Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Наблюдайте, как вы слушаете»

«НАБЛЮДАЙТЕ, КАК ВЫ СЛУШАЕТЕ»

Этими словами (Лк. 8, 18) Христос высказывает предостережение, и они предполагают, что одно и то же высказывание может быть воспринято самыми различными способами. Правильно слушает тот, кто воспринимает не то, что ему хотелось бы, а только то, о чем в действительности говорится.

Данное «то» в Евангелии Иисуса Христа никогда не бывает личным. Евангелие всегда относится ко всему миру. В нем нет частного, а только универсальное, «вселенское». Конечно, речения Господа сами по себе — это по необходимости отдельные и определенные слова, но все же их назначением является не частное, а целое. Христос является реально вочеловечившимся Словом Божиим; следовательно, Он и содержит в Себе, в отличие от ограниченных человеческих слов, один лишь Божественный, не терпящий никаких ограничений смысл. Это весь мир охватывающее измерение заложено в существе Христа и также в Его тенденции: в нем «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк. 8, 17). Указанная динамика, присущая Слову, и определяет правильный способ слушания.

Мы наблюдаем, однако, и извращенную склонность некоторых людей так воспринимать евангельское слово или речение, словно они направлены лично на них, на отдельного человека. В таком случае предполагается даже, что слово будет воспринято особенно интенсивно и экзистенционально. Однако в действительности же подобный человек преувеличивает значение «сосуда» собственного существования и неправомочно претендует на то, что будто бы он и есть «тот самый» избранный, к которому обращено Слово, в то время как будто бы огромное число других людей неспособно правильно понять его. Итак, собственный телесный «сосуд» сверхрастягивается, и эта приватизация Слова Божия ведет к двум результатам: тогда или ставят свечу «под кровать» (Лк. 8, 16), на которой затем данное лицо устраивается поудобнее и засыпает; или же заключенное в сосуд пламя угасает от нехватки кислорода.

/132/

 

 

Слово лишь тогда может быть услышано правильно, когда его свет поставлен «на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Отсюда другие люди, соприкасающиеся со мной, в общем не должны замечать ни меня, ни моего способа обхождения со светом — они должны видеть исключительно сам свет. Мое бытие поэтому следовало бы уподобить подсвечнику, находящемуся под светом, — предмету малоинтересному и пригодному лишь для того, чтобы входящим был лучше виден свет.

Лишь тот, кто поставляет свет на место, пригодное для его сияния, «обладает» им на самом деле — и для себя, и для других. И тогда к такому человеку надо отнести речение: «Кто имеет, тому дано будет» (Лк. 8, 18). Этот человек действительно «имеет» свет, но он дает его не себе, а от себя, потому что он не желает удерживать его для себя одного, а стремится раздать всем, кто согласен на принятие дара. Когда же некто желает удержать свет для себя одного, он оказывается в положении, которое внутренне противоречит принятию. Об этом со всей ясностью сказал Христос: «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Мнимое имение-для-себя на деле есть субъективное заблуждение, когда скоро (или в любом случае когда-нибудь) обнаруживается объективное не-имение.

Приведенный выше ряд речений Христа содержит много поучительного относительно универсализма воплотившегося Слова Божия. В них, во-первых, заметна примечательная уверенность Господа, что сокровенные слова, говоренные Им непонятливым ученикам в галилейском захолустье, — это слова с внутренней силой, способной донести их до всего человечества, вне зависимости от времени и пространства. В них, во-вторых, выражена уверенность, что эти самые речения способны разрушить окаменение сердец слушателей и сделать их благовестниками по лицу всего мира. «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10, 27). Сие охватывает не только слова, говоренные в Галилее, но все речения, которые восприняты сердцем ученика в молитве, созерцании или внушении. Эти восприятия через Его слово и Его пример ученик и должен предъявлять в качестве свидетельств всей действенной истины.

Слушание — вот что важно. Важно не только то, что слышишь, но и то, как слушаешь.

 


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.