Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Кто может вместить, да вместит»

«КТО МОЖЕТ ВМЕСТИТЬ, ДА ВМЕСТИТ»

Это речение относится к безбрачию, выбранному ради Царствия Небесного (Мф. 19, 12). Примечательно, что оно прямо следует за высказыванием Христа, что Бог создал человека как мужчину и женщину и что мужчина прилепится к жене своей, так что никто не должен сметь разделять «едину плоть», составленную из двух человек. Отсюда следует, что совет безбрачия все же покоится на в высшей мере позитивной оценке полового различия людей, и здесь христианство отличается от индийских, гностических и прочих аскетических призывов к воздержанию.

Слово «вместить» буквально означает: иметь пространство для чего-либо. Так, о каменных водоносах в Кане Галилейской сказано, что они «вмещали по две или по три меры» жидкости (Ин. 2, 6). Об иудеях Христос говорит: «Слово Мое не вмещается в вас» (Ин. 8, 37). Аналогично и безбрачие ради Царствия Небесного должно найти в предназначенных для того душах свободное пространство, которое не было бы уже занято потребностями полового характера. Мы не хотим сказать, что эти потребности никогда не заявляют о себе, но они, отступая, оставляют место для других, более высоких запросов. И подобной более высокой, жгучей потребностью является, по словам Иисуса Христа, призвание человека к Царствию Небесному.

Притязания пола прежде всего проистекают из биологии человека, потому что природа заботится о сохранении и продолжении рода. Этот инстинкт необходимо должен быть весьма сильным, поскольку он резко ограничивает пространство свободы как мужчины, так и женщины, застайляя индивида служить биологическому виду. Соединение людей должно распространяться, как учит Христос, на всю жизнь, потому что человек в отличие от животного включает в свое половое влечение еще и личную верность. Союз этот дарован Творцом, и он не может быть расторгнут человеческой властью. Христос даже отвергает отраженную в Законе практику выдачи разводного письма. Перед лицом столь неразрешимой вечной

/168/

 

 

верности ученики Господа испытывают страх: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19, 10). И Христос, как мы видим, не возражает против такого вывода, но Он все же не склоняется в пользу какого-либо общего законодательства. Он не предлагает, далее, также никакого психологического критерия, который позволил бы судить, ведет данного человека брак к благочестию или нет. Этим Он перемещает проблему на более высокий уровень: «свободное пространство» в душе определенного человека, способное вместить Царствие Небесное, — это дело не его произвола, а дело Царствия Божия, милости и призвания. Скажем, ап. Павел отдает как раз предпочтение безбрачию ради Царствия Божия, — он и сам остается неженатым, — но он тут же добавляет, что «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (т. е. оставлять в себе главное место плотским похотениям). Следовательно, апостол сразу же сделал личное свое предпочтение относительным, потому что Бог индивидуально распределяет Свои дарования: «Одному так, другому иначе» (1 Кор. 7, 9. 7).

Итак, должен состояться свободный выбор Бога. И все же здесь нет и речи о том, что христианину следует просто пассивно ждать, пока в нем автоматически откроется свободное пространство для безбрачия. Из слов Иисуса Христа как раз вытекает, что ожидается личная активность: «Кто может вместить, да вместит». Конечно, потребуется усилие, но решение в любом случае должно быть свободным и ответственным. Первоначально необходимо усилие, чтобы поразмыслить и определить, есть ли у меня в тайниках души это самое свободное пространство и могу ли я, представ перед лицом Господа в молитве, удостовериться в этом. Если испытание окажется положительным, то я мог бы предложить свое свободное пространство в распоряжение Царствия Небесного. Большинство людей, однако, не предпринимает подобного двойного самоанализа, и потому-то выходит, что на поле жатвы Божией «делателей мало». Имея в виду, что предстоит не только избрание, но и просвещение избранных, Христос продолжает предыдущую фразу: «Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 37 и сл.).

Таким образом, человеческая способность вместить и Божественная благодать в деле избранничества тесно переплетены. Соответственно, с одной стороны, невозможно дать однозначный закон, ибо перед нами тайна. С другой же стороны, Бог дал вполне внятное указание, каким образом отдельный человек может и должен подчинить себя Божественному закону, если призвание относится к нему. У него просто-напросто должна быть готовность согласиться с любым решением Божиим. Когда христианин обнаружит перед Богом такую готовность, Бог достаточно просветит его, чтобы не ошибиться в выборе — какой крест или какое обязательство по своей воле взять на себя. Крест брака или же крест безбрачия Царствия Божия ради.

/169/


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.