Николая Немчина стр. 447fin.).

16) Слово на Николая Немчина, прелестника и звездочетца,—Казанск. изд. ч. 1, сл. XXI, стр. 455 (о неожиданной смерти Николая).

17) Совет к собору православному на Исака жидовина, волхва и чародея и прелестника,—Казанск. изд. ч. 1. сл. III, стр. 51 (Исаак, по всей вероятности, жил в Москве, а след. и совет написан до 1525 года; после

 

 

236

вдали от Москвы Максим не знал бы о нем. После осуждения своего Максим едва ли бы сунулся с своим советом к собору архиереев. Если до 1525 г., то до Даниила, т. е. до 1521 г., при Данииле не сунулся бы с советом.

18) Беседы Златоустого на евангелие от Матфея, перевод инока Селивана. Описания Синодд. рккп. №№ 82 и 83. Перевод сделан до 1525 г., под надзором Максима? Иоанн Наседка в сказании о архим. Дионисии (печати, изд. 1834 г. стр. 119) говорит, что «Беседы евангельския и апостольския (?) переведены в Троицком монастыре в царствование Иоанна IV, но благословению митр. Макария, Селиваном, учеником Максима Грека, а Максим все исправил их своею рукою). Врет Наседка. Предисловие Селивана к переводу бесед Златоустого см. в Лаврск. ркп. 200, содержащей сочинения Максима Грека, особая вставленая тетрадь, л. 8 sqq. О переводе на русский язык Селиван говорит: «преведена бысть от еллинскаго времудрейшаго языка сия душеполезная книга на роуской язык в лето 7032 (1524) в матери градовом, в преименитой и пресловущей Москве при благоверном и благочестивом вел. князе Василии Ивановичи, всея Руси самодържцы, в 20-е лето господарства его и при священном господине нашем Даниле митрополите всея Руси, умышлением и промышлением и проторы и повелением (что проторы и попечением митр. Даниила это Селиван повторяет и в другом месте л. 10) самого того святителя, в второе лето святительства его, разумом же и наказанием (т. е. под надзором и руководством) премудрейшаго старца Максима» и пр., л. 8 об. и 9 (Максим в то время знал уже и русский язык, л. 9; похвалы Максиму ibid.; о себе Селиван говорит на конце предисловия л. 11 об.: «молим вы, и нас не забывайте пишущих сия, и его же трудом и потом преведеся многогрешного инока Селивана, обители живоначалныя Троицы и преподобного чудотворца Сергия» и пр.).

19) Беседы Златоустого на евангелие от Иоанна, перевод Максима при сотрудничестве Селивана. Синодд. ркпп. 84—86; о переводчике стр. 123. О сотрудничестве Селивана Максиму в переводе Златоустого говорит Курбский в предисловии к Маргариту,—Жизнь Курбского в Литве, ч. 2, стр. 309, примеч. fin. В предисловии к печатному изданию [Москва, Д 665 г., См. составленное П. Строевым Описание старопечатных книг славянских] Царск. № 192, [стр. 311], сказано, что переведены в 7032 (1524) г. благословением и радением и тщанием митр. Даниила.

3.—Максим в Твери.

1) Писал послание к князю Петру Ивановичу Шуйскому (сыну известного временщика Ивана Васильевича Шуйского в малолетство Грозного). Познав многое к себе благоумие и кротость князя (прежнее знакомство с Шуйским,—Казанск. изд. стр. 418), просит: 1) «не оно прошу в оную честную ... гору (на Афон),—вем бо и сам, яко таковое мое прошение несть вам любезно, ниже благоприятно,—но оно прошу...: да мя сподобите причястия пречистых и животворящих Христовых тайн, их же не причястен

 

 

237

пребываю лет уж 17-ть» (Казанск. изд. ч. 2-я, стр. 418); 2) «отдадите ми, яже со мною оттуда (из Афона) пришедшия зде книги греческие» (ibid. стр. 419). Князь Иван Васильевич Шуйский в другой раз во главе Боярской Думы 3-го января 1542 года (Карамзин, т. VIII, стр. 44); сам Иван Васильевич Шуйский скоро отказался от власти, предоставив ее своим родственникам (Карамзин,т. VIII, стр. 47 fin.); господство Шуйских продолжалось до 1543 г. (Карамзин,ibid. стр. 50), впрочем, Петр Иванович, временно подвергшись опале в 1543 г. (ibid. стр. 51), потом в числе первых бояр. 1525+17=1542. Писано послание во время господства еще самого Ивана Васильевича Шуйского, а потому и не к другому из Шуйских, а к Петру Ивановичу, как сыну временщика? Максим не положительно говорит 17 лет, а «лет уж 17-ть», т. е. писал в 1541 г.? След. послание писано в 1541 или 1542 г. Впрочем в 1542 г. Иван Васильевич еще занимался делами,—Карамзинк т. VIII прим. 130. [Ср. 1-ой половины сего тома стрр. 813, 814].

2) Исповедание православные веры Максима инока св. горы, имже извещает и пр.,— Лаврск. ркп. № 201, сл. 1-е, л. 6, у преосв. Платонач. 2-й стр. 285; Казанск. изд. I, 1. Написано к епископам и боярам, правившим в малолетство Грозного (Платонстр. 298: «к благоверным и православным судиям и князем творю сии ответы мои»); написано прежде 1544 (или 1543) года, потому что упоминается в слове отвещательном о книжном исправлении (у Платонастр. 303), написанном в 1544 г. (по другим спискам в 1543 г.). Это исповедание веры послано вместе с письмом к Петру Ивановичу Шуйскому. В письме к Шуйскому Максим не просится на Афон, а просит только сподобить причастия. Но и здесь прямо не просится, а только укоряет, зачем держат его силой, если не требуют сущего в нем отчасти искусства св. писаний (Платонастр. 298); просьба его, не ясная, и здесь в том же, чтобы сподобили причастия (подражайте пастырю, который, оставив 99 овец, пошел за одной, покажите ко мне любве и кротости ..., да спасет, а не погубит (причастие) души человеческия,—Платонастр. 301).—Писано после смерти матери царя Елены, потому что говоря: «аз беспрестани молюся всех Владыце» о царе и его брате, не упоминает о ней. Писано прежде послания к митр. Даниилу, в послании упоминает о Исповедании,—Казанск. изд. ч. 2, стр. 375. А митр. Даниил умер вскоре после низведения, в том же 1539 году, след. Исповедание писано, когда Даниил был еще на кафедре?

3) Слово отвещательное о исправлении книг русских,—Лаврск. ркп. № 201, сл. II, л. 78, у преосв. Платонач. 2-й стр. 302, Казанск. изд. III, 60. К боярам, правившим в малолетство Грозного. Писано в 1544 году (обдержим есмь уже лет 19,—Платонастр. 302) или в 1543 (Лаврск. ркп. № 201, л. 78, лет 18; Синод. ркп. V 191 стр. 524: лет 15). Просит отпустить на Афон (Платонстр. 321). Почему, не надеявшись на удовлетворение этой просьбы прежде, обращается с нею теперь? Увидевши благосклонность к себе от Шуйских или от кого-нибудь из сильных людей? [Ср. 1-ой половины тома стр. 816 прим. 4-ое).

 

 

238

4) К царю Ивану Васильевичу (называет царем) с просьбою отпустить на Афон (стр. 356). В одно время с самим Максимом просили царя о том же Афонские Ватопедские монахи стр. 357. МуравьеваСношения с Востоком I, 47. Казанск. изд. ч. 2, сл. XXVIII, стр. 346. Вероятно, не ранее 1545 г., т. е. не ранее 15-летнего возраста государева, когда Максим мог надеяться на самостоятельную деятельность с его стороны и давать ему наставления, что есть тут. [Ср. 1-ой половины тома стр. 817 прим. 2-ое].

5) Другое послание к царю Ивану Васильевичу (не называет царем) с просьбою отпустить на Афон,—Казанск. изд. ч. 2, стр. 376, сл. XXXI. То же не ранее 1545 г.; посылает царю несколько тетрадей своих сочинений во свидетельство своего православия стр. 379. То собрание сочинений, которое в ркп. № 42, Иоасафовской (к царю, разумеется, без предисловия)? Опыты самостоятельной деятельности Иван Васильевич начал показывать в 1543 г. Карамзин, т. VIII, стр. 50. [Ср. 1-ой половины тома стр. 816 и прим. 4-ое].

6) К митрополиту Макарию с просьбою отпустить на Афон (стр. 366), не тотчас по возведении Макариевом на престол, а спустя довольное время, потому что говорит (восхваляет) об его деятельности в сане митрополита. В одно время с Максимом просил за него Константинопольский патриарх (стр. 366). Казанск. изд. ч. 2, сл. XXIX, стр. 357. См. ниже «№ 9.

7) Послание к царю Ивану Васильевичу Константинопольского патр. Дионисия с просьбою отпустить Максима на Афон,— Лаврск. ркп. № 201, л. 121 обор. (Послание писано патриархом с собором архиереев, избравших его в патриархи. Дионисий избран в патриархи в субботу Лазареву 17 Апреля 1546 г. (Пасха 25 Апреля), Crusii Turcograecia р. 165 fin.1545 г. Царск. ркп. стр. 207, л. 106. [Ср. 1-ой половины, тома стр. 817 прим. 1-ое].

8) Послание к царю Ивану Васильевичу от Александрийского патриарха Иоакима, с просьбою отпустить Максима на Афон, 4 Апреля 1545 г. Лаврск. ркп. № 201, л. 120 fin. Карамзинк т. VIII прим. 386. [Ср. 1-ой половины тома стр. 817 прим. 1-ое].

9) Словцо отвещательное о книжном исправлении. Свидетеля вам, господам моим, предлагаю на душу мою,—Лаврск. ркп. 201, л. 85 об., сл. 12; у преосв. Платонач. 2-й стр. 323 написано к какому-то архиерею («твое святолепное предодобство» у Платонастр. 330; «святый владыко» ibid. fin.; «мене поучати святительски благоизволя» ibid. стр. 336). К митр. Макарию вместе с просительным письмом, выше № 6? (Должно быть; Максим пишет протосингеллу: «молю тя, прочти сам посланейцо мое (разумеет послание, которое в приложении к статье Филаретав Москвитянине?), его же черкнул к преосвященному, и в том уразумееши известно всю мою кривду и правду» (Казанск. изд. ч. 2, стр. 383); но в самом послании только голые уверения в своей невинности, а доказательств нет; они, значит, приложены были к посланию отдельно). [Ср. 1-ой половины тома стр. 816 прим. 1-ое в конце].

10)    К Алексею [протосиггелу],—Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXIII, стр. 382, между прочим просит: «мене ради Бога, заклинаю вас Иисус Христом, не оставите без причастия» (стр. 385). Упоминаемый в сем письме, на

 

 

239

конце, священнодиакон ризничий Вассиан есть тот же, который в Новгороде был у Макария дияком и который подписался Дополнений к Акт. Истор. т. I, № 28, стр. 30 col. I fin. Это письмо писано вместе с письмом к митрополиту, которое за ним. [Ср. 1-ой половины тома стр. 816 прим. 1-ое].

11) К митр. Макарию в приложении к статье архиеп. ФиларетаМаксим грек, Москвитянин 1842 г. № 11, ч. VI, стр. 91 sqq. Сие послание в Румянц. Музее № 264, л. 37, стр. 367. См. ниже стр. 259, № 21. Важное. Митрополит писал к Максиму и посылал деньги. Предлагал Максиму причащаться тайно, притворяться больным, стр. 93. Писал к Максиму о клеветах на него и протосингелл и сосудохранитель митрополита инок Алексий (к которому письмо Максима, считаемое за «к Адашеву»); митрополит просил Максима присылать к нему свои сочинения; спрашивал митрополит Максима о греках (стр. 95), писал Максиму, что пособить ему не может (стр. 96 писано как будь при жизни Даниила и след. не к Иоасафу ли?). В послании говорится о протосинкелле Алексие и служебнике митрополита Андрее Семенове, с которым посылает митрополиту 10 тетрадок своих сочинений. [Ср. 1-ой половины тома стрр. 815—816].

12) К Алексию, протосингеллу митрополичьему, и к митрополиту Макарию Максим посылал из Твери тетрадки, где вооружение на латинские ереси и упрямство еврейско, и на еллпнскую прелесть и звездочетие (Казанск. изд. ч. 2, стр. 383), следоват.:

1) Слово о рождестве Господа нашего I. Христа, в том же и на иудея,—Казанск. изд. ч. 1, сл. II, стр. 39.

2) Слово обличительно на еллинскую прелесть,—Казанск. изд. ч. 1, сл. V, стр. 62.

3) Слово похвальное апостолом Петру и Павлу, в том же обличения и на латинские три большие ереси,—Казанск. изд. ч. 1, сл. X, стр. 180.

4) Слово противу тщащихся звездозрением предрицати о будущих и о самовластии человеческом,—Казанск. изд. ч. 1, сл. XVIII, стр. 399 (См. о сем слове выше, в сочинениях, написанных до 1525 г., стр. 234, X: 5). К этому слову относится, т. е. это слово послано к некоему неизвестному при послании, которое Румянц. Муз. 264, л. 87 об., стр. 369, col. Г?).

13) В тех же тетрадках к Алексею было «учение о нравех» (Ibid, стр. 383): какие именно сего содержания статьи? В исповедании веры, посланном к боярам, Максим говорит: «аз моими писании себе же и всякому благоверному иноку думаю жительствовати и житие устрояти по св. Божиих заповедех... и да отступают от всякого лихоимственного корыстолюбия и неправды и хищения чужих имений» и пр. (у преосв. Платона стр. 292). И с теми же тетрадками Максим посылал еще тетрадку неизвестного содержания, составленную по наказу Алексея (ibid. стр. 382 fin. и 383 нач. о тафьях).

14) Георгию неизвестному Максим посылает (Казанск. изд. ч. 2, стр. 424):

1) Два слова на агарян,—Казанск. изд. ч. 1, сл. VI и VII, стр. 77 и 131.

2) Словеса противу глав Самуила евреина,—Казанск, изд. ч. 1, сл. IV, стр. 55.

 

 

240

Что слова на агарян написаны именно в Твери, это видно из того, что Максим посылает Георгию останов 1-го слова (стр. 424), т. е. Максим посылал их Георгию при самом писании, написал половину слова и послал, потом другую половину; если бы слово написано было прежде, то Максиму не зачем было бы посылать его по половинам. Но из начала первого слова на агарян видно (ч. I, стр. 77), что Максим начал писать его непосредственно в след за тем, как написаны были им слова на иудейское зловерие и еллинское нечестие и латинские ереси; след. и эти последние слова написаны также в Твери. В Твери написаны эти сочинения прежде Исповедания веры, посланного к боярам, о котором выше, и прежде послания к митр. Данилу, в котором упоминает о них,—Казанск. изд. ч.         2, стр. 371. В Исповедании, преосв. Платонастр. 292: «аз моими писаниями всякую латинскую ересь и хулу иудейскую и языческую обличаю, разоряю и развращаю, якоже и самая писания моя свидетельствуют». Целью написания сих сочинений, кроме ревности по православной вере, нет сомнения, было и то, чтобы представить русским доказательства чистоты своей веры и своей ревности к православию. Что слова: на иудея выше стр. 239 № 1, на еллинскую прелесть выше № 2, на латинские три большие ереси выше № 3 и на агарян выше Георгию № 1 писаны в одно время, об этом можно заключать из того, что в собрании своих сочинений Максим помещает эти слова рядом (Академич. ркп. № 42, слова 5—9).

15) С другими тетрадками к Алексею (что выше) Максим послал тетрадку, в ней же главы 27, к самому великому властителю (т. er царю),— Казанск. изд. ч. 2, стр. 383, или Главы поучительные начальствующим правоверно,—Казанск. изд. ч. 2, сл. VIII, стр. 157 (что эти главы суть тетрадка, в ней же главы 27, см. Список сочинений Максимовых митроп. Иоасафа, Академич. ркп. № 42, сл. 25, листа по верхней разметке 264 обор.). Эти между прочим главы послал Максим царю при послании, которое Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXI, стр. 376 (см. конец послания)? [Ср. 1-ой половины сего тома стр. 808].

Отношения к Акакию Тверскому.

1) Акакий из Иосифова монастыря,—Акт. Ист. т. I, № 216, стр. 411, col. 1. О малоучености Акакие,—Описания Синодд. ркпп. № 192, стр. 580. После пожара, бывшего в Твери в 1537 г. 22 Июля, написал: а) Слово о том, какие речи рекл бы убо к Содетелю всем епископ Тверский, сожжену бывшу соборному храму и всему двору его и пр.,—Казанск. изд. ч. 2;сл. XX, стр. 260.—б) Сложение вкратце о бывшем пожаре Тверском, в том же и похвала о обновлении церковного украшения,—Казанск. изд. ч. 2, сл. XXI, стр. 290. О пожаре Тверском,—Вифанск. хронограф л. 560 об. в самом верху припись; Софийск. 2 лет. в Собр. летт. VI, 303 нач.— в)   Сложение быти было подписану на амвоне,—Казанск. изд. ч. 2, сл. XXIV, стр. 295.—г) Речи от амвона к восходящим на нем попом и диаконом,— Казанск. изд. ч. 2, сл. ХХIII. (О великолепном амвоне, сделанном архиеп.

 

 

241

Макарием в Новгородский Софийский собор в 1533 г., см. Поли. Собран. Летоп. т. 6, стр. 291).

2) Недоразумения с Акакием из-за речи: «Господи, прибежище был еси нам». В псалме 89-м стих 2 по старому переводу неправильно читался: «Господи прибежище бысть нам» (так и в Острожской Библии: «Господи прибежище бысть нам»); Максим исправил: «Господи, прибежище был еси нам». Акакий находил, что Максим своим переводом проповедует, что Господь был нам прежде прибежище, а что теперь уже нам нет прибежища к Богу,—Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXIX, стр. 421 (Максим защищает правильность своей поправки). Каким образом начались об этом прения? Максим, когда было дозволено ходить ему в церковь, слыша там чтение: «Господи, прибежище бысть нам», укорял за него и требовал, чтобы читали: «Господи, прибежище был еси нам», и таким образом возникли прения об этом предмете? Прения происходили, когда Максим жил в Твери «многа лета» (стр. 423). В переводе Псалтири, сделанном самим Максимом для Нила Курлятева: «Господи прибежище бысть нам» (Лаврск. ркп. № 62, стр. 99) Почему это?

В письме к Григорию,—Казанск. изд. ч. 2, стр. 423, Максим говорит, что Акакий «упокоил его всяким довольством многа лета» (Правда, или хвалил по неволе, чтобы не было хуже?); «его (т. е. Акакиево) многолетное береженье и жалованье забыти не мощно ми есть, Григорие» стр. 423. Этот диакон Григорий был близкий человек к Акакию (Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXIX) и ходатайствовал за Максима перед архиереем? Максиму Григорий был друг (стр. 424 переписывал Максиму его сочинения; Максим дружески обличал его за пьянство,—Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXIV, стр. 386).

В Сказании о Максиме (Лаврск. ркп. 201, сл. 134, л. 553 об.): «бысть в заточении лет 22 (меньше 22-х лет; с 1531 по 1551 только 20 лет) во граде Твери во епископии, и неизглаголанными судьба человеколюбца Христа Бога ослабу улучи от епископа тверского Акакие, по благословению преосвященного Иасафа митрополита (Иоасафом не было дозволено Максиму причащение; он просил этого дозволения у Макария см. выше письмо к Макарию), к церкве хождение и пречистых и животворящих Христовых тайн причащение» (л. 556).

________

После того, как дозволено было Максиму писать, не было у него один раз чернил отрадных и киновари,—Казанск. изд. ч. 2, сл. XL, стр. 425.. Случайно это, только на тот раз, о котором говорит (или это простая отговорка?), или потому, что слишком скудное ему даваемо было содержание, так что не на что было покупать чернил и киновари?

Когда износился у Максима клобучек греческий (это было в последнее время его пребывания в Твери), то он просил Алексея, чтобы прислал новый—Казанск. изд. ч, 2, сл. XXXIII стр. 386. Не на что было завести самому?

 

 

242  

Находясь в Твери. Максим пользовался расположением Алексея и свящ. Сильвестра; с Алексеем находился в переписке (Казанск. изд. ч. 2, стр. 383); говорит, что он (Алексей) имеет прилежное тщание об его (Максимове) добре (ibid. стр. 382). Сильвестра называет своим благодетелем (ibid. стр. 379), просит его за одну вдову, след. надеется на его расположение (ibid.). Послание к Сильвестру есть первый опыт сношений с ним? Пишет просто потому, что много слышал об его милосердии, а не потому, что прежде знаком был с ним (cfr стр. 380 fin.)? Обоим им посылает свои сочинения (см. письма к ним).

См. «Сия словеса сотворил есть инок в темнице, затворен и скорбя, имиже себе утешаше и утвержаше в терпении, в 7040 (1532) лето. Не тужи, не скорби»... Царск. стр. 208, л. 109 об. и стр. 221 нач.; Казанск. изд. ч. 2, сл. XLIX, стр. 452. Толстого стр. 109.

4.—Максим у Троицы.

1) По просьбе Нила Курлятева перевел Псалтирь в 1552 г. Лаврск. ркп. № 62 (см. тут извещение самого Нила).

5.—Вообще о сочинениях Максима.

В Лаврск. ркп. № 200, на 1-м листе похвалы книге Максима: «Сладка убо сиа книга благочестивым, обличительна же злочестивым, страшна же нам грешником, наказателна же всякому возрасту и роду» и пр. и другая тут же: «Есть же и богословствующих наказателна, и естествословствующим просветителна, стязающимся вооружение, молчалником опасение» и пр.

Автограф Максима (Греческая псалтирь, написанная в 1540 г.) в Новгор. Софийск. библиотеке,—см. Евгения Словарь исторический, сл. Максим, изд. 2, ч. 2, стр. 39 [ныне в Петроградской духовной Академии].

В Лаврск. ркп. № 200 пустое место на обор. л. 13 и на л. 14 записано чьей рукой? (Тут по-гречески греческие буквы и их цифирное значение: -ν́ πρῶτον и пр.). Не самим ли Максимом? (Если бы так, то и находящаяся тут приписка об Арте граде и родителях Максима л. 14 и приписка к предисловию: «прочитающеи молитеся о мне окаянном» принадлежали ему же бы). Между сими приписками на обор. л. 14 стихи к Феодору Тверитину. Это показывает, что листы 12—15 написаны в Твери, а не у Троицы, и только вплетены в Троицкую рукопись (как и предисловие к переводу Златоустого на Матфея)?

Первое собрание сочинений Максима Грека сделано было самим Максимом. Это первое собрание представляют ркпп. Академичч. № 42, принадлежавшая митр. Иоасафу, и № 153-й. Предисловие к этому собранию: «Предисловие, сказующе вкратце силу книжки сея. Настоящая новосчииеная книжка дар есть всесвятаго и поклоняемаго Духа» и пр. написано симим Максимом. Предисловие сие по некоторым спискам (см. Казанск. изд. ч. 1, стр. 7) надписывается: «Предисловие, сказующе вкратце силу книжки сея. В

 

 

243

летех осмыя тысящи четыредесятому лету наставшу, егда нача Максим книгу сию составляти». 7040—5500=1540. 7040=1532. Похвалы, которые он восписует в этом предисловии своим сочинениям, суть те же самые (и теми же самыми словами), что в послании к Алексею (Казанск. изд. ч. 2, стр. 383), к Георгию (ibid. ч. 2, стр. 424 fin.), к попу Сильвестру (ibid. ч. 2, стр. 379 fin. «вдохновенна мне от св. Духа» сравнивай с началом предисловия), к митр. Макарию (ibid. ч. 2, стр. 364). в Исповедании веры (ibid. ч. 1, стр. 30; Платонастр. 292).

В 1532 г. т. е. при жизни автора и мог составить сборник только сам автор, т. е. Максим.

Весь склад и слог предисловия показывает, что оно Максимово. Сие видно далее: 1) из того, что заключая предисловие, говорит: «ихже (грешных) аз первый и злейший есмь» (cfr в Исповедании веры Казанск. изд. стр. 31, у Платона 293: а по житию моему). Другой не выставил бы тут своей личности, потому что другому это было бы совершенно неуместно (и смешно). В списке № 153, на конце предисловия, после аминь прибавлено: «Прочитающеи молитеся о мне окаянном» (Ясно, что это говорит сам Максим). В Лаврск. № 200 тоже, л. 13 (приписано другой рукой, на верху).

2) Книга названа книжкой. Другой большой книги, конечно, не назвал бы книжкой, а Максим называет так по смирению.

Ркп. № 42, принадлежавшая митр. Иоасафу († 27 Июля 1555 г.), списана с собственноручной рукописи Максима? Чужие, вставные речи (не только чужие), в ней обозначаются иногда неизвестными русским книжникам знаками: „‟ (лл. по верхней разметке 71 об., 72 и об., 73, 82, 86, 8,7 об., 88 об., 89 об., 100, 102, 103 об., 108, 109, 136 об., 140, 144, 145, 147, 206 об.,  289 об., 366 об., 345 об., и              другие). Впрочем, знаки эти могли быть в ркп.,      если она и не прямо с собственноручн. Максимовой была писана. Знаки эти есть и во всех позднейших списках.

На лл. 111, 112 об. и 118 об. есть знак киноварный . Заграничный он или наших писцов?

Одна из правивших рукопись рук, именно та, которая на лл. 43 об., 49 об., 54 об., 71, 81 об., 104, 107, 108, 122 об. внизу, 123 об. внизу, 125 внизу, 129, 147 об.,    148, 152 об.,  171, 178, 187, 187 об., 208 об., 335, 346 об. внизу, 367) не Максимова ли? Буква «н» во многих местах имеет греческую форму (см. листы, набранные курсивом): рука привыкла писать по-гречески. На л. 221 об. и 222: написаны человеком, знающим по-гречески. Букву «н» писали в виде  и русские, не знавшие по-гречески. См. Собрания госуд. грамот Румянц. т. II, стр. 105 подпись попа Богдана. На л. 367 на поле той же рукой: «Зри прилежно и исправися» (Максимово?). Но от чего на л. 364 не исправлено навранное по-гречески?

В оглавлении, в обоих списках, т. е. и № 42 и 153, с гл. 48-й приписано другими руками. След. оглавление, написанное самим Максимом (а след. и первоначальное собрание сочинений, сделанное самим Максимом содержало 47 глав?

 

 

244

И в ркп. Царского № 241, стр. 206, после главы 46 прерывается счет глав (след. тут конец первоначальн. оглавлению), и стр. 200 fin. (в оглавлении переплета 1-го показано глав 46, т. е. оглавление это списано с первоначальн. оглавления), и 243 тоже.

В Сказании о Максиме при его переводе Псалтири для Нила Курлятева (Лаврск. ркп. № 62, л. 1 об.) говорится, что священная книга Максимова свидетельствована царем Иваном Васильевичем и митр. Макарием с собором. Максим представлял митрополиту то собрание своих сочинений, которое в №№ 42 и 153? И собрание это сделано им, чтобы представить митрополиту?

Не любили у Троицы сочинений Максима до архим. Дионисия. В житии Дионисия, печати. 1834 г., стр. 119 sqq.

Лишки в Румянц. ркпп. №№ 264 и 265.

1) Похвала Адаму первозданному № 264, л. 45, стр. 368.

2) Слово некоего человека верна умудрити разум. Ibid., л. 48, стр. 368.

3) Поучение Златоустого (какое?). Ibid., л. 49, стр. 368.

4) Повесть св. отца Космы о видении преславнем. Ibid., л. 56, стр. 368.

5) Слово Нифонта. Ibid., л. 59 об., стр. id.

6) О сивиллах более, чем в Лаврских, лл. 64 об.—66 об.

7) Молитва Марии египтянины, л. 66 об., стр. id.

8) Толкование на место в Деян. Ап. об ап. Павле, ареопаге, и неведомом боге. Ibid., л. 68, стр. id.

9) Из Григория Богослова, лл. 68 об., 69, 82 об., стр. id.

10) О внутреннем посте, л. 69, стр. id.

11) О коленопреклонениях, л. 70 об., стр. id.

12) «О житии рекше о пощении и разрешении всего лета» и тут же правила некоторых соборов и толкование имен: митрополит, епископ, архимандрит, л. 71 об. стр. id.

13) О поставлении иерарха на орлеце. Ibid. л. 82, стр. id. См. в Академич. ркп. № 175, л. 38.

14) Краткое послание к кому-то при поднесении слова на звездочетцев, л. 87 об., стр. 369, col. 1. Есть в Лаврской № 201.

15) Об Альде Мануччи, л. 99, стр. id. (к князю Василию Михайловичу. Не к Василию ли Михайловичу Верейскому, который был женат на дочери Андрея, брата Софии Фоминишны (Карамзин т. VI, стр. 45 fin.) и жил в изгнании в Литве (ibid. стр. 153), след. мог интересоваться иностранными книгами?).

16) Сказания о Оригене л. 100, о Иове л. 103, о Мелхиседеке л. 106, стр. id.

17) О переводах из Свиды, л. 107, стр. id.

18) О сатане, л. 107, стр. id.

19) Поучение, яко мощно и легко есть спастися в мирском жительстве, д. 122, стр. 370, соl. 1. Есть в Лаврск. и Казанск.

 

 

245

20) Иосина иудеанина свидетельство о Христе Иисусе, л. 131 об., стр. ibid.

21) О Платоне философе, л. 135, стр. 371 col. 1.

22) Послание утешительное к некоей княгине, скорбящей о смерти сына, л. 169, стр. id.

23) От книги толковые, что есть апостольское жительство, л. 170 об., стр. id.

24) О католических доминиканском и францисканском монашеских орденах (к Акакию Тверскому), л. 177, стр. id.

25) Послание утешительное к неизвестному, л. 189, стр. 372.

26) Перевод мест из 2-й книги Ездры (письмо Карпова и ответ о Левиафане?), л. 200, стр. id.

27) Молитвы и духовные наставления некоей инокине, л. 202 об., стр. 372.

28) О посте, к некоей госпоже, л. 208, стр. id.

29) Молитва Марии Египетской, л. 219 об., стр. id.

30) Из Златоустого выписки, л. 239 об., стр. id.

31) Из Афанасия Синайского, л. 246, стр. id.

32) Молитва от крови, текущей носом или усты, л. 251 об., стр. id.

33) Из Патерика скитского о св. Макарии, л. 252, стр. id.

34) Св. Василья, яко не подобает праздновати в день пятка, л. 254, стр. id.

35) Толкование некоторых аллегорических изображений, л. 260 об., стр. id. Есть в наших.

36) Как смотрели современники на сочинения Максима (негодовали), л. 262, стр. 373.

37) Против помыслов хульных молитва, л. 273, стр. id.

38) Поучение сокращенно всякому обуреваемому в мори житейском, л. 274, стр. id.

39) Повесть о св. Киприане и Иустине, л. 280, стр. id.

40) Ответ вкратце к святому собору о нихже оклеветан бывают (бываго?), л. 288—295, стр. id. (Что сие?). Писано царю см. конец.— Напеч. в приложении к статье Филарета Максим Грек, Москвитянин 1842 г. № 11, ч. VI, стр. 84 sqq (писан вскоре (может быть, и не вскоре) после Тверского пожара и в следствие клевет, которые возбудил своим сочинением Словеса аки от лица (на пожар и пр.). Указываются сочинения, написанные прежде.

41) Поучение из пророчеств Исаииных. л. 295, стр. id.

42) Тоже, к какой-то знатной особе, л. 296, стр. 373 (благодетелю Максима), томуже что № 15, князю Василию Михайловичу (л. 296 об.).

43) Послание к какой-то княгине, л. 298, стр. id. (к той же, что № 22).

44) Иоакиме патриархе александрийском, показавшем чудо в изобличении жидов, л. 300, стр. id.

45) Послание к Грозному. Нач.: Да исчезнет от всякие благочестивые мысли лжа и ласкание и завистлив нрав, л. 302, стр. id.

46) Толкования слов из пророчеств, псалмов и пр., л. 305, стр. id.

 

 

246

47) Исповедание веры Никона черногорца, л. 316 (Максиму, вероятно, эта выписка не принадлежит).

48) От старчества духовного врачевства (Рецепт против грехов), л. 320 об., стр. 374.

49) О Голиафе и Давиде № 265, л. 348, стр. 380. Тоже Синод. ркп. № 191, л. 613, стр. 574.

 50) Отрывок из письма Максимова о посылке к кому-то какого-то многоболезненного труда (и о ненависти к нему), л. 349, стр. 380.

51) Перевод книги Есфири (Максимов? Разделена на 30 глав, по-гречески?), л. 356 об., стр. id.

52) Вопрос и ответ (о чем?), л. 381 об.

У Царского в № 244 и в Лаврск. 200 лишнее прошив
Лаврского №
201:

1) л. 373 об. Послание Федора Карпова к Максиму. В конце ответ Максимов: о левиафане. Лаврск. № 200, л. 420.

2) л. 377 об. Василия Вел. Слово о еже не пригвоздитися в житейских. Лаврск. № 200, л. 424 («переведено Максимом греком»).

3) л. 310. Василия Вел. О св. мученице Варлааме (прямо сказано, что переведено Максимом). Лаврск. № 200, л. 350, гл. 88.

4) л. 422 об. Воспоминание о св. горе Афонской, како наречена бысть. Лаврск. № 200, л. 458.

5) л. 425 об. Об иверском купце. Лаврск. № 200, л. 460 об.

6) л. 428. О монастыре Ватопеди. Лаврск. № 200, л. 463.

7) л. 429 об. О явлении образа Богородицы одному (неизвестн. места) старцу. Лаврск. № 200, л. 465 об.

8) л. 436 об. Разное. Между прочим: «от правил» (т. е. соборных. Выписки о монахах (особенного ничего) с замечаниями). Лаврск. № 200, л. 474.

9) л. 444 об. Заключение и азбука загадочная (не загадочная; а показывается цифирное значение букв). Лаврск. № 200, л. 480.

В Лаврск. № 201, гл. 105 (л. 471) только начата: «Павел фивеянин нарочитое питание пустынное сказа сия великому начальнику иноков» и более ничего. В Иоасафовск. эти слова составляют заключение гл. 51-й, Похвалы древнему мученику, его же имя неведомо (т. е. об этом неведомом мученике сказал Павел?). После «начальнику иноков» прибавлено киноварью: «сиречь Антони» (должно быть: «Антонию», как в списке Академ. 153).


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.