Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в неделю о Фоме

162

XXXI.

В НЕДЕЛЮ О ФОМЕ.

В великую среду, если помните, я предлагал вам завет, завещанный нам Господом нашим Иисусом Христом,— написанный кровью Его и запечатленный крестною смертью Его.—Пункты сего завещания, по их численности, можно было тогда только указать кратко, или только озаглавить. Но как они все должны составлять главный предмет нашего ведения,—равно как и главную заботу нашей жизни и деятельности; то считаю себя обязанным подробнее растолковать их вам; а вас прошу приложить посильное внимание и терпение в слушании. Думаю разъяснять вам это теперь потому, что Господь по воскресении Своем четыредесять дней являясь ученикам Своим, глаголал им яже о царствии Божии: царство же Божие, которое внутрь нас есть,—в чем другом и состоит, как не в чувствах и расположениях, к которым обязал нас Умерший за нас и Воскресший?— Так беседуя о сем, мы войдем в соучастие бесед Го-

 

 

— 163 —

сподних, и продолжим некоторым образом дело Его, которое совершил Он в предлежащие нам дни.—К тому ж, может быть, и самые последующие недели, по своему содержанию и значению, будут наводить нас то на те, то на другие пункты лежащего на нас к исполнению завещания. По крайней мере, о настоящей неделе это можно сказать утвердительно и без особых натяжек.

Припомните, в чем состоит существо нового завета Божия к нам? Вот в чем кратко:—в живом общении с Богом чрез Господа Иисуса Христа во святой Его Церкви.— Главный пункт—живое общение с Богом. По нам падшим невозможно иначе прийти в общение с Богом, как чрез Господа Иисуса Христа. Следовательно, предварительно надлежит нам сочетаться с Господом Иисусом, приискренне приобщившимся нашего естества; далее, достигши сего,— надо жить в сем общении с Спасителем и стяжанном чрез Него Богообщении,—при союзе со всеми возобщенными с Богом—составляющими Церковь Божию, коей вверены и все средства спасения и руководство всех спасаемых. Так заучите: существо нашего завета — в Богообщении чрез Господа Иисуса Христа во святой Его Церкви.—Восстании, падший, воззри на Господа и сочетайся с Ним;—от Него востеки чрез ряд других расположений к Богу и погрузись в Богосозерцание и Богонаслаждение; но твори это так, как сие творится в Церкви Божией,—пребывая в союзе со всеми, призывающими имя Господне.—Истинный Христианин, твердо содержа сей Богоначертанный порядок, всю жизнь свою ходит по нем умом и сердцем и собирает в нем святые чувства и расположения, ублажающие его здесь и надежно приготовляющие к блаженству вечному.

Вот о сем-то я считаю долгом толковать с вами сколько можно чаще и разнообразнее. Тут все дело наше. Если мы стоим в сем чине, хорошо нам, а если нет— пропали мы.

 

 

164

Так первое дело наше—сочетаться с Господом Иисусом Христом.—Мы уже сочетались с Ним. — Остается только хранить сие сочетание, возгревая чувства и расположения, которыми поддерживается оно.—Тому, кто не с Господом, надо говорить: восстань, падший, воззри на Господа и сочетайся с Ним. А кто с Господом, тому надо внушать: не забывай падения, от коего ты восставлен,—не своди очей своих с Господа, спасшего тебя, —и сильною верою впивай в себя Его спасительную силу.—Иначе это так:—знай и в чувстве сердца содержи свою бедность,—знай и в чувстве сердца носи богатство Христово; и потом силою веры и любви переноси сие богатство Христово на себя бедного.— Сочетанный с Господом постоянно содержит сии чувства и, переходя от одного к другому, поддерживает в себе или приводит в движение живое свое сочетание с Господом. И так надобно—

а) Знать и в чувстве сердца содержать свою бедность, свое окаянство и свою безответность пред Богом. Это есть первая о нас самих истина. Были высоко поставлены, но завистью диаволею, преступив заповедь, подверглись осуждению и клятве, расстроились душою и телом, осуждены на внешние бедствия, подпали тиранству сатаны, и состоим в опасности, по смерти быть вверженными во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Для уверовавших все сие уже миновалось. Но никак не должно забывать сего,— чтобы не впасть в самозабвение,—и снова не ниспасть туда же. Путь наш лежит над бездною пламени, куда мы поминутно готовы низринуться, если оставит нас благодать; — а она оставит, если забудем, что мы сами по себе и слепы и нищи и наги... Сие чувство будет устремлять нас постоянно к Господу или заставлять бежать к Нему, как бегут из душного места или здания, объятого пламенем, на свободу. Как масло поддерживает горение в лампаде, так чувство сие будет поддерживать горение веры в Господа, в духе нашем. По мере ослабления первого слабеет

 

 

— 165

и последнее. Теряющий же его выходит из строя спасаемых. Вот как это важно! Попечемся же—возгревать в себе чувство бедности своей, своего окаянства и негодности пред Богом,—чтоб непрестанно пребывать в чувстве самоуничижения и смирения... и из глубины души взывать: Господи, спаси мя, погибаю.

б) Знать и в чувстве сердца носить богатство Христово. — Чувство своей бедности, окаянства и безответности пред Богом одно — безотрадно, и, пожалуй, может ввести в отчаяние, окончательно пагубный грех. — Потому не отказываясь от него, надо растворять его познанием и чувством богатства Христова... Ибо, на самом деле, не беден только есть человек и погибающ, но есть и спасаем и обогащаем в Господе Иисусе Христе, — на самом деле есть такое устроение, по коему над человеком гибнущим простерто Божественное осенение благодати спасающей. Потому нам надо посматривать не только на себя, как мы ничтожны, но и на Господа, как Он богат и благ $ на то, т. е., как милосердый Бог, обетовал послать во спасение наше—Сына Своего, Который, по исполнении времен, действительно пришел к нам, воплотился, пострадал, крестною смертью принес жертву за грехи всего мира, воскрес и всех совоскресил, вознесся и, седши одесную Бога и Отца, ходатайствует о нас, и властвует над всем, как Царь, все устрояя во спасение наше. Содержа в уме такое устроение спасения, восприимем его и в чувстве, чтоб вместе с Апостолом взойти до того состояния, в котором вся вменяют уметы быти за превосходящее разумение Христа Господа.—Следствием сих двух чувств будет—

в) Самое сочетание сердца с Господом. Ибо когда, таким образом, в одном и том же духе встретятся и чувство своего окаянства, и чувство богатства Христова,—то что может удержать их от того, чтоб сочетаться друг с другом, как сочетаваются вода с сухою землею, или как две сродные между собою стихии? Чувство безответности вос-

 

 

— 166 —

ходит к Господу, пожершемуся,—чувство растления приемлет Господа—как живот наш, страх смерти и ада исцеляется видением Господа, Царя и Победителя всяческих.;— Каждое чувство находит себе соответственное удовлетворение в созерцаемом Господе. Из сего-то сочетания и рождается как дщерь их небесная, — истинная вера в Господа Спасителя, которая есть ни одно познание Господа, ни одно познание своей бедности, а есть то и другое вместе—во взаимном сопроникновении.—Сочетание сердца с Господом верою есть внутреннее благодатное действие, коим на наше ничтожество и бедность переносится вся полнота Христова и усвояется нам.—Это действие Божеское, коим творится внутрь нас новый потаенный сердца человек. Вот стихии, из коих слагается он: я—погибающий—погиб бы на веки, но Господь Иисус Христос, отъявший все зло, лежавшее на роде человеческом, восприял и меня в милость Свою,— и Им я спасаюсь. Вера зрит Господа единственным источником своего облаженствования, исчезает в Нем сердцем, объемлет Его любовью, живет Им одним и для Него одного. Когда совершается сие сочетание Господа с сердцем: тогда бывает с каждым из нас то, что Он обещал: вниду к нему и вечеряю с ним, насыщая его всеми благами Своими бесконечными. В следствие сего и в глубине духа человеческого изрекается как Фомою,—по осязании Господа: Господь мой и Бог мой!—Это самый верный голос веры и самый верный ее символ.

Вот коротко,—как сочетавается сердце с Господом!.. Сначала восчувствует оно свою бедность и безответность пред Богом; потом восчувствует богатство Христово, наконец силою веры перенесет на себя сие последнее, говоря в себе: все, что соделал Господь для всех, Он дарует по благости Своей и мне и меня спасает... И говоря сие, крепко прививается к Господу, как любящее матерь свою дитя обвивается-около шеи матерней... Обвившись так с Господом, верующая душа и пребывает так,—любовью

 

 

— 167 —

смотря в очи Господа, держащего ее над бездною и спасающего в Себе... Так устроиться внутренне да поможет нам Господь, всем желающий спастись,—чтоб все мы и в час последнего Его явления миру дерзновенно могли воззвать с Фомою: Господь наш и Бог наш! Аминь.

10 Апреля, 1860.


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.