Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Должно ли в субботу добро делать?»

«ДОЛЖНО ЛИ В СУББОТУ ДОБРО ДЕЛАТЬ?»

В вопросе Иисуса сразу заключены две проблемы. Можно ли вообще что-либо предпринимать в субботу? Известно, что книжники не допускали в субботу никаких действий. И далее: можно ли творить добро? Наиболее ясно вопрос сформулирован у ап. Марка: «Должно ли в субботу добро делать или зло делать?» Вопрос этот для него означает: «Душу спасти или погубить?» (По этой проблеме, как известно, сложилась целая казуистическая традиция. Так, в Дамасском документе ессеев (Дам. А 13) запрещаются в субботу даже попытки исцелить смертельно заболевшего. В нем же отрицательно решается и случай, когда «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?» (Мф. 12, 11). Раввины же, напротив, позволяли в субботу действия, ведущие к спасению жизни человека. Казуистика, следовательно, не была единой.)

Иисус Христос второй вопрос из альтернативы ставит на первое место: творить добро. Причем Он подразумевает и возможное перемещение акцента: творить добро. И указанный вопрос не есть для Христа отдельная заповедь, а олицетворение Его дела и Его личности. Поэтому Он повелевает сухорукому протянуть руку и исцеляет ее. Для интерпретаторов заповеди о субботе главным в этой заповеди было запрещение, запрещение действовать. Соответственно они предали забвению то, что первоначально было разрешением и даже предписанием. День этот действительно посвящается Богу, воспоминаниям о том, как Бог вывел человечество из дома рабства в Египте: «Потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор 5, 15). Собственно отдохновение от внешних дел предписано именно ради этого воспоминания, и только отсюда устанавливается связь субботнего покоя с покоем Господа в седьмой день творения (Исх. 20, 11).

Христос не готов истолковать это представление о покое Господа в смысле Его бездеятельности. Он отказывается участвовать в ничегонеделании: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). Именно в субботу такое недопустимо. Человек для того и откладывает свои собственные дела, чтобы освободить время и посмотреть на дела Божии. В частности, иудеи обязаны в это время размышлять о святом деянии их освобождения из египетского рабства, что заложило основу всей их дальнейшей судьбы.

Имея в виду как раз этот смысл, Христос устанавливает: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27). Суббота предоставляет покоящемуся возможность созерцать спасительное дело Божие. И чтобы вернулось именно это установление, Христос и поставляет Свой авторитет выше застывшей и лишенной смысла традиции: «Посему (т. е. поскольку Он имеет полномочия на такое решение) Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2, 28).

/117/

 

 

Изложенное выше станет совсем понятным, если мы перейдем от ветхозаветного внешнего покоя — предназначенного, впрочем, тоже для размышлений — к новозаветному покою созерцания. Созерцание же представляет собой, памятуя о постоянно творящих Боге-Отце и Боге-Сыне, как раз действие во Духе Святом. Перед нами — та тишина, когда человек не просто усматривает внутреннюю вечную жизненность Бога, а непосредственно втягивается в нее посредством Св. Духа. Лишь этим объясняется, почему настолько активен и плодотворен покой истинной христианской созерцательности. Разъясняя Свои поступки в субботу, Иисус Христос говорит о том, что Отец любит Сына и открывает Ему все, что Сам творит (Ин. 5, 20). При этом, конечно, не предполагается, что Отец и Сын творят дела независимо, параллельно друг другу. Напротив, они заняты со-творчеством, причем в непостижимом взаимопроникновении: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14, 10). Если и кажется, что перед нами, по-видимому, деяния одного Сына, то это лишь внешне, поскольку невозможно помыслить себе, чтобы Сын праздновал субботу, а Отец в это время творил на оставленном Сыном месте. Напротив, творимое Иисусом есть предоставляемая Им возможность для Отца творить через Сына, и при этом Сын со-входит в творчество Отца. Как позволяющий творить Отцу — Сын созерцателен; но как Со-Творец — Он активен. Одно неотделимо от другого.

В это двуединство верующему даруется и Св. Дух; и когда мы Его стяжали, мы перестаем различать, что Бог творит в нас посредством Своего Духа и что мы творим для Него в Его Духе. Если следовать Евангелию, то отсюда видно, что суббота и день деяний для нас всегда одновременны, хотя, конечно, в определенные моменты может превалировать или деятельное созерцание, или деятельность в духе созерцания. Иначе говоря: или действуем мы сами, движимые Св. Духом; или, если за Св. Духом оставлено действие, Св. Дух действует в нас.

 


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.