Поиск авторов по алфавиту

Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич

Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1

 


Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление книги перенесено в начало.

Е. ГОЛУБИНСКИЙ

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

ТОМ I.

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ,

КИЕВСКИЙ ИЛИ ДОМОНГОЛЬСКИЙ.

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ТОМА

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Предисловие. Введение.

История русской церкви относительно качества своих источников. Ее разделение на периоды. Образ изложения I — XXIV.

Глава I.

 Христианство на Руси до св. Владимира.

I. Времена доисторические: Некоторая вероятность предположения, что во времена отдаленно доисторические христианство водворялось между двумя племенами Славян русских, именно — между дунайско-днестровскими Тиверце — Угличами и между киевскими Полянами. 1

Приложение: Сказание о посещении Руси апостолом Андреем 19

II. Вопрос о крещении Аскольда и Дира 35

Приложение: Сказание о крещении новгородского князя в Тавриде или Крыму, в городе Суроже 53

III. Христианство в России от начала государства до св. Владимира 63-104

При Игоре 64

Крещение св. Ольги 74

От Игоря до Владимира 84

Приложения: 1. Русская легенда о крещении Ольги в Константинополе, записанная в нашей летописи под 955-м годом 97

2. Константин Порфирогенит о приемах Ольги в Константинополев дворце императорском 99

3. Западные летописцы о посольстве Ольги к импер. Оттону 103

Глава II.

Крещение св. Владимиром всей Руси и совершенное утверждение христианства на Руси при его преемниках.

I. Владимир, — его собственное крещение и крещение им страны 105-187

Читаемая в летописи повесть (легендарная) о приходе к Владимиру послов от народов с предложением вер, о послании им своих послов для осмотра вер на местах и о выборе им веры греческой. 105

От кого, когда и где на самом деле крестился Владимир 127 fin

Что расположило Владимира к принятию христианства — 144 (мнения, с которыми мы не согласны — 144 нач.; наше собственное мнение — 151).

О побуждениях, заставивших Владимира не только креститься самому, но крестит и свой народ, с заимствованием христианства именно от Греков 154

Поход Владимира на Греков, взятие им у Греков Корсуни и женитьба его на греческой царевне 158

Крещение Владимиром народа: жителей Киева — 163, жителей Новгорода и вообще всей собственной (неинородческой) Руси — 170. Несостоятельность мнения о мирном распространении христианства на Руси — 175 fin. О причинах, которые заставили Владимира воздержаться от крещения инородцев — 177.

Резюме всего сказанного о собственном крещении Владимира и о крещении им народа 179

Построение Владимиром матери церквей русских Киевской Десятинной церкви Богородицы 181

Особенные черты нравственного характера Владимира, его кончина, причтение его к лику святых и его мощи 183

II. Ярослав, довершитель и дела Владимирова со стороны духовной. 188—197

Водворение Ярославом книжности или грамотности в России 188

Заботы его о поддержании введенного Владимиром просвещения в высшем классе общества 194

Заботы его об умножении священников и церквей 194

Построение им в Киеве церкви св. Софии и вообще церковное (вместе с гражданским) благоукрашение им столицы государства 195

III. Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира 198—214

Крещение: Ростовцев — 199, Муромцев — 206 нач., Вятичей с Радимичами — 208, инородцев области Новгородской — 209.

Борцы за язычество против христианства — волхвы 211

Уверения некоторых римско-католических писателей, будто мы — Русские обращены в христианство латинскими миссионерами — 215, и действительные попытки пап обратить нас в христианство и восхитит нас у Греков — 222.

Приложения: 1. Житие Владимира, принадлежащее неизвестному автору, по всей вероятности, Греку, и соответствующая ему часть повести о крещении Владимира, помещенной в летописи 224

2. Память и похвала Владимиру монаха Иакова 238

3. Проложное сказание о Владимире 248

4. Бандуриево греческое сказание о крещении Владимира 247

5. Греческие и арабские Писатели о женитьбе Владимира на царевне Анне 252

6. Сага об Олаве, сыне Триггвиеве 255

Глава III.

Управление.

I. Введение управления, — Митрополия и митрополиты 257—332

Вопрос о праве Греческой церкви подчинить себе Русскую церковь 257

Некоторая вероятность предположения, что первоначально была предоставлена Греками Русской церкви автокефалия или независимость 264

Русская церковь — митрополия Константинопольского патриархата — 269; права патриарха по отношению к Русской церкви — 270; митрополит как высший местный начальник Русской церкви — 274.

Кто был первым нашим митрополитом — Михаил или Леон 276

Ряд митрополитов периода домонгольского 282

Национальность митрополитов и их избирание 289

Читаемые в летописях отзывы о некоторых митрополитах 291

Известия, крайне скудные, о правительственной деятельности митрополитов 292 fin.

Два известные случая избрания и поставления митрополитов в самой России — 296: Илариона при Ярославе в 1051-м году — 297; Климента при Изяславе Мстиславиче в 1147-м году—300.

Третий случай (поставления митр. Кирилла 2-го в 1224-м году) сомнительный 317

Благом или злом для Русской церкви и для Русского государства было то обстоятельство, что в период домонгольский митрополитами нашими наибольшею частью были Греки? 318

Первоначальное нахождение кафедры митрополичьей в Переяславле и перенесение ее из Переяславля в Киев 328

Попытка Андрея Боголюбского учредить другую митрополию во Владимире 330

II. Епископские кафедры, епископы и епархиальное управление. 332—394

Учреждение епископских кафедр и первоначальное их количество. 332

Епархии, открытые после Владимира до нашествия Монголов 337 fin.

Слишком малое количество открытых у нас епархий. 340

Области епархии. 341

Вопрос о степенях епископских кафедр. 343

Из каких разрядов людей были выбираемы у нас кандидаты в епископы. 344

О самом избрании кандидатов в епископы. 360

Влияние огромного пространства наших епархий на дух и характер наших архиереев. 363

Непереведение архиереев с кафедры на кафедру. 371

Чиновники епархиального управления: у Греков соборы пресвитеров и потом коллегии сановников — 372; у нас: епископские клиросы или крылосы — 376; наместники, находившиеся при самих епископах и уездные — 383; тиуны—388 нач., десятинники—390.

III. Пространство епархиального суда. Церковные законы. Дополнение об епископах (архиепископы). 394—444

Расширение суда церковного на счет суда гражданского. 394

Так называемые церковные уставы Владимира и Ярослава не представляют собою документов для решения вопроса об этом расширении, потому что они суть неподлинные грамоты Владимира и Ярослава, а позднейшие поддельные произведения. 399

Расширение суда церковного на счет суда гражданского самим св. Владимиром. 409

Объем суда церковного, каким он является в половине XII века по документальному свидетельству грамоты Смоленского князя Ростислава Мстиславича, данной им Смоленской епископии. 411 fin.

Расширение суда церковного после половины XII века. 415

Миряне, предоставленные в полную подсудность епископам. 422 нач.

О наказаниях, употреблявшихся у нас церковною властью. 425

Необходимо предполагаемое принятие Русскою церковью общих законов вселенской церкви или так называемых канонов. 427 fin.

Номоканоны или Кормчие книги, употреблявшиеся у нас в период домонгольский. 428

Частные законы Русской церкви. 431 fin.

Частные (не официального характера) сочинения канонического содержания. 436

Дополнение об епископах: Попытка Андрея Боголюбского доставить своему Ростовскому епископу автокефалию, с освобождением его от власти митрополита и с подчинением непосредственно патриарху (дело Ростовского епископа Феодора или Фёдорца). 439

Дарование митрополитом титула (именования) архиепископа епископу Новгородскому. 443

IVПриходское духовенство и приходы. 444—502

Священники, приведенные перед крещением народа из Греции, (вероятно) из Болгарии и из Венгерской Руси. 444

Первые принудительные наборы священников из самих Русских. 446

Появление добровольных кандидатов во священники. 447

Из каких сословий общества были люди, искавшие священства. 448

Наследственность духовного звания. 449

Не недостаток, а изобилие людей, искавших священства, или кандидатов во священники. 451 fin.

Изобилие и самых священников. 452 fin.

Ha ком лежала забота о замещении приходов священниками и как происходило это замещение. 454

Право перехода священников с прихода на приход. 456

Вероятность того, что в приходские священники были ставимы не только белые священники, но и иеромонахи. 456

Священники неженатые — 458; двоеженцы — 459; священники, вступавшие в законный церковный брак с своими гражданскими сожительницами только перед посвящением. 459 fin.

Правила, читаемые в канонических сочинениях периода домонгольского относительно поставления во священники — 460, диаконы — 461 и иподиаконы — 462.

Дьяки (дьячки). 462

Пономари. 465

Просфоропеки. 467

Домовые священники: вместе со множеством домовых церквей множество и этих священников — 470; весьма не редко они у вотчинников или душевладельцев из их дворовых людей или холопов. 472

Невысокая степень образованности большинства нашего духовенства периода домонгольского. 474 нач.

Меньшинство священников сравнительным образом довольно в тогдашнем смысле слова образованных и наоборот — священников совсем безграмотных. 477 fin.

Средство общения приходских священников с своими епархиальными архиереями и для последних средство преподаяния своих наставлений первым — ежегодный съезд священников к архиереям на епархиальный собор в так называемое сборное воскресение или в первое воскресение великого поста. 482

Подсудность священников как граждан государства. 483

Привилегированность духовенства в отношении к государственным податям и повинностям. 484

Податность или тяглость приходского духовенства по отношению к епископам. 486

Приходские церкви или приходы. 487 — 502

Учреждение первых приходов и последующее их умножение, достигавшее большого количества 487

Построение приходских церквей общинами („миром“) и право собственности на них со стороны общин. 488

Построение приходских церквей частными людьми и право собственности на них со стороны последних („ктиторское право“). 489

Церкви придельные. 494

Церкви городские соборные или соборы. 497

V. Средства содержания духовенства высшего и низшего. 502—547

Средства содержания духовенства в первенствующее время церкви и у Греков в дальнейшее и позднейшее время. 502

Средства содержания высшего духовенства у нас — 505, именно: десятина — 506, 514; недвижимые имения или вотчины — 511, 519; доходы с приходов кафедральных епископских церквей и вообще доходы от треб — 524; подати с низшего духовенства (и с монастырей) — 525; временные пошлины с низшего духовенства и с мирян — 527. Лишние доходы митрополитов против епископов — 530.

Законы относительно тех имуществ епископов, которые приобретаются ими после поставления в епископы 531

Резиденции епископов и их домовые холопы 533 нач.

Средства содержания низшего духовенства: первоначально руга от правительства — 532 и от вотчинников — 533 sub fin.; затем — праздничные и поминовенные приношения прихожан в церкви и подачи их в церквах «на проскомидию» — 534; сборы священников с прихожан или так называемые «славы»—536; плата за треб»—537; недвижимые имения и собственное обработывание земли — 539 fin.

Заключительное суждение о средствах содержания нашего духовенства 543 fin.

VI. Отношение власти церковной к государству и наоборот власти государственной и церкви. 547—557

Духовенство, обязанное благотворным образом действовать на власть гражданскую, усердно исполняло в период домонгольский эту свою миссию, являясь в лице митрополитов с епископами и игуменами миротворцем князей в их ссорах и междоусобиях. 547

Иное чем в Греции отношение у нас епископов к гражданскому управлению по различию условий. 550

Отсутствие деятельности нашего духовенства в области общественной благотворительности. 551

Не совсем надлежащее отношение у нас князей к епископам как к чинам церкви. 552 sub fin.

Отношения гражданства к епископам в Новгороде. 554

VII. Быт и общественное положение духовенства. Его мирское (небогослужебное) одеяние. 557—588

Епископы наши, быв в отношении к обширности епархий и к изобилию средств содержания совсем иными, чем епископы греческие, представляли из себя, так сказать, господ самой большой руки  557

Видное положение священников удельных городов, принятых в княжеско-боярское общество. 560

Средственное положение прочих городских священников. 563

Жалкое положение большинства священников сельских. 563

Одежда священников. 564

Одежда архиереев не из монахов. 571

Одежда архиереев из монахов. 571

Качество одежд у священников и архиереев. 575

Форма головной стрижки священников и головной их покров. 577—584

Головной покров архиереев. 583

Белый архиерейский клобук. 585

Отношения Русской церкви к Римской 588, попытки пап подчинить нас своей власти — 591 fin. и наши собственные обращения к папам — 600 fin.

Приложения: l. Примечание об отношениях епископов к священникам. 604

Так-называемый Церковный устав Владимиров 617

Так-называемый Церковный устав Ярославов 628

Устав Ярославов южной или Киевской редакции 639

Область суда церковного по грамоте Ростислава Мстиславича Смоленского и по посланию неизвестного Владимирского епископа к не называемому по имени сыну Александра Невского 640

О славянском Номоканоне или славянской Кормчей книге домонгольского периода 642

О поучении Новгородского епископа или священникам епархии в сборное воскресение 1166-го года 660

Частнейшия известия об епархиях периода домонгольского 664

Глава IV.

Просвещение.

I. Неудавшаяся попытка Владимира ввести у нас просвещение и наше действительное просвещение — грамотность. 701—727

Доказательства того, что Владимир делал попытку. 702

Что должно быть считаемо причиной, по которой не удалась попытка. 709

Какой ответ на вопрос: почему мы вообще остались без просвещения. 712 fin.

Образ св. Владимира как вводителя у нас (не введшегося) просвещения 719

Оговорка относительно просвещения за период домонгольский. 720

О школах грамотности, казенные были они или частные. 721

Об учителях грамотности. 724

Как быстро распространялась грамотность. 726

II. Переводная и вообще заимствованная письменность. 728—741

Кому мы обязаны переводами и насколько был богат состав переводных четиих книг. 728

Наличность переводной и вообще заимствованной литературы. 731

О степени и качестве начитанности домонгольских наших предков. 735

Краткий общий вывод из всего сказанного о нашем просвещении в период домонгольский. 739 fin.

Как просвещалась в христианстве безграмотная и бескнижная толпа. 740

III. Наша собственная (оригинальная) письменность. 741—870

Общая ее характеристика 741

1) Отдел исторический: монах Иаков — 742 fin.; преп. Нестор Печерский — 748; неизвестный составитель сказания о св. Леонтии Ростовском — 757; Симон и Поликарп, авторы Патерика Печерского — 758; неизвестный автор жития преп. Евфросинии Полоцкой — 771; монах Ефрем, автор жития преп. Аврамия Смоленского — 772; неизвестные составители сказания о перенесении мощей Николая Чудотворца и записей о его чудесах — 773; первоначальный общерусский летописец — 777 нач., и его продолжатели — 787 нач.; местные летописцы Новгородские — 789; темный вопрос относительно летописей домонгольского периода, как они читаются в летописных сборниках XV—XVI вв. — 791; Кирик Новгородский, автор статьи по хронологии — 792.

2) Отдел нравоучительный: Кирилл Туровский — 793; Лука Жидята — 811; преп. Феодосий Печерский — 813; Илия, архиепископ Новгородский — 819; Иларион неизвестный, принимаемый за митрополита Киевского — 821; преп. Аврамий Смоленский (вероятный) — ibid. и выше стр. 807 прим., Кирилл некий, принимаемый за Кирилла Туровского — 822, слова и поучения неизвестных по именам составителей — 823 (между которыми предполагают: митр. Климента — 823 прим. 1 и 826 прим.; мниха Иакова — 825 прим.; митр. Кирилла 1-го — ibidd.) и неизвестного точным образом времени (Георгий Зарубский — 826, прим. fin.); Поучение Владимира Мономаха — 828.

3) Путешествия, ко святым местам: Иерусалимский Паломник игумена Даниила — 831 fin.; Константинопольский Паломник Антония Новгородского — 836.

4) Отдел богослужебный: митрополит Иоанн 1-й—839; монах Печерского монастыря Григорий — ibid.; Иоанн, епископ Ростовский — ibid.; преп. Феодосий Печерский — ibid.; Кирилл Туровский — 840.

5) Отдел догматический: митрополит Иларион — 841.

О недавно найденном послании митрополита Климента Смолятича и вообще о нем — Клименте как о писателе — 846.

Наши писатели из Греков: митр. Леон или Лев — 853; митр. Георгий — 854; митр. Иоанн 2-й — 856; митр. Никифор 1-й — 857; монах Феодосий — 859.

Светская литература: Слово о полку Игоревом неизвестного автора — 860; Слово Даниила Заточеника — 867.

Оговорка относительно грамотности домонгольского периода — 869 нач.

Приложения: Татищев об училищах и просвещении у нас в период домонгольский — 871; Библиографический обзор существовавшей у нас в период домонгольский переводной и вообще заимствованной письменности — 880.

Дополнения и поправки. 925

Хронологическая таблица. 951

 


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.