Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово к новоизбранным судиям

306

LX.

К НОВОИЗБРАННЫМ СУДИЯМ.

Слава Тебе, Господи, скажем и мы с вами! Кончились труды и беспокойные соображения ваши, желания улеглись, порядок установился, остается одно чаяние исполнения предположенного... И вы собрались ныне в храм—одни,—чтоб принести благодарность за окончание труда и предать Господу надежды в выборах, другие,—чтоб испросить благословение Божие на начало новых трудов и освятить молитвою первые шаги свои на пути служения. Да благословит вас Господь, по молитве вашей!

Как вы теперь сделали, так делайте и во все время служения вашего и во всех делах его. — Особенно, когда мысль будет двоиться, или обстоятельства так сложатся, что трудно определить, на какую сторону надо склониться своим содействием, всегда обращайтесь к Господу за вразумлением,— и получите просимое... Ибо Господь близ, и Он есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти истинно доброе.—Сами будете недоумевать, как в час молитвы сложатся мысли, и сердце примет правую сторону.

 

 

— 307 —

Ибо не ум решает. Вы верно знаете, что правит всем Господь,—и что Его намерений никто переменить не может. Если Он и попускает что, то только прикосновенное, а не главное,—куда Он потом устремляет и попускаемое. Есть путь промышления Божия или программа для течения происшествий—и больших и малых,—умом Божиим созерцаемая и силою Его приводимая в исполнение. Весь труд правителей, а равно и все достоинство правительствования состоит в том, чтобы попасть на сей след Божий, в эту стезю, проначертанную мыслию Божией. Те только действия и плодотворны и велики, которые попадают на сей путь, хоть бы они не выдавались из за-других, — и это истинно не только относительно многообъятных действий, но и относительно малых, касающихся одного лица, семейства, рода, а не только целого села или округа. Сознавши сие, спросите сами себя, как попасть на сей благотворный след? И вы не найдете другого ответа, кроме следующего: предайте всецело в руки Божии и себя и свое служение, и за тем молитвенно припадайте ко Господу о вразумлении и укреплении всякой раз, как приступаете к делу, или еще лучше, непрестанно содержите в себе сей молитвенный дух и настроение, и никогда не будете лишены должного руководства. Еще никто из уповающих на Бога и живущих в Нем сердцем не был посрамлен. Не увлекайтесь видимостью.— Жизнь спеется сокровенно: так совершается и все животворное. Не прельщайтесь успехом, не смущайтесь и невидением тотчас успеха. Плод трудов, может быть, отложен Господом за пределы вашего служения.—Пусть он не будет приписан вам, не скорбите: это только здесь,—на том же свете чадо сие найдет своего родителя.—Но и на этом не все дела так закрываются, чтоб нельзя было угадать, где их источник. Вы только сейте по тому указанию, какое сложится в вашем сердце, освященном Богомыслием и предстоянием Богу; а плоды предоставьте распоряжению Домовладыки всего мира и всей вселенной. Пусть даже говорят:

 

 

308

вот делал, да ничего не сделал. После оправдаетесь. Да и то истинно: Бог оправдали, кто осуждали (Рим. 8, 33.)?..

Думаю, о том нечего говорить, что главное у вас должно быть свидетельство совести. Это вы знаете; но не лишним считаю прибавить—совести, просвященной словом Божиим и укрепленной благодатию Божией и молитвою. Совесть всегда можно сбить с толку кривотолкованием. Верный руководитель ей—слово Божие. Уясните себе, но его указанию, дело свое и свой долг, и потом действуйте но тому, умудрясь только не покривить дела в применении начал к обстоятельствам, или в направлении сих последних по началам принятым и предначертанным.—Думаю, что все так и делают.—Но вот что,—может быть, не все делают, или не все делают с должною настойчивостью и усилием. Надобно построить программу для своих действий по духу Христианства, и в сем одном духе действовать во всех обстоятельствах.—Ведь вы, как и все действующие лица, стоите в числе устроителей блага народного. Благо должно бы принадлежать человеку по природе, но не принадлежит. Почему? Потому что он восстал против Бога в лице праотцов и пал.—Благость Божия восстановляет его в Господе Иисусе Христе в св. Церкви, или чрез Христианство. Восприявший дух Христианства получает право на благо внешнее и действительно приемлет благо внутреннее,—восстановляется в себе духовно с правом на возвращение потерянного и во вне, если то—благо ему, и по усмотрению благодателя. Вот как выражается сей закон: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33.). Так хотите ли созидать благо народа прочно, возгревайте в нем дух Христианства и ничего не допускайте такого, что бы могло, хотя сколько-нибудь погашать и ослаблять его.—Не говорите:—не наше дело.—Нет,—ваше. Вы Христиане, поставлены действовать в кругу Христиан и во благо им, как Христианам. Как же при такой обстановке вы будете действовать, не имея во внимании духа Христианства?!—Разве занятия ваши не спо-

 

 

— 309 —

собны принять такое направление?! Быть не может.—Есть и пить—что проще? по и сие может быть обращено в славу Божию. Велико ли дело—стакан воды или праздное слово? но и они в день суда поставлены будут в расчет и послужат в оправдание или в осуждение нам. От чего так?— От того духа, каким исполняются сии дела. Если теперь эти малозначительные дела способны исполниться духом, из за которого они обращаются в славу Божию и оправдание нам на суде: тем более дела вашего служения способны преисполняться духом Христовым. Они все могут быть—милость и суд—две наперсницы Божии.—Если же при всем том вы считаете чуждым для вашего служения—блюсти Христианство, помогите мне в этом труде... Бросим этот раздел, в Христианстве неуместный,—светский и духовный, как будто ни от нас к вам, пи от вас к нам—нет перехода. Возьмемся все дружно за одно дело Божие—созидать во всех дух Христов, для споспешествования всем—обладать истинным благом, доступным человеку на земле.

Все,—доселе предложенное вам, обнимает все в совокупности ваше служение. Что касается в частности до дел ваших, то относительно их помяну только одно: не только сами не допускайте, но и преследуйте в других дела, привлекающие гнев Божий и отнимающие благословение Божие. Благословение Божие всегда готово; оно объемлет и покрывает нас; его отдаляют от нас дела, Бога прогневляющие и привлекающие Его клятву. Не будь сих дел, всегда будет благословение; след. довольство, мир и во всем счастливый успех. Желаете ли сего;—изгоните из нашей епархии дела, вопиющие на небо и размножьте дела, привлекающие Божие благословение.—Главное вот что: не обижайте и не давайте в обиду; не доводите до слез, напротив осушайте слезы плачущих. Слезы сирых и горьких вдовиц, причиненные,— или не иссушенные по нерадению, иссушат поля наши и внесут огнь в жилища наши.—Паче всего блюдите себя в отношении к ним.— Будьте око слепым, нога хромым и всякому

 

 

— 310 —

нуждающемуся верная помощь и подпора; творите суд, правду и уравнение всем во всем,—без лицеприятия и мздоимства. О сем впрочем излишне распространяться много.—В себе самих имеете вы о сем учителя—вашу добросовестность и сердоболие.

Но есть еще—ряд дел, привлекающих проклятие Божие, которые не всеми однако ж признаются таковыми. Это образ мыслей, противный правилу веры. При настоящем, распространяющемся всюду просвещении очень важно сколько способствовать сему распространению, столько наблюдать за духом и характером его.—Не все то золото, что блестит.— Вы знаете, сколько худых мыслей проходит в книгах, украшающихся хорошими титлами. Да и без книг идеи будто по телеграфу электрическому разлетаются повсюду и тлят благомыслие искренно верующих... Станьте же вы стражами и блюстителями нашей епархии от вторжения к нам тлетворных мыслей,—да никтоже будет нас прельщая философиею, тщетною лестию по стихиям мира, а не по Христе (Колос. 2, 8.). Не думайте, что все равно, как бы кто ни думал, и что Бог одинаково смотрит на производительность ума, согласна ли она с Его волею, или нет. Напомню вам чин, бывающий в неделю Православия, и вы сами уверитесь в противном.—Там сначала кратко изображается, что Бог положил начало нашему спасению в Господе Иисусе Христе еще в раю, потом подготовлял людей к принятию Его чрез пророков, а наконец Сам Господь пришел и совершил сие спасение смертью Своею. По воскресении же послал в мир Апостолов, которые и устроили на земле св. Церковь Его— столп и утверждение истины. Последуя ей, мы веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца и проч.—Жак читается в символе веры,—с прибавлением, что—веруем и всему преданному Церкви устно и установленному Соборами. За тем поражаются анафемою все противящиеся истине: анафема такому-то, анафема такому-то.

Укажу вам для примера, кому это:

 

 

311

Тем, кои не пленяют разума своего в послушание Божественному откровению и противятся ему и всем истинам его,—анафема.

— Кои отрицают бытие Божие и утверждают, что мир сей и все в нем бывает без промысла Божия, и по случаю,—анафема. «

— Кои дерзают говорить, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, как и Дух Святой, — т. е. не исповедуют, что Бог есть един но существу и троичен в лицах, или что Отец, Сын и Дух Святой суть един Бог,—анафема.

— Кои хульно учат, что для спасения нашего и очищения грехов наших не нужно пришествие в мир Сына Божия, и Его вольное страдание, смерть и воскресение,—анафема.

— Кои отметают бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение,—анафема.

— Кои отвергают соборы св. Отец и их предания, Православною Церковью благочестно хранимые,—анафема.

— Кои отметают таинства, св. Церковью содержимые, не почитают Пресвятые Богородицы, Ангелов и всех Святых, а также* св. мощи и иконы,—анафема.

Не думайте, что анафема есть простое слово. Нет; это слово и дело вместе, по непреложному определению Самого Господа: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех (Мф. 18,18.).—Анафема церковная скрепляется и утверждается изволением Божиим, след. распространение пораженных церковною анафемою идей есть распространение проклятия Божия.—Хотите ли отвратить сие бедствие, — оградите нашу епархию от вторжения противохристианских учений, тлящих детские и юношеские умы, чрез превратное воспитание, чтение дурных книг, знакомство с нехристианскими обычаями, и проч.

Больше сего не нахожу что сказать вам еще.—Исполните

 

 

312 —

сказанное, и будьте уверены, что сие творя и сами спасетесь и спасете многих.

Думаю, что вы ожидаете помина о предлежащей перемене взаимных у нас отношений. Об этом нечего вам сказать с сего места, кроме одного: будем молиться, чтоб Господь дал мирный исход сему делу—великому, как награду за кроткий и миролюбивый дух, господствующий у нас повсюду.—Уповаем, что и будет тако, по благости Божией.—Если же, паче чаяния, произойдет где какое нестроение, будем молиться, чтоб Господь дал местным деятелям ум и силу, уладить поспешно сие настроение и обратить все ко общему благу.—Вернее же всего,—как сие, так и все прочее, предадим в руки всепромыслительного попечения Божия о нас! Ибо уповающего на Господа милость обыдет (Псал. 31, 10.).

В мыслях сих оканчиваю мое вам слово, призывая на вас благословение Божие, и моля Его благость, да поможет вам действовать в том духе, какой благоугодными представит вас пред лицом правды Его неизменной, в день окончательного воздаяния всем деятелям на поприще течения дел всего мира. Аминь.

Декабрь. 1860 г.

 


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.