Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс «Никто не похитит их из руки Моей»

«НИКТО НЕ ПОХИТИТ ИХ ИЗ РУКИ МОЕЙ»

Это Иисус Христос сказал о Своих овцах. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин. 10, 27). Обетование вечной принадлежности — торжественно и безусловно. Точно такая же нерушимость представлена и в деле Христовом на земле: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить» (Ин. 6, 39). Близко к концу Своего земного пути Господь повторяет: «Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (18, 9). Мы привели три выписки, но буквально все слова Доброго Пастыря исполнены твердой уверенности. Наемник оставляет доверенных ему животных на погибель, а пастырь добрый скорее сам погибнет, но спасет свое стадо. И смерть при этом — это лишь эпизод, не разрушающий неразлучности пастыря и паствы. Ради лишнего подтверждения того же самого Христос однажды переносит Свои высказывания на уровень Бога-Отца: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10, 29). Мы наблюдаем, таким образом, замкнутый круг непреложного предопределения: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (в превечной жизни)» (Рим. 8, 29 и сл.).

Итак, мы подошли к трепетной проблеме предопределения. Сказал: «Мои овцы». Но кто может причислить себя к Его овцам? Ведь к ним нельзя просто отнести всю зримую Церковь, которая, согласно Августину, полна грешников, да и Христос сам упоминает о «других овцах», не из Его стада, которые тем не менее являются Его. Но все же овцы истинные, где бы они ни обретались, оставляют

/91/

 

 

ту «истинную» Церковь, которую Августин называет Columba, Immaculata (Еф. 5, 27). Уж об этой-то Церкви можно твердо сказать, что она предопределена. Уж она-то принадлежит к замкнутому кругу ап. Павла, более того: она идентична ему. Безусловно, Columba не покрывается видимой земной Церковью, но все же обе находятся во внутреннем взаимоотношении. Показать это можно с помощью двух примеров: с одной стороны, пречистые животворящие тайны, случается, подвергаются неподобающему обращению и небрежению; с другой стороны, желающий приобщиться к истинной жизни может принять их in voto, по желанию, и тогда он невидимо присоединяется к Церкви Христовой.

Может ли отдельный человек быть уверенным, что он входит в предопределенную к спасению Columba? Нет, не может, если уверенность понимать как кому-то данную гарантию. Иллюстрацией сказанного может служить, согласно ап. Павлу, одно из центральных событий Ветхого Завета: «Отцы наши все были под облаком; и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие...Но не о многих из них благоволил Господь, ибо они поражены были в пустыне» (1 Кор. 10, 1 —5). Обетование было дано всему народу, но реально оно исполнилось лишь на его «остатке». «А описано в наставление нам» (1 Кор. 10, 11). В Послании к евреям это наставление заострено до крайности: «Кто соделался причастником Духа Святого и вкусил благодати глагола Божия и все же отпал» (6, 5 и сл.)— разве такой человек может быть обновлен покаянием? Откуда мы знаем, что будем приобщены к милости претерпевания до конца, что не отпадем, что мы действительно удержим эту милость?

Хотя мы никогда не получим гарантированной уверенности, все же Бог предлагает нам хороший путь: претерпевать в доверии к Нему и в надежде на Него. Будь у нас на руках гарантия, мы не смогли бы обладать более спасительным — надеждой. Бог хочет, чтобы мы избрали для себя лучшую часть, и по этой причине Он и отказывается дать гарантию. Будь доверчив и благонадежен — тоща пребудешь в духовной бодрости. А что касается надежды, то христианской она является только тогда, когда человек включает в нее не одно лишь собственное эгоистическое спасение, но спасение всех братьев и сестер. Добрый Пастырь отдал Свою жизнь именно за всех без изъятия. Потому-то мы и не можем провести разграничительную линию между реальной Церковью Христовой и Columba. Потому-то в Новом Завете оставлены для верующего открытыми две возможности: он не гарантирован от окончательной гибели (в том числе и я сам); не закрыта возможность никогда не терять надежды. Обе перспективы поставлены рядом в едином контакте: «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст жизнь вечную» (Ин. 17,

/92/


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.