Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в день церковного новолетия. Порядок преуспеяния в добродетелях

В ДЕНЬ ЦЕРКОВНОГО НОВОЛЕТИЯ.

ПОРЯДОК ПРЕУСПЕЯНИЯ В ДОБРОДЕТЕЛЯХ

Ныне, 1 сентября, память преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы, Собор Пресвятой Богородицы в Миасинех, святого мученика Аифала, святых мучениц четыредесяти жен и учителя их, святого Аммуна-диакона, святых мученик Евода и Ермогена, самобратий, и святой Каллисты, и праведного Иисуса Навина.

Какой сонм святых! И каких добродетелей образца не представляет он?! Девство у Матери девства, Пречистой Владычицы; совершенное самоотвержение и к Небу устремление у преподобного Симеона; высокое терпение и твердость веры у святых мучеников и мучениц; дружество — у самобратий, преданность Богу у Иисуса Навина.

484

 

 

Тут примеры добродетелей; а Апостол, ныне читанный, в виде заповедей представляет нам другое начертание союза добродетелей, еще более привлекательных и высоких. Тут заповедуется нам облечься во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, прощение обид, любовь как союз совершенства, водворение мира в сердцах, благодарность, обогащение и упремудрение себя словом Божиим, духовное пение в сердцах Господу, и гласные псалмы и песни Ему в устах, и, наконец, посвящение всего славе имени Господа Иисуса 1).

Если уподобить добродетели цветам; то надо сказать: какая восхитительная цветность духовная услаждает ныне зрение ума нашего! И я хотел бы сказать: уподобясь пчелам, устремитесь на сии цветы духовные и напояйтесь из них свойственною им сладостью по роду своему. Но мне другое приходит на мысль. Когда, вышедши в поле, вы встречаете местность, усеянную цветами, то обычно говорите: «Поле цветами стелется, как ковер». По подражанию сему присловию — можно сказать, что ныне в примерах святых дня и в заповедях Апостола расстилается пред нами ковер добродетелей. И вы, верно, догадываетесь, чего ради я останавливаюсь на сравнении сем. Оно созвучно с именем города вашего, и я не

1) Ср.: Кол. 3, 12-17.

485

 

 

могу считать случайным такого совпадения в первое мое посещение вас и первое у вас служение. Напротив, вижу в этом обязательное побуждение сказать вам: жители Коврова, перенесите на себя указуемый нынешним днем и Апостолом ковер добродетелей и украсьтесь ими так ярко, чтобы всякий, кому придется видеть и узнать вас, с изумлением взывал: «По Коврову ковром стелются разнообразные цветы добродетелей», чтоб таким образом по имени вашему было и житие ваше. Как это лучше сделать, я предложу вам несколько указаний.

Первое. Убеждать вас быть добродетельными нахожу излишним. Кто не знает, что нужно быть таковыми, и кто из вас не обладает своего рода добрыми качествами и делами. Но говорить и напоминать о сочетании добродетелей и взаимном их отношении никогда не излишне. Есть и в добродетелях свой порядок и свой строй, по коему одна другой не упреждает и одна от другой не отстает. Подобно тому, как и между обычными цветами известный цвет может входить в сочетание только с известным цветом; и когда не соблюдается это простое правило сочетание цветов режет глаза. Знатоки в сем деле доходят до изумительных тонкостей. Подобное же бывает и между добродетелями; и упражняющиеся усердно в стяжании их очень тонко различают, какая добродетель с какою вяжется и с

486

 

 

какою не может стоять вместе. Уединеннику идут свои добродетели, семейному — свои, человеку деловому — свои, ремесленнику — свои и прочее. Хоть тут сами собою видны дела, свойственные тому или другому, бывает, однако ж, что иной забегает в чужой круг и тем портит дело. Если тот, кому неизбежно много говорить, наложит на себя молчание, если тот, кто нужен дома, возревнует преуспевать в странничестве, если тот, кому нужна телесная сила, зачнет постничать, подобно строгим отшельникам, и подобное; то тут возмутится порядок доброделания и неприятно подействует на сторонних, из коих недалекие в суждениях отнесут эти нестройности к самой добродетели и ей в укор сие вменят, как бы и возможности не было сохранить в ней никакого порядка. Возымейте сие во внимании!

Второе. Этот закон приличия известных добродетелей известным лицам не меньше имеет место и в водворении добродетелей в одном и том же лице. Не вдруг входят в сердце все добродетели, а одна за другою. И из них есть начальные, есть подчиненные, есть как бы корни и есть как бы ветви. Начало всему кладется покаянием; покаяние приносит два плода: в нем бросает человек грехи и страсти, коим работой был, и возгорается ревностью успеть в добродетелях, как противных своим прежним страстям, так и во всех других. Покаявшийся начинает труд

487

 

 

доброделания в своем кругу и подвиг борения со страстьми и похотьми. В исполнении сего он вооружается терпением, смирением, самоумерщвлением, молитвою, церковными службами, Таинствами. Закон тут — непрерывность, восхождение от меньшего к большему и — всему свое время и место. Но дух движущий есть все тот же, что и в начале, — ревность о спасении и совершенстве духовном, и характер сего духа тот же — сокрушение и умиленный плач. Как в цветных материях есть цвет, составляющий фон, на котором как бы лежат все другие цвета; так и в деле преуспеяния в добродетелях, как фон, составляет сокрушенное ревнование. Оно признак жизни православно-христианской и вместе источник ее. Без него человек мертв нравственно, как мертво тело без души.

Третье. Есть две стороны в добродетелях дела и расположения. Расположение — в сердце, дела вовне телом совершаются. Надо делать. Но дела одни без расположений — не имеют цены, равно как и расположения одни — без дел — не прочны и не тверды. Возревновавшему о деятельном преуспеянии в добре больше всего надо заботиться о том, чтобы сочетать как должно дела с расположениями, или внешнее с внутренним,— внутреннее возгревая внешним и внешнее воодушевляя внутренним. Опасность тут в том, что внешнее легче. Захочет иной до-

488

 

 

стигнуть всего сим легким путем, и все теряет; ибо внешнее одно замаривает внутреннее, охлаждает и подсекает ревность, без коей все останавливается. Этого паче всего опасаться должно.

Четвертое. И опять надо смотреть — и не все отдавать течению событий. Есть добродетели, которым поминутно есть приложение и упражнение, и есть добродетели, коим приложение встречается редко. Если оставить так, то в одной части усовершится человек, а другая останется необученною, подобно тому, как в дереве иногда одна сторона бывает многоветвенною, а другая безветвенною и голою. Один святой подвижник сказал: «Я бы желал, чтобы всякий человек от всякой добродетели имел понемногу». Как стройно тело, так должна быть стройна и совокупность добродетелей сердечных.

Пятое. Корень добродетелей есть любовь. Но не думайте, чтобы с нее все начиналось. С падением человек стал страстен. Страсти же противоположны любви. Победи страсти — придет любовь. Она есть и в то время, как страсти еще действуют, но не владычествует над всеми движениями и иногда уступает, когда с силою восстанет борющая ее страсть. Когда же очистится сердце от страстей, тогда победоносно над всеми возвышается любовь, как царица восседая на троне сердца, и над всеми другими добродетелями.

489

 

 

Шестое. Такой чист,— и по исходе из тела прямо воспаряет в чистые области Небесные. А не успевший очиститься от страстей задерживается на земле или в воздушных пространствах, пока молитва Церкви и им самим стяжанная доброта не соделают его чистым от всякой примеси нечистоты и греха. Вот почему спешить надо кончить курс преуспеяния в добре, пока еще мы здесь, на земле. Памятью о сей-то неприятности, которую встретит человек несовершенный по смерти, больше всего и воодушевляли себя святые Божии, говоря себе и всем другим, хотящим и ищущим спасения: помни последняя твоя, и во веки не согрешиши 1).

Так, мысль за мыслим, я передал вам вкратце весь путь преуспеяния в добродетелях и украшения ими своего сердца. Указал и начало сего спасительного дела, и продолжение, и конец. Кто трудится, трудись по указанию сему. Кто не трудится, начни трудиться. Делайте, дондеже день есть, придет ночь, когда никто не может делать 2). Господь да благословит вас и умудрит на делание в сем чине. Аминь.

1 сентября 1864 года.

В г. Коврове, в соборе

1) Ср.: Сир. 7, 39. 2) Ср.: Ин. 9, 4.

490


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.