Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово о пути ко спасению. (Слово первое)

59

XI

СЛОВО О ПУТИ КО СПАСЕНИЮ.

(Слово первое)

Учителю, что сотворив, живот вечный наследую? Лук. 10, 25.

Так некогда вопрошал Господа один законник! И тот вопрошал Господа, искушая Его, как бы любопытствуя только что скажет Учитель, ибо сам знал, какой надо сделать на это ответ.—Но можно вопрошать о пути ко спасению и не из пустого любопытства, а по искреннему желанию получить на него прямой ответ—неведомый или забытый, вопрошать по кровной нужде, потому что душа болит и сердце томится недоумениями,—что сотворив, живот вечный наследуем?

Такое томительное недоумение тем естественнее, чем неопределеннее сфера мыслей, окружающая вопрошающих, и чем более разномыслия встречают они в писаниях и речах человеческих.—И не в таком ли положении находимся мы ныне? Осмотритесь кругом и увидите, что и те, кои от нас, не одно говорят. Иной, напр., говорит: молись— и спасет Господь; другой: плачь, сокрушайся—и Бог не уничижит; третий: твори милостыню, — и та покроет множество

 

 

60

грехов; тот: постись и приметайся к дому Божию; а сей: брось все и удалися бегая и водворися в пустыню. Вот сколько разных ответов у наших!—И эго еще все истины, правила спасительные, с которыми неизбежно встретиться на пути спасения, хотя они не обнимают его вполне.—Что же касается до тех, кои считают себя сущими от нас, но перестали уже быть нашими, разумею Христиан, увлекшихся духом века и суемудрия,—до тех, которые, присвоив себе несколько здравых понятий, заимствованных в Христианстве и возмечтав о себе много, оставили нас и сердцем отделились от Христа Господа, хотя языком исповедуют еще Его,—что до них касается, то между ними еще более самого грустного и болезненного разномыслия, уклонившегося от пути истины и блуждающего на распутиях лжи. Не случалось ли и самим вам или слышать при разговоре, или читать в книгах, как иные умствуют о порядке вещей, коему надлежало бы быть по их уму, вместо того, который теперь есть? О спасении души здесь и помина нет. Блаженство вечное, если оно допускается, считается уже как бы обладаемым, по каким-то правам человечества, и вся забота обращена на то, как бы, в придаток к тому, усладить и земную жизнь и превратить ее из горестной в райскую.—В сем духе иной возглашает: не верь ничему кроме ума твоего, следуй влечениям природы твоей, будь независим, живи в свое удовольствие, не позволяй чужой руке лежать на выи твоей,—и будешь счастлив; другой проповедует: где не распложают общественных увеселений, театров и т. под.,—там и жизнь не жизнь. Там слышится: прямою дорогою идти нельзя, нужно уменье жить—уменье так вести дела, чтоб не терять своего интереса, и не дать другим подметить своих планов, намерений и чувств (это у них называется благоразумием...); здесь говорится, что если не защищать своей чести и достоинства, то пропадешь. — Замечаете ли, какое все это мрачное мудрованье! И, однако ж оно составляет можно сказать основание обычаев света, и его можно встретить свободно ходящим и в простой беседе, и в большом собра-

 

 

— 61

нии, и в книге печатной—не одной.—Вообразите же теперь, что должно произойти в уме и сердце вашего знакомого, а иногда, может быть, вашей дочери и вашего сына, когда в одном, другом, третьем месте встретят их подобные речи, когда в одной книге вычитают они такие мысли, в другой и третьей еще хуже, — и это не один день или месяц, а целые годы,—когда притом вокруг себя они видят обычаи, напитанные тем же духом, а тут в своем сердце, искушаемом соблазнами, возникают прихотливые помыслы, колеблющие доброе настроение,—вообразите, что все сии разносторонние впечатления—за один раз — соберутся в юную, да и не в юную, может быть, душу,—что тогда должно возчувствовать сердце, особенно сердце, еще не забывшее Господа и дорожащее словом истины, исшедшим из уст Божественных?—Я слышу из глубины сего сердца исходящий вопль, подобный воплю Апостолов, устрашенных бурею, и Петра, начавшего утопать: Господи! спаси мя, погибаю. Господи! что сотворю, что сотворю, да спасуся?—Матери и отцы! слышите ли вы этот вопль?

Не подумайте, что я увлекся. Нет! Я намеренно хотел выяснить, как естественно, особенно ныне, вопрошать о пути ко спасению, или о пути в царствие небесное.—И я уверен, что если бы здесь среди нас, стал сейчас Господь, то все, ищущие прочного добра, и видящие, как нынешний дух, нынешние учения, нынешние порядки разноречат друг с другом, все эти в один голос обратились бы к Господу прежде всего с вопросом: Господи! что сотворим, да живот вечный наследуем? Что сотворим, да спасемся?

Но, братия, Господь вчера и днесь, той же и во веки (Евр. 13, 8).—Тогда Иудею Он велел искать ответа в законе: в законе что писано,—како чтеши? Ныне Христианину Он повелел бы без сомнения обратиться к святому Евангелию — вообще к новозаветному учению или к Церкви Божией, и спросил бы его: что здесь содержится, как разумеешь?— Очевидно, что Господь, обратив внимание Иудея на закон,

 

 

— 62 —

хотел внушить ему: нечего тебе и спрашивать; путь спасения прописан в законе: твори так, и спасешься. На то и закон дан, чтоб вести тебя ко спасению.—Подобное сему должно сказать и Христианам, колеблемым навеянными на них недоумениями: нечего вам спрашивать! Христианство и есть единственный путь ко спасению.—Будьте истинными Христианами, и спасетесь.—На что же св. Церковь, на что догматы и заповеди, на что св. таинства, наши посты, бдения, молитвы, освящения и проч.?—Все это,—или все, содержимое св. Церковью, и есть верный путь ко спасению. Кто сердечно приемлет и усердно исполняет все, что заповедует св. Церковь, тот не вне пути спасительного. Посему, если есть это в нас,—то нам не совопросничать место, а славословить; не искать, где спасение, а принимать его готовое, нам предлежащее или нас объемлющее; всею крепостью воздавать славу, честь и поклонение Господу, спасающему нас во святой Своей Церкви. Что, т. е., должны мы творить?—Свято чтить и неуклонно ходить во всех учениях, уставах и постановлениях св. Церкви, не слушая никаких пустых умствований новомодной философии, которая стремится все разорить, ничего не созидая?

Думаю, что в вашем уме все еще остается неопределенным,—что же именно нужно делать, чтоб спастись? Ныне я отвечу вам на это в нескольких словах: веруйте во все, во что веровать повелевает святая Церковь, и приемля благодатные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия, молитвования и учреждения св. Церкви, идите неуклонно путем заповедей, возвещенных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей,— и спасетесь.—Подробное же раскрытие сего отложу до другого времени, и заключу слово мое молитвою, чтоб Господь даровал вам свет и разум, да познаете Его и ясно уразумеете путь спасения, принесенный Им на землю и утвержденный в Церкви, и столько уже святых людей проведший в рай,—чтоб и вам всем не лишенным быть сего благого чаяния. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.